Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Общее учение об обязательствах





Вопрсы для обсуждения

    1. Понятие обязательства и его роль в гражданском обороте
    2. Виды обязательств
    3. Основания возникновения обязательства
    4. Стороны в обязательстве и замена сторон в обязательстве

Источники

1. Гай. Институции.

2. Дигесты Юстиниана. Кн. 9,18, 44, 50.

Литература

    1. Дождев Д. В. Римское частное право. Учебник. М., 2002.
    2. Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаичном Риме. М., 1995.

 

Тема 10. Исполнение и обеспечение исполнения обязательств

Ворпрсы для обсуждения

1. Исполнение обязательств

2. Последствия неисполнения обязательств

3. Просрочка и её правовые последствия

4. неустойка, поручительство и залог

 

Источники

1. Гай. Институции. Кн. 3.

2. Дигесты Юстиниана. Кн. 1, 18, 44, 50.

 

Литература

1. Дождев д.В. Римское право. Учебник.

2. Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаичном Риме. М., 1995.

 

 

Тема 11. Прекращение обязательств

Вопросы для обсуждения

1. Прекращение обязательств помимо исполнения

2. Новация

3. Зачёт

4. Случайная невозможность исполнения

 

Источники

1. Гай. Институции. Кн. 3.

2. Дигесты Юстиниана. Кн. 3, 50.

 

Литература

1. Дождев Д. В. Римское частное право. Учебник

2. Кофанов Л. Л. Обязательственное право в архаичном Риме. М., 1995.

 

 

Тема 12. Общее учение о договорах

1. Понятие и виды договоров

2. Условия действительности договоров

3. Содержание договора.

4. Представительство

 

Источники

Гай. Институции. Кн. 3.

Дигесты Юстиниана. Кн. 4.

Литература

Дождев Д. В. Римское частное право. Учебник.

Гарридо Г. М. Х. Римское частное право: Казусы, иски, институты. М., 2005.

 

 

Тема 13. Правовой режим отдельных видов договоров

Вопросы для обсуждения

1. Договор как основание возникновения обязательств: понятие и содержание.

2. Условия действительности договоров.

3. Вербальные и литеральные контракты.

4. Реальные, консенсуальные и безымянные контракты.

5. Пакты.

Источники

1. Гай. Институции. Кн. 3. - Параграфы 88-225.

2. Институции Юстиниана. Кн. 3. - Титулы 15, 16, 17, 19, 20.

3. Дигесты Юстиниана. Кн. 3, 4, 6, 9, 13, 14, 17, 19, 21.

4. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Кн. 1. - Титул VIII; Кн. 2. - Титулы I-IV, XIII-XVIII.

 

Литература

1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. - М., 1997. - С. 486-489, 494-542.

2. Новицкий И.Б. Сделки. Исковая давность. - М., 1954.

3. Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998. - С. 396-433.

4. Пухан И., Поленак-Акимовская. М. Римское право: Базовый учебник / Пер. с македон. - М., 1999. - С. 241-274.

5. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. - М., 2000. - С. 294-295, 297-408.

6. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс. - М., 1997. - С. 170-198.

Тема 14. Обязательства как бы из договоров

Вопросы для обсуждения

Квазиконтрактные обязательства

Ведение чужих дел без поручения

Права и обязанности хозяина и гестора

Источники

5. Гай. Институции. Кн. 3. - Параграфы 88-225.

6. Институции Юстиниана. Кн. 3. - Титулы 15, 16, 17, 19, 20.

7. Дигесты Юстиниана. Кн. 3, 4, 6, 9, 13, 14, 17, 19, 21.

8. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Кн. 1. - Титул VIII; Кн. 2. - Титулы I-IV, XIII-XVIII.

 

Литература

1.Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. - М., 1997. - С. 486-489, 494-542.

2. Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998. - С. 396-433.

3. Пухан И., Поленак-Акимовская. М. Римское право: Базовый учебник / Пер. с македон. - М., 1999. - С. 241-274.

 

Тема 15. Обязательства из частных деликтов и квазиделиктные обязательства

Вопросы для обсуждения

Источники

1. Гай. Институции. Кн. 3. - Параграфы 88-225.

2. Институции Юстиниана. Кн. 3. - Титулы 15, 16, 17, 19, 20.

