Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Молодежь сегодня нуждается в мудрости и опыте, который сконцентрирован в «Белой Руси» (выступление Толкача И.А. на расширенном заседании Республиканского Совета РОО «Белая Русь» 30 января 2016 года)





6. Мировоззренческая платформа РОО "Белая Русь" (по материалам расширенного заседания Республиканского Совета РОО "Белая Русь" от 14.03.2015)

7. РОО "Белая Русь" как элемент политической системы Республики Беларусь (по материалам расширенного заседания Республиканского Совета РОО "Белая Русь" от 15.11.2014)

 

Проекты

«БЕЛАЯ РУСЬ» В ЛИЦАХ

Проект Республиканского общественного объединения «Белая Русь» «Белая Русь» в лицах

Координатор проекта:

Шендик Т.А.- начальник отдела организационно-кадровой работы Республиканского Совета РОО «Белая Русь».

Контакты: 80172845407

t.belayarus@gmail.com

Цель проекта: формирование в обществе ценностных ориентаций, основанных на духовности, активной гражданской позиции и патриотизме на примерах наиболее авторитетных, проявивших себя в общественной деятельности членов «Белой Руси».

Направления работы:

- выявление в рамках проекта активных, талантливых, успешных членов РОО «Белая Русь»;

- информационное сопровождение деятельности участников проекта;

- популяризация в обществе позитивного отношения к жизни, ценностных ориентаций, основанных на духовности и любви к Родине.

Механизм реализации проекта:

- публикация интервью с участниками проекта в республиканских и региональных СМИ, на сайте объединения;

- презентация жизненных ценностей и установок, творческих способностей и увлечений участников проекта в формате встреч, мастер-классов и концертных программ.

 

«В БУДУЩЕЕ – С «БЕЛОЙ РУСЬЮ»

19 февраля в ГУ «Новопольский государственный агро-экономический колледж» был дан старт проекту «В будущее – с «Белой Русью». Проект предусматривает открытие при Минской районной организации «Школы молодого лидера «Белой Руси». Целью школы является формирование сообщества активных, социально ориентированных людей из числа членов РОО «Белая Русь», развитие в них лидерских качеств, раскрытие творческого потенциала, понимание основ государственной идеологии, формирование организаторских умений, вовлечение широкого круга молодежи в ряды и дела РОО «Белая Русь».

 

 

«ЛЮБІЦЬ БЕЛАРУСЬ!»

«Любіць Беларусь» – продолжение музыкального проекта РОО «Белая Русь». С целью формирования фонотеки песен о нашей Родине на сайте объединения будут размещаться музыкальные творения как начинающих, так и известных белорусских исполнителей. Каждый из нас сумеет найти в этих произведениях то, что дорого нашим сердцам, то, что еще раз доказывает, что нет краше и дороже места, чем уголок родной земли.

 

 

«Становление и развитие права современной Беларуси» (Мицкевич В.В.)

Версия для печати

Становление права современной Беларуси непосредственно связано с развитием белорусской государственности. За годы независимости в Республике Беларусь создана собственная национальная правовая система, основой построения которой послужил целенаправленный курс на повышение эффективности правового регулирования общественных отношений в целях защиты прав и свобод личности, государственного суверенитета, обеспечения национальных интересов Республики Беларусь на международной арене при выработке и принятии международно-правовых актов.

Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь от 27 июля 1990 года провозгласила Республику Беларусь суверенным независимым государством и тем самым заложила основы для формирования качественно новых начал в государственной и общественной жизни.

С обретением Республикой Беларусь независимости система законодательства советского периода, принципы создания и реализации норм права уже не отвечали потребностям современного белорусского государства. Для создания новой, согласованной системы национального права необходима была разработка ее основы, фундамента для взаимодействия личности, общества, государства, эффективного функционирования государственных институтов.

15 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь, провозгласившая нашу республику унитарным демократическим социальным правовым государством. Принятие новой Конституции, вовлечение Республики Беларусь в мировое сообщество как суверенного и независимого государства повлекли кардинальные изменения в законодательстве.

Конституция Республики Беларусь стала основой для построения правовой системы независимого государства. Одним из важнейших нововведений Конституции стало изменение системы приоритетов государства. На первое место в иерархии ценностей ставится человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Данная конституционная норма становится ключевым принципом законодательства, определяя вектор дальнейшего развития отечественной правовой системы, а также содержание правоприменительной деятельности.

