Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Положение Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России





по формированию учебно-методического обеспечения дисциплин

 

I. Общие положения

1. Учебно-методическое обеспечение дисциплин - это совокупность учебно-методических материалов и средств обучения по дисциплине в рамках специальности (направления подготовки), необходимых для организации и осуществления по ним образовательного процесса.

2. Учебно-методическое обеспечение дисциплин разрабатывается в целях совершенствования образовательного процесса, повышения качества преподавания, увеличения степени освоения обучаемыми учебного материала по ним, внедрения в образовательный процесс последних достижений науки и передовой практики.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплин является качественным дополнением образовательных программ, реализуемых в филиале.

II. Содержание и порядок формирования учебно-методического обеспечения дисциплин

4. Обязательные элементы учебно-методического обеспечения дисциплин, регламентирующие содержание и организацию образовательной деятельности при реализации образовательных программ:

4.1. Рабочая программа дисциплины.

4.2. Программы практики.

4.3. Программа государственной итоговой аттестации (в соответствии с учебным планом).

4.4. Программа государственного экзамена (в соответствии с учебным планом).

4.5. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных (дипломных, бакалаврских) работ (в соответствии с учебным планом).

5. Иные элементы учебно-методического обеспечения дисциплин, необходимые для качественной организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программ:

5.1. Лекции (фондовые) лекции.

5.2. Планы семинарских, практических занятий и методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

5.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями ФЗО.

5.4. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий для преподавателя.

5.5. Методические разработки по проведению практических занятий для преподавателя.

5.8. Методические рекомендации по подготовке и защите курсовой работы, реферата, контрольной работы (если такая работа предусмотрена учебным планом).

5.9. Практикум (если такая работа предусмотрена учебным планом).

5.10. Учебно-демонстрационные материалы (презентации).

5.11. Учебные видеофильмы (при наличии).

5.12. Методические разработки по проведению учений и деловых игр (если они предусмотрены учебным планом).

5.13. Частная методика преподавания учебной дисциплины.

5.14. Перечень вопросов к экзамену (зачету).

5.15. Тесты для промежуточного контроля успеваемости и контроля остаточных знаний курсантов (слушателей).

5.16. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости.

6. Оригиналы всех разработанных и утвержденных учебно-методических документов на бумажном носителе (кроме элементов, перечисленных в п. 4.1-4.4, оригиналы которых находятся в кабинете педагогического мастерства), хранятся на кафедре в папках-скоросшивателях отдельно по каждой образовательной программе. Для обучающихся по программам профессиональной подготовки, дополнительного профессионального образования копии учебно-методических документов и их электронная версия предоставляется кафедрой на факультет профессионального обучения и факультет заочного обучения.

6.2. В кабинет педагогического мастерства филиала на CD-диске представляются электронные версии разработанной учебно-методической документации в формате PDF, перечисленные в п.п. 4.5, 5.1. – 5.16, отдельно по каждой образовательной программе (при этом электронная версия имеет все реквизиты, идентичные распечатанному варианту).

6.3. Кафедры филиала также размещают электронную версию учебно-методического обеспечения дисциплин на сервере филиала, необходимого для самостоятельной подготовки обучающихся к занятиям.

6.4. Кафедра несет ответственность за идентичность электронного и бумажного варианта.

7. Оригиналы учебно-методического обеспечения дисциплин должны содержать все необходимые реквизиты, подтверждающие их официальный характер (подписи, даты утверждения руководством филиала и кафедры, даты и номера протоколов рассмотрения на заседаниях кафедры, методического совета и Совета филиала).

8. При необходимости осуществляется периодическая актуализация учебно-методического обеспечения дисциплин. Основанием для пересмотра и внесения изменений являются: изменения содержания дисциплины и нормативной правовой базы; недостатки, выявленные в ходе проверок со стороны учебного отдела, совершенствование технологии обучения.

9. Все изменения элементов учебно-методического обеспечения дисциплин проходят обязательное обсуждение на кафедре с отражением в протоколах заседания кафедры. В ходе обновления элементов учебно-методического обеспечения дисциплины отметка об актуализации размещается на листе - аннотации в распечатанной версии. Соответствующая запись вносится ниже отметки о рассмотрении на Совете филиала. Например, «материалы актуализированы по состоянию на 01.06.2015 г., протокол заседания кафедры № 9 от 14.05.2015 г.» или «по состоянию на 01.06.2015 г. материалы актуальны».