3. Дигесты Юстиниана. Кн. 3, 4, 6, 9, 13, 14, 17, 19, 21.

4. Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Кн. 1. - Титул VIII; Кн. 2. - Титулы I-IV, XIII-XVIII.

Литература

1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. - М., 1997. - С. 490-542.

2. Покровский И. А. История римского права. С. 434-440.

3. Пухан И., Поленак-Акимовская. М. Римское право: Базовый учебник / Пер. с македон. - М., 1999. - С. 274-294.

 

 

Тема 14. Наследственное право

Вопросы для обсуждения

1. Понятие наследования и виды.

2. Наследование по закону.

3. Наследование по завещанию.

4. Наследственные отказы.

Источники

1. Гай. Институции. Кн. 1. - Параграфы 97-200; Кн. 2. - Параграфы 34-37, 98-289; Кн. 3. - Параграфы 1-87.

2. Дигесты Юстиниана. Кн. 5.

3. Институции Юстиниана. Кн. 2. - Титулы 10-25; Кн. 3. - Титулы 1-4.

4. Юлий Павел. Сентенции. Кн. 1. - Титул XVIII; Кн. 3. - Титулы IV-VIII. Кн. 4. - Титул XIV.

5. Домиций Ульпиан. Фрагменты I, XVI-XVIII, XX-XXVIII.

6. Новеллы Юстиниана.

 

Литература

1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. - М., 1996. - С. 561-608.

2. Дождев Д.В. Римское архаическое наследственное право. - М.,1993.

3. Покровский И.А. История римского права. - СПб., 1998. - С. 484-492.

4. Пухан И., Поленак-Акимовская. М. Римское право: Базовый учебник / Пер. с македонского. - М., 1999. - С. 312-331.

5. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. - М., 2000. - С.179-202.

6. Черниловский З.М. Римское частное право: Элементарный курс. - М., 1997. - С. 205-216.

 

 

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами

 

Самостоятельная работа при изучении учебного курса «Римское право» осуществляется студентами на основе римских правовых источников и с использованием рекомендованной литературы. Самостоятельное освоение отдельных тем целесообразно начинать с чтения лекционного материала в учебнике. После изучения содержания лекций нужно обратиться к освоению нормативно-правового и методического материала, содержащегося в хрестоматиях по всеобщей истории государства и права, в отдельных изданиях источников римского права, либо в приложениях некоторых современных учебников по римскому праву.

Ограничиваться изучением текста лекций и римских нормативно–правовых источников не следует. Необходимо постараться максимально расширить знания по изучаемой дисциплине, по возможности используя рекомендованную основную и дополнительную литературу. В источниках и литературе дано изложение основных проблем римского права, многие теоретические положения иллюстрированы примерами из римской юридической практики.

В ходе изучения римского права следует также обратить внимание на усвоение научных определений, основных терминов, которые использовали римские юристы и которые не утратили своего значения в современной юридической науке и практике.

 

 

 

 

6.2 Написание письменных контрольных работ студентами

 

Написание контрольных работ является важным видом внеаудиторных учебных занятий, направленных на более глубокое освоение и развитие теоретических знаний, формирование умений и навыков работы с научной, учебной литературой и правовыми источниками.

Цель написания контрольной работы по римскому праву состоит в закреплении теоретических знаний и выработке умения использовать нормативно-правовые акты и специальную литературу в профессиональной деятельности. При выполнении контрольной работы студенту следует рассматривать не только вопросы избранной темы, но и некоторые аспекты смежных тем, необходимость изучения которых требует логика исследования. Кроме того, при употреблении впервые тех или иных специальных терминов, понятий, определений необходимо раскрывать их значение либо в самом тексте, либо в сносках (примечаниях) к нему.

Контрольная работа должна включать следующие разделы:

-введение, в котором указываются значение избранной темы, цель и задачи работы, краткий анализ использованных автором правовых источников и литературы по теме;

-изложение поставленных в оглавлении вопросов;

-выводы автора на основе изученных источников и литературного материала.

 

Оформление работы

 

Титульный лист включает название темы, фамилию и инициалы автора, инициалы, ученое звание, ученую степень преподавателя (например: проверил: доц., канд. юрид. наук Иванов В.И.).

