ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ





И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Вопросы

1. Структура ценностей физической культуры.

2. Характеристика материальных, художественных и духовных ценностей физической культуры.

 

Структура ценностей физической культуры

Одним из решающих условий формирования физической культуры личности в ходе физического образования является подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности; оптимальное соотношение используемых ценностей физической культуры, что предусматривает (изначально) их системное представление и рассмотрение.

На современном этапе познания и организации физкультурно-спортивной деятельности структура ценностей физической культуры может быть представлена материальным, художественным и духовным компонентами, отражающими соответственно совокупность материальных, художественных и духовных ценностей физической культуры; их потенциал в становлении физической культуры личности и сущностных характеристик базовой культуры личности (рис. 3) (по материалам: 119, с. 56-58; 9, с. 5-11).

 

II. Характеристика материальных, художественных и духовных ценностей физической культуры

 

Основным фактором, позволяющим считать тело человека материальной ценностью физической культуры, является то, что именно тело и его «окультуривание» (прежде всего становление телосложения, принятого в социуме; воспитание двигательных способностей, необходимых и самодостаточных для социальной практики) есть объект, предмет и один из основных результатов, отражающих освоенность ценностей физической культуры. Кроме того, само тело, отражающее его принадлежность роду человеческому (Homo Sapiens), уже есть проявление культуры (тело человеческое как отражение общесоциальной культуры) и культуры именно физической как материальной основы целенаправленных воздействий для становления «духа» через «окультуривание» тела (29).



Вполне логично предположить, что результат освоения «телесной ценности» проявится, главным образом, в «признании» тела как ценности; осознанном отношении к нему как к материальной основе комфортной жизни и деятельности на Земле (вообще) и успешного исполнения социально-биологических функций (в частности).

Говоря об инвентаре и оборудовании как ценности физической культуры, следует отметить прежде всего все их многообразие: от простейших (к примеру, мяч) до сложнейших тренажеров полифункционального воздействия, сопровождающих фикультурно-спортивную деятельность человека на всех этапах онтогенеза. Кроме того ценностный потенциал инвентаря и оборудования заключается в возможности их тренирующего воздействия (в различных аспектах) преимущественно на двигательную сферу личности. Предполагается также, что с использованием специального инвентаря и оборудования достигается высокая эмоциональность, привлекательность физкультурно-спортивной деятельности; удовлетворение на этой основе потребностей и становление мотивов как биологических (поддержание и улучшение процессов жизнеобеспечения), так и социальных (модернизация условий личностной жизни и деятельности).

Рис. 3. Структура ценностей физ. культуры

Спортивные сооружения составляют неотъемлемый атрибут освоения физической культуры и составляют, по сути, единство (но не тождество) с инвентарем и оборудованием; представлены в диапазоне от плоскостных сооружений различной степени сложности и насыщенности оборудованием до современных спортивных многофункциональных комплексов, включающих совокупность комплексных спортивных сооружений: «комплексы в комплексе». Вполне очевидно, что спортивные сооружения являются своеобразным «очагом», ядром, обуславливающим «притяжение» к нему человека, вокруг которого происходит сосредоточение процессов восполнения материальных и духовных ценностей как общесоциальной, так и физической культуры; наиболее эффективное становление культуры личности (как базовой, так и физической). Ценности физической культуры, отражающие материально-техническую оснащенность физкультурно-спортивной деятельности (инвентарь, оборудование, спортсооружения), удовлетворяют главным образом потребность человека в комфортном освоении духовных ценностей физической культуры, эмоциональном насыщении, общении, досуговой деятельности.

Информационные ценности физической культуры представлены средствами массовой информации (печать, кино, видео и т.п.). Основное предназначение информационных ценностей – восполнение (скорее, приобретение) системы знаний, относящихся к проявлениям физической культуры социума и физической культуры личности. В первом случае - это вся информация о строительстве сооружений физкультурного профиля, спортивных, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях (при возможно более широкой географической представленности). Во втором – информация, связанная преимущественно с результативной стороной различного рода соревнований и состязаний, отражающих достигнутый уровень личностной физической культуры (а в зависимости от соревнований – спортивной готовности). Следует полагать, что основной признак информационных ценностей – документализм сведений, отражающих реальные события в сфере физической культуры, спорта и туризма; основные результаты, связанные с освоением физической культуры. В числе значимых информационных ценностей находится информация о роли ценностей физической культуры в сохранении и укреплении здоровья, что решает задачу пропаганды здорового стиля жизни, вовлечения в процесс освоения физической культуры. Таким образом, информационные ценности физической культуры удовлетворяют потребность личности в утолении «информационного голода», эмоциональном насыщении; формируют духовные мотивы (направленность на самообразование, физкультурное самосовершенствование, преобразование физической культуры).

В воспроизводстве (преобразовании) физической культуры как социального явления и личностного состояния весьма значимы ценности материального обеспечения научных исследований (всевозможный специальный инвентарь и оборудование), позволяющие осуществлять диагностику различных двигательных и личностных потребностей и способностей, обработку оперативную и отсроченную результатов деятельности различных систем и функций человека (особенно в практике спортивной подготовки). Именно за счет использования специального научного оборудования достигается объективизация управления процессом формирования потребных социуму и личности состояний человека.