Принятие 24 ноября 1996 г. новой редакции Конституции Республики Беларусь повлекло существенное перераспределение полномочий между государственными органами. Была также активизирована работа, направленная на решение сложнейших задач по формированию новой правовой системы, призванной обеспечить устойчивое развитие экономики, эффективное функционирование демократических институтов.

Существенно изменились место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. На Главу государства были возложены функции гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения посредничества между органами государственной власти, их преемственности и взаимодействия. Был сформирован двухпалатный Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Палаты представителей и Совета Республики. В дальнейшем проводилась работа по реализации конституционных положений, последовательной конституционализации законодательства.

Процесс совершенствования конституционного законодательства носил ярко выраженный динамичный характер, обусловленный эволюционированием различных государственных институтов. В данный период были приняты основополагающие законы, определившие правовой статус конституционных органов, а также закрепившие порядок реализации прав и свобод граждан. Были сформированы новые институты законодательства о государственной службе, местном управлении и самоуправлении, информации, информатизации и защите информации. Развитие конституционного законодательства, являющегося ядром для всей правовой системы государства, послужило основой для совершенствования иных отраслей и институтов, а также было призвано обеспечивать их согласованность между собой.

Реализация коренных политических преобразований и экономических реформ была бы не осуществима без соответствующего правового обеспечения нормотворческой деятельности. Кроме того, требовалась замена применявшихся на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов СССР и БССР нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Для решения поставленных задач в течение первого десятилетия после обретения независимости Президентом Республики Беларусь был принят ряд актов, направленных на совершенствование нормотворческой деятельности. В частности, в целях повышения уровня подготовки проектов нормативных правовых актов, создания единой республиканской системы законопроектной деятельности, а также совершенствования государственной системы правовой информации Республики Беларусь были созданы Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и Национальный центр правовой информации, нормативно закреплен порядок опубликования и вступления актов в силу, создан Национальный реестр правовых актов и эталонный банк данных правовой информации, началась работа по формированию Свода законов Республики Беларусь. Достижением белорусской правовой политики можно считать введение с 1998 года планирования в подготовку законопроектов, которое оказало положительное влияние на системное развитие законодательства.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», а также Правила подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359, позволили окончательно сформировать законодательство в области нормотворчества и повысить уровень правовой культуры в государстве и обществе. На законодательном уровне нашли закрепление основные принципы нормотворчества, были определены виды и иерархия нормативных правовых актов, Правилами подготовки проектов нормативных правовых актов были установлены единые требования к подготовке всех видов проектов нормативных правовых актов.

Особенностью белорусского законодательства является определение основных задач и направлений по совершенствованию и развитию национальной правовой системы в соответствующих программных документах.

В целях перспективного решения актуальных проблем функционирования национальной правовой системы и определения основных направлений и способов совершенствования законодательства Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 была одобрена Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь. Практически одновременно Указом Президента Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. № 450 была одобрена Программа подготовки проектов законов Республики Беларусь на 2003–2005 годы и перспективной кодификации законодательства Республики Беларусь. В совокупности данные программные документы заложили основные направления совершенствования законодательства.

В целях выработки стратегических направлений развития правовой системы Республики Беларусь на современном этапе, акцентирования внимания общественности на идеологических аспектах правовой политики, формирования адекватного происходящим в мире процессам правопонимания были разработаны Рекомендации по теоретико-методологическим основам совершенствования правовой системы Республики Беларусь.

Для консолидации усилий и повышения эффективности деятельности государственных органов и иных организаций по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь, защите ее национальных интересов Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 была утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. С учетом положений данного акта в законодательстве сформированы действенные механизмы противодействия основным угрозам современного государства, в том числе экстремизму, терроризму, коррупции, незаконному обороту наркотиков.

Современный период развития Республики Беларусь необходимо рассматривать через призму состояния трансформации, что, в свою очередь, требует не только четкого планирования, но и прогнозирования возможных последствий, в том числе и в рамках нормотворческой деятельности.

Немаловажную роль в обозначенном направлении сыграло введение институтов проведения обязательных юридической и криминологической экспертиз, которые позволяют значительно улучшить качество подготовки проектов нормативных правовых актов, предотвратить коллизии и неоднозначность правовых норм, снизить вероятность возникновения причин и условий, способствующих совершению преступлений, обеспечить прогнозирование возможных негативных криминологических последствий в результате принятия нормативного правового акта.