Далее следует подробный план работы (введение, название основных вопросов, заключение). На последней странице приводится список использованных автором источников и литературы с полными выходными данными. Минимальное количество литературы по теме реферата - пять наименований. Кроме литературы также можно использовать учебную литературу.

Тема реферата выбирается студентом самостоятельно из предлагаемого перечня.

Объем работы не менее 15 и не более 20 страниц, отпечатанных на компьютере (шрифт 14, интервал 1,5) либо на печатной машинке.

Требования к написанию текста реферата следующие:

-слева каждый лист должен иметь поле 2,5-3 см, справа 1-1,5 см;

-каждый лист должен быть пронумерован (цифра ставится в середине текста с отступом от верхнего края 1 см);

-первая строка текста от верхнего края страницы отстоит на 2 см;

-красная строка начинается с отступа от края страницы на пятой букве;

-каждая глава, раздел начинаются с новой страницы;

-сноски на источники и литературу следует делать под строкой текста, начиная с красной строки;

-расстояние от нижнего края листа до последней строки текста (включая сноску) должно составлять 2,5 см;

-сноска в тексте и в подстрочнике отмечается цифрой. Знак препинания (точка, точка с запятой) ставится после цифры. (Пример: В.И. Косарев утверждает, что рецепция римского права в своем развитии прошла три этапа).

Изучение темы контрольной работы целесообразнее начинать со знакомства с публикациями, в которых содержатся новейшие материалы по избранной проблеме, дана характеристика источников и справочного аппарата. Это позволит в дальнейшем быстро систематизировать и отыскать необходимую литературу. Чтение научной литературы (не только отдельных монографий, но и статей в научных сборниках или журналах) – работа серьёзная. Она требует особого, вдумчивого подхода, поэтапного исследования научных материалов. Этапы научного поиска и осмысления прочитанного могут быть следующими:

1) общее знакомство с научной публикацией или источником в целом по его оглавлению;

2) беглый просмотр содержания работы;

3) чтение текста в порядке постраничного изложения материала;

4) выборочное чтение какой-либо части публикации;

5) выписка необходимых материалов (в виде цитат, краткого изложения мысли автора своими словами и т.д.)

6) критическое осмысление конспекта, редактирование записанного материала.

При изучении литературы по теме следует использовать не всю информацию, а только ту, которая имеет непосредственное отношение к избранной проблеме. Следует избегать сплошного переписывания текста. Необходимо вдумчиво изучать прочитанное, тогда основой для получения новых знаний по избранной теме или её отдельных аспектов будут ваши собственные мысли, которые возникнут в ходе осмысления материала.

При написании контрольной работы необходимо использовать также римскую юридическую практику и комментарии к ней. Эти материалы можно найти в опубликованных сочинениях римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана и др.), а также в собраниях правовых актов Древнего Рима (Законах XII таблиц, Дигестах и др.). Особое внимание нужно уделять соответствию содержания работы избранной теме.

При ссылке на «Институции» Гая нужно в сноске указать: Гай, без названия сочинения, далее – номер книги (от 1 до 4) и параграфа (Пример: Гай.2.25). При ссылке на текст из Дигест Юстиниана в основе указывается: Д (дигеста), номер книги, титула (кроме книг 30-32, у них один титул), фрагмента и параграфа, если они есть. (Например: Д.45.1.41.2.).

Содержание основной части работы должно состоять из 2-3 вопросов, материал которых следует излагать последовательно в соответствии с логикой построения структуры работы. В заключении на основе анализа и обобщения изученных источников и литературы делаются выводы, логически вытекающие из содержания основной части.

Таким образом, написание контрольной является непременным условием для допуска к зачёту.

 

Примерная тематика контрольных работ

1. Значение римского права для современного юриста.

2. Рецензия римского права в Западной Европе и в России.

3. Сабинианская и прокулианская школы римских юристов.

4. Законы XII таблиц – источник древнего римского права.

5. Кодификация императора Юстиниана: цель, содержание, значение для формирования права европейских государств.

6. Деятельность римских юристов.

7. Источники римского частного права.

8. Осуществление и защита прав. Формы защиты прав.

9. «Институции» Гая как источник римского права.

10. Римское производство.

11. I и II книги первой Дигесты Юстиниана как источники о правосудии, праве и происхождении права.

12. Дигесты Юстиниана об источниках римского права.

