Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУЛЬТУРОЛОГИЯ для КУЛЬТУРОЛОГОВ





А. Я. Флиер

КУЛЬТУРОЛОГИЯ для КУЛЬТУРОЛОГОВ

Учебное пособие для высшей школы

Издательство «Академический Проект» 2000

УДК 008 ББК 71 Ф 72

Научный редактор: канд.филос.наук, доц. О.И. Гориянова

Рецензенты: д.филос.наук, проф. Н.Г. Багдасарьян,

д.филос.наук О.Н. Данилова, д.филос.наук, проф. E.H. Шапинская

Флиер А.Я.

Ф 72 Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докто­рантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000.— 496 с.

ISBN 5-8291-0083-5

Бурное развитие культурологии в последние годы выз­вало к жизни целую плеяду работников культуры, науки, образования и в том числе аспирантов, докторантов и соис­кателей-культурологов, а также вузовских преподавателей культурологии, не имеющих систематического культуроло­гического образования. Предлагаемое издание призвано в какой-то мере помочь этим специалистам разобраться в сложных проблемах современной культурологической на­уки, систематизировать свои взгляды в избранной области, освоить основной категориально-понятийный аппарат куль­турологии, ее специфическую терминологию, а также познакомиться с наиболее типичными жанрами культу­рологических сочинений, освоиться в их специфике и про­блематике.

УДК 008 ББК 71

ISBN 5-8291-0083-5

© А.Я.Флиер, 2000 г.

© Академический Проект,

оригинал-макет, оформление, 2000.

 

Предисловие. 3

ЧАСТЬ 1. ОСНОВАНИЯ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ.. 5

Культурология как интеллектуальная тенденция нашего времени. 5

Культура и история: потребность в переживании социального опыта или основания исторической культурологии 11

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ.. 18

1. Статус культурологии и ее место среди наук. Цели, предмет и структура культурологического знания. 18

Таблица 1. Науки о видах и формах человеческой деятельности (гуманитарное и социально-научное знание) 18

2. Уровни научного обобщении в культурологическом знании. 23

Таблица 2. Уровни научного обобщения в познании видов человеческой деятельности. 24

3. Фундаментальная культурологии. 25

Таблица 3. Уровни научного обобщения и структура фундаментального культурологического знания 26

3.1. Социальная культурология. 27

3.2. Психология культуры.. 30

3.3. Культурная семантика. 34

4. Прикладная культурология. 37

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 43

ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ (Тезаурус) 56

ПРИРОДА И КУЛЬТУРА. 60

ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА. 61

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА. 63

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. 64

КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ. 66

КУЛЬТУРНЫЕ ЧЕРТЫ. 68

КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ. 69

АРТЕФАКТЫ В КУЛЬТУРЕ. 70

КУЛЬТУРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОНФИГУРАЦИИ. 71

СУБКУЛЬТУРЫ. 73

СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. 73

КРОВНОРОДСТВЕННЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ. 75

ЭТНИЧЕСКИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ... 75

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ... 76

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ. 77

СОЦИАЛЬНО-СОСЛОВНЫЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. 78

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. 79

ТРАНСЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ. 80

ЦИВИЛИЗАЦИИ (дословно — гражданские сообщества). 80

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ. 81

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ. 81

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ. 84

СОЦИАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ. 86

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. 87

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. 89

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 92

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ. 94

КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ. 95

ПОЗНАНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. 96

НАКОПЛЕНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА. 97

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО. 99

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. 100

Инкультурация. 100

КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ. 101

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА. 102

КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИТУТЫ. 103

ОБРАЗОВАНИЕ. 104

МИФОЛОГИЯ. 106

РЕЛИГИЯ. 107

ИСКУССТВО. 108

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ. 112

СОЦИАЛЬНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ. 113

КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. 114

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ. 115

ОБРАЗ ЖИЗНИ. 116

ОБЫЧАИ. 117

НРАВЫ. 118

МЕНТАЛЬНОСТИ. 118

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ. 119

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА. 119

СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ. 120

ЯЗЫКИ КУЛЬТУРЫ. 121

КУЛЬТУРНЫЕ ТЕКСТЫ. 121

КУЛЬТУРНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. 122

ДИНАМИКА КУЛЬ ТУРЫ (КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ). 123

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ. 125

КУЛЬТУРНАЯ ИННОВАТИКА (ТВОРЧЕСТВО). 126

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС. 127

КУЛЬТУРНАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. 129

ДИФФУЗИЯ КУЛЬТУРЫ. 130

ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ. 130

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ. 131

Алфавитный список терминов, помещенных в тезаурусе. 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 204

ПРИЛОЖЕНИЕ. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОГНОЗ НА XXI ВЕХ.. 205