10. Электронная версия элементов учебно-методического обеспечения дисциплин, размещаемая в кабинете педагогического мастерства, заменяется новой версией с пометкой в названии файла (элемент учебно-методического обеспечения дисциплины (указать какой) по состоянию на 01.06.2015 г. Вопросы периодической актуализации электронной версии элементов учебно-методического обеспечения дисциплины рассматриваются на заседаниях кафедры или предметно-методической секции по мере необходимости, но не реже, чем 1 раз в год.

11. Ежегодно в срок до 1 мая кафедры предоставляют в учебный отдел для осуществления контроля сведения о текущем состоянии учебно-методического обеспечения дисциплин (приложение № 1).

12. Рабочая программа дисциплины является основным документом, устанавливающим содержание и методическое построение учебной дисциплины.

Рабочая программа дисциплины обсуждается на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина приказом начальника филиала, проходит экспертизу в учебном отделе, рассматривается на методическом совете и Совете филиала и утверждается начальником филиала. В случае необходимости внесения в рабочую программу дисциплины изменений, связанных с актуализацией материалов, данный вопрос рассматривается на заседании кафедры (с обязательным внесением в протокол заседания кафедры). К программе прилагается не менее двух рецензий. Внешняя рецензия составляется компетентным в данной дисциплине сотрудником (работником) комплектующего органа внутренних дел (или иного правоохранительного органа), либо представителем другой образовательной организации высшего образования, имеющим соответствующие специальные познания, ученую степень и (или) ученое звание. Внутренняя рецензия составляется специалистом в данной или смежной областях знаний, работающим в филиале, имеющим ученую степень и (или) ученое звание.

После проведения рецензирования рабочая программа дисциплины не менее чем за 20 дней до ее рассмотрения на методическом совете, представляется в учебный отдел для проверки соответствия ее предъявляемым требованиям. В случае принятия методическим советом любого иного решения, кроме положительного по результатам рассмотрения программы, кафедра устраняет выявленные недостатки.

В случае принятия положительного решения методическим советом программа представляется для рассмотрения на Совете филиала. По рекомендации Совета филиала рабочая программа дисциплины утверждается начальником филиала.

Структура рабочей программы дисциплины должна соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего поколения и примерной учебной программе, утвержденной МВД России. Изменение содержания рабочих программ дисциплин допускается только по предусмотренным в примерных программах позициям, а также, если данные изменения будут способствовать повышению качества подготовки обучающихся.

В случае отклонения содержания рабочей программы дисциплины от содержания примерной программы, кафедра готовит обоснованное решение о необходимости изменений, которое отражается в выписке из протокола заседания кафедры и является приложением к рабочей программе дисциплины.

13. Рабочая программа дисциплины Государственного образовательного стандарта 2-го поколения имеет титульный лист и страницу 2, которая содержит информацию: библиографическое описание программы, кем подготовлена, рецензенты, аннотация, когда обсуждена на заседаниях кафедры, методического совета и Совета филиала.

Рабочая программа дисциплины состоит из следующих разделов: «Организационно-методический раздел», «Основной раздел», «Учебно-методическое обеспечение дисциплины».

В первом разделе раскрываются:

§ Цель изучения дисциплины;

§ Задачи дисциплины;

§ Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника, междисциплинарные связи;

§ Требования к уровню освоения содержания дисциплины (что именно в результате изучения дисциплины курсанты должны знать, уметь и какими навыками владеть);

§ Распределение учебного времени (всего часов, выделяемых в учебном плане на изучение дисциплины, в том числе время, выделяемое на аудиторные занятия и самостоятельную работу курсантов);

§ Форма контроля знаний в соответствии с учебным планом.

Второй раздел включает в себя:

§ Общий перечень разделов и тем дисциплины;

§ Соответствующие темы с перечнем основных вопросов, подлежащих изучению по данной теме, тематику семинаров и практических занятий, если они предусмотрены по данной теме;

§ Тематику курсовых работ, рефератов и практикумов (при их наличии);

§ Перечень вопросов для подготовки к промежуточной аттестации (зачету или экзамену) по всему курсу;

§ Примерные тематические планы изучения дисциплины, содержащие примерное распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (для всех форм обучения).

