Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1: Сущность бухгалтерского учета





Бухгалтерский учет

Литература.

Учебники:

  1. Ройбу А.В. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 496 с. – (Портфель бухгалтера).
  2. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебник – М.: ИНФРА-М, 2007.
  3. Лишиленко А.В. Бухгалтерский учет. – Центр учебной литературы, 2011. – 736 с.

 

Периодические издания:

  1. Главный бухгалтер. Журнал (обновления и примеры).
  2. Бухгалтерский учет. Журнал (академический).
  3. Нормативные акты. Журнал.
  4. Российская газета. В полном объеме издаются новые законы.
  5. Референт. Журнал. Местные законы.
  6. Спутник бухгалтера. Приложение к журналу Гл.бух с включением законов Челябинска и Челябинской области.

Тема 1: Сущность бухгалтерского учета

Нормативная база:

  1. ФЗ «О БУ» № 129 ФЗ от 21.11.1996г. (с изм. и доп., вступающими в силу с 28.11.2011)

(Документ утрачивает силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.)

  1. «Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ» Приказ МинФина РФ № 34-н от 29.07.1998г.

 

Хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Собственнику необходимо было систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и преумножения.

Впервые описание двойной бухгалтерии было дано францисканским монахом Лукой Пачоли в 1494г. в Венеции в книге «Трактат о счетах и записях». Необходимо выполнять три условия всякому кто желает исправно вести торговлю:

  1. иметь наличные деньги и разного рода другие ценности, без помощи которых трудно вести торговлю
  2. уметь вести книги и быстро считать
  3. вести свои дела в должном порядке и как следует, без задержки получать сведения как относительно долгов, так и относительно требований

 

БУ служит связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми принимающими решения. Он измеряет хоз. деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования, обрабатывает полученные сведенья, сохраняя, до нужного момента и перерабатывает их таким образом, чтобы они стали полезной информацией; передает посредством отчетов информацию тем, кто использует ее для принятия решений.

БУ – это финансовый центр управленческой информационной системы, позволяющей как администрации, так и внешним пользователям иметь полню картину хозяйственной деятельности предприятия.

 

Бухгалтерский учет – это система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

БУ ведут все юридические лица находящееся на территории РФ, а так же филиалы и представительства иностранных организаций, на основании первичных документов в валюте РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

 

 

Задачи БУ:

1. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, обязательств, а так же использованием ресурсов предприятия;

2. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственной деятельности организации и ее финансовых результатах (отчетность);

3. Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности

4. Выявление резервов эффективного использования ресурсов, предотвращения отрицательных результатов.

 

Элементы метода БУ:

  1. Документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придает ей юридическую силу;

Первичный документ – это документ на основании которого производятся записи в БУ, имеющие юридическую и доказательную полноценность и достоверность и обеспечивающие сплошное и непрерывное отражение хоз. операций предприятия.

  1. Инвентаризация – процедура сверки фактических данных учетными;
  2. Счета и двойная запись - на счетах БУ группируют и учитывают однородные операции;
  3. Баланс – равенство – способ группировки хозяйственных средств и их источников в денежном измерении на определенную дату. Хозяйственные средства – актив баланса. Источники средств – пассив. Итоги – валюта баланса;
  4. Отчетность – завершающий этап – отражает финансовое положение организации за отчетный период;
  5. Оценка – определение стоимости тех или иных активов в денежном выражении;
  6. Калькуляция – расчет себестоимости единицы продукции.

 

Принципы БУ:

  1. Целостности – учетные данные должны составлять единую информационную систему;
  2. Имущественной обособленности - от имущества другой организации;
  3. Непрерывности – учет ведется непрерывно с момента регистрации предприятия;
  4. Сплошной регистрации – своевременной регистрации без изъятий и пропусков;
  5. Документирования – только на основании первичных документов;
  6. Временной определенности фактов хозяйственной деятельности
  7. Количественного измерения и исчисления фактов хозяйственной деятельности
  8. Верифицируемости – контроля информации, проверка утверждений опытным путем, фактическими данными;
  9. Непротиворечивости – тождество данных синтетического и аналитического учета на определенную дату;
  10. Разделение текущих и капитальных затрат;
  11. Интерпретируемости – информация должна быть ясной, понятной, т.е. ее можно истолковать и проанализировать;
  12. Осмотрительности – готовность признать в большей степени расходы, чем возможные доходы, но без допущения скрытых резервов;
  13. Приоритетность содержания перед формой – исходя из экономической формы в большей мере, чем из правовой;
  14. Рациональности – ориентир на масштабы предприятия и специфику работы.

