Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГРЕКО-РИМСКОЙ (АНТИЧНОЙ ) 128





ЦИВИЛИЗАЦИИ.. 128

4.1. "Греческое чудо" и особенности культуры греко-римской (античной) цивилизации 128

Основные черты развития культуры Древней Греции. 131

Особенности развития культуры Древнего Рима. 135

Рис.1. “Феномен “греческого чуда”. 140

Рис.2. “Древнегреческая мифология”. 140

Рис.3. “План Парфенона”. 140

Рис.4. “Горельеф Парфенона”. 140

Рис.5. “Фриз Парфенона”. 140

Эрехтейон.. 140

Рис.6. “Северный портик Эрехтейона”. 140

Рис.7. “Театр Диониса в Афинах”. 140

Рис.8. “Театр в городе Эфесе”. 140

Древнеегипетские пирамиды.. 141

Висячие сады Семирамиды.. 141

Рис.9. “Архитектурные ордера”. 142

Рис.10. “Возникновение европейских цивилизаций”. 142

Рис.11. “Генеалогическая схема развития письма европейских народов” 142

Основные категории. 142

Вопросы для самоконтроля. 144

План семинарского занятия. 144

Литература. 144

 

КУЛЬТУРА

ГРЕКО-РИМСКОЙ (АНТИЧНОЙ)

ЦИВИЛИЗАЦИИ

Жизнь долга, если она полна...

Будем измерять ее поступками, а не временем.

Сененка

 

"Греческое чудо" и особенности культуры

греко-римской (античной) цивилизации

Основные черты развития культуры Древней Греции

Особенности развития культуры Древнего Рима

 

 

4.1. "Греческое чудо" и особенности культуры греко-римской (античной) цивилизации

Древневосточные цивилизации вне сомнения оказали влияние на своих соседей, одними из которых были племена, вошедшие в мировую историю как древнегреческие, создавшие отличный от "азиатского" "античный способ производства". Для него были характерны своя экономическая и политическая структура, система культурных ценностей с высоким уровнем развития науки, литературы и искусства.

Древневосточные цивилизации создали такой потенциал, который позволил древнегреческой культуре не только накопить собственный опыт, но и дать мощный импульс для дальнейшего ее развития. Загадка "греческого чуда" заключается в том, что народам Древней Эллады удалось достичь невиданных ранее высот почти одновременно и во многих областях культуры. Все заимствования прежде всего использовались в качестве исходного материала, который дорабатывался и доводился до классических высот и совершенства. Эллины во многом были первыми. В области государственного устройства они дали современным цивилизациям образцы государственного устройства (республиканская форма) и породили такую своеобразную форму организации, как города-государства – полисы. В области экономики они раскрыли возможности производительного труда (даже подневольного) и роль межполисных, а по сути дела, межгосударственных торговых связей.

Велика роль античности в формировании высоко развитой личности, которая стала возможна в результате разделения труда на умственный и физический. Идеалом модели античности был гармонически развитый, свободный человек, в котором сочетались высокие душевные качества и физическое совершенство. А.П. Чехов через две тысячи лет только подтвердит античный идеал, вложив в уста одного из героев своей пьесы "Дядя Ваня" слова о том, что в человеке должно быть все прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Высокого уровня достигли в античности многие гуманитарные науки, литература, искусство. Поэтому не случайно эллины были истинными патриотами. Однако гордость за свой полис способствовала формированию античного культурного этноцентризма. Отсюда проявление высокомерного отношения к соседним народам, которых они называли варварами и смотрели на них свысока. Основания для этого были: уровень духовной культуры Эллады был действительно высок. Греки первыми создали современные формы философии, истории, географии, математики с ее основными естественнонаучными дисциплинами – геометрией, механикой, оптикой, гидростатикой. В области астрономии они высказали идею гелиоцентризма, которая была забыта в средневековой Европе и восстановлена в эпоху Возрождения. Подобное можно сказать о развитии литературы, искусства архитектуры, скульптуры, театра.

