Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 3. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ





План:

3.1. Понятие «маркетинговое исследование». Различие и связь понятий «маркетинговое исследование» и «исследование рынка».

3.2. Содержание и задачи маркетинговых исследований.

3.3. Процесс маркетингового исследования: основные этапы.

Понятие «маркетинговое исследование». Различие и связь понятий «маркетинговое исследование» и «исследование рынка»

Концепция маркетинга выдвинула задачу комплексного изучения рынка. Без исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продажи, прогнозированием и планированием рыночной деятельности. Исследования рынка необходимы для определения места предприятия на рынке, возможности продажи товаров, реализации комплекса мер по продвижению товаров на рынок и, кроме того, позволяют значительно сузить область интуитивных догадок и предположений.

Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности.

В научной литературе, а также на практике употребляются различные понятия «исследование рынка», «маркетинговые исследования», «исследование сбыта». В ряде случаев они понимаются как синонимы, большая часть специалистов маркетинговые исследования рассматривают более широко, как исследование маркетинга, т.е. его методологии, инструментария и принятия маркетинговых решений. Таким образом, считается, что исследование рынка – это систематический и методический, текущий или случайный поиск рынка, или эффективного поведения на нем, а маркетинговое исследование –это вся деятельность по сбору и обобщению информации для принятия маркетинговых решений, которые обусловлены процессом и функциями всякого бизнеса и, как его основного элемента, маркетинговой деятельности.

Необходимость маркетинговых исследований, как показывает история их развития, связана с активным процессом расширения производства и появления новых технологий во всех сферах производства и обращения товаров и услуг, информатизацией производства и распределения продуктов, ростом социальных и культурных потребностей потребителей, с эволюцией маркетинга как философии и инструментария предпринимательства.

В период становления промышленного производства, формировались и развивались рынки для массового спроса, т.е. производилось то, что можно было произвести, существовал дефицит и потребитель зависел всецело от продавца, а конкуренция носила второстепенный характер.

В условиях развитых рыночных отношений для товаропроизводителя важное значение имеют коммуникации с продавцом, посредником и покупателем, возрастает роль информационных технологий в разработке и ускорении принятия решений. Необходимо заведомо знать ориентацию покупателя на покупку, его мотивы, нужды и потребности. Важнейшее значение приобретает конкурентоспособность продукции, необходимо постоянно обновлять технологии, ассортимент выпускаемой продукции, создавать новые рынки, расширять производство, изменять организационные структуры управления, обеспечивая их свойством адаптивности к основным изменениям характеристики рынка и поведения потребителя.



Исследования свидетельствуют, что сейчас уже не достаточно на предприятии или фирме иметь информацию только о внутреннем состоянии фирмы, ее производственно-хозяйственной деятельности, не выдерживают требований времени и отделы сбыта, которые долгое время были ответственными за связи с потребителями, рекламу и распределение продукции. В настоящее время требуется постоянное, как стратегическое, так и оперативное планирование всей производственной, маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия, основанное на достоверной, разнообразной маркетинговой информации. Практика показала необходимость разделения функций отдельных отделов и служб в целях выделения специализированной службы по организации маркетинговой деятельности, на которую в первую очередь возлагаются задачи по проведению маркетинговых исследований и разработке маркетинговых программ.

Маркетинговые исследования и их надлежащая организация становится инструментом, с помощью которого существенно снижается риск предпринимательства, продуцента, поставщика, посредника и возрастает качество решения задач потребителя.

Маркетинговые исследователи занимаются самой разнообразной деятельностью, начиная от изучения потенциала и доли рынка и заканчивая определением степени удовлетворения покупателей и покупательского поведения. Маркетинговые исследования необходимы каждому маркетологу. Компания может проводить исследования силами собственного исследовательского отдела или же получать их из независимых источников. Несмотря на то, что в большинстве крупных компаний имеются исследовательские отделы, они часто прибегают к услугам других фирм для особых исследований или специфических заданий. Компаниям, не имеющим в своей структуре отделов по исследованиям или специалистов, приходится платить за услуги специализированных фирм.

Опыт зарубежных стран показывает, что маркетинговые исследования не обязательно должны проводиться самими предприятиями. В табл. 3.1. приведена группировка потребителей информации в развитых странах по сферам их деятельности и информационным запросам.