 

 

Тема 2: Классификация и план счетов бухгалтерского учета (Практика)

Тема 3. Организация БУ

 

Обязанность по организации БУ на предприятии лежит на руководителе, который в зависимости от количества учетной информации может:

  1. организовать бухгалтерскую службу во главе с гл. бухгалтером
  2. ввести штатную должность бухгалтера
  3. воспользоваться услугами специальной организации или специалиста на договорной основе
  4. вести БУ самостоятельно.

 

Бухгалтерия должна быть самостоятельной структурной единицей, подчиняющейся руководителю.

В составе бухгалтерии выделяют:

1. расчетную группу – ЗП, больничные листы, НДФЛ, отпуска, алименты, страховые взносы;

2. материальная группа – учет расчетов с поставщиками, складской учет;

3. производственная группа – калькуляция себестоимости;

4. финансовая группа – расчеты по банку, валютным счетам;

5. группа учета сбыта – расчеты с покупателями, учет реализации, движения на складах готовой продукции.

6. общая группа – главная книга, оформление и сдача отчетов.

 

Права и обязанности главного бухгалтера (1 гл. ФЗ № 129)

  1. Гл.бух назначается и устраняется руководителем
  2. Гл.бух отвечает за:

- формирование учетной политики

- правильность ведения БУ

- отчетность на предприятии

- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  1. Без подписи гл.буха финансовые, расчетные и денежные документы считаются не действительными и не принимаются к исполнению
  2. Гл.бухгалтеру запрещено принимать документы противоречащие законодательству. Если возникает противоречие по законности документа с руководителем, гл.бух может использовать их с письменного распоряжения руководителя с датой и подписью;
  3. С гл.бухом согласуется прием и увольнение материально ответственных лиц – кассиров, кладовщиков и т.д.
  4. На гл.буха нельзя возлагать ответственность связанную с материальной ответственностью. На малых предприятиях, где нет в штате кассира, его обязанности может выполнять гл.бух, но для этого с гл.бухом заключается договор материальной ответственности и делается запись в приказе или трудовом договоре.
  5. Все работники организации должны предоставлять в бухгалтерию документы связанные с хозяйственными операциями
  6. За искажение данных БУ могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности руководитель и гл.бух.

 


Тема 4. Учетная политика

 

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

Учетная политика – это принятая на предприятии совокупность методов ведения БУ, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности

 

ФЗ № 129 – Каждое предприятие обязано сформировать УП

Налогоплательщик не обязан предоставлять УП с налоговой отчетностью.

УП предъявляется при налоговой проверке

Обязанность по формированию УП лежит на руководителе

УП заверяется приказом. УП применяется с 1 января года следующего за годом принятия.

Предполагается что учетная политика будет применяться последовательно из года в год.

У вновь созданного предприятия УП должна быть сформирована в течении 90 дней.

УП применяется всеми подразделениями предприятиями выделенными на самостоятельный баланс

 

(по статье 126 НК РФ - 50 рублей за каждый не предоставленный документ, а также административный штраф по статье 15.6 коап в размере от 300 до 500 рублей.)