В целях практической реализации принципа научности в осуществлении нормотворческой деятельности, эффективности использования научного потенциала при формировании правовой системы государства на базе Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь создан Национальный центр законодательства и правовых исследований путем присоединения к нему Института государства и права НАН Беларуси.

Правовая система нуждается в постоянном совершенствовании в связи с необходимостью соответствовать предъявляемым требованиям в конкретный исторический период. Государство как стержневой элемент политической системы призвано оказывать непосредственное влияние на развитие права.

Особое внимание в настоящее время уделяется совершенствованию процессуальных форм взаимодействия государственных органов с населением, устранению негативных явлений в указанной сфере (нехватка информации, очереди, отсутствие надлежащих условий для обслуживания посетителей и др.), доставшихся нам в «наследство» от советской системы. Для устранения названных негативных явлений был разработан целый комплекс мероприятий, получивший название «дебюрократизация государственного аппарата». Дебюрократизация государственного аппарата превращается в приоритетное направление государственной политики и наиболее динамично развивающийся институт конституционного законодательства. Ее ключевые идеи отражены в специальном акте программного характера – Директиве Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения».

Основными направлениями дебюрократизации государственного аппарата стали: совершенствование порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, упорядочение осуществления административных процедур, упрощение взаимодействия внутри государственного аппарата, совершенствование порядка оказания государственными органами и организациями услуг населению на соответствующей территории.

В 2011 году принят Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», призванный обеспечить эффективный механизм обратной связи представителей общественности и государственных структур. С учетом развития информационных технологий, а также в целях приближения государственных органов к населению введен новый институт электронных обращений, который положительно воспринят гражданами и организациями.

Большое внимание уделяется развитию законодательства об административных процедурах. Наряду с принятием Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» разработаны и утверждены перечни административных процедур в отношении граждан и субъектов хозяйствования, в доступном виде закрепляющих процедуру взаимодействия с государственными органами и иными организациями.

Существенное значение для развития законодательства имела кодификация. Одними из первых были приняты кодексы в сфере гражданского и уголовного законодательства, законодательства о труде, законодательства о браке и семье и др.

Новейшие идеи современного гражданского права и основные принципы регулирования гражданских отношений были заложены в Гражданском кодексе Республики Беларусь, который лег в основу положений множества законов, создавших условия для развития современной экономики. Среди них можно назвать Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах», на смену которому уже принят Закон Республики Беларусь «О рынке ценных бумаг», и иные. В своей совокупности гражданское законодательство и законодательство о хозяйственной деятельности устанавливают четкий и прозрачный механизм соблюдения баланса публичных начал в регулировании экономических отношений и свободы предпринимательства.

В республике разрабатываются пятилетние программы социально-экономического развития, позволяющие в полном объеме проследить динамику решаемых государством задач в экономике. Так, наряду с традиционно решаемыми задачами по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики, технического перевооружения и модернизации, реструктуризации предприятий, улучшения экологической ситуации главным направлением правового регулирования экономической сферы в настоящее время стала политика либерализации белорусской экономики и повышения ее конкурентоспособности. На решение этих задач направлена Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Значительные изменения, обусловленные социально-экономическими процессами, не могли не повлиять на трудовые отношения. В целях охраны и защиты прав работников в Трудовом кодексе Республики Беларусь четко были закреплены нормы, направленные на их реализацию. В настоящее время наметилась тенденция либерализации как трудовых отношений, так и законодательства о труде. Происходит постепенный переход от чрезмерной зарегулированности взаимоотношений между нанимателем и работником к предоставлению более широких прав по договорному установлению прав и обязанностей сторон трудового договора.

Кроме того, законодательство о труде идет по пути усиления персональной ответственности работника за результаты своего труда. В первую очередь можно отметить ряд законодательных актов, принятых в последнее полугодие Главой государства. Это декреты Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Указанные законодательные акты направлены на усиление ответственности граждан за свое благополучие и обеспечение нормальных условий жизни членов своей семьи, на стимулирование работников к высокопроизводительному труду, бережному отношению к своей работе.

Важным направлением совершенствования семейного законодательства является обеспечение защиты прав и законных интересов детей. В частности, благодаря принятию Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» была сформирована действенная система не только оперативного реагирования на нахождение ребенка в сложной жизненной ситуации и его дальнейшего устройства, но и применения различных мер воздействия к родителям, не выполняющим свои обязанности по воспитанию и содержанию детей.

