|
Тема 4 Невербальные средства в деловом общении (2 часа)После изучения данной темы Вы должны: – знать основы невербалики: жесты, мимику, взгляд, позы, зоны и дистанции делового общения, межнациональные различия языка жестов, а также понятийный инструментарий темы; – уметь распознавать внутреннее состояние собеседника по невербальным сигналам; – приобрести навыки невербальной коммуникации в целях эффективного делового взаимодействия. Понятийный инструментарий темы Амимия – отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. Дистанцирование – отдаление, удаление, соблюдение расстояния, дистанция. Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, манера произношения, выражения чувства. Кинесика – наука, занимающаяся изучением языка тела. Мимика – выразительные движения лица, отображающие чувства, отношения человека, составляет часть актерского искусства. Мимикрия – способность человека маскировать свои взгляды, приспосабливаясь к обстоятельствам. Невербальное общение – несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т.д. Проксемика – область психологии, изучающая нормы временной и пространственной организации делового общения. Просодика – ритмико-интонационные стороны речи. Такесика – учение о контактах общающихся людей, осуществляется с помощью прикосновений. Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений: кашля, вздоха. Вопросы для обсуждения 1 Визуальные средства общения: а) кинесика: мимика, взгляд, жест, поза, походка, осанка; б) проксемика: зоны и дистанция деловой коммуникации. 2 Акустические средства общения – просодические (качество голоса, тембр, интонация, громкость, тональность) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, кашель, плач, вздохи). 3 Тактильные средства общения – такесика (рукопожатие, похлопывание, объятие, поцелуй).
Социально – психологический практикум (тесты, задания, упражнения, деловые ситуации, тренинги, игры). 1 Выполните тесты: 1 К системе невербальной коммуникации относятся: а) письменное сообщение; б) кинесика; в) паралингвистика; г) такесика; д) проксемика. 2 Во всех культурах есть свои сходные жесты. Какие из них относятся к коммуникативным? а) приветствия; б) одобрения; в) растерянности; г) привлечения внимания. 3 Что изучает «кинесика»: а) прикосновения в процессе общения; б) внешнее проявление человека; в) расположение собеседников в пространстве. 4 Какие жесты свидетельствуют о неискренности? а) прокручивание пальцем у виска; б) прикладывание руки к груди; в) демонстрация указательных пальцев; г) прикрытие рукой рта. 5 Характерными жестами оценки являются: а) вытягивание указательного пальца вдоль щеки; б) «раскрытые руки»; в) сжатие пальцев в кулак; г) прикосновение к носу. 6 Жесты нервозности и неуверенности: а) переплетенные пальцы рук; б) пощипывание ладони; в) постукивание по столу пальцами;. г) все вышеперечисленное. 7 Проксемика изучает: а) дистанцию и субординацию; б) культуру речи и взаимную ориентацию людей в пространстве; в) взаимную ориентацию людей в пространстве; г) дистанцию и взаимную ориентацию людей в пространстве. 8 Контакты людей, осуществляемые с помощью прикосновения, изучает: а) такесика; б) проксемика; в) паралингвистика; г) экстралингвистика. 9 Укажите правильный ответ. Количество и качество невербальных сигналов зависит от: а) возраста; б) пола; в) социального статуса; г) типа темперамента; д) национальности; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 10 В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо полностью обращено к собеседнику. Это: а) презрение; б) интерес к собеседнику и его признание; в) проявление подчеркнутого неуважения. 11 Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук свидетельствует: а) о сильном волнении; б) о дружелюбии; в) о безразличии; г) о сильной неприязни. 12 Установите позиции общающихся партнеров за столом в соответствии с характером делового общения.
13 Какой зоны общения не существует: а) интимной; б) общественной; в) взаимовыгодной; г) персональной; д) социальной. 2 Упражнение «Актер» Продемонстрируйте группе «открытые» и «закрытые» жесты, сопровождая их разговорами на произвольную тему. Упражнение «Наблюдатель» В транспорте, на улице, при общении с другими людьми обратите внимание на их позы, пластику, мимику, походку и т.д. Какие недостатки вы видите у них? Что бы вы могли им посоветовать в качестве имиджмейкера? Обратите внимание на то же самое, когда смотрите кино или телевизор. Чем отличаются пластика и мимика профессиональных дикторов и актеров? Попробуйте выключить звук, когда смотрите художественные фильмы, и догадаться о содержании сцен, только глядя на мимику и жесты актеров. 4 Упражнение «Как ног у змеи, так у плута концов не найдешь!» В.Даль Цель: формирование навыков диагностирования жестов делового партнера.
5 Упражнение «Глядит в бок, а говорит в сторону». В.Даль Цель: формирование навыков диагностирования направленности взгляда партнера в деловом общении.
6 Упражнение «Грудь лебедина, походка павлина». В.Даль Цель: формирование навыков диагностирования жестов делового партнера.
Тренинг «Мое пространство» Продемонстрируйте расстояние, на котором вы при разговоре держитесь от друга, матери, товарища по группе, преподавателя, декана факультета. Показ сопроводите импровизированным диалогом на одну-две минуты. Обсудите ваши выступления с товарищами по группе, с преподавателем. Насколько совпадают ваши представления о «правильном» расстоянии между собеседниками? Тренинг «Маска» Сначала потренируйтесь все одновременно на своем месте, а затем каждый выходит и с помощью соответствующей мимики демонстрирует различные эмоции: злоба, презрение, любопытство, доброжелательность, удивление, скука, грусть, усталость, страдание, наслаждение и т.п. Выберите «чемпиона» группы. 9 Ситуация: Вы – руководитель. В деловой коммуникации при обсуждении позиций, касающихся решения проблемы, Вы обнаружили рассогласование поступающих от партнера вербальных и невербальных сигналов информации. Выражая словесно (вербально) готовность к компромиссному решению деловой проблемы, он бросает на Вас случайный презрительный взгляд. Какие сигналы вербальные или невербальные, Вы изберете в качестве коммуникативных ориентиров в дальнейшем общении с ним? Что Вам следует предпринять для нейтрализации возникшего дискомфортного фона общения? Дайте обоснование своей коммуникационной ориентации. 10 Задание. Проанализируйте используемые вами невербальные средства общения. Какую оценку вы им дадите? Сравните самооценку с результатами самодиагностики, воспользовавшись тестом 7 Приложения А. 4.4 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной компетентности 1 Выделите основные виды невербальных средств общения и раскройте их значение для делового общения. 2 Чем занимается кинесика? 3 Какие преимущества дает деловому партнеру умение «считывать» невербальные сигналы? 4 Какое воздействие оказывает голос в процессе общения? 5 Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении? 6 Какую роль в процессе делового общения играют такесические средства? 7 Какие зоны и дистанции выделяют в деловом общении? 8 Как влияет пространственная организация общения на его эффективность? 9 Каковы особенности невербальных сигналов у зарубежных партнеров? 10 Как проявляются индивидуальные особенности человека в невербальных средствах коммуникации? 11 Какие виды взглядов бывают и о чем они сигнализируют?
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|