Перечень специального оборудования и инвентаря весьма широк: от простейших приборов (секундомер для регистрации и оценки скоростных способностей) до сложнейших исследовательских комплексов, позволяющих одновременно регистрировать и оценивать отдельно и в комплексе качество различных систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и т.д.) в искусственно созданных (максимально приближенных к естественным) и естественных условиях.

Особую группу материальных ценностей физической культуры составляют естественные (средовые) силы природы (бароявления, солнечная радиация, физико-химический состав воздуха и воды), которые, с одной стороны, имеют самоценностное значение в сохранении и укреплении физического здоровья, прежде всего сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, а с другой усиливают эффект использования духовных ценностей, в частности педагогических. С известной долей условности к этой группе ценностей можно отнести и некоторые гигиенические факторы–ценности (к примеру, гигиена мест занятий, досуга, профессиональной деятельности и т.п.), использование которых – залог и предпосылка сохранения работоспособности, профилактики заболеваний. Освоение средовых и гигиенических ценностей обеспечивает в самом общем смысле становление культуры жизни и деятельности человека (в быту, производстве), сущностных характеристик здоровья (физический компонент), привлекательность и эмоциональность процесса освоения физической культуры во взаимосвязи с природой.

Заканчивая представление материальных ценностей физической культуры, следует отметить, однако, что они есть и отражение, и «опредмечивание» ценностей духовных, так как появление любой материальной ценности есть изначально «работа» интеллекта, духа человеческого и проявление культуры (духовной) социума. Основное предназначение материальных ценностей – более целенаправленное использование во благо человека ценностей духовных; обеспечение (за счет специального оборудования, инвентаря, спортивных сооружений) дальнейшего прогресса в развитии физической культуры и ее ценностного, материального и духовного потенциала; становление потребностно-мотивационной сферы личности в физкультурном самосовершенствовании (в процессе освоения информационных ценностей).

Отдельного рассмотрения требуют художественные ценностифизической культуры как отражение и своеобразный синтез материальных и духовных ценностей (81, 1996).

Эта группа ценностей не только существует, но и отражает художественное выражение совокупности материальных и духовных ценностей физической культуры.

Сам факт существования различных скульптур, картин, фотоснимков и т.п., иллюстрирующих красоту человеческого тела, подтверждает их материальность и отражение культуры физической. При этом различные художественные произведения (кино, к примеру), отражающие образы спортсменов и их взаимоотношения, несут (помимо «красоты тела») и явно выраженный духовный потенциал («красоты духа»), проявляющейся в нравственности, гражданственности, эстетике, этике взаимоотношений и т.п.

Таким образом, группу художественных ценностей составляют все документальные и художественные произведения, отражающие проявления как материальных и духовных ценностей социума, сопряженных с культурой физической, так и ценностей самой физической культуры.

С освоением художественных ценностей достигается удовлетворение потребности человека в эстетическом наслаждении, эффективное формирование нравственной, эстетической гражданской культуры личности (на примере проявления нравственности, гражданственности и т.п. в практике спортивной деятельности).

Однако наибольший эффект в становлении личности и ее физической культуры привносят духовные ценности.

Двигательные ценности представлены модельными характеристиками двигательной подготовленности, отражающей, в свою очередь, качественно-количественные показатели физической (состояние двигательных качеств (физических способностей) и технической подготовленности (качество сформированности жизнеобеспечивающих и физкультурных двигательных умений и навыков).

Таким образом двигательные ценности, осваиваемые прежде всего в ходе физических упражнений, «ответственны» за становление моторной (двигательной) сферы личности, подготовку к различным видам моторной деятельности (бытовой, производственной, досуговой) и служат для удовлетворения потребностей человека в рационализации, экономизации, этих видов деятельности; общей и частной эффективности (речь идет о результатах деятельности, общения, поведения и т.п.).

Вполне естественно, что двигательная подготовленность (готовность) должна иметь самодостаточный, удовлетворяющий личность уровень и отражать готовность человека к наиболее рациональному выполнению (моторных) двигательных актов (деятельности в целом). Следует отметить, что стремление к «модельным» параметрам двигательной подготовленности не всегда оправданно (показатели абсолютной силы и модельные характеристики телосложения, к примеру, или идеальный образ техники выполнения двигательных действий). Важно эти параметры знать, по возможности достигать их, но при этом обязательно иметь самодостаточное состояние двигательной подготовленности, удовлетворяющее личность, позволяющее легко (с «избытком») обеспечивать разнообразную, отражающую особенности стиля жизни деятельность; способствовать социализации.

Интеллектуальные ценности физической культуры представлены совокупностью научных и прикладных знаний в сфере физической культуры. К ним в самом общем смысле можно и следует отнести знания о принципах построения процесса освоения физической культуры; методах и средствах обеспечивающих наиболее эффективное становление (преобразование) биосоциальной природы личности в двигательном и личностном отношении; формах организации физкультурно-спортивной деятельности, способствующих избирательному, так и комплексному совершенствованию личности.