13. Дигесты Юстиниана о римском гражданском процессе.

14. Правовое положение свободных физических лиц, их правоспособность, дееспособность.

15. Юридические лица (корпорации, коллегии, казна, муниципии и др.). Возникновение, прекращение, правоспособность.

16. Римская семья. Правовые отношения между супругами.

17. Римская семья. Правовые отношения между родителями и детьми.

18. Римское право как система исков: понятие и виды исков.

19. Римское понимание правоспособности и дееспособности.

20. Юридический статус рабов, женщин, душевнобольных, детей.

21. Отеческая власть по нормам римского права.

22. Понимание Libertas (свободы) и servitus (рабства) в римском праве и в общественной мысли.

23. Общее значение о вещах и юридическое значение классификации вещей по различным критериям.

24. Брак (nuрtiae) и конкубинат (inaeguale coniugium).

25. Брак cum manu и брак sine manu: сравнительная характеристика.

26. Виды собственности в Древнем Риме.

27. Права на чужие вещи. Эмфитевзис и суперфиций.

28. Права залога: понятие и формы.

29. Понятие, виды и защита владения.

30. Понятие обязательства и основания возникновения обязательств.

31. Система обязательств римского права.

32. Право собственности в римском праве.

33. Сервитутные отношения.

34. Понятие и виды контрактов.

35. Институт реституции в римском праве.

36. Порядок заключения и содержание контрактов.

37. Обязательства из договора и квазидоговорные обязательства.

38. Классификация договоров в римском праве.

39. Обязательства из деликта и квазиделиктные обязательства.

40. Исполнение обязательств.

41. Реальные контракты.

42. Консенсуальные контракты.

43. Договоры купли-продажи.

44. Договоры найма.

45. Договоры найма и подряда: сравнительно-правовой анализ.

46. Универсальное и сингулярное преемство в наследовании.

47. Наследование по закону.

48. Безымянные контракты.

49. Наследование по завещанию.

50. Принятие наследства. Легаты и фидеикомиссы.

51. Линии и степени родства в наследовании по закону: историко-правовой анализ.

52. Сентенции Юлия Павла и Фрагменты Домиция Ульпиана как источники римского права.

53. Договоры товарищества и поручения.

54. Агнатское и когнатское родство, их соотношение в римском праве.

55. Особые средства преторской защиты, их юридическая природа и сфера применения.

56. Институт права собственности и его рецепция.

57. Кондоминимум: понятие и правовой режим.

58. Ответственность должника и кредитора за неисполнение обязательств.

 

Вторая часть контрольной работы предполагает решение студентами одной из предложенных задач по выбору студента. Решение задач должно содержать ссылки на конкретные источники римского права.

6.3 Итоговый контроль знаний по римскому праву

К экзамену допускаются только те студенты, которые выполнили за период изучения предмета все практические и контрольные работы.

В билетах, предлагаемых студентам, может содержаться 1-2 теоретических вопроса и 1-2 задачи. При подготовке к ответу на теоретический вопрос студент должен продумать логику изложения. Это даст возможность раскрыть содержание вопроса. В процессе подготовки к ответу не допускается использование учебной литературы или конспектов лекций.

При решении задач слушатель должен уметь объяснить данные в условии задачи термины, дать аргументированное решение на основе соответствующих положений и норм римского права. Задача без обоснования, не содержащая мотивировочной части, решенной не счи

На экзамене знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале. Минимально приемлемая оценка знаний – «удовлетворительно». Для того, чтобы оценить свои знания таким образом, необходимо показать достаточное владение материалом лекций или учебника. Оценка может быть снижена за неправильное и неуместное использование специальной юридической терминологии, за нечетное определение того или иного понятия в рамках теоретического вопроса в билете или задачи. В случае, если ответ на вопрос был недостаточно полным, экзаменатор может задать студенту дополнительные вопросы, ответ на которые окажет влияние на общую оценку сдающего экзамен.

Неспособность студента оперировать пройденными в процессе изучения римского права юридическими понятиями, категориями, определениями, употребление их в неправильном контексте являются основанием для получения неудовлетворительной оценки.