 

УП должна раскрывать 3 основных аспекта:

1. Организационный

ü структура работы бухгалтерии

ü выбор формы БУ (компьютерная)

ü рабочий план счетов

ü график документооборота

ü порядок проведения инвентаризации

ü формы БУ и первичных документов, разработанных на предприятии

ü внутренняя отчетность (состав, формы, сроки, исполнители)

ü выделение подразделений на отдельный баланс

ü внутрихозяйственный контроль

- разделение хозяйственных функций и функций учета (кладовщик - бухгалтер) по ТМЦ;

- разделение функций по учету ТМЦ и расчетов с поставщиками;

- ответственность работников за ТМЦ и первичные документы;

- круг должностных лиц, имеющих право подписи;

- организация хранения ценностей;

- использование бланков строгой отчетности;

- средства охраны (сейфы, сигнализация, хранение ключей и т.д.);

- внезапные проверки ценностей;

- обучение персонала обращению с материальными ценностями и документами

 

2. Методологический в вопросах БУ, выбор способов и методов БУ, методы оценки, необходимо сделать в следующих случаях:

ü когда законодательство предполагает несколько способов учета (например способы начисления амортизации)

ü когда есть противоречии в нормативной базе

ü когда порядок учета не регламентирован в нормативной базе и законодательстве

ü когда есть расхождение правил БУ и НУ объектов и операций

- установить границы между основными и оборотными средствами (срок полезного использования и стоимость)

- порядок начисления износа по ОС

- порядок погашения стоимости МБП

- порядок амортизации НМА. Способы начисления: по договору – патент, лицензия; по экспертной оценке – программный продукт

- отражение в учете приобретения материалов и МБП, с отражением на отдельном счете транспортно-заготовительных расходов (сч. 15,16)

- оценка товаров по продажной стоимости и по покупной

- расчет себестоимости материальных ресурсов, отпущенных в производство: ФИФО, ЛИФО, метод средней себестоимости

- учет и распределение общехозяйственных расходов (сч. 26)

- распределение косвенных расходов между объектами учета:

~ однопрофильная деятельность => 25 и 26 счет списываются пропорциональными коэффициентами по объектам калькулирования

~ многопрофильная деятельность, но ставка налога на прибыль одинакова

~ многопрофильная деятельность и разные ставки налога на прибыль, в этом случае списание производится пропорционально объемам производства, работ, услуг

- метод учета затрат и калькулирование: позаказный, попередельный, ненормативный

- распределение затрат вспомогательных производств: пропорционально объемам производства или времени

- перечень резервов предстоящих расходов: резерв на ремонтный фонд, резерв по сомнительным долгам, резерв по обесцениванию ЦБ, резерв на отпуска

- сроки погашения расходов будущих периодов

- метод определения выручки от реализации: по отгрузке, по оплате

- учет курсовых разниц и сроки списания доходов будущих периодов

- порядок исчисления и выплаты дивидендов

- учет процентов по кредитам и займам

 

3. Методологический в вопросах НУ

ü Прибыль

ü НДС (теперь не обязательно, т.к. все предприятия по отгрузке)

НУ – это система в которой рассчитывается налоговая база.

Принимается порядок признания доходов и расходов (методом начисления или кассовым способом)

Амортизация (в БУ – 4 способа, в НУ – 2)

Порядок списания товаров

ПБУ 18 – определение о ликвидации налоговых разниц (разница между результатами БУ и НУ) – этот выбор делают только малые предприятия, крупные обязаны учитывать налоговые разницы.

 

Изменение УП

Случаи, в которых необходимо изменение УП:

  1. когда внесены изменения в законодательстве РФ или нормативных актах по БУ
  2. если наша организация разработала новые способы ведения БУ
  3. когда произошли существенные изменения условий работы БУ

 

Изменения к УП оформляются приказом и вводятся в действие с 01.01. Пояснения должны быть изложены в пояснительной записке, в которой излагается в связи с чем происходят изменения в УП.

Не считается изменением в УП утверждение способа ведения БУ, метода учета новых объектов и операций – это будет дополнение, которое может меняться в течении года

 


Классификация документов

  1. Распорядительные – документы не подтверждают факты совершения хозяйственной операции и не служат основанием для учетной записи (приказы, договора, распоряжения)
  2. Оправдательные – документы составляются в момент совершения хозяйственной операции и подтверждают факт ее совершения. На основании этих документов делается запись в учете (накладные, приходные ордера, требования, акты приемки)
  3. Комбинированные имеют признаки распорядительных и оправдательных (платежная ведомость по зарплате, расходный кассовый ордер)
  4. Документы бухгалтерского оформления создаются в бухгалтерии для ускорения и упрощения учетных записей (справки бухгалтерские, расчеты, оборотно-сальдовая ведомость)
  5. Документы отчетности – бланки стандартной формы.