Исключительно своеобразными были религиозно-мифоло­ги­чес­кие представления древних эллинов. На начальном этапе они мало чем отличались от древневосточных систем. Те же многобожие, хаотичность и "конфликтное" поведение богов. После длительной борьбы между ними устанавливаются относительно устойчивые отношения. Но боги Эллады не были всесильны, ибо древние греки считали, что Миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы: Судьба – не подвластна богам, но она подвластна неодолимому року, который царит над всем – роковая судьба не подвластна никому.

Древние греки создали удивительный пантеон богов. Боги эллинов антропоморфны, но в отличии от людей – бессмертны. В остальном они похожи на людей и обладают многими человеческими качествами – страдают, радуются, ревнуют, любят, дружат, ссорятся, вредят и мстят друг другу От брака бога с земной женщиной рождались герои, которые были посредниками между богами и людьми.

Несмотря на развитие науки,она не могла объяснить разнообразные явления природы и развития человеческого общества. Многое оставалось загадочным. Человек пытался дать ответ на интересовавшие его вопросы, что нашло отражение в древнегреческой мифологии. Но эти объяснения были тесно связаны с культами богов. Для греческой религии, как и для древневосточных, был характерен политеизм. Однако и над богами, как и над людьми, царил рок, который тяготел над ними и не освобождал от бедствий.

Согласно дошедшей до нас греческой мифологии первоначально существовал Хаос, из которого выделились Земля (Гея), подземный мир и порожденное Геей небо (Уран). Вторым поколением богов были дети Геи и Урана – титаны. Кронос (время) – сын Урана и Геи, – опираясь на поддержку титанов, сверг отца и воцарился над миром. В свою очередь в результате ожесточенной борьбы Кронос был смещен младшим сыном Зевсом.

В классический или героический период происходит централизация мифологических образов, связанных с горой Олимп. Во главе новых богов-олимпийцев встал главный верховный бог Зевс, которому подчинялись все остальные боги. В результате слияния местных культов в Древней Греции создается единый пантеон богов, формируются общегреческие святилища. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получают в классический период новые функции. Гера становится покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра – богиней культурного земледелия, Афина Паллада – мудрости и справедливой войны (в отличие от буйного и анархического Ареса), Афродита – любви и красоты (вместо прежней дикой всепорождающей и всеуничтожающей богини), Фемида воспринимается как богиня права и справедливости, правопорядка, символ благоустроенного царства Зевса.

Наивная мифология периода первобытного мышления постепенноуступает место мифологии, отражавшей религиозные, социально-политические, моральные и философские идеи полисной идеологии, которая проникает в литературу и искусство. Если в гомеровских поэмах "Илиада" и "Одиссея" миф излагается как объективное явление, то в гесиодовской "Теогонии" (в период становления греческой полисной системы и идеологии) мифы и генеалогия богов сведены воедино.

Гомеровская мифология – это красота героических подвигов, выраженная светом и сиянием солнечных лучей, блеском золота и великолепием оружия. В мире этой красоты мрачные хтонические силы заключены в тартар или оказываются побежденными героями. Чудовища оказывались смертными и их можно победить: гибнут Горгона Медуза (герой Персей обезглавливает спящую Медузу, глядя в медный щит на ее отражение), Пифон (чудовищный змей, порожденный землей Геей) был убит Аполлоном. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми, кто покушается на гармонию установленной ими власти.

Однако побежденные древние боги вмешиваются в новую жизнь и дают Зевсу коварные советы, которым тот следует. В результате смертные люди подвергаются опасностям и искушениям, в том числе красотой, которая была воплощена в облике женщины, несущей с собой соблазны и самоуничтожение великих героев. Так появляется созданная Афиной и Гефестом прекрасная, но со лживой душой Пандора; от Зевса и богини мести Немесиды рождается Елена, из-за красоты которой начинается Троянская война, во время которой гибнут ахейские и троянские герои.

