Цели исторического образования третьего ФГОС среднего (полного) общего образования. Проект.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели исторического образования третьего ФГОС среднего (полного) общего образования. Проект.





(опубликовано 17 февраля 2011г. на сайте «Российской газеты»)

 

История (базовый уровень):

1. сформированность представлений о современной исторической науки, ее специфике и роль в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2. владение комплексом знаний об России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3. сформированность представлений о методах исторического познания;

4. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

5. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

6. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической.

 

История (профильный уровень) – требования к предметным результатам освоения курса истории на профильном уровне должны включать результаты освоения на базовом уровне и дополнительном отражать:

1. сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин; представлений об историографии;

2. владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;

3. владение приемами работы с историческими источниками; умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

4. сформированность умений оценивания различных исторических версий, в том числе способности противостоять фальсификациям истории в ущерб интересам России.

 

 

Требования к исторической подготовке

Выпускников средней школы

1. Хронологические знания и умения



1.1. называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;

1.2. составлять хронологические и синхронистические таблицы;

1.3. характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий.

 

2. Знание фактов:

2.1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

 

3. Работа с источниками:

3.1. читать историческую карту с опорой на легенду;

3.2. использовать данные исторической карты для характеристики и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;

3.3. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

3.4. высказывать суждение о назначении, ценности источника;

3.5. характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;

3.6. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

4.1. рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

4.2. на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников;

4.3. составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

 

5. Анализ, объяснение:

5.1. соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

5.2. показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

5.3. называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений;

5.4. классифицировать исторические события и явления а) по указанному признаку, б) определяя основание самостоятельно;

5.5. объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

5.6. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия;

5.7. излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

5.8. объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

 

6. Версии, оценки:

6.1. излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

6.2. сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия;

6.3. высказывать суждения о подходах (критериях) лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе;

6.4. определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

 

Структура курса истории в гимназиях России

Во второй половине XIX – начале XX вв.

Класс
1-ый     Отечественная история
2-ой     Отечественная история
3-ий Древние народы. 2 ч. Древние Восток, Греция и Рим. 2 ч. Древние народы. 2 ч.
4-ый Средняя и новая история. История России в связи с всеобщей. 2 ч. Средние века и новая история (русская и всеобщая). 2 ч. Средние века (до XV в.) Русская история (до эпохи Василия III). 2 ч.
5-ый Древние народы, средние века, Древняя Русь, феодализм, Возрождение. Древние Греция и Рим. 2 ч. Всеобщая история до XIX в. Русская история до XIX в. 2 ч.
6-ой Эпоха реформации, Россия при Романовых. 2 ч. Европейское средневековье. Феодальная Русь. 2 ч. Всеобщая история нового времени. 2 ч. Средневековая история Запада. 4 ч. Отечественная история до Александра III. 2 ч.
7-ой Революции и реформы в новое время. 2 ч. Всеобщая история нового времени. Русская история нового времени XVIII в. (отечественная и всеобщая история). 2 ч. Повторительный и дополнительный курс отечественной истории. 2 ч.
8-ой с 1875 г. Древняя Греция и Рим. 2 ч. Окончание и повторение отечественной истории, дополнительный курс истории древних Греции и Рима. 2 ч. Повторительный и дополнительный курс отечественной истории. 2 ч. Античная культура. 2 ч.
Итого 12 ч. 12 ч. 20 ч.

СИСТЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ШКОЛАХ СССР

 

К л а с с ы Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 мая 1934 г. "О преподавании гражданам истории в школах СССР". Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 октября 1959 г. "О некоторых изменениях в преподавании истории в школе". Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 мая 1965 г. "Об изменении порядка преподавания истории в школе".
IV Краткий курс истории СССР Эпизодический курс истории СССР Эпизодические рассказы по истории СССР
V История древнего мира История древнего мира История древнего мира
VI История древнего мира и средних веков История средних веков История средних веков
VII История средних веков. Конституция СССР (с 1936 г.) История СССР с элементами новой истории до середины XIX в. История СССР с древнейших времён до конца XVIII в.
VIII История нового времени (до 1870 г.) История СССР до конца XVII в. История СССР с элементами новой и новейшей истории Новая история ч. I. История СССР XIX в.
IX История нового времени (1871 – 1918). История СССР XVIII – XIX в.в. Новая история ч. I. История СССР до конца XIX в. Новая история ч. II. История СССР с начала XX в. до 1937 г. Новейшая история ч. I.
X История СССР XX в. История нового времени (после 1918 г.) Новая история ч. II История СССР с начала XX в. до 1937 г. Новейшая история ч. I. История СССР с 1938 г. до настоящего времени. Новейшая история ч. II.
XI   История СССР с 1938 г. по настоящее время. Новейшая история ч. II.  

 

 

«Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, формируется их мировоззрение, развиваются способности».

Педагогическая энциклопедия. В 4-х т. – Т. 2. - М., 1966. – С. 813.

«Методы – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, направленные на достижение целей.»