Интеллектуальные ценности физической культуры необходимо должны быть сопряжены со знаниями из различных сфер (отраслей) познания и деятельности человека (как отражение антропологического подхода). Так, интеллектуальный потенциал ценностей физической культуры отражает знания физиологии, анатомии, педагогики, социологии, психологии, гигиены, биомеханики, медицины и т.д., которые позволяют наиболее эффективно реализовать ценности физической культуры, полностью (масштабно и глубоко) использовать ее потенциал в становлении личности.

Педагогические ценности физической культуры достаточно тесно связаны с интеллектуальными и являются их своеобразным «продолжением». Таким образом, педагогические ценности отражают выработанные на основе научных исследований, эмпирических данных, практического опыта наиболее эффективные способы трансляции ценностей физической культуры «в личность». В частности, к педагогическим ценностям следует отнести многочисленные технологии и методики организации и реализации физического образования и спортивной подготовки, оздоровления людей и организации их рекреационной деятельности, физической отчасти и психической, и социальной реабилитации и адаптивной физической культуры и т.п.

Кроме того, проявлением педагогических ценностей являются разработанные частные методические приемы педагогического воздействия, направленные на становление различных частных двигательных и личностных состояний (к примеру, воспитание гибкости, силы, выносливости; становление техники выполнения стойки на кистях; формирование ценностных ориентаций и мотивов и т.п.). Таким образом, в самом общем смысле педагогические ценности отражают методологические основания физической культуры всех уровней познания и организации процессов ее освоения (тем не менее в большей мере частнонаучный и технологический).

Существенное значение для практики направленного использования физической культуры имеют еемобилизационные ценности, эффект от освоения которых необходимо, на наш взгляд, рассматривать в двух главных (на наш взгляд) аспектах:

1.Состояние развития (воспитанности, обученности, сформированности) совокупности двигательных и личностных способностей, отражающих готовность к практике общесоциальной и конкретной (преимущественно профессиональной) жизни и деятельности. В таком контексте речь идет о становлении в ходе физкультурно-спортивной деятельности тех личностных и двигательных качеств, свойств и функций личности, которые необходимы ей для успешной социализации (конкретнее – в общении, труде и т.п.) Так, в ходе освоения мобилизационных ценностей формируются сущностные характеристики и качества нравственной, эстетической, гражданской и т.п. культуры личности; совокупность необходимых личности двигательных качеств, которые значимы для практики жизнедеятельности конкретного человека (группы людей) и которые, несомненно, пригодятся ему в жизни. В означенном контексте речь идет, главным образом, о характерных проявлениях профессиональной физической культуры.

2. Сформированность двигательных и личностных способностей, отражающих «избыточный» уровень готовности противостоять неблагоприятным факторам жизни и деятельности (начиная с неблагополучной экологии и заканчивая факторами психического стресса). В этом случае и с освоением мобилизационных ценностей формируются характерные признаки здорового стиля жизни; настойчивости и терпеливости; умения противостоять неудачам и «срывам»; готовность к действиям в экстремальных ситуациях с сохранением психоэмоциональной устойчивости и т.п.

Таким образом с освоением мобилизационных ценностей (в нашей интерпретации их следовало бы назвать «мобильные ценности переноса») достигается эффективный «перенос» двигательных и личностных потребностей и способностей, сформированных в физкультурно-спортивной деятельности, на реальную практику жизни и деятельности, обеспечивая тем самым удовлетворение потребности социума и личности в подготовленности человека к реалиям жизни и его успешной социализации. В таком понимании следует говорить о некотором валеологическом аспекте, а также о мобилизационных ценностях как факторе обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Интенционные ценности физической культуры отражают главным образом фундаментальное отношение социума к физической культуре, уровень общественного сознания в отношении физической культуры и спорта. При этом интенционные ценности проявляются изначально в государственной политике в отношении физической культуры: финансирование, строительство, наука, специальное образование и т.п. Что же касается проявления интенционных ценностей физической культуры на уровне общественного сознания, то ими являются престижность ЗОЖ, популярность спорта, отношение к национальным и интернациональным видам спорта, отношение к факторам «риска» и т.п.

Таким образом, реализацию интенционных ценностей следует осуществить в ходе известной интенциональности физического образования, означающего его направленность главным образом на становление потребностно-мотивационной сферы каждой личности на физическую культуру; системы ее ценностных ориентаций; собственное физкультурное совершенствование и самосовершенствование.

Следовательно, к интенционным ценностям физической культуры следует отнести характер мотивации (биологические, социологические, духовные); иерархию общесоциальных ценностей и место в ней физической культуры; направленность социума на «поддержание» физической культуры и личности на занятия физическими упражнениями и спортом (освоение физической культуры).

Критериальными показателями освоенности этой группы ценностей являются отношение человека и общества к физической культуре, потребности и мотивы в физкультурном становлении (отдельного человека и социальной группы), включенность в процессе освоения физической культуры.

 

 

Тема 4









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.