Тематический план на текущий учебный год (семестр) утверждается на заседании кафедры за три месяца до его начала (соответствующего семестра) и представляется в учебный отдел для составления расписания.

В третьем разделе указывается литература, необходимая для изучения дисциплины, которая подразделяется на основную и дополнительную. В список как основной, так и дополнительной литературы включаются издания (как правило, не старше 5 лет на момент утверждения программы, за исключением первоисточников и хрестоматий) в следующей последовательности: действующие нормативные правовые акты; справочно-энциклопедические издания; монографии; учебники и учебные пособия.

В качестве основной литературы могут использоваться учебники и учебные пособия, как правило, рекомендованные или допущенные к использованию в образовательном процессе Минобрнауки России, соответствующим учебно-методическим объединением по направлению подготовки (специальности) или имеющие гриф МВД России.

В этом же разделе указывается материально-техническое обеспечение, необходимое для преподавания указанной дисциплины (компьютерные программы, лабораторные и специализированные классы, технические комплексы, вооружение и т.п.).

14. Рабочая программа дисциплины федерального государственного образовательного включает в себя следующие элементы:

14.1. Наименование дисциплины.

14.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

14.3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

14.4. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся.

14.5. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам, разделам с указанием количества академических часов и видов учебных занятий.

14.5.1. Содержание разделов, тем дисциплины.

14.5.2. Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

14.5.3. Разделы (темы) дисциплин и видов учебных занятий с указанием отведенного на них количества академических часов.

14.5.4. Темы и виды аудиторных занятий, проводимых в активных и интерактивных формах.

14.6. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

14.7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине.

14.7.1. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризирующих этапы формирования компетенций.

14.7.2. Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций

14.8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

14.8.1 Нормативные правовые акты и судебная практика (при необходимости).

14.8.2. Основная литература.

14.8.3. Дополнительная литература.

14.9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.

14.10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

14.11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

14.12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

15. Программа имеет титульный лист и страницу 2, которая содержит информацию: библиографическое описание программы, кем подготовлена, рецензенты, когда обсуждена на заседаниях кафедры, методического совета и Совета филиала.

16. Лекции - разрабатываются преподавателем, ведущем дисциплину, обсуждаются на заседании предметно-методической секции (или кафедре) с оформлением соответствующих протоколов, утверждаются начальником кафедры. Темы лекций должны соответствовать тематическому плану дисциплины и рабочей программе дисциплины.

Фондовые лекции – это лекции, подготовленные по наиболее важным, актуальным и сложным темам. Цель фондовой лекции - сконцентрировать систематизированный материал по ключевой теме дисциплины, акцентировав внимание на наиболее значимых вопросах читаемого курса. Название и содержание лекции должно соответствовать рабочей программе дисциплины.

Фондовые лекции отражают научно-методический подход кафедры к изучению дисциплины и являются основой для составления учебных и учебно-методических пособий, других методических материалов по дисциплине. Фондовые лекции разрабатываются педагогическими работниками, читающими соответствующий лекционный курс.

Фондовые лекции проходят внутреннее и внешнее рецензирование, обсуждаются на заседании кафедры с оформлением соответствующих протоколов, утверждаются начальником кафедры. Если в течение учебного года содержание дисциплины (раздела) существенно изменяется (например, в связи с изменением законодательства), то в фондовые лекции по соответствующей тематике оперативно вносятся изменения.

17. Планы семинарских, практических занятий и методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся должны включать планы изучения тем дисциплины с методическими рекомендациями по подготовке к семинарским, практическим занятиям и организации других видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой и тематическим планом дисциплины. Планы с методическими рекомендациями по дисциплине, которая изучается на двух и более курсах готовятся для каждого курса обучения отдельно. При большом объеме материала планы семинаров готовятся отдельно от планов практических занятий.

Планы занятий с методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся утверждаются начальником кафедры и рассматривается на заседании кафедры с оформлением соответствующих протоколов.

18. Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями ФЗО - это организационно-плановый документ, определяющий содержание всего курса и особенность изучения дисциплины слушателями заочной формы обучения. Рекомендациидолжны строго соответствовать рабочей программе дисциплины и тематическому плану, охватывать весь спектр вопросов, подлежащих изучению в рамках данной дисциплины слушателями заочной формы обучения.

