Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование европейской культуры





(история культуры от Античности до Ренессанса)

1. Античность как тип культуры. Особенности культуры Древней Греции и Древнего Рима.

2. Средневековая культура. Культурно-исторические типы. Романика и готика.

3. Ренессанс как переходный тип культуры. Культура эпохи Возрождения в Италии. Северное Возрождение.

Основные понятия:античность, полис, агон, катарксис, теоцентризм, карнавализация, куртуазность, романика, готика, Ренессанс, антропоцентризм, гуманизм.

Основная литература

К вопросу 1

1. Боннар, А. Греческая цивилизация / А. Боннар. М., 1992. Т. I. Гл. 2, 4, 8; Т. II. Гл. 2, 3, 4, 7, 8; Т. III. Гл. 1, 2, 3, 5. (а также другие книги этого автора)

2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. –С. 74-99,170-214, 201-214. 238-259.

3. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С.319-321.

4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990. – 351 с.

 

К вопросу 2

1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1988. (а также другие книги этого автора)

2. Данилова Е. И. Искусство средних веков и Возрождения : Работы разных лет / [Авт. вступ. ст. М. Я. Либман] .- М. : Совет. художник , 1984 .- 271 с.

3. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья : Пародия в лит. и искусстве, IX-XVI вв. / Рос. АН, Ин-т археологии. - М. : Наука, 1992. - 286 с.

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. – С. 321-323.

5. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 1995. С. 174–194, 562–573.

К вопросу 3

1. Баткин Л.М. Итальянское возрождение. Проблемы и люди. М.,1995. С. 45-55, 88-95, 116-118, 186-191, 228-230. (а также другие книги этого автора)

2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 2001. – С101-127,127-151,197-205,

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Вып. 1–3. М., 1986–1993.

4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 323-326.

5. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1998. – 366с.

 

Дополнительная литература

 

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

2. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М.,1996.

3. Винничук А. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М.,1988. С. 138-160, 191-203, 283-288, 484-493.

4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. –С. 74-99,170-214, 201-214. 238-259.

5. Воронина Т.С. Искусство возрождения в Нидерландах, Франции, Англии / Т. С. Воронина, Н. Л. Мальцева, В. В. Стародубова ; НИИ теории и истории изобраз. искусства Рос. акад. художеств. - М. : Искусство , 1994 .- 144, XXXI с., [175] л. ил. ; 29 см. - (Памятники мирового искусства : Вып. 9).

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - М.,1994. Гл. 2-4, 25.

7. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. – М., 1998 (Т.1), 1999 (Т.2). 2000.(Т.3), 2000 (Т.4).

8. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. –621с.

9. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств : Очерки Вып.2:. - М. : Искусство, 1975-.



10. Зелинский Φ.Φ. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995 - 380 с:

11. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека.- Москва, "Греко-латинский кабинет", 1997.

12. Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность: Очерки / Г. С. Кнабе. - М. : Искусство, 1986. - 207 с.

13. Культура Древнего Рима /под ред.Е.С. Голубцовой Москва, "Наука", 1985. Т1,Т2.

14. Тяжелов, В. Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе / В. Н. Тяжелов ; Редкол.: А. М. Кантор и др. - М. : Искусство; Dresden : Verlag der Kunst, 1981. - 383 с.

15. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988.

Методические указания

Тема семинара «Формирование европейской культуры (история культуры от Античности до Ренессанса) требует пристального внимания. Основная задача – проследить на конкретных примерах смену культурных парадигм (ценностей, вошедших в основание культуры). Предложенные вопросы по каждой части (Античность, Средние века, Ренессанс) достаточно обширны.

Как известно, мировая культура использует опыт достижений Античности. Мотивы, образы, сюжеты прочитываются всеми видами изобразительного искусства, современного (настоящего!) кино, театром. Важную роль в формировании национальных культур Европы сыграло Средневековье. Достижения Ренессанса вошли в основание развития культуры Нового и Новейшего времени.