Учетные регистры

Учетные регистры предназначены для накопления и обобщения информации, содержащейся в первичных документах.

Учетные регистры могут иметь форму карточек, отдельных листов, книг и журналов, дискет, дисков и т.д.

Различают учетные регистры синтетические и аналитические, хронологические и систематические.

Содержание учетных регистров и документов внутренней отчетности составляет коммерческую тайну. Необходимо принять меры для защиты этих документов от несанкционированных исправлений.

Хранение документов

  1. Первичные документы и регистры – 5 лет
  2. Лицевые счета работников – 75 лет
  3. Балансы, годовые отчеты – весь срок работы предприятия
  4. Балансы и квартальные отчеты – 5 лет

 

Порядок хранения

1. Бланки строгой отчетности - в сейфе под замком

2. кассовые документы должны быть сшиты и переплетены

3. передача в архив оформляется справкой или описью

4. выдавать документы их архива запрещено, можно показывать при разрешении главного бухгалтера

5. изъятие документов возможно только органами дознания, прокуратуры, налоговой инспекции. Изъятие обязательно оформляется протоколом

 

Главная книга

Является обязательным учетным регистром, ее ведут в течение отчетного года по синтетическим счетам и субсчетам. На каждый счет или субсчет отводится развернутый лист, на котором указывают остаток на счете на 1 января отчетного года. На каждый месяц отводится одна строка. Оборот по Д показывают сначала развернутым, а затем общим итогом. Оборот по К сразу показывают общим итогом. Ежемесячно выводят сальдо по каждому счету или субсчету. На основании сальдо по всем счетам на отчетную дату составляют баланс.

Исправления ошибок в главной книге выполняются на вкладных листах, которые при необходимости открывают к какому-либо счету или субсчету.

Формы бухгалтерского учета

В зависимости от выбранных учетных регистров определяется форма ведения учета.

  1. Журнально-ордерная форма применяется на предприятиях со сложной технологией производства и обработки информации. Учетными регистрами являются 16 журналов-ордеров и ряд ведомостей к ним. Журналы-ордера ведут по кредитовому принципу, т.е. каждый журнал-ордер отражает кредитовые обороты какого-либо счета или группы счетов; в ведомостях отражаются обороты по Д.
  2. Мемориально-ордерная форма учета применяется на малых предприятиях и в торговле, т.е. на предприятиях с простой технологией производства и учета. Учетными регистрами служат мемориальные ордера для каждого счета и накопительные ведомости к ним. При этой форме учета обязательным учетным регистром является оборотно-сальдовая ведомость по синтетическим счетам.
  3. Журнал-главная (практически не используется) – применяется на малых предприятиях с небольшим набором рабочих отчетов. Учетным регистром ежемесячно служит один лист.
  4. Упрощенная форма учета отчетности и налогообложения для малых предприятий. Применяется организациями, которые приобрели патент на ведение учета по такой форме. Учетным регистром является книга учета доходов и расходов ФЗ “Об упрощенной форме учета”
  5. Таблично-автоматизированная форма учета с использованием средств вычислительной техники. Компьютер, программа, например 1С.

 


Аудиторская проверка

ФЗ 119-ФЗ от 07.08.2001г. «Об аудиторской деятельности»

Ежегодному аудиту подлежит отчетность следующих организаций

  1. ОАО
  2. Кредитные и страховые компании
  3. Государственные внебюджетные фонды (ПФ)
  4. Инвестиционные фонды
  5. Товарные и фондовые биржи
  6. Добровольные внебюджетные фонды
  7. ГУП, МУП, у которых выручка составила более 500 000 МРОТ, либо сумма активов более 200 000 МРОТ

 

По результатам проверки может быть

- положительное

- положительное с оговоркой

- отрицательное заключение

 

Пояснительная записка

В вольной форме. Организация сама решает какую информацию необходимо внести в записку. Рекомендуется оформлять в 3 раздела:

1. Данные об организации и ее собственниках, среднесписочный состав, сведенья об учетной политике

2. Расшифровать важнейшие формы и статьи отчетов. Обязательно в иностранной валюте, если были такие действия или нетто оценка

3. Аналитические показатели по деятельности предприятия, например фондоемкость, материалоемкость, текучесть кадров и др.