Знания, оцениваемые «хорошо», предполагают владение основными понятиями и определениями римского права, умение подкреплять изложение теоретического вопроса примерами, которые приводятся в учебной литературе и источниках по римскому праву. Это предполагает изучение рекомендованной литературы и, прежде всего, римских источников.

Знания, оцениваемые на «отлично», предполагают не только владение основными понятиями и категориями римского права и умение подтверждать теоретический вопрос конкретными примерами из римской юридической практики, но и способность оперировать латинскими юридическими терминами. При этом будет учитываться такое важное для юриста - профессионала квалификационное требование, как грамотная устная и письменная речь, владение юридическим языком.

При решении задач студент должен уметь объяснить данные в условии задачи термины, дать аргументированное решение на основе соответствующих положений и норм римского права.

Задача без основания решения, не содержащая мотивировочной части, решенной не считается.

В целом, если студент на экзамене не справился с 50% и более заданий билета, его ответ признается неудовлетворительным и дополнительные вопросы не задаются.

Пересдача экзамена допускается только по направлению деканата.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Предмет учебного курса «Римское право».

2. Значение римского права для современного юриста.

3. Рецепция римского права в Западной Европе и в России.

4. Понятие частного права. Разграничение частного и публичного права.

5. Исторические системы римского права: их историческое развитие, взаимодействие и слияние.

6. Понятие и историческое развитие источников римского права.

7. Источники древнейшего периода римского права.

8.

9. Источники права классического периода.

10. Источники права постклассического периода.

11. Деятельность римских юристов.

12. Кодификация императора Юстиниана: цель и содержание.

13. Исторические формы гражданского процесса.

14. Иски: понятие и классификация.

15. Особые средства преторской защиты: юридическая природа и сфера применения.

16. Исковая давность: понятие, основания перерыва и приостановления.

17. Правоспособность и дееспособность по римскому праву.

18. Правовое положение римских граждан.

19. Правовой статус латинов и перегринов.

20. Правовое положение рабов, вольноотпущенников и колонов.

21. Юридические лица: понятие, виды и правовые признаки.

22. Римская семья. Агнатское и когнатское родство.

23. Римский брак и его виды. Конкубинат.

24. Порядок заключения и расторжения брака. Второй брак.

25. Личные и имущественные отношения между супругами.

26. Отцовская власть.

27. Опека и попечительство. Узаконение и усыновление.

28. Пекулий и эмансипация.

29. Право вещное и обязательственное.

30. Вещи: понятие и виды.

31. Понятие и виды владения.

32. Приобретение и прекращение владения.

33. Защита владения.

34. Держание.

35. Понятие и содержание права собственности.

36. Виды права собственности.

37. Приобретение, утрата и защита права собственности.

38. Ограничение права собственности. Права на чужие вещи.

39. Понятие, содержание и основания возникновения обязательства.

40. Виды обязательств. Стороны в обязательстве.

41. Исполнение обязательства. Обеспечение исполнения обязательств.

42. Прекращение обязательства.

43. Понятие и виды договоров.

44. Контракты и пакты.

45. Заключение договора. Условия действительности и содержание договора.

46. Классификация договоров. Правовые признаки отдельных видов договоров.

47. Вербальные контракты. Стипуляция и поручительство.

48. Литеральные контракты.

49. Реальные контракты.

50. Консенсуальные контракты.

51. Безымянные контракты.

52. Обязательство из деликтов. Ответственность за квазиделикты.

53. Обязательства как бы из договоров.

54. Понятие наследования и этапы развития римского наследственного права.

55. Универсальное и сингулярное преемство в наследовании.

56. Наследование по завещанию.

57. Наследование по закону в историческом развитии.

58. Право представления. Наследственная трансмиссия.

59. Открытие и принятие наследства. Лежачее наследство, выморочное имущество.

60. Наследственные отказы: понятие и виды.

61. Линии и степени родства в наследовании.

 

Ситуационные задачи

 

Вариант № 1

 

1. У римского гражданина Тиберия было 3 внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эманципированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в «правильном браке».

Какой из внуков находился под властью деда?

 

2. Соседи заключили договор, согласно которому собственник господствующего участка обязался в пользу собственника служащего участка нижеследующим:

а) ежегодной платой;

б) ремонтом забора;

в) помощью при сборе плодов.

Какое из этих обязательств противоречит сервитуту по самому характеру этого института?

