|
Средневековая западная историография: характер, этапы, основные представители.Средневековая историография характеризуется некоторыми общими чертами методологии, проистекающими из ее христианской основы. Во-первых, это учение о предопределении: история понимается как раскрытие Божественного плана, как борьба Бога и Диавола (где последний выступает орудием первого и действует по Божьему попущению). Античный реализм в объяснении событий заменяется мистицизмом. Во-вторых, отвергнут античный циклизм, место которого занимает вера в прогресс (хотя и осуществляемый только в пределах Священной истории в рамках движения от Творения мира к Боговоплощению и далее – ко Второму Пришествию Христа). В-третьих, вера в единство человеческого рода ведет к созданию всемирной хроники. В-четвертых, историописание подчиняется дидактике: история есть собрание примеров, побуждающих подражать добрым поступкам и остерегаться дурных. Кроме жанра всемирной хроники, появляется агиография и биография. В последних присутствует элемент занимательности. В плане периодизации истории используются три системы. Унаследованные от патристики. 1) Периодизация по четырем монархиям (Вавилонской. Персидской, Греко-Македонской и Римской). Политическое единство последней понимается как предпосылка для религиозного единения в лоне христианства. 2) Периодизация по шести «возрастам» (шесть дней творения как прообраз исторической жизни). Седьмой – день «вечной субботы», Царства Небесного. Здесь изменения в судьбе рода человеческого вынесены за пределы истории; обе схемы предполагают сотрудничество Государства и Церкви. 3)Периодизация по трем мировым эпохам (Отца, Сына и Святого Духа), которые совпадают с эпохами Ветхого и Нового Завета и Царства Божия. Однако уже Иоахим Флорский связывает царство Духа с устроением человека на земле. Периодизация средневековой историографии. Начало – в 4-5 вв., вместе с появлением церковных историй (Евсевий Кесарийский). Вместе со сложением варварских государств появляется латиноязычная историография варварских народов – латинская по языку, но с участием национального элемента: Иордан (500–560), «О происхождении и деяниях готов»; Григорий Турский (540–594), «Священная история франков»; Исидор Севильский (570–636), «История готов»; Беда Достопочтенный (673–735). «Церковная история народа англов»; Павел Диакон (720–790), «О деяниях лангобардов». Второй период, по Н.А. Осокину (19 в.), связан с собственно национальной историографией, где все чаще господствует светский элемент и проводится взгляд какой-то определенной династии или правителя: Эйнгард (умер в 844 г.), «Жизнеописание Карла Великого»; Нитгард (умер в 858), историограф Карал Лысого; Ассер (умер в 910), «Жизнеописание короля Альфреда» (Англия); Регино (умер в 916), «Деяния франкских королей» (первая хроника на немецкой почве»; Лиутпранд (умер в 972), «Деяния Оттона Великого»; Видукинд Корвейский (умер в 973), «Деяния саксов»; продолжатель Видукинда – Титмар Мерзебургский (умер в 1018). Позже, в 12–13 вв., появляется национальная историография Франции и Италии. Для того же периода характерны частные хроники, описывающие какое-либо событие (летописцы Крестовых походов) или отдельной церкви. Третий период, по Осокину – историография времен Возрождения. Л.А. Вайнштейн, историк советских времен, дает периодизацию по социально-экономическому принципу: историография раннего (до 11 в.), развитого (12-13 вв.) и позднего феодализма (14-15 вв.). Особенности историографии КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (12-13) вв. определяются изменившимися условиями жизни: 1) В 12–13 вв. рост ремесла, торговли, городов разрушал обособленность феодальных мирков. Наряду с монастырскими областными анналами и всемирными хрониками складываются национальные истории. Появляется мысль о разной исторической миссии народов, что способствовало примирению национальных интересов: римляне получили власть над церковью, немцы над светскими делами, французам Бог дал превосходство в научных делах (Парижский университет). 2) Историческая мысль начинает также связываться с разнообразными сословными интересами, отражать разные, часто противоположные точки зрения. Появляются городские хроники как отражение коммунального движения. 