19. Методические рекомендации (разработки) для преподавателя могут оформляться как по отдельным темам, так и в целом по дисциплине и должны указывать на средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно. По каждому занятию (семинарскому, практическому, деловой игре, учению) дается сценарий его проведения, указываются цели, задачи, методы проведения, план, распределение учебного времени, порядок проведения занятия.

20. Перечень вопросов к экзамену (зачету) рассматривается на каждый учебный год на заседании кафедры (или предметно-методической секции) и утверждается начальником кафедры.

21.Тесты для промежуточного контроля успеваемости и контроля остаточных знаний курсантов (слушателей) являются типовыми контрольными заданиями для оценки знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся. Тесты разрабатываются ведущим преподавателем, обсуждаются на заседании предметно-методической секции (или кафедры) с оформлением соответствующих протоколов. В электронной версии в сети филиала не допускается размещение ответов (ключей) к вопросам по тестам.

22. Программа практики разрабатывается в соответствии с Положением об организации и проведении практики курсантов и слушателей филиала, и может включать как один, так и все виды практик по направлению подготовки (специальности).

23. Программа практики включает в себя:

23.1. указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения

23.2. перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

23.4. указание места практики в структуре образовательной программы;

23.5. указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах;

23.6. содержание практики;

23.7. указание форм отчетности по практике;

23.8. фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

23.9. перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики;

23.10. перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

23.11. описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Программы практик разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедр, закрепленных за проведением соответствующих практик, рассматриваются на заседании кафедры, на методическом совете и Совете филиала, с оформлением соответствующих протоколов, утверждаются начальником филиала.

24. Практикум (для профилирующих и иных имеющих практическую направленность дисциплин) содержит практические задания и упражнения, способствующие усвоению учебной дисциплины. Практикум может включать комплекс заданий, задач, упражнений, игр, тренингов, способствующих формированию навыков и компетенций.

Практикум – утверждается начальником кафедры и рассматривается на заседании кафедры с оформлением соответствующих протоколов.

Структура практикума должна отражать последовательность изложения материала в соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины.

Практикумы могут быть использованы как в процессе проведения практических занятий (аудиторной работы обучающихся), так и в процессе самостоятельного изучения дисциплины обучающимся (внеаудиторной работы), что должно быть отражено в рабочей программе дисциплины (с учетом бюджета времени на данный вид работы).

25. Программа государственного экзамена, государственной итоговой аттестации рецензируется (внешняя и внутренняя рецензии) и утверждается начальником филиала после ее обсуждения на заседании кафедры, методическом совете и Совете филиала, с оформлением соответствующих протоколов.

26. Методические рекомендации для написания и защиты выпускных квалификационных (дипломных, бакалаврских) работ утверждаются начальником кафедры, рассматриваются на заседании кафедры. Тематика выпускных квалификационных работ должны быть актуальной, отражать проблемы в деятельности подразделений ОВД по направлению подготовки (специальности) и профилю обучения.

27.Учебно-демонстрационные материалы (презентации) для сопровождения проведения учебных занятий разрабатываются и обсуждаются на заседании предметно-методической секции с оформлением соответствующих протоколов. На титульном листе презентации указывается наименование кафедры, на последнем листе – фамилия, имя, отчество разработчика, дата и номер протокола обсуждения на кафедре.

28. Частные методики преподавания учебных дисциплин рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются ее начальником. Частная методика включает структурно-логическую схему изучения дисциплины, методические указания для преподавания отдельных видов учебных занятий, методические разработки учебных занятий, методические рекомендации по изучению конкретных тем дисциплины, рекомендации по подготовке к экзамену (зачету), перечень используемых при проведении учебных занятий технических средств обучения и дидактических материалов и т.д.

29. ФОС для текущего контроля успеваемости - используется для оперативного и регулярного управления учебной деятельностью и включает: комплект тестовых заданий, комплект других оценочных материалов (типовых задач (заданий), разноуровневых задач (заданий), наборов проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценариев деловых игр и т.п.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на определенных этапах обучения. ФОС для текущего контроля успеваемости формируется по каждой дисциплине ОП ВО и утверждается начальником кафедры, за которой закреплена данная дисциплина.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.