|
Б) Заочная форма обучения – 6 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекционные занятия. Тема 1. Основные понятия и категории социальной медицины
Основные понятия и категории социальной медицины. Направления социальной медицины. Составные части медицины – патология, гигиена, валеология. Роль общества и государства в сохранении здоровья граждан. Роль клинической медицины в сохранении здоровья каждого гражданина и общества в целом. Взаимосвязь социальной медицины с клинической медициной, гигиеной и валеологией, психологией. Социальная медицина и ее взаимоотношения с социально-экономическими факторами жизни населения: прожиточный минимум, коммунально-бытовые условия проживания, социальная защита, обеспечение личной безопасности и т.п. Тема 2. Здоровье человека его показатели, индивидуальное и общественное здоровье
Исторический аспект понимания здоровья. Влияние научно-технического прогресса на образ жизни и показатели здоровья населения. Определения понятия «здоровье». Определение здоровья, принятое ООН. Понятие здоровья как динамического процесса. Соотношение здоровья и болезни. Индивидуальное здоровье, его виды (уровни): соматическое, физическое, психическое, нравственное и сексуальное здоровье. Роль клинической медицины и валеологии в повышении уровня индивидуального здоровья. Показатели общественного здоровья: демографические, миграционные, заболеваемость, инвалидность и др. Приоритетные направления медицины в современных условиях Тема 3. Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни
Группы факторов, определяющих здоровье. Определение понятий образ жизни, стиль жизни, качество жизни, уклад жизни. Составляющие образа жизни (питание, двигательная активность, вредные привычки, удовлетворенность в семье и в профессиональной деятельности и др.). Здоровый образ жизни. Роль медицинской активности граждан в здоровом образе жизни. Понятие о рациональном питании. Энергетическая, пластическая, регуляторная роль белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей в нормальном функционировании организма. Закон адекватности энергетической ценности питания. Закон количественной полноценности питания. Режим питания. Понятие работоспособности и утомления. Виды и фазы работоспособности. Физическая и умственная работоспособность. Факторы, вызывающие утомление. Сущность явления утомления. Биологическая адаптация, её виды и стратегии. Общебиологическое понятие эмоций и их функции. Особенности и роль эмоций в жизни человека. Психоэмоциональное напряжение как фактор, вызывающий утомление. Общебиологическое понятие стресса и стрессоров. Фазы стресса. Особенности психоэмоционального стресса и способы психологической защиты от него. Механизмы снижения уровня здоровья при выраженном утомлении и переутомлении и в фазе «истощения» при стрессе. Влияние биологических ритмов, метеорологических и климато-географических факторов на здоровье. Понятие о рациональном режиме труда и отдыха. Роль двигательной активности в сохранении и укреплении здоровья, а также в повышении умственной работоспособности. Наиболее оптимальные виды двигательной активности. Различия физической культуры и спорта. Понятие о социальной норме и видах социальных отклонений (социальной «патологии»). Виды отклоняющегося (девиантного) поведения. Вредные привычки как проявление аддиктивного поведения. Стадии развития аддиктивного поведения. Понятие привыкания и пристрастия, психической и физической зависимости. Табакокурение – распространенность в разных группах населения и регионах РФ. Вредные для здоровья вещества, попадающие в организм при курении и механизм их действия. Пассивное курение. Алкоголизм как социальное явление, пьянство как психическая зависимость, алкоголизм как болезнь. Факторы, способствующие развитию алкогольной зависимости. Причины увеличения распространенности злоупотребления алкоголем в разных странах и в РФ. Социальные и медицинские последствия алкоголизма. Особенности алкоголизма у женщин, подростков и молодежи Наркомания как социальное явление, психическая зависимость и болезнь. Токсикомания. Основные группы наркотиков, признаки наркотизации и последствия злоупотребления для здоровья и жизни. Распространенность наркомании в разных странах и в РФ. Факторы риска наркомании и уровни наркомании. Мотивы употребления наркотиков. Причины распространения наркотиков и роста числа наркоманов. Особенности наркомании у женщин, подростков и молодежи. Игровая зависимость, компьютерная аддикция и интернет-зависимость. Социальные и медицинские последствия вредных привычек и их значение в росте заболеваемости и смертности населения. Пути профилактики и борьбы с вредными привычками.
Тема 4. Классификация болезней, структура заболеваемости. Общие принципы и социальные факторы профилактики, диагностики и лечения болезней Заболеваемость населения как социально-медицинская проблема и как социально-экономическая категория. Понятие болезни, этиологии и патогенеза, патологического процесса и патологического состояния. Стадии и исходы болезненного процесса. Основные показатели заболеваемости и болезненности. Показатели общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Потери рабочего времени по болезни и их значение для благосостояния граждан. Международная классификация болезней (МКБ). Показатели заболеваемости в различных классах заболеваний в РФ (в различных возрастных группах и регионах). Структура и динамика заболеваемости в РФ и в настоящее время. Понятие первичной и вторичной профилактики заболеваний. Виды лечения болезней. Медицинская, социальная, психологическая и профессиональная реабилитация
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|