В процессе изучения вопроса «Античность как тип культуры» следует обратить внимание на взаимосвязь искусства (возникновение ордерной системы, формирование особенностей архитектуры, драматургии, театра) общественных постулатов (законов полиса), мировоззрения (значение мифологии для развития процессов в культуре) в целостности культуры Древней Греции. Данные параметры необходимо увидеть и в римской культуре. Качества практицизма, монументализма форм, утилитарности становятся более важными в Древнем Риме. Греческое и римское наследие органично входит в основание формирования европейской культуры.

При изучении культуры Средних веков необходимо: 1) обратить внимание на особенности каждого культурно-исторического типа средневекового человека; 2) обнаружить место и значение в общей системе средневековья рыцарской, куртуазной, народно-смеховой культур; 3) познакомиться с романским и готическим стилями с архитектуре; 4) понять соотношение города и храма в средневековой модели.

Средневековье оказало влияние на дальнейшее развитие мировой культуры. Так, например, традиции рыцарства мы можем обнаружить в романе В. Скотта «Айвенго» (см. также разные версии в кино), архитектурный образ Собора Парижской богоматери видим в одноимённом романе В. Гюго и известном мюзикле «Notre-Dame de Paris».

Процесс коммуникации (диалога на разных уровнях) становится необходимым в нашей повседневности. Осмысление Ренессансом культурного наследия греческой и римской Античности, трансформация средневековой модели даёт возможность наглядно увидеть через ряд конкретных вопросов и тем (для докладов и сообщений) уровни диалогичности, стратегии и формы использования достижений прошлого и настоящего.

Следует разобраться в смыслах таких понятий, как «гуманизм», «антропоцентризм». Обнаружить важность и первостепенность личности художника для эпохи. Обратить внимание на использование эпохой Возрождения тем и сюжетов Античности и Средневековья. Показать влияние достижений Ренессанса в Италии на формирование новых ценностных ориентиров в культуре Франции, Германии, Испании.

Источники, на которые следует обратить внимание при подготовке, это работы А.Ф. Лосева, Ф.Ф. Зелинского, А.Я. Гуревича, Л.М. Баткина, Й. Хёйзинга, А. Винничук , О.М. Фреденберг.

 

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Дайте определение понятия «античность». Укажите хронологические рамки античной культуры и этапы ее развития.

2. Какое место занимали мифы в картине мира древних греков? древних римлян? Как это повлияло на формирование художественной культуры древней Греции и Рима?

3. Каковы экономические, социальные и политические отношения в городах Древней Греции и Древнего Рима? Как это влияло на формирование ценностных ориентиров человека античности?

4. Укажите основные особенности искусства Древней Греции и Древнего Рима. Приведите примеры.

К вопросу 2

1. Укажите хронологические рамки Средневековья.

2. Назовите особенности мировоззрения человека средневековья? Укажите культурно-исторические типы средневекового человека. Каковы стереотипы поведения, место в иерархии общества?

3. Чем можно объяснить некоторую условность и нарочитость рыцарской культуры? Что такое куртуазная культура? Дайте характеристику рыцарского этикета.

4. Почему именно развитие городской культуры стимулировало возникновение системы образования, науки? Что Вам известно о культуре быта средневековых горожан?

5. Охарактеризуйте романский и готический стиль как выражение средневекового мировоззрения.

6. Какое место в Средневековье занимала карнавальная, народная смеховая культура?

 

К вопросу 3

1. Дайте определение понятию «Ренессанс». Кто и когда ввёл это понятие? Укажите причины появления Ренессанса в Италии. Назовите периоды эпохи Возрождения в Италии.

2. Что такое гуманизм? С чем связан антропоцентризм и гуманизм в культуре Возрождения? Что означает быть гуманистом? Гуманисты Ренессанса. Назовите имена.

3. Каковы эстетические идеалы Ренессанса? В чём видятся противоречия эпохи? Назовите сквозные сюжеты и образы Ренессанса? Приведите примеры работ художников.

4. Какие особенности имела культура Возрождения в Северной Европе? Что Вам известно о северно-европейских гуманистах? Как идеи Ренессанса проникали в мир художественной культуры Северной Европы?

 

Темы докладов и сообщений

1. Афинский Акрополь как архитектурный комплекс[4,10].