 

3. Можно ли утверждать, что наследование есть преемство прав наследодателя:

а) всех;

б) особенных;

в) некоторых;

г) особо оговоренных в законе или завещании?

 

 

Вариант № 2

 

1. В диалоге Цицерона «Об ораторе» описывается случай, когда в первой стадии процесса (in Jure) адвокат истца упорно добивался разрешения на завышенную сумму иска, а адвокат ответчика не менее упорно добивался снижения этой суммы. Цицерон характеризует действия обеих сторон как безграмотные.

Почему?

 

2. Луций нашел на улице золотую цепочку и взял ее себе. Спустя 2 года против него был предъявлен Титом иск, потерявшим эту цепочку, виндикационный иск.

Что решит суд?

 

3. Гитон, раб Валерии, по поручению хозяина получил у Квинта денежную сумму в долг, но по дороге был похищен вместе с ней. Валерий отказался возвращать долг, мотивируя это тем, что деньги им получены не были. Прав ли он?

 

 

Вариант № 3

 

1. Марк взял у Гая до востребования повозку. Спустя 9 месяцев Гай самовольно увез эту повозку к себе на двор. Марк обратился за защитой к претору.

Каков будет результат?

 

2. Гай и Тит (отец и сын) плыли на корабле, который потерпел крушение. Оба при этом погибли.

Как будет решаться дело о наследстве в пользу их наследников?

 

3. Аврелий сделал заказ художнику написать картину и уплатил за это деньги. Однако художник умер. Его наследники отказались от заказа. Аврелий подал в суд.

Каков будет исход дела?

Вариант № 4

 

1. В эпоху республики Тит продал Луцию кобылу, которая на следующий день после продажи и передачи ее покупателю сбежала назад к прежнему хозяину.

Каков будет результат обращения Луция за защитой преторского интердикта?

 

2. На двор к Марку забрел конь со сбруей и клеймом хозяина. Не имея возможности отыскать собственника, Марк оставил коня себе. Спустя год в результате пожара, вызванного молнией, конь сгорел в конюшне. Вскоре Марка отыскал хозяин коня и подал против него иск с целью возмещения убытков из-за гибели животного.

Правомерно ли это требование?

 

3. Тит назначил раба своим наследником.

Может ли раб отказаться?

 

 

Вариант № 5

 

1. Марк купил у Гая дом. Спустя год он обнаружил замурованный в стену ларец с драгоценностями. Гай потребовал отдать ларец ему.

Правомерно ли данное требование?

 

2. На улице Тит увидел человека, одетого в дорогой плащ, украденный у Тита год назад. Он попытался отобрать плащ. После вмешательства претора Тит представил многих свидетелей того, что этот плащ некогда принадлежал ему, но был украден. Хозяин плаща также представил свидетелей того, что полгода назад он купил этот плащ на рынке у торговца. Что решит претор?

 

3. Из предоставленного заказчиком материала ювелир сделал золотой браслет. Ночью в его доме случился сильный пожар, в огне изделие ювелира вновь превратилось в слиток металла. Заказчик отказался оплатить работу и потребовал вернуть ему металл.

Правомерно ли это требование?

 

 

Вариант № 6

 

1. Некто А. приобрел статую Юпитера, но при этом не оговорил, что покупает ее вместе с пьедесталом.

Может ли он требовать выдачи пьедестала как принадлежности главной вещи?

 

2. Нет вины:

а) если не было злого умысла;

б) если лицо действовало как рачительный и осмотрительный хазяин;

в) если исполнению помешал случай (пожар, ураган, наводнение и пр. – т.е. «непреодолимая сила» (vig maior).

 

3. Как согласовать известное «все, что не запрещено, то дозволено» с сентенцией Павла «не все, что дозволено, достойно уважения»? (Д. 50. 17. 144).

Вариант № 7

 

1. Сей громким криком испугал лошадь, она понесла и рухнула с моста в пропасть.

Должен ли Сей нести ответственность по закону Аквилия?

 

2. На двор к Марку забрел конь со сбруей и клеймом хозяина. Не имея возможности отыскать собственника, Марк оставил коня себе. Спустя год в результате пожара, вызванного молнией, конь сгорел в конюшне. Вскоре Марка отыскал хозяин коня и подал против него иск с целью возмещения убытков из-за гибели животного.