 

Общие требования к отчетности

  1. Обязательно в рублях, на русском языке, с подписями директора и гл. бухгалтера
  2. Строки, где нет чисел прочеркиваются
  3. По каждому показателю приводятся 2 цифры – по отчетному периоду и за аналогичный период предыдущего года
  4. Отчетность должна включать показания всех филиалов и представительств, даже выделенных на отдельный баланс

 

Три оценки основных средств

I. Первоначальная стоимость складывается при поступлении объекта на предприятие по сумме всех затрат, связанных с приобретением объекта и доведением его до рабочего состояния.

Основные средства, как правило. Отражаются по первоначальной стоимости, которая определяется для следующих объектов:

- Объектов, приобретенных за плату;

- Объектов, изготовленных на самом предприятии

- Объектов основных средств, внесенных учредителями в счет вкладов в уставной капитал;

- Объектов основных средств, полученных от других организаций безвозмездно;

- Объектов, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств

Если ОС приобретено за плату или изготовлено организацией, то первоначальная стоимость определяется суммой затрат, связанных с приобретением или изготовлением. Сюда включают цену продавца, невозмещаемые налоги, проценты по заемным средствам и т.д. (ПБУ №6/2001). Суммы НДС, указанные поставщиком в счетах-фактурах в первоначальную стоимость не включают, а выделяют по Д19/1 с последующим списанием к вычету проводкой Д68 К19/1, если имеется оплаченный счет-фактура, а ОС предполагается использовать в производстве, и оно оприходовано, т.е. отражено в бухучете по Д01. Если приобретено ОС непроизводственного назначения или если организация не является плательщиком НДС, то суммы НДС не могут быть списаны к вычету, поэтому их не выделяют по Д19, а включают в первоначальную стоимость.

Если ОС внесено учредителями в Уставные капиталы, то первоначальную стоимость определяют учредители. Она называется согласованной стоимостью.

Стоимость безвозмездно поступивших ОС определяется как рыночная на дату оприходования (подтверждается прайсом, приглашают оценщиков).

Если ОС поступили по договору мены, то их принимают по стоимости обмениваемого имущества.

Первоначальная стоимость изменению не подлежит, за исключением случаев частичной ликвидации или достройки, реконструкции или модернизации, переоценки. По первоначальной стоимости объекты ОС учитывают по Д01 в течение всего периода их нахождения в организации.

II. Восстановительная стоимость

Для устранения отклонения необходимо периодически осуществлять переоценку основных средств и определять восстановительную стоимость.

Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях.

Переоценка основных средств по восстановительной стоимости производится в соответствии с постановлением правительства РФ. Последняя переоценка была в 1996г.

 

С течением времени равнозначные объекты, изготовленные в разное время, начинают отличаться по стоимости (причиной этого являются инфляция или девальвация). Поэтому периодически проводится переоценка ОС. В периоды высокой инфляции переоценка проводится по постановлению правительства одновременно на всех предприятиях на определенную дату. При этом Министерство Финансов предлагает таблицу индексов переоценки. Индексами можно не пользоваться, а рыночную стоимость ОС определять в соответствии с прайсами, данными торгующих организаций, справками оценщиков и другими документами.

Организации могут самостоятельно принимать решения по переоценке и проводить ее один раз в год перед составлением годового отчета. При этом, если организация приняла решение о переоценке какого-либо объекта, то этот объект в дальнейшем необходимо переоценивать ежегодно. В результате переоценки определяется восстановительная стоимость, по которой в дальнейшем объект учитывают по Д01.

III. Остаточная стоимость – определяется как разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой начисленной амортизации.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств

На остаточную стоимость начисляется налог на имущество. По остаточной стоимости ОС отражают в балансе.