Методика преподавания истории в средней школе. - М., 1986. – С. 121.

«Метод обучения – система последвательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания».

Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. – Т. 1 - М., 1993. – С. 566.

«Методы - способы организации познавательной деятельности учащихся».

Лернер И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. - № 3.

«Методы. . . – это способы, посредством которых на основе глубокой мыслительной деятельности учитель преподает, а учащийся усваивают на практике научные знания, . . . разнообразные умения и навыки умственного и физического труда, развивают в себе под руководством учителя познавательные и творческие способности».

Гора П. В. К вопросу о системе методов и методических приемов // ПИШ. – 1966. - № 3.

Общая классификация умений

 

 


 


 

 

Речевые (письменные и устные):

 


умение отвечать на вопросы пересказывать текст связно излагать рецензировать

 

Р

 

 


Учебно-информационные:

 


с книгой (учебником, хрестоматией, справочником) библиографией каталогом

 

У–и

 

Учебно-интеллектуальные:

 


мотивация деятельности логическое осмысление и изложение информации решение задачи восприятие и воспроизведение самоконтроль
У–инт

 


ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

 

Класс Локализовать и соотносить исторические события, процессы во времени Локализовать исторические объекты в пространстве, работать с картой
IV Устанавливать последовательность исторических событий (раньше, позже) и их длительность (по имеющимся датам). Соотносить год с веком Правильно показывать на карте исторические объекты (границы, места сражений, походы и др.), давать описания границ государства. Пользоваться легендой карты или картосхемы
V Устанавливать последовательность, длительность и синхронность событий. Составлять хронологическую таблицу по отдельным темам курса. Соотносить век с тысячелетием. Правильно применять счет лет в истории Читать несложные карты и картосхемы (с опорой на их легенду), извлекая знания. Заполнять контурные карты. Определять по карте географическое положение страны (ориентиры: материк, соседние страны, моря, реки)
VI Устанавливать длительность и синхронность отдельных однородных процессов (в различных странах). Составлять синхронистическую таблицу по отдельной теме или по разделу курса.. Соотносить век и даты событий с определенным периодом истории средних веков Читать историческую карту и картосхему с большей нагрузкой. Выявлять при чтении карты отдельные исторические факты (расселение народов, районы восстаний, торговые пути и др.)
VII Составлять хронологические и синхронистические таблицы исторических событий, процессов. Соотносить век и даты событий с определенным периодом истории СССР Использовать содержание несложной исторической карты и картосхемы в рассказе о событиях, их причинах и следствиях
VIII Устанавливать синхронность важнейших исторических процессов (в различных странах) Умение извлекать из содержания карты сведения о социально-экономическом и политическом развитии народов мира, применять эти знания
IX Соотносить изучаемые события с периодом, эпохой, формацией (умение пользоваться периодизацией истории) Читать и анализировать тематические карты, систематизировать их данные и применять при описании и характеристике исторических событий и процессов
X Умение локализовать изучаемые исторические события и процессы во времени на основе знания научной периодизации истории. Выделять определенные периоды в истории отдельных стран мира Читать любую историческую карту, используемую в школе, обращаться к карте как источнику исторических знаний

 

Памятка "Как оформить конспект"

 

Подготовка к выполнению задачи: раздели развернутый лист тетради на 2

неравные части – слева будут записываться план, справа- тезисы и аргументы.

1. Прочти текст целиком.

2. Выдели в нем логически законченные части (Помни, что каждая часть не обязательно состоит из одного абзаца.)

3. Сформулируй кратко главную мысль каждой части в виде заголовка; выпиши все заголовки (пункты плана) на левой стороне листа (нумеруя их римскими цифрами ).

4. В каждой части выдели, что утверждается по каждому пункту плана. Основные положения выпиши на правой стороне листа.

5. В каждой части выдели: факты, цифры, выводы, которые подтверждают основные положения. Выпиши на правой стороне листа.

6. Составив конспект, проверь:

а) раскрывает ли он содержание текста;

б) соотношение вопросов, тезисов и аргументов;

в) позволяет ли содержание конспекта понять и осмыслить позицию автора, дать ей оценку, сделать выводы.

 

Памятка "Как составлять план"

1. Внимательно прочитай название темы плана, текст параграфа и отбери из него только тот материал, который раскрывает тему плана.

2. Начинай составлять план только тогда, когда уяснил содержание материала в целом.

3. Определи характер изложения материала (сюжетное повествование, конспективное изложение), уясни задачи изучения материала. Составляя план, учитывай это.

4. В зависимости от вида плана выбери один из двух предлагаемых путей:

а) если план простой, раздели текст на законченные по смыслу части, выдели в них главные мысли; четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши;

б) если план развернутый, соотнеси выделенные главные мысли между собой и запиши в виде основных пунктов; найди положения, поясняющие, раскрывающие главные мысли, запиши их в виде подпунктов.

5. Составив план, проверь, раскрывает ли он содержания темы, помогает ли

усвоить материал, представить картину исторического событий и явлений,

сделать выводы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.