2. Особенности древнеримской архитектура[12,13].

3. Ценности и идеалы греческой и римской семьи[6,10,11].

4. Город и храм в Средневековье (соборы Реймса, Кельна, Парижа)[1,7,14,15].

5. Образ Мадонны в живописи и скульптуре итальянского Возрождения[2,8].

6. Образы и сюжеты Ветхого и Нового заветов в живописи и скульптуре Ренессанса[2,8].

7. Тема Апокалипсиса в живописи Северного Возрождения: образы и символы эпохи (А. Дюрер, Е. Босх, П. Брейгель)[5,9].

 

 

Семинар 11.

Культура Нового времени

1. Культура эпохи Просвещения. Светский тип культуры. Становление национальных культур.

2. Утверждение индустриального типа общества XIX начала XX вв. Практицизм и утилитаризм, протестантские идеалы личности Нового времени. Романтизм и реализм в искусстве.

3. Рубеж XIX начала XX вв. – кризис европейской культуры. Декаданс. Стили и направления в искусстве.

Основные понятия:реформация, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, протестантизм, романтизм, реализм, декаданс, символизм, импрессионизм, постимпрессионизм.

Основная литература

К вопросу 1

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 326-329.

 

2. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство XVIII-XX веков: [Учеб. для вузов по спец. "История"] / ЛГУ. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. - 277 с.

3. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.

4. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

 

К вопросу 2

1. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. М., 1995. С. 290-467.

2. Калитина Н. Эпоха реализма во французской живописи. – Л., 1972.

3. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 335-337.

4. Турчин В.В. Эпоха романтизма. М., 1978. – 550с.

5. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века / Акад. художеств СССР .- М. : Изд-во Акад. художеств СССР , 1962 .- 79 с.

 

К вопросу3

1. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010.– С. 329-332.

2. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2 томах. – СПб., 1998.

3. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Тверь, 1993. Ч. 3.

4. Крючкова В. Символизм в изобразительном искусстве. – М., 1994.

 

Дополнительная литература

1. Базен Ж. Барокко и рококо. – М., 2001. – С.11-48,63-81,81-104,112-150.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств: Вып. 1–3. М., 1986–1993.

3. Дьяков Л.А. Эжен Делакруа. М., 1983.

4. Кантор А.М. Искусство XVIII века. М., 1976.

5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.

6. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. – М., 1993.

7. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968. – 375с.

8. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. – М., 1974.

9. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966.

10. Шнаппер А. Давид – свидетель своей эпохи. – М., 1984. – 279с.

Методические указания

Подготовка к семинару по теме «Культура Нового времени» предполагает знание исторической событийности, формационных особенностей в странах Западной Европы. Основная задача – обнаружить характерные черты культуры Нового времени, проследить смену направлений в искусстве данного периода, указать степень влияния Нового времени на дальнейшее развитие истории культуры.

XVII в., признав превосходство рационализма над экстатическими и эмоциональными состояниями, заложил основы новой буржуазной морали, восходящей к протестантской этике. В это время появились понятия естественного права человека на труд и собственность, общественного договора. Новый мир утилитаризма, прагматизма, буржуазного либерализма, создававшийся в XVIII в., предназначался для борьбы с миром феодализма. Взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культуры приводило к противоречивым явлениям в литературе и искусстве XVIII в. Ярче всего принципы буржуазной морали отразились в новом идеальном представлении о человеке эпохи Просвещения как человеке естественном, части природы, и человеке социальном, способном понять общественный механизм Творения.

Искусство в XVII в. продолжает выполнять важные познавательные и идеологические функции. Формируются национальные школы живописи. Ведущее значение в это время имеют испанская, голландская, нидерландская школы живописи. Классицизм, предусматривавший строгие каноны, становится и литературным течением. Поскольку объём материала большой, требуется остановиться на творчестве художников. Сделать выборочный анализ работ.