Д 01(А) К

С – остаток основных средств по первоначальной стоимости. Об: Поступление основных средств 1.Д01 К08 - принят к учету объект ОС, поступивший из любого источника 2.Д01 К83 - увеличение первоначальной стоимости в результате переоценки 3.Д01К01 - возврат объекта из лизинга 4.Д01К01 - внутреннее перемещение по субсчетам     Об: Списание основных средств 1.Д02 К01 – списание объекта ОС за счет начисленной амортизации 2.Д91/2 К01 – списана остаточная стоимость выбывающего ОС 3.Д20…44 К01 – списан при передаче в эксплуатацию объект стоимостью <10.000 рублей 4.Д94 К01 – отражена недостача на сумму остаточной стоимости

Амортизация ОС

(ПБУ №6, гл.25 Налогового Кодекса)

Некоторые ОС не амортизируются, например объекты природопользования, книги и брошюры, ОС некоммерческих организаций и др. Кроме того, не начисляется амортизация на объекты ОС стоимостью, не превышающей 10.000 рублей за единицу. Такие объекты списывают, как МПЗ при передаче в эксплуатацию проводкой Д20 К01.

По другим объектам необходимо выбрать способ амортизации и отразить его в учетной политике. Выбранные способы не изменяются в течение всего срока полезного использования объектов.

Способы амортизации:

1. Линейный (традиционный) – исходя из стоимости объекта и срока его полезного использования. Предполагается, что ежемесячно объект приносит предприятию одинаковый доход (эксплуатируется равномерно).

2. Способ уменьшаемого остатка – предполагается, что в первые годы срока полезного использования объект эксплуатируется более интенсивно, чем в последующие годы.

3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования.

Пример.

Стоимость – 20.000 рублей

3 года --->3+2+1

1год: 20.000/(3+2+1) х 3 года=10.000 (∑ амортизации за первый год)

2год: 20.000/(3+2+1) х 2 года (до конца срока полезного использования) = 6.666 (∑ амортизации за второй год)

3год: 20.000/(3+2+1) х 1год = 3.333 (∑ амортизации за третий год)

При этих трех способах определяется годовая сумма амортизации, а фактически амортизация начисляется ежемесячно в сумме, определенной делением годовой суммы на 12.

 

4. Начисление амортизации пропорционально объему продукции

Амортизационные отчисления начинаются с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Амортизационные отчисления прекращаются после выбытия объекта или после того, как сумма начисленной амортизации достигла величины первоначальной стоимости объекта.

Амортизационные отчисления накапливаются по К02 в течение всего срока полезного использования объекта.

Этот срок устанавливают, относя объект к той или иной классификационной амортизационной группе. (Всего 10 групп). По каждому объекту срок полезного использования может быть уменьшен, но не более, чем в два раза по объектам, которые эксплуатируются в агрессивной среде и при повышенной сменности работы оборудования (Нормальная сменность – 2х сменная работа).

 

Об: списание амортизации 1.Д02 К01 – списана начисленная амортизация по выбывающему ОС 2.Д02 К83 – уменьшения начисленной амортизации в результате переоценки ОС С – остаток начисленной амортизации Об: начисление амортизации 1.Д20,23,25 К02 – начислена амортизация ОС производственного назначения 2.Д26 К02 – амортизация ОС общехозяйственного назначения 3.Д44 К02 – амортизация ОС, связанных с продажей 4.Д08/2 К02 – амортизация ОС в капитальных вложениях 6.Д83 К02 – увеличение начисленной амортизации в результате переоценки ОС

Д 02(П) К

 

Для целей налогового учета существуют способы начисления амортизации: линейный и нелинейный. Выбор способа также отражают в учетной политике.

Задача: В мае приобретен и принят к бухучету объект ОС первоначальной стоимостью 25.000 рублей. Срок полезного использования установлен 5 лет. Определить сумму ежемесячной амортизации и сумму амортизации, начисленной до конца отчетного года.

25.000/5 = 5.000 в год

5.000/12 месяцев = 416-67 – в месяц (проводка каждый месяц Д20 К02 – 417-67)

416-67 х 7месяцев = 2916-69 – до конца года

 

Безвозмездно поступившие ОС

Проводка Д08 К98/2 – отражено наличие, поступление объекта.