Таблица 3.1

Структура потребителей маркетинговой информации и потребности в ней

ПОТРЕБИТЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
Коммерческие организации (предприятия) 82 %
Некоммерческие организации (учебные заведения) 9 %
Государственные учреждения 8 %
Прочие 1 %
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ
О положении на товарных рынках 65 %
Финансовые вопросы 16 %
Юридические вопросы 4 %
По научно-технической информации 8 %
Прочие 7 %

 

Таким образом, основными потребителями маркетинговой информации являются предприятия, функционирующие на рынке, и которым требуется, главным образом, рыночная, то есть маркетинговая информация. Наличие же развитой системы обеспечения предприятий маркетинговой информацией способствует эффективной производственно-сбытовой деятельности предприятий, а также ускоренному развитию самого рынка.

 

Содержание и задачи маркетинговых исследований

Маркетинговым исследованиям придается особое значение. Они служат основой разрабатываемой предприятием стратегии и тактики.

Маркетинговые исследования (МИ)– это систематический сбор, обработка и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Такие исследования выполняются нейтральными организациями, деловыми фирмами или их агентствами.

Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.

Задачи маркетинговых исследований могут быть различными. Прежде всего, это нахождение потенциальных покупателей, изучение их потребностей, существующего и будущего спроса на товар для выбора целевых рынков, т.е. рынков, на которых предприятие может реализовать свои цели. После того, как рынок выбран, нужно проводить текущие наблюдения за его состоянием для того, чтобы вовремя реагировать на происходящие изменения. Изучение рынка необходимо и для прогнозирования долговременных тенденций его развития. Составленный прогноз должен явиться базой для постановки целей, разработки стратегии и планирования деятельности фирмы. Особую остроту приобретает исследование рынка тогда, когда предприятие намеревается приступить к разработке, производству и внедрению на рынок новых товаров.

Результативность и эффективность маркетинговых исследований зависит от соблюдения ряда требований.

Во-первых, эти исследования должны носить комплексный и систематический, а не случайный или несвязанный характер.

Во-вторых, при их осуществлении должен соблюдаться научный подход, основанный на объективности, точности и тщательности.

Объективность означает, что исследования проводятся всесторонне, без каких-либо смещений от заданного направления и учитывая все факторы. Заключения и точки зрения не формируются до тех пор, пока не будут собраны и проанализированы все данные.

Точность относится к применению инструментов исследования, которые тщательно разрабатываются и используются. Каждый элемент исследования, например, отбор выборки, структура вопросников, выбор и обучения опрашивающих лиц, обработка ответов, должен тщательно планироваться и выполняться. Если исследования недостаточно глубоки или объемны, можно получить неправильное заключение.

В-третьих, исследования должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции, зафиксированными Международным Кодексом по практике маркетинговых и социальных исследований. Он принят Международной Торговой Палатой (МТП) и Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинговых исследований (ЕСОМАР).

В-четвертых, маркетинговые исследования должны быть тщательно спланированы и состоять из комплекса последовательных частных действий (этапов): определение целей и задач; отбор источников информации; сбор информации; анализ собранной информации; представление результатов.

Формы организации маркетинговых исследованиймогут быть различными. Их можно осуществлять тремя способами: собственными силами предприятия; с помощью других организаций, специализирующихся в данной области (ВУЗы, рекламные агентства, научно-исследовательские институты и т.д.); комбинированным или смешанным, т.е. часть работы выполняет само предприятие, а другую часть непосредственно сторонняя организация.

Преимущества передачи функции маркетингового исследования специализированным фирмам заключается в следующем:

во-первых,нет необходимости создавать собственный многочисленный коллектив специалистов, владеющих методами сбора и анализа информации, обеспечивать их соответствующим оборудованием и программным продуктом;

во-вторых, специализированные фирмы имеют опыт работы в конкретной области маркетинга;

в-третьих, практически все такие фирмы располагают опросными сетями и обученными интервьюерами.

Существенным фактором, определяющим эффективность маркетинговых исследований, является их комплексность в поисках исчерпывающих ответов на вопросы:

- что покупается (объект покупки)?

- кем покупается (субъект покупки)?

- почему покупается (мотивы выбора конкретного товара)?

- как покупается (действия, с помощью которых совершается акт купли-продажи)?

- где покупается (место покупки)?

В соответствии с этим могут быть определены следующие основные направления маркетинговых исследований:товар, потребитель, рынок, конкурент, среда маркетинга.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.