Созданию единой системы образования на условиях преемственности и непрерывности способствует Кодекс Республики Беларусь об образовании. Данный документ объединил в себе регулирование всех уровней образования. С учетом практики применения Кодекса и в связи со вступлением Республики Беларусь в Болонский процесс в настоящее время ведется работа по его корректировке.

Приняты также акты Главы государства, направленные на оптимизацию правового регулирования жилищных правоотношений. В марте 2013 года вступил в силу новый Жилищный кодекс Республики Беларусь.

В настоящее время ведется работа на проектом Кодекса Республики Беларусь о культуре, который позволит вывести правовое регулирование в данной сфере на новый уровень. Проект данного Кодекса находится в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, готовится к рассмотрению в первом чтении.

В целях упорядочения имеющегося массива нормативных правовых предписаний, обеспечения их согласованности актуальными на современном этапе представляются вопросы о необходимости разработки консолидированных нормативных правовых актов о здравоохранении.

Законодательный базис для эффективной государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, а также важнейших сфер жизнедеятельности общества призваны обеспечивать Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы. Такие основополагающие принципы, как оперативность, независимость и доступность правосудия легли в основу всего процессуального законодательства.

Значимым событием стала кодификация законодательства о судоустройстве и статусе судей. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей определил основы, задачи и принципы деятельности судебной системы и, как следствие, вывел на новый этап развития данный институт законодательства.

На решение глобальных экологических проблем направлено современное развитие законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. В данной сфере были приняты Кодекс о земле, Лесной кодекс, Кодекс о недрах, Водный кодекс. Особого внимания с учетом тенденций развития международного права, законодательства других государств требует правовое регулирование отношений в области охраны климата, оценки воздействия на окружающую среду, в том числе стратегической экологической оценки. Перспективы совершенствования законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании ресурсов связаны также с разработкой и внедрением современных правовых инструментов, обеспечивающих развитие экономики страны на «зеленых» принципах в целях устойчивого развития.

В современном мире значительное влияние на развитие всех государств оказывают процессы глобализации и регионализации. Беларусь всегда позиционировала себя как миролюбивое, дружественное государство, открытое к диалогу и сотрудничеству. Так, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь среди национальных интересов отмечено «прагматичное взаимодействие с мировыми центрами силы, основанное на эффективной многосторонней и многовекторной дипломатии, стратегическом партнерстве и особых отношениях с дружественными государствами, равноправном взаимодействии и взаимном учете интересов». Исходя из этого строилась и продолжает строиться правовая основа международного взаимодействия с другими государствами, международными организациями, иными субъектами международного права. Воздействие международного права на национальное законодательство неизбежно, и приоритет общепризнанных принципов международного права провозглашен в Конституции Республики Беларусь (статья 8). Специальные законодательные акты в этой сфере подчеркивают стремление Беларуси к добросовестному исполнению взятых на себя международных обязательств, имплементационные механизмы в правовую систему заложены, достаточно четко определены организационно-правовые основы реализации международных обязательств. При этом в Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь закреплены такие постулаты координации и сближения национального законодательства с международными стандартами и нормами иностранного права, как их научная обоснованность, взаимообогащающий характер, равенство, взаимность, неуклонное соблюдение суверенитета. Это способствует развитию современного, отвечающего новым вызовам и тенденциям нормативного правового массива, однако не влияет на аутентичность, самостоятельность правовой системы, отвечающей прежде всего национальным интересам.

Белорусское законодательство чутко реагирует на активно меняющиеся международные процессы. Так, в настоящее время в связи с развитием интеграционных процессов на повестке дня стоит вопрос о внедрении в национальную правовую систему актов прямого действия, принимаемых органами интеграционных объединений, поиске оптимальных путей обеспечения их реализации. Кроме того, нельзя не отметить и актуальные для всего мирового сообщества процессы взаимного влияния и сближения правовых систем, законодательства. В настоящее время осуществляются гармонизация и унификация законодательств государств–членов Евразийского экономического союза и приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в нашей стране создан прочный фундамент для дальнейшего развития права, к положительным моментам которого относятся: оперативность правового реагирования на изменяющиеся общественные потребности; следование принципам системности, комплексности, стабильности правового регулирования общественных отношений, кодификация законодательства; поддержание, сохранение и трансляция традиционных социокультурных ценностей; восприятие передовых научных конструкций современных правовых систем с учетом особенностей развития национальных правовых традиций; выработка новых критериев формирования системы права в условиях глобализации мировой экономики в целях защиты национальных интересов Республики Беларусь; формирование системы права с учетом приоритета общепризнанных принципов международного права, а также международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь, современных общемировых и региональных интеграционных процессов.