Проводка Д01 К08 – объект принят к бухгалтерскому учету

В дальнейшем ежемесячно начисляется амортизация проводкой Д20…44 К02.

На сумму начисленной амортизации ежемесячно делают запись Д98/2 К91/1 – включение в состав доходов отчетного месяца части доходов будущих периодов.

Переоценка ОС

Проводится с целью доведения стоимости ОС до рыночной стоимости (проводится обычно на 1.01).

Пример: Первоначальная стоимость объекта ОС – 25.000 рублей. Сумма начисленной амортизации – 18.200 рублей. Объект переоценивается. Рыночная стоимость на момент переоценки – 30.000 рублей. Индекс переоценки: 30.000/25.000=1.2

  Сн Обороты Ск
  Д К Д К Д К
  25.000 - 5.000 - 30.000 -
  - 18.200 -   - 21.840
  - -   5.000 - 1.360

25.000 х 1.2 = 30.000 – объект должен стоить

30.000 - 25.000 = 5.000 – разница, которую должны поставить на учет (Д01 К83)

18.200 х 1.2=21.840 – переоценка начисленной амортизации

21.840-18.200=3640 – доначислить амортизацию (Д83 К02)

Документы по учету ОС

Объекты ОС принимают к учету на основании актов приемки, сдачи-приемки, приемки-передачи. В акте указывают дату изготовления объекта, процент и сумму начисленной амортизации, состояние объекта и другое.

На объект заводят инвентарную карточку и передают ее по месту эксплуатации объекта вместе с документацией на объект, объекту присваивают инвентарный номер, который сохраняется за объектом на весь период нахождения объекта на предприятии. Этот номер указывают в карточке и на самом объекте. После выбытия объекта его номер в течение 5 лет не может присваиваться другим объектам (5 лет – срок хранения документов по учету ОС).

Объекты выбывают и снимаются с учета на основании акта выбытия или акта ликвидации, в которых указывают то же, что и при приемке (дата выпуска, процент амортизации), а кроме того – причину выбытия, наличие ценных отходов и их стоимость.

Выбытие ОС

ОС выбывают по следующим причинам:

1.Ветхость

2.Моральный износ

3.Продажа

4.Передача в уставной капитал другой организации

5.Дарение

6.Чрезвычайная ситуация и другое

Все операции, связанные с выбытием ОС, отражают на счете 91. На этом счете может быть определен финансовый результат выбытия (прибыль или убыток).

Пример1. Первоначальная стоимость ОС – 12.000 рублей. Сумма начисленной амортизации – 10.000 рублей. Объект продан за 4.000 рублей.

Стоимость НДС, % Сумма, НДС Всего
4.000     4.800

Расходы по демонтажу, выполненному сторонней организацией, составили 1250 рублей.

1.Д02 К01 10.000 – списан объект за счет начисленной амортизации

2.Д91/2 К01 12.000 – списана остаточная стоимость

3.Д91/2 К76 1.250 – отражены расходы по демонтажу

4.Д62 К91/1 4.800 – доходы от продажи

5.Д91/2 К68 800 – отражены расходы по уплате НДС

Д 91 К

2.000 1.250  
Прибыль – 750 рублей
800

 
+750(чтобы закрыть счет)  

Сравниваем доходы и расходы и на разницу счет 91 закрываем.

6.Д91/9 К99 750 – прибыль от продажи ОС (полностью облагается налогом на прибыль).

Пример 2. Этот же объект подарен (первоначальная стоимость – 12.000, амортизация – 10.000).

Первые три проводки аналогично:

1.Д02 К01 10.000

2.Д91/2 К01 2.000

3.Д91/2 К76 1.250

При безвозмездной передаче имущества даритель уплачивает НДС, начисляя его на рыночную стоимость объекта. При этом даритель выписывает счет-фактуру в одном экземпляре, на основании которого делается запись в книге продаж.

Предполагаем, что в учете отражена реальная рыночная стоимость объекта, поэтому начисляем НДС на остаточную стоимость: 12.000 - 10.000 = 2.000

 

Стоимость Ставка НДС Сумма НДС Всего
2.000     2.400

4. Д91/2 К68 400 – расходы по уплате НДС

К расходы 91 доходы К

2.000 – остаток  
1.250 – демонтаж  
400 – НДС +3.650 (чтобы закрыть счет делаем проводку 5)

Расходы без дохода привели к убытку.