1. 205

2. 206

3. 207

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 208

СОДЕРЖАНИЕ. 211

 

Предисловие

Предлагаемая вниманию читателя книга по своему жанру, безусловно, относится к категории учебных пособий. Но это весьма необычное пособие, прежде всего потому, что оно рассчитано не на людей, изучаю­щих культурологию как специальность или как обще­образовательную дисциплину (студентов, школьников, учащихся средних специальных заведений), а на спе­циалистов, повышающих профессиональную квалифи­кацию (аспирантов, докторантов, соискателей), пишу­щих диссертационные работы по культурологии, но не имеющих базового культурологического образования. Поэтому данное пособие лишено традиционных атри­бутов учебника — контрольных вопросов и инструмен­тария самопроверки, не разбито на короткие темати­ческие разделы и т. п. Это пособие для тех, кто стремится заниматься практической исследовательской работой на ниве культурологии, но еще не вполне разобрался, в чем ее научная и понятийная специфика.

Разумеется, пособие не претендует на роль компен­диума всего специального культурологического обра­зования. Целью и суммой задач книги является совсем иное: введение молодых ученых в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенден­цию осмысления социальных процессов, в специфичес­кий комплекс понятийно-категориального мышления, а также в основы культурологического понимания и пе­реживания действительности.

Еще одной важной характеристикой книги являет­ся то, что ее автор — историк. Поэтому пособие пред­ставляет собой специфическую попытку увидеть тео­рию и социологию культуры «глазами историка». С этим связано и то, что в тексте уделено меньше

внимания проблемам философии культуры, семиотики, психологии и другим направлениям изучения культуры.

Пособие не преследует цель систематически обу­чить читателя всему комплексу исследовательских методологий и методов культурологии, хотя импли­цитно это знание «разлито» по всему тексту книги. Оно обучает тому, в чем заключается собственно куль­турологический взгляд на вещи, события, поступки, стереотипы сознания и поведения людей и пр. и чем этот взгляд отличается от подходов философских, со­циологических, лингвистических. Иначе говоря, по­собие вводит соискателя в овладение характерным набором критериев научного исследования, на осно­вании которых его грядущая диссертация может быть (обязана быть) квалифицирована в качестве культу­рологической.

С этим набором задач связана и специфическая структура пособия. Книга состоит из нескольких ав­тономных частей, не требующих сквозного прочтения (от первой до последней страницы разом).

Первая часть включает четыре главы, написанные как систематическое изложение авторских взглядов на основные проблемные поля культурологического знания, которые, пожалуй, имеет смысл читать как це­лостный текст.

Вторая часть представляет собой Тезаурус — сло­варь-справочник, в котором уже изложенные выше систематические взгляды автора скомпонованы по другому принципу — в виде отдельных небольших статей по основным понятиям и категориям культуро­логии, как это принято в словарях. Поэтому читателя не должно смущать неизбежное дублирование в фор­мулировках некоторых терминов по отношению к 1 и 3 частям, поскольку Тезаурус — это понятийно-кате­гориальный словарь, и к нему обращаются со специ­фическими целями найти необходимое объяснение того или иного понятия.

Третья часть решает совсем другие задачи: рас­крыть перед молодым специалистом широкую палит­ру жанровых возможностей культурологии, беско­нечное многообразие объектов — исторических, социологических, искусствоведческих, политичес­ких и др.,— которые могут стать предметом культу-

рологического исследования, и продемонстрировать, как это делается в формах аудиторной лекции, скру­пулезного историко-фактологического исследова­ния, теоретико-концептуального моделирования, публицистического эссе и т. п.

В качестве Приложений в пособие включен «Со­циокультурный прогноз на XXI век», отражающий точку зрения автора на наиболее характерные тенден­ции социального и культурного развития человечества в грядущем столетии.

* * *

В рамках этого предисловия я позволю себе выска­зать некоторые предварительные суждения о самой культурологии, как науке, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческо­го бытия.

Хотя происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского куль­турантрополога Л.А. Уайта, в западной науке это на­звание не привилось, но за последние 2-3 десятиле­тия прочно закрепилось в России. Прямой аналог отечественной культурологии в принятых за рубе­жом классификациях наук выявить сложно, посколь­ку в отличие от российской традиции, связывающей понятие «культура» прежде всего с художественной и просветительской практикой, с проблематикой ду­ховного совершенствования личности, в западной научной традиции феномен культуры понимается преимущественно в социально-этнографическом (поведенческом и коммуникативном) смысле. Отсю­да основными науками о культуре в Европе и Аме­рике являются социальная и культурная антропо­логия (по российской классификации — сложный синтез этнографии с отдельными направлениями социологии и психологии), собственно социология, структурная антропология (в России это назвали бы этнопсихолингвистикой), новая культурная история (синтез истории быта с этнопсихологией), семиоти­ка и пр.