Боги управляют прекрасным и даже могут распространять его на людей. При этом они способны наделять избранного человека не только внешней, но и внутренней красотой. Ею наделяют музыкантов, певцов, поэтов, которые вдохновляются музами или Аполлоном, то есть детьми Зевса. Так что в конечном счете красота их таланта освещается отцом людей и богов. У древних греков не было слепого преклонения перед богами. Они верили богам, советовались с ними, любили их, поклонялись им и строили для них храмы, приносили жертвы. Это не мешало эллинам критиковать своих богов и даже бросать им дерзкий вызов, как это сделал титан Прометей, похитивший огонь без разрешения богов и подаривший его людям. Прометей многому научил людей, которые

...без света, жили в глубине пещер...

Премудрость чисел, из наук главнейшую,

Я для людей измыслил и сложенье букв,

Мать всех искусств, основу всякой памяти [49][1].

Прометей приучил животных "к ярму, и к хомуту, и к вьюку", коней "в повозки впряг", научил лечению мазями и травами, "ввел разнообразные гадания", "все искусства – Прометеев дар" и т.д. Он горд: "Я, Прометей, который людям дал огонь", и то же время готов к новым мукам: "Пускай больнее. Я ко всему готов", потому что

Да, я ненавистен и Зевсу и всем

Богам, что при Зевсовом служат дворе.

Они ненавидят меня потому,

Что меры не знал я, смертных любя [50][2].

Высокий уровень развития греко-римской цивилизации стал результатом огромного и длительного труда. В своем развитии она прошла через ряд периодов.

I. I. Минойская (Эгейская или Эгеида) цивилизация (2800–1100 гг. до н.э.).

II. II. Греко-римская цивилизация (Античность):

· · гомеровский период (XI–IX вв. до н.э.);

· · архаический период (VIII–VI вв. до н.э.);

· · классический период (V–IV вв. до н.э.);

· · эллинский период (323–146 гг. до н.э.);

· · древнеримский период (VIII в. до н.э. – V в. н.э.).

Первоначально минойская цивилизация, как и древневосточные, была патриархально-рабовладельческой, независимо от формы правления – деспотия-монархия, демократическая или аристократическая республика. К этому Древняя Греция, как Эгеида, пришла в результате разложения первоначальных родовых отношений. Уже тогда начало появляться патриархальное рабство, не имевшее еще сколько-нибудь большого значения для развития производства.

В свое время рабство было исторически обусловленным этапом развития и сыграло свою прогрессивную роль, освободив часть населения от бремени тяжелого физического труда и предоставив ей возможность для занятия наукой, техникой, искусством, создав условия для расцвета культуры. Из патриархального это рабство переходит в классическое, с созданием прибавочного продукта. Рабы становятся главными производителями и за обладание ими велись войны.

Однако еще древние греки, начиная с Гомера, признавали слабую продуктивность подневольного рабского труда, и рабовладельцы старались возместить этот недостаток за счет увеличения их численности. В поэме "Одиссея" можно прочитать такую оценку труда рабов:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется охотой [51][3].

В древности Греция не являлась единым государством. Основная ее часть была расположена на Пелопонесском полуострове, но немалая часть находилась на островах Эгейского моря, на западном побережье Малой Азии, на острове Сицилия, в южной Италии, на южном берегу Франции, в некоторых районах Испании, северном побережье Африки и даже на побережье Черного моря.

Следует отметить такое своеобразие античного государства, как "полис". Эта форма совмещала в себе два понятия – город и государство. Город с принадлежащей ему территорией являлся самостоятельным государством. Таких государств-полисов насчитывалось до двух тысяч. Полисная система сужала возможности экономического развития. Попытки выхода из рамок полиса путем образования союзов не имели успеха. В конце IV в. до н.э. греческие города-полисы не выдержали натиска Македонии и оказались в подчинении. После распада империи Александра Македонского на несколько крупных, в основном монархических государств, древнегреческие полисы были во II и I вв. до н.э. завоеваны более сильным соседом – Древним Римом. Период истории от возникновения империи Александра Македонского до ее завоевания римлянами называют эпохой эллинизма.