 

«Обеспечение экономической стабильности и устойчивого роста экономики – главнейшие направления развития законодательства Республики Беларусь о хозяйственной (экономической) деятельности» (Степуро И.А.)

Версия для печати

Начало девяностых годов прошлого века ознаменовалось коренным изменением политической системы СССР и, в конечном итоге, его распадом, обретением независимости Республикой Беларусь и другими советскими республиками. Указанные политические изменения объективно потребовали коренного реформирования, а фактически создания с нуля национальной правовой системы, в том числе принятия новых нормативных правовых актов в сфере экономики. В свою очередь, стремительно меняющиеся социально-экономические отношения, жизнь и практика не укладывались в устаревшие рамки советского гражданского и хозяйственного законодательства, требовали концептуального пересмотра его основ.

Следует учитывать, что в Белорусской ССР в начале девяностых годов прошлого века практически отсутствовало полноценное национальное законодательство, регламентирующее экономические отношения, кроме, пожалуй, Гражданского кодекса БССР 1964 года, который к тому времени, несмотря на вносившиеся в него изменения, все же морально устарел, поскольку был основан на иной модели экономики и не позволял решать актуальные задачи, в том числе связанные с изменением экономической политики государства, переходом от административной, планово-командной экономики к экономике рыночной при сохранении социальной функции государства. Фактически речь шла о необходимости законодательного закрепления отказа от безусловного приоритета государственной формы собственности перед иными формами собственности и директивно-планового стиля руководства экономикой, создания правовых основ для самостоятельности субъектов хозяйствования и развития конкуренции между ними.

Ввиду отсутствия национального правового регулирования экономических отношений у молодого государства имелась насущная потребность в оперативном восполнении основных пробелов в законодательстве. В этой связи в начале 1990-х годов в Республике Беларусь одними из первых были приняты законы, которые преобразовали отношения собственности, узаконив многообразие ее форм, расширили границы экономической свободы, разрешили частное предпринимательство любого масштаба и в различных правовых формах, стимулировали инвестиционную деятельность, развитие рынка ценных бумаг и биржевую деятельность, запустили механизм приватизации государственного имущества. Так, были приняты: Закон Республики Беларусь от 11 декабря 1990 года «О собственности», Закон Республики Беларусь от 12 декабря 1990 года «Об аренде», Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях», Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О предпринимательстве», Закон Республики Беларусь от 29 мая 1991 года «Об инвестиционной деятельности», Закон Республики Беларусь от 14 ноября 1991 года «Об иностранных инвестициях», Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах и фондовых биржах», Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 года «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и др.

Безусловно, во многом эти законодательные акты были прорывными, радикальными для своего времени, однако они по понятным причинам не обеспечивали комплексное и системное регулирование общественных отношений, носили зачастую базовый, рамочный и декларативный характер, затыкая «зияющие» дыры в гражданском и экономическом законодательстве, зачастую стихийно, оставляли широкое поле для ведомственного нормотворчества. В этой связи особую актуальность приобрела работа по созданию экономической конституции страны – Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), которая завершилась в 1998 году. Ей предшествовала значительная кропотливая работа ученых-цивилистов и специалистов-практиков, использовался национальный и зарубежный опыт правового регулирования гражданско-правовых отношений. В основу ГК был положен модельный Гражданский кодекс государств – участников СНГ – фундаментальный правой акт, ставший своеобразным синтезом лучших достижений цивилистической науки девяностых годов прошлого столетия. Значительное влияние на структуру и содержание ГК оказал также новый Гражданский кодекс Российской Федерации. Принятие ГК как способствовало пересмотру ранее принятых законодательных актов, так и придало импульс появлению новых законов, развивающих положения ГК.

Молодая Беларусь не могла существовать без собственной бюджетно-финансовой системы, ключевым элементом которой является система налогообложения. Один за одним в начале девяностых годов прошлого века принимались налоговые законы, отличительными чертами которых были их предельно рамочный характер, а также разрозненность предписаний: каждому платежу был посвящен отдельный закон. Основная масса налогово-правовых норм закреплялась на ведомственном уровне – в многочисленных методических указаниях и инструкциях налоговых служб. Чуть позднее появились национальные законы по вопросам бюджетной системы, государственного долга, таможенного регулирования.