3) Раскол феодального мира – борьба Империи (а впоследствии королей) с папством – расширяет тематику и светскую направленность историописания. Одни защищали духовную власть папы и настаивали на исполнительном характере королевской власти, другие утверждали божественный характер последней. Крестовые походы привели к соприкосновению европейцев с новым арабским миром, что повело к расширению умственного горизонта и развитию рационализма (в том числе через труды возрожденного арабами Аристотеля), интереса к латинской классической литературе, римскому праву. Однако «ренессанс» 12 века – еще не настоящее «Возрождение», так как нет интереса к античной культуре как целому, берутся лишь отдельные идеи и формы; не затронуты основы феодальной культуры, не поколеблено духовное господство католической церкви. 4) Полемика с политическими противниками ведет к проверке исторических документов, критическому сопоставлению источников, проверке подлинности документов (появляется сомнение в «Константиновом даре», подложный характер которого доказал в 15 в. Лоренцо Вала). Первые шаги исторической критики делаются в связи с практическими интересами. 5) Историография увеличивается в объеме, растет жанровое разнообразие: появляются придворные анналы, автобиографии церковных писателей, биографии королей, сочинения по истории церковной литературы, всемирно-исторические хроники. Расширяется языковая база. Использование национальных языков (наряду с латынью) вело к секуляризации и популяризации истории. Важнейшие представители историографии 12-13 вв. Гвиберт Ножанский (Франция), «Деяние Бога через франков» – история первого крестового похода. Заметно национальное чувство, интерес к социально-политическим и экономическим условиям похода (цены, бесчинства крестьянских ополчений). В сословном плане возвышает рыцарство. Уильям Мальмсберийский (Англия), «Деяния английских королей» - философская направленность («счастливо государство, в котором философы управляют или король философствует»), внимание к морали (причину поражения англосаксов видит не в нарушении клятвы Вильгельму Завоевателю, а в упадке нравов). Иоанн Солсберийский (Англия), «Поликритикус, или о развлечениях придворных и путях философов» – рассуждает о принципах управления и месте сословий. «Папская история». Выступает против провиденциализма Августина. История – свободная игра сил, в которой решающую роль играет не Бог, а человеческая личность с ее индивидуальными психологическими особенностями. Интерес к сфере человеческих дел: думает не о конце земной жизни человечества, а об исправлении общества рациональными методами. Оттон, епископ Фрейзингенский (Германия, дядя Фридриха Барбароссы), «Хроники от начала мира до 1146 г.». Августиновская концепция, пессимизм из-за раздоров Империи и папства. Более светская политическая тенденция проявляется в его же «Деяниях императора Фридриха» (написаны по приказу императора) – виден оптимизм военного, гордится немцами. Адам Бременский (Германия), «Деяния епископов Гамбургской церкви». Мастер исторического портрета. Историки 12 в. сохраняют принцип символизма как отыскивание в видимых явлениях скрытых признаков Божественной воли, но в то же время все больше применяют схоластический абстрактно-рационализирующий метод мышления, вступающий в борьбу с мистико-аскетическим направлением. Следуя за рационалистической философией, историческая мысль делает первые шаги, выводящие ее за пределы религиозно-назидательных задач. Историк втягивается в мирские интересы и относится к событиям, исходя из своего места в обществе; не довольствуется хронологической регистрацией фактов, но устанавливают причинные связи между ними, обращают внимание на предпосылки и мотивы действий масс и отдельных личностей (Уильям Мальмсберийский, Оттон Фрейзингенский). В 13 веке заметно предпочтение проблем натурфилософии и понижение интереса к истории. Философско-теологические обобщения и элементы критики почти исчезают со страниц всемирных хроник, зато развиваются новые жанры – мемуары, монографии, городские хроники. Прогрессивное в исторической мысли 13 в. – критика источников, литература на национальных языках, секуляризация истории. Среди историков реже встречаются представители церковной иерархии, осведомленные в высокой политике, но растет число историков-мирян с их секуляризацией исторической мысли. Латинский язык вытесняется народными языками, расширяется круг читателей, что влияет на форму и содержание исторических трудов. Истории становятся более занимательными, в них растет удельный вес легенд, басен, анекдотов. Описания стран заимствуются не из античной литературы, а их рассказов путешественников. Появляется стихотворная хроника как способ популяризации (так, Филипп Муск изложил всю историю Франции до 1241 г. в стихах). Ее исполняют не только труверы-дворяне, но и странствующие певцы из народа (жонглеры, менестрели, шпильманы). Оттон Фрейзингенский расценивает их как членов диавольского сообщества, но Фома Аквинский полагает, что «они воспевают деяния государей и жития святых, дают людям утешения в горестях». Итальянские городские хроники все больше отклоняются от сухих анналов, ярко и живо отражают борьбу партий гвельфов и гибеллинов, в них заметен горячий местный патриотизм, который постепенно перерастает в патриотизм итальянский. 