Правомерно ли это требование?

 

3. Квинт и Аврелий поссорились. Причем Квинт оскорбил Аврелия словесно, а Аврелий, не сдержавшись, ударил Квинта по лицу. Дело дошло до суда, однако накануне его Аврелий скончался. Тогда Квинт подал новый иск против наследника Аврелия (сына), который был свидетелем их ссоры.

Будет ли дана Квинту исковая защита?

 

 

Вариант № 8

 

1. Депозитарий выразил намерение приобрести в собственность вещь, переданную ему на хранение. Поклажедатель согласился и принял деньги.

Нуждается ли такое соглашение в фактической передаче вещи – чтобы сделаться законным?

 

2. Во всех случаях, когда срок уплаты долга не обозначен в договоре, исполнение надлежит совершить:

а) по усмотрению кредитора;

б) по усмотрению должника;

в) немедленно.

 

3. Что следует считать ошибкой, порочащей договор:

а) сказано не то, что хотел сказать;

б) не сказал то, что быть может, самое важное для соглашения;

в) думал, что подарок, а оказалось – купля – продажа;

г) думал, что допустимо, а оказалось - запрещено законом?

 

 

Вариант № 9

 

1. Из предоставленного заказчиком материала ювелир сделал золотой браслет. Ночью в его доме случился сильный пожар, в огне изделие ювелира вновь превратилось в слиток металла. Заказчик отказался оплатить работу и потребовал вернуть ему металл.

Правомерно ли это требование?

 

2. Один римлянин исполнил веселую, но клеветническую песенку о своем соседе.

Будет ли он нести наказание по римским законам?

 

3. Валерий Стих построил дом на земле Квинта.

Кому будет принадлежать этот дом?

Какие права на него имеет Валерий Стих?

 

Вариант № 10

 

1. Каковы были причины и обстоятельства кодификации императора Юстиниана?

 

2. Под угрозой расправы Гай написал Марку расписку с обязательством уплатить ему 7000 сестерциев, но не сделал этого. Марк подал в суд. Гай отрицал то, что им было принято на себя какое-то обязательство и, следовательно, правомерность самого иска. Он проиграл формулярный процесс, будучи присужден к уплате.

Почему он проиграл?

 

3. К стаду Тиция прибилась овца с клеймом, свидетельствующим о ее принадлежности Гаю. Его сосед Сей попытался увести овцу к себе на том основании, что она не принадлежит Тицию.

Получит ли Тиций защиту владения?

 

 

Вариант № 11

 

1. В легисакционном процессе истец предъявил иск об уплате ему двойной стоимости бревен, украденных у него соседом для постройки дома, ссылаясь на закон о компенсации в двойном размере в случае кражи жердей для подсобных целей.

Истец проиграл процесс. Почему?

 

2. Квинт самовольно вселился в дом Верация, находившегося в отъезде.

Через некоторое время Гай попытался самовольно занять пустовавшее крыло этого дома.

Квинт обратился к претору за помощью против Гая. Каков будет исход дела?

 

3. Как соотносится между собой «владение» и «собственность»?

 

 

Вариант № 12

 

1. Когда вещь становится бесхозной и может быть правомерно присвоена всяким желающим? Приведите пример.

 

2. Валерий был вынужден совершить невыгодную сделку под влиянием угрозы и сильного страха. При обнаружении виновного его наказали в четырехкратном размере причиненного им ущерба.

 

В то же время считалась ли сделка действительной, раз ее заключили?

Что следует понимать под «сильным» страхом - потеря уважения родителей, соседей, лишение жизни?

 

3. Некто сделал раба наследником. Может ли раб отказаться? Можно ли сделать раба наследником без отпущения на волю?

 

Вариант № 13

 

1. Тит передал Гаю на хранение осла. Осел был убит упавшим с горы камнем, когда Гай вез на нем овощи на городской рынок.

Несет ли Гай ответственность за гибель осла?

 

2. Человек украл бревна и построил себе дом. Будет ли он нести какую – либо ответственность за содеянное?

 

2. Хозяин участка развел огонь, чтобы сжечь мусор, но из-за ветра сгорела постройка его соседа

 

Вариант 14.