Последующий этап в развитии гражданского и экономического законодательства со второй половины девяностых годов прошлого века и до середины двухтысячных годов был связан с переходом от рамочного к непосредственному, более детальному и во многом более жесткому регулированию, что вызывало неоднозначную реакцию в деловых кругах, определенную критику тех экономистов и представителей бизнес-сообщества, которые ратовали за так называемую либеральную модель законодательного регулирования экономики. В основе ее, как известно, лежит идея минимального вмешательства государства и издаваемых им законодательных актов в экономику.

Вместе с тем, несмотря на это, Республикой Беларусь была избрана иная законодательная политика в сфере экономики: смешанная, сочетающая рыночные и административные методы и в целом характерная в том или ином виде для большинства современных государств, хотя и имеющая разные наименования (институционализм, регулируемый капитализм, рыночный социализм, социально ориентированная рыночная экономика). Все это было обусловлено как нормами принятой Конституции Республики Беларусь, провозглашающими социальное государство, которое обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях, так и сложившейся к тому времени практикой социально-экономических отношений в республике и за ее пределами. Стало очевидно, что «разгул» и «стихия» рынка, криминализация отдельных его сегментов, рамочные законы создавали условия для многочисленных злоупотреблений, коррупции и «беспредела» в экономической сфере, нарушения прав и законных интересов участников гражданского и хозяйственного оборота, особенно менее защищенных в экономическом смысле, сомнительного обогащения отдельных лиц за счет остальных граждан. К счастью, издержки либеральной модели не приобрели в Республике Беларусь катастрофических и необратимых форм, однако стали очевидны, особенно на фоне внедрения либеральных моделей и проведения реформ в отдельных постсоветских государствах.

В этой связи государством стали активно приниматься законодательные акты, упорядочивающие и более подробно регламентирующие отношения в сфере экономики, прежде всего законодательные акты Главы государства, выступающие инструментом оперативного реагирования и во многом опережающего законотворчества в сравнении с более сложной и длительной процедурой принятия законов Парламентом. Так, например, были подготовлены и приняты акты, которые упорядочивали отношения в сфере приватизации государственной собственности с целью исключить «растаскивание» народного достояния за «копейки», законодательные акты, которые позволяли государству влиять на политику важнейших акционерных обществ с целью предотвращения их банкротства, недружественных поглощений и рейдерских захватов, вывода капитала за рубеж, призваны были стимулировать переход от «серого» к «белому» бизнесу, от индивидуального к коллективному предпринимательству в форме юридических лиц как более прозрачной и цивилизованной модели хозяйствования, поставить «заслон» фирмам-однодневкам уже на стадии открытия собственного дела. В качестве примера можно привести Указ Президента Республики Беларусь от 24 мая 1996 г. № 208 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности субъектов хозяйствования», Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1997 г. № 591 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами», Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», Указ Президента Республики Беларусь от 28 июня 2007 г. № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности».

Это позволило Республике Беларусь в конечном итоге сформировать смешанную модель законодательного регулирования экономики, целью которой являются формирование социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций и в конечном итоге обеспечение устойчивого экономического роста.

Безусловно, в то время принятые законодательные акты, иногда «жесткие» и «непопулярные», дали в целом положительный социально-правовой эффект, позволив своевременно преодолеть негативные тенденции, закрыть основные «дыры» и «лазейки» в законодательстве. Вместе с тем жизнь не стояла на месте, общественные отношения стремительно развивались и то, что казалось хорошим вчера, в дальнейшем стало переоцениваться с учетом изменения экономической ситуации. Разразившийся мировой финансово-экономический кризис, неблагоприятное изменение внешней конъюнктуры на мировых рынках, с одной стороны, и набиравшая темпы интеграция на постсоветском пространстве, активизация сотрудничества с международными финансовыми институтами, с другой, привели к поиску новых решений, изысканию внутренних резервов оздоровления экономической ситуации в республике, на которой стал сказываться в том числе общий кризис в мировой экономике.

В конце первого – начале второго десятилетия нашего века трендами законодательного регулирования экономики стали, во-первых, политика либерализации, в рамках которой планомерно и последовательно ведется работа по снижению возде







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.