5.Д99 К91/2 3.650 – убыток от дарения (не уменьшает налогооблагаемую прибыль).

Пример 3. Этот же объект списан из-за нецелесообразности дальнейшего ремонта.

Первые три проводки аналогичны:

1. Д02 К01 10.000

2. Д91/2 К01 2.000

3. Д91/2 К76 1.250

Расходы 91 Доходы

2.000  
1.250 +3.250 (чтобы закрыть счет проводка №4)

4.Д99 К91/9 3/250 – убыток от списания (не уменьшает налогооблагаемую прибыль).

Инвентаризация ОС

Проводится не реже одного раза в три года перед составлением годового отчета.

Неучтенные объекты принимаются к учету как безвозмездно полученные по рыночной стоимости. Оценку объектов производят оценщики, или их оценивают с использованием данных торгующих организаций, прайсов или других данных.

1. Д08 К98/2 – отражено наличие объекта

2. Д01 К08 – объект принят к учету

Недостачи относят на материально-ответственных лиц по остаточной стоимости.

1. Д02 К01 – списана амортизация недостающего объекта

2. Д94 К01 – отражена недостача на сумму остаточной стоимости

3. Д73/2 К94 – недостача отнесена на виновного

4. Д70 К73/2 – сумма удерживается из зарплаты (либо Д50 К73/2 – возмещение в кассу).

Аренда ОС

По продолжительности арендных отношений различают краткосрочную аренду, продолжительностью не более 12 месяцев и долгосрочную, продолжительностью более 12 месяцев. По экономическим условиям различают текущую аренду и финансовую аренду.

По договору текущей аренды имущество передается внаем на непродолжительное время с условием обязательного возврата имущества. В течение всего срока аренды арендатор имеет только право пользования имуществом, а все права и обязанности собственника остаются за арендодателем.

Арендодатель продолжает учитывать имущество по Д01 в составе собственных ОС, начисляет амортизацию и налог на имущество.

Арендатор принимает имущество к учету на забалансовый счет 001.

Капитальные вложения в арендованные ОС могут быть выполнены как арендодателем, так и арендатором (предусматривается условиями договора аренды). Если договор не предусматривает капитальных вложений и они выполнены арендатором, то арендатор передает их владельцу имущества безвозмездно вместе с имуществом в момент возврата имущества, если они являются неотъемлемыми. Если вложения отъемлемы, то арендатор может оставить их у себя и учитывать в составе собственных ОС.

Проводки у арендодателя

1. Д76 К91/1 – начислена арендная плата, подлежащая получению за отчетный месяц

2. Д76 К98/1 – отражена арендная плата, начисленная к получению авансом

3. Д98/1 К91/1 – часть полученной авансом арендной платы включена в состав доходов отчетного месяца

4. Д91/2 К02 – начислена амортизация сданного в аренду имущества

5. Д50,51,52 К76 – поступил платеж от арендатора

Проводки у арендатора

1. Д001 – отражено поступление имущества

2. Д20…44 К76 – начислена арендная плата, подлежащая уплате за отчетный месяц

3. Д97 К76 – начислена арендная плата к уплате авансом

4. Д20…44 К97 – часть уплаченной авансом арендной платы отнесена на себестоимость продукции отчетного месяца

5. Д76 К51,52,50 – уплачена арендная плата

6. К001 – возврат арендованного имущества

Финансовая аренда (лизинг) предусматривает передачу имущества внаем на длительный период времени. В течение арендного периода предусматривается переход права собственности, т.е. выкуп имущества арендатором.

По договору аренды имущество может оставаться на балансе арендодателя или передается на баланс арендатора.

Если имущество остается на балансе арендодателя, то арендодатель переводит его учет на счет 03. Арендодатель начисляет амортизацию и налог на имущество. Арендная плата в учете арендодателя отражается проводками Д62 К90/1 или Д62 К91/1. Арендатор отражает имущество







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.