Некий гражданин получил с другого деньги за проданного тому быка. Но бык вскоре сдох, объевшись зерна. Против продавца был возбужден иск о продаже больного животного. Но ожидая все откладывавшегося заседания суда стороны заключили мировую сделку. Однако когда подошел срок заседания суда, истец потребовал явки ответчика. Правомерно ли он поступил? Каким средством защититься ответчику? Как отнесется претор к заявлению истца?

Вариант 15.

Некий гражданин неоднократно просил своего должника об уплате долга в размере 100 сестерцией. Тот каждый раз уклонялся, но однажды сказал: "Хорошо, я заплачу, но сначала дай мне клятву, что ты никогда больше не будешь с этим приставать ко мне". Кредитор поклялся, но тот долга так и не вернул. Сложилась ситуация: если кредитор будет молчать – он не получит своих денег, если он обратится к претору – то нарушит клятву. Что бы посоветовал в этом случае претор?

Вариант 16.

Император Марк Аврелий запретил истцам принуждать ответчиков являться в суд во время жатвы или сбора урожая. Некий презид провинции распорядился о вызове сторон в суд по поводу права собственности на только что собранный виноград, а когда они не явились, вынес решение в пользу истца. Правильно ли он поступил? Были ли у него основания нарушить утвержденное сенатом распоряжение принцепса? Правильно ли поступили стороны, не явившись по требованию презида?

Вариант 17.

В диалоге Цицерона "Об ораторе" описывается случай, когда адвокат истца упорно добивался разрешения претора на завышенную сумму иска, а адвокат ответчика напротив стремился всячески снизить сумму искового требования. Цицерон назвал действия обеих сторон как безграмотные. Почему?

 

Вариант 18.

Некий ремесленник Марк договорился с Квинтом Серторием, а потом с Гнеем Помпеем о продаже принадлежавшей ему скульптуры. Он получил деньги с обоих, но скульптуру передал Гнею Помпею, ничего не знавшему о существовании Квинта Сертория. Серторий предъявил виндикационный иск против Помпея с целью истребования вещи. Правомерен ли этот иск?

Вариант 19.

В правление императора Юстиниана Виктор Полиэн передал Корнелию Ставру принадлежащий ему дом в аренду на два года, после чего отбыл в составе посольства за границу, где пробыл 10 лет. На обратном пути он был захвачен пиратами и был выкуплен агентами правительства еще через 25 лет. Корнелий Ставр отказался отдать ему дом, ссылаясь на срок давности владения. Может ли Полиэн подать иск против него?

Вариант 20

Под угрозой расправы некто Вителлий написал Макру расписку с обязательством уп

латить ему 5000 сестерциев, но не сделал этого. Макр подал в суд. Вителлий отрицал то, что им было принято на себя какое-то обязательство и, следовательно, правомерность самого иска. Он проиграл формулярный процесс и был присужден к уплате. Почему?

Вариант 21.

Во время участия Квинкция Цинцината в войне с этрусками его сосед Марций Кориолан унес с его участка несколько бревен для постройки сарая. Вернувшийся Цинцинат обратился в суд и предъявил иск об уплате ему двойной стоимости бревен, украденных соседом. Излагая дело на первой стадии легисакционного процесса, он сослался на закон 12 таблиц о компенсации в двойном размере в случае кражи жердей для подобных целей и проиграл процесс. Почему?

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Источники

1. Гай. Институции / Под ред. Л.Л. Кофанова, В.А.Савельева. - М., 1997.

2. Гай. Институции. - М., 1998. - Кн. 1-4.

3. Дигесты Юстиниана. - М., 2002. - Т. 1. - Кн. I-IV.

4. Законы XII таблиц. - М., 1996.

5. Институции Юстиниана / Под ред. Л.Л.Кофанова, В.А. Томсинова. - М., 1998.

6. Памятники римского права: Юлий Павел. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана. - М., 1998.

7. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М., 1997.

8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1998. - С. 41-66.

9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М., 2000. - С. 72-236.

10. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). - М., 2000. - С. 105-216.

11. Хрестоматия по истории древнего Рима. - М., 1962, 1987.

Периодические издания

1. Древнее право (Журнал Всероссийского Центра изучения римского права). 2000-2010 гг.

2. Вестник МГУ. Серия «Право». 2000-2010 гг.

 

Основная литература

1. Б<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.