14-15 вв. часто называют периодом разложения и упадка феодально-церковной историографии. Черты эпохи: экономический кризис феодализма; атака на папство со стороны королей («Авиньонское пленение пап»), народа (еретические движения) и церковной интеллигенции (Виклиф, Оккам, Мейстер Эккарт). Разложение традиционной средневековой историографии. Упадок монашеской исторической литературы (анналов, хроник, житий). Большие хроники» Франции 14 в. пишет не монах, а канцлер короля (дает официальную версию событий). Феодальная историография Италии отступает перед городской хроникой. Исторические энциклопедии. Фактические материалы, взятые откуда попало, без всякой критики, без философско-исторической концепции. «Полихроника» Ранульфа Хигдена, «Хроника Англии от сотворения мира» Кэпгрейва. (его же «Книга о знаменитых Генрихах»). Нет системы. Собиратели фактических данных в Германии. Яков Твингер перерабатывает собрание латинских выписок в «Немецкую хронику» в интересах «умных мирян, читающих о древних и особенно новых делах так же охотно. Как ученые попы». Церковные писатели 14-15 вв. пытаются сохранить позиции в исторической литературе. Однако скучные и сухие компиляции, чисто формально продолжавшие мистико-эсхатологическую традицию и уделявшие слишком много внимания делам церкви, уже не могли удовлетворить новых читателей, которых больше всего интересовали в исторических произведениях подробности о политических событиях, о судьбах знаменитых личностей, занимательные рассказы о битвах, турнирах, придворных празднествах и церемониях. Большую активность проявляли нищенствующие монахи, из рядов которых выходили народные проповедники, обличители пороков высших классов. Рыцарская хроника – реакция против подъема недворянских классов. Проникнутая светскими интересами, она враждебна духовенству и церковному духу. «Бургундская школа». Жан Лебель, бывший каноник, «певец рыцарства». Жан Фруассар (ум. 1410) переписал лучшие главы Лебеля, изменив их профранцузскую окраску на проанглийскую и дополнив. Его «Хроники Англии, Шотландии, Испании и соседних стран» дают политическую и военную историю 14 в. Сын бюргера, придворный поэт по всей Европе. Превосходный рассказчик, личные наблюдения. Менял политическую ориентацию. Пытался устанавливать причинные связи, различать хронику и историю. Появляется гуманистическая историография – Филипп де Коммин (ум. 1511). Его «Мемуары» – самое выдающееся произведение французской литературы конца 15 в. Будучи приближенным бургундского герцога, перешел на сторону французского короля Людовика ΧΙ, который представлен им как государь нового типа, борец против феодальной раздробленности. Реалистический портрет, не скрывающий пороков. Пессимистические взгляды на природу человека. Отрицательно относится к войне, насилию, неразумию. Рационален. Предшественник Макиавелли. Уроки политической мудрости. Но избегает обобщений. Концепция от Августина, но более рассудочен. Бог решает в последней инстанции, историю делают правители и их советники. Интересы абсолютной монархии. Переход от средневековья к новому времени. Бог лишает обреченных разума. История – тайна. Бюргерская историография: хроники официальные и частные. Их авторы светские лица, пишутся на национальных языках. Патрициат и бюргеры антагонисты. Итальянские городские хроники более прогрессивны, не так разделяют знать и бюргерство. Но и в Италии историки еще зависят от церковно-феодальной традиции. Данте видит во «всемирной монархии» учреждение божественное и ожидает от нее спасения Италии и всего человечества. Преемница Римской империи. Падуанец Альбертино Муссато и флорентинец Дино Компаньи. Флорентийцы - предвестники нового этапа в развитии исторической мысли. Интерес к социально-экономическому развитию, политической борьбе, индивидуальные характеристики деятелей, разрыв с латынью Флоренция впереди. Основные особенности средневековой исторической мысли (по М. Баргу) ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|