К VII в. до н.э. в Афинах сформировался "античный способпроизводства", который считается первопричиной так называемого "греческого чуда". Если для "азиатского способа производства" характерна жестко централизованная государством экономика "аграрного типа", то в греческих полисах ее нет, и Афины формируются как ремесленно-торговый полис. Здесь не было огромного бюрократического аппарата, земля принадлежала не богам (собственностью богов был Олимп и храмы), а народу – гражданам полиса и вначале распределялась по жребию, а позднее стала предметом обмена и продажи. Появляется стоимостный эквивалент (монета). Полис-государство слу­жит для защиты свободы, жизни и собственности граждан[52][4].

* ·Начиная с V в. до н.э. число рабов в греческих государствах стало превосходить число свободных, а в эпоху эллинизма и Римской империи намного превышало количество свободных. С 595 г. до н.э. в Афинах, согласно реформам Солона, было запрещено рабство за долги. "Античный способ производства" формирует классический тип рабства, когда

* ·раб становится товаром, т.е. предметом купли-продажи,

* ·ради захвата рабов ведутся войны, и он становится "не-человеком", а предметом;

* · рабов продают на "невольничьих рынках".

В одном из наиболее крупных государств Древней Греции – Афинах в период расцвета насчитывалось до 500 тыс. жителей, среди которых граждан обоего пола было около 90 тыс., рабов – около 365 тыс., лиц, не имеющих гражданства, – 45 тыс. человек. Такое положение представляло угрозу для государства, поскольку массовый рабский труд деморализующе действовал как на самих рабовладельцев, так и на значительную часть населения, не занимавшуюся производительным трудом, а живущую за счет подачек государства. На этой почве нарастал экономический и социальный кризис.

Письменность, один из признаков цивилизации, в Древней Греции существовала уже в конце III тыс. до н.э. Сначала это бы­ло рисунчатое, затем линейное письмо. Самые ранние образцы греческого классического буквенного письма относят к VIII в. до н.э. Названия букв (альфа, бета, гамма и т.д.) и начертание их указывает на семитическое происхождение греческого алфавита – скорее всего оно пришло из Финикии.

К VII в. до н.э. относится ряд письменных законодательств, которые были вырезаны на досках (левкаматы) и выставлены в общественных местах и храмах. В ранний период существования письменности в разных областях Греции были свои собственные алфавиты, однородные по существу, но различавшиеся по составу и форме отдельных букв. Только в конце V в. до н.э. был официально принят так называемый ионийский алфавит из 24 букв, который постепенно и повсеместно утвердился и сделался общегреческим.

Собственноручно написанные рукописи древнегреческих авторов до нашего времени не дошли. Они известны только в копиях, прошедших через руки многих переписчиков. Сочинения античных авторов сохранились главным образом в средневековых копиях. Интересы средневековых монахов, занимавшихся перепиской рукописей, определяли принципы их отбора и уничтожения тех, которые по своему содержанию вступали в противоречие с официальной церковной доктриной. Естественно, что при ручной переписке в тексты вкрадывались сознательные и несознательные искажения и описки.

Древние греки создали не только свою систему письменности, но и свою тайнопись. Уже в V–IV вв. до н.э. древние греки применяли специальное шифрующее устройство – скитала, описание которого оставил Плутарх. Во II в. до н.э. в Древней Греции был известен шифр, называемый "квадрат Полибия". Это достижение использовали римляне. Древние греки и древние римляне разработали класс шифров, называемых "подстановка" или "простая замена", суть которых заключается в том, где каждой букве алфавита соответствовали буква, цифра, символ или какая-нибудь их комбинация[53][5].

Еще в античный период появились общественные и личные библиотеки. В IV в. до н.э. большую библиотеку имел философ Аристотель. После его смерти она переходила из рук в руки, часть ее даже попала в знаменитую Александрийскую библиотеку и частично в Рим, куда рукописные книги в 83 г. до н.э. были перевезены римским полководцем Суллой. Из общественных библиотек особенно известны Александрийская библиотека, основанная в III в. до н.э. и библиотека в г. Пергаме (III–II вв. до н.э.).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.