Современная российская культурология стремится к объединению названных и некоторых иных направле­ний и методологий изучения культуры с отечественны­ми традициями исследований истории быта, мифологии и культурно-филологических реконструкций, концепций культурно-исторических типов, философией и идеоло­гией просветительских функций культуры, идеями фи­лософии «русского космизма» и т. п. Известное влияние на становление российской культурологии оказывает и опыт отечественного востоковедения, решающего схо­жие задачи синтеза социально-научного и гуманитарно­го знания, но преимущественно в узко страноведческом ракурсе.

В связи с расширением международных научных и образовательных контактов возникает проблема эк­вивалентного перевода принятого у нас термина куль­турология на европейские языки и объяснения его содержательного наполнения. Российская культуро­логия, безусловно, шире западной Anthropology, но и не охватывает полностью понятия Humanitariens. Скорее она занимает промежуточное положение между названными направлениями и осуществляет попытку их синтезации. Определения типа Cultural research или Cultural studies точнее по форме, но мало что объясняют по существу. На сегодняшний день проблема международной интерпретации российской культурологии остается еще открытой.

Таблица 2. Уровни научного обобщения в познании видов человеческой деятельности

уровни обобщений и предметное со­держание обоб­щений знаний а) внеисторический аспект б) исторический аспект
1. Уровень философско-теоретических обобщений
Философия вида деятельности сущность вида деятельности и его познаваемость
Теория вида деятельности структура, динамика и социальные функции вида деятельности в их исторической эволюции
  методология изуче­ния вида деятель­ности становление и ис­торическая эволю­ция теоретических воззрений на вид деятельности
2. Уровень социально-культурных обобщений
Психология вида деятельности психологические основания деятель­ности
Социология вида деятельности функциональная организация субъек­тов деятельности
Культурология вида деятельности ценностно-нормативная и семантико-коммуникативная регуляция вида деятельности
3. Уровень предметных обобщений
Технология вида деятельности становление и историческая эволю­ция практических способов (форм) осуществления данной деятельности
Организация вида деятель­ности становление и историческая эволю­ция структурно-организационных форм осуществления данной дея­тельности
Обеспечение вида деятель­ности становление и историческая эволю-подготовки кадров для данного ви­да деятельности, ее ресурсного, энергетического и инструменталь­ного обеспечения

Таким образом, в любой области социального и гу­манитарного знания может иметь место культурологи­ческий подход к определенным социально-норматив­ным функциям изучаемой сферы жизнедеятельности, к процессам формирования специализированных «про­фессиональных культур» и специфической символики «языка форм» этого вида деятельности, выраженной в таких направлениях исследований, как «культурология экономики», «культурология политики», «культуроло­гия религии», «культурология искусства» и т. п.

Самостоятельная область знания — собственно культурология. Это отдельная группа наук, изучаю­щая тот же самый комплекс ценностно-нормативных и семантико-коммуникативных механизмов социаль­ной организации, регуляции и информационной дея­тельности людей, но уже не в ракурсе выявления их роли в осуществлении той или иной специализирован­ной деятельности, а с целями определения наиболее фундаментальных характеристик и закономерностей становления и функционирования этого комплекса во всей социальной практике человека как некой целос­тности, как одной из наиважнейших подсистем мо­тивации и регуляции поведения людей и рефлексии ими мотивов и форм собственного поведения (как в профессиональной, так и в обыденной сферах жиз­ни), а также изучающая систему институциональных органов («культурных институтов»), занимающихся производством, хранением и внедрением необходи­мых для такой деятельности «культурных текстов», с помощью которых осуществляется социализация и инкультурация человеческой личности и практичес­кая регуляция ее социальной активности.

Цели и задачи культурологии как специальной об­ласти знания, очевидно, следует определять посред­ством моделирования самой структуры культурологи­ческой науки.

В культурологии (как впрочем, и в большинстве других наук) принято выделять два «крыла»: фунда­ментальное и прикладное. При этом цель фундамен­тальной культурологии — изучение культурных про­цессов и явлений, возникающих и функционирующих по преимуществу стихийно, на основании общих за­кономерностей протекания социокультурной жизни

людей. Прикладная же культурология изучает, плани­рует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики, осуществляемой специализиро­ванными культурными институтами и общественны­ми организациями.

Анонс книги

Книга в целом по запросу

 

А. Я. Флиер

КУЛЬТУРОЛОГИЯ для КУЛЬТУРОЛОГОВ

Учебное пособие для высшей школы







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.