В XIX в. все более острыми становятся социальные противоречия, усиливается власть денег, влияющая на быт и нравы общества. Кризис веры в возможность устроения жизни на разумных гуманных началах, веры в моральный и общественный идеал, достижимый при согласованных усилиях общества, приводит к усилению иррационального начала в духовной жизни, к вытеснению классицистического искусства романтизмом. В 40-х гг. XIX в. как самостоятельное художественное течение складывается и утверждается реализм.

Как и романтизму, реализму свойственно было отрицание бесчеловечных буржуазных порядков, обращение к духовному миру человека, осмысление проблем повседневной жизни, точное изображение “типичных характеров в типичных обстоятельствах”.

Имена Байрона, Гюго, Бальзака, Мериме, Стендаля, Флобера и др. в той или иной степени известны ещё со школы. Поэтому основываясь на предыдущем знании, необходимо обратиться к творчеству Делакруа, Домье, Курбье.

Постепенное осознание кризисных явлений в развитии капитализма привело к тому, что у отдельных деятелей европейской культуры появлялись настроения безнадежности, пессимизма, упадничества. Появляется новое художественное течение, отмеченное чертами субъективизма, мистицизма, символизма в изображении действительности. К концу XIX в. символизм превратился в общеевропейское направление в области культуры. Пафосом символизма становится героическая попытка преодолеть ущербность бытия при помощи воображения.

XIX в. породил иллюзии всемогущества научной мысли, представление о том, что воплощением прогресса человеческого общества является технический прогресс. В социальных моделях преобладали прагматические подходы, в течение века оформились основные идеи буржуазного либерализма, возлагавшего надежды на право как регулятор общественной и политической жизни, способный обеспечить осуществление естественных прав человека.

Безусловно, например, символизм как направление в культуре, по сути, требует большого внимания. Поскольку тема занятия очень насыщенна, требуется только указать основные тенденции развития культуры конца XIX – начала ХХ вв.

Стоит в конце подчеркнуть, все вопросы общесодержательного характера изучаются по учебникам (см. в основной литературе), специфика стилей и направлений – по предложенным дополнительным источникам. При подготовке и ответах обязательно использовать иллюстративный материал.

Контрольные вопросы

К вопросу 1

1. Укажите хронологические рамки культуры периода Нового времени.

2. Каково влияние оказала Реформации на формирование нового типа человека?

  1. Место и роль научной революции XVII в. Какие области научного знания получили развитие? Расскажите об основных достижениях науки XVII в. Как это повлияло на формирование светского типа культуры?

4. Укажите особенности культуры Просвещения. Назовите представителей эпохи в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

5. Какова роль просвещения и воспитания в ХVIII веке? С чем связано возникшее желание людей сохранять прошлое?

6. Становление каких национальных культур произошло в период Нового времени? Назовите образовавшиеся в XVII веке национальные школы искусства. Что стало предметом изображения?

7. Назовите стили в искусстве эпохи Просвещения. Каковы место и роль барокко и классицизма в системе ценностей Просвещения?

8. Как повлияли идеи Просвещения на культурную жизнь Европы?

К вопросу 2

1. Что становится важным в историческом, мировоззренческом, политическом планах в Европе XIX века? Каковы ценностные ориентации личности?

2. Каковы исторические предпосылки возникновения романтизма? идейные и художественные задачи? В чем заключается романтический идеал личности? Покажите на конкретных примерах.

3. Какова необходимость появления реализма? Что становится главным для этого направления? Почему европейский реализм называют критическим?

 

К вопросу 3

1. Что такое декаданс? Каковы причины деградации в искусстве?

2. Каким образом высказывание Фридриха Ницше о том, что «Бог умер», повлияло на дальнейшее развитие европейской культуры?

3. Какие направления в искусстве получили развитие на рубеже веков?

Темы докладов и сообщений

1. Архитектура и скульптура барокко в Италии[1,2].

2. Французский классицизм: семиотика архитектурных ансамблей[2,4,6,9].

3. Библейские мотивы / образы в живописи Рембрандта[2,4,5].

4. Фламандская живопись XVII века (Рубенса, Ван Дейк, Иорданс)[2,5,8].

5. Идеи Французской революции в искусстве XIX века[2,310].

 

Семинар 12.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.