Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. Свобода массовой информации: правовое выражение





Комплексная цель модуля: изложение знаний социально-правовой природы понятия свободы массовой информации. Воспитание и выработка навыков правовой защиты профессиональной деятельности журналиста.

Лекция 6. Средства массовой информации: понятие, конституционные гарантии, право на информацию.

Понятие и доктрина свободы массовой информации. Конституция РФ и свобода массовой информации. Правовое обеспечение права на информацию. Правозащитные механизмы, обеспечивающие свободу массовой информации. Российский суд как средство правовой защиты журналистской деятельности. Понятие и виды цензуры. Запрещение цензуры. Самоцензура.

Лекция 7. Злоупотребление свободой массовой информацией: понятие, виды, ответственность.

Понятие и виды злоупотреблений свободой массовой информации. Возложение ответственности за злоупотребление свободой массовой информации. Гражданский кодекс РФ и СМИ. Уголовный кодекс и СМИ. Административное право и СМИ. Ответственность за ущемление свободы массовой информации. Судебная и административная практика по делам о злоупотреблении свободой массовой информации.

Проектные письменные задания для студентов:

а) Международные документы о свободе массовой информации.

б) Конституция РФ – гарант свободы массовой информации.

в) Правовая защита свободы массовой информации (обзор судебной практики).

г) Уголовная ответственность за ущемление свободы массовой информации (теоретический и практический аспекты).

д) Цензура: понятие и виды.

Контрольные тесты:

Какие из нижеперечисленных правонарушений не являются уголовными:

- клевета;

- оскорбление;

- унижение чести, достоинства, деловой репутации;

- отказ в предоставлении гражданину информации;

- воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов;

- незаконное распространение порнографических материалов или предметов;

- публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя РФ.

Какие из нижеперечисленных органов не имеют права осуществлять административный контроль в области обращения и защиты информации:

- Администрация области;

- мэрия города;

- Генеральный директор, главный редактор издания (телерадиокомпании);

- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области печати и СМИ, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области ТВ и радиовещания, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет:

- предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

- на должностных лиц -?

- на юридических лиц -?

Рубежная отчетность – за правильные ответы на все вопросы студенту начисляется 100 баллов. Для получения удовлетворительной оценки требуется набрать не ниже 50 баллов. Качественно выполненная письменная работа составляет 100 баллов.

Литература:

Конституция РФ. Глава 2. -М.,1996.

Закон РФ «О средствах массовой информации». Гражданский кодекс РФ. Ст. ст. 150, 151, 152, 1099, 1100, 1101. Часть IV (полностью).

Уголовный кодекс РФ. Ст.ст. 129, 130, 137, 138, 140, 144, 146, 237, 242, 280, 282, 283, 297, 298, 254.

Медиаправо России: документы, комментарии, вопросы и ответы /Автор сост. Н.И.Бусленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

IV. Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991):

структура, содержание.

Комплексная цель модуля: изучение содержания основного законодательного акта медиаправа России и практика его правоприменения.

Лекция 8. Закон о СМИ: история создания, основные положения, структура, проблемы совершенствования.

История создания закона. Значение закона о СМИ для сохранения и углубления свободы массовой информации в России. Тенденция развития российского законодательства о СМИ. Структурообразующий характер Закона о СМИ. Изменение и дополнение Закона о СМИ. Перспективы реформирования Закона о СМИ.

Пробельность и избыточность в законодательстве о СМИ.

Лекция 9. Закон о СМИ: права и обязанности журналиста. СМИ как субъект избирательного права.

Понятие прав и обязанностей журналиста. Журналист как субъект информационных правоотношений. Особенности правового статуса иностранных корреспондентов. Доступ жу рналиста к информации. Запрос информации, его виды и порядок работы с ним. Основания для отказа отсрочки в предоставлении информации. Порядок обжалования отказа и отсрочки. Ограничение доступа к информации. Институт аккредитации. Судебная практика по делам, связанным с аккредитацией журналистов. Зашита источника информации. Доступ журналистов к информации о работе представительных и исполнительных органов власти. Особенности работы журналиста в экстремальных условиях. Роль журналиста в избирательной кампании. Основные функции СМИ в избирательной системе. Классификация СМИ в контексте избирательного процесса. Гласность в работе избирательных комиссий и роль СМИ. Участие журналистов в освещении избирательных кампаний. Понятие предвыборной агитации и ее отграничение от освещения избирательной кампании в СМИ. Виды предвыборной агитации. Условия проведения агитации через СМИ. Порядок предоставления бесплатного и платного эфирного времени и печатной площади в СМИ для проведения агитации. Сроки проведения агитации. Порядок обнародования результатов социологических опросов. Проблема равного доступа участников избирательного процесса к СМИ, и пути ее решения. Судебная и административная практика по делам, связанным с нарушением правил предвыборной агитации в СМИ. Злоупотребление правами журналиста.

Лекция 10. Закон о СМИ: проблемы доступа журналиста к социально значимой информации.

Запрос информации, его виды и порядок работы с ним. Ограничение доступа к информации. Институт аккредитации журналистов. Судебная практика по делам, связанным с аккредитацией журналиста. Защита источника информации. Доступ к судебной информации, о работе представительных и исполнительных органов. Работа в экстремальных условиях.

Лекция 11. Защита чести, достоинства, деловой репутации лиц и организаций в сфере массовой информации.

Право на опровержение и порядок его реализации. Внесудебное урегулирование споров об опровержении и праве на ответ.

Понятие чести и достоинства. Субъекты права на защиту чести и достоинства Проблемы, связанные с деловой репутацией юридических лиц.

Основания освобождения редакции СМИ от ответственности. Проблем;
разграничения «сведений» и «мнений» в материалах СМИ.

Право на ответ. Судебная практика по делам об опровержении и праве на ответ.

Компенсация морального вреда. Судебная практика по делам о компенсации морального вреда.

Уголовно-правовая защита чести и достоинства. Клевета и оскорбление в СМИ. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Посягательство на общественную нравственность.

Соотношение свободы массовой информации с конституционным институтом защиты чести, достоинства и доброго имени: коллизионно-правовой аспект.

Проектные письменные задания для студентов:

а) Закон о СМИ, его структурообразующий характер в системе медиаправа России.

б) Права журналиста.

в) Обязанности журналиста.

г) Доступ журналиста к информации: теория и практика.

д) Честь, достоинство, деловая репутация в сфере массовой информации: практика правовой защиты.

Контрольные тесты:

В регистрации СМИ будет отказано, если:

- указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

- у учредителя есть другое СМИ;

- нарушены правила аккредитации;

- учредитель отказывается от публикации официальных документов.

Проверять информацию на достоверность – это:

- право журналиста;

- обязанность журналиста;

- и право, и обязанность.

Внешние оценки личности общественным мнением – это:

- честь;

- достоинство;

- деловая репутация.

Рубежная отчетность – за правильные ответы на все вопросы студенту начисляется 100 баллов. Для получения удовлетворительной оценки требуется набрать не ниже 50 баллов. Качественно выполненная письменная работа составляет 100 баллов.

 

Литература:

Закон РФ «О средствах массовой информации». –М., 1991.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Научно-практический комментарий проф. М.А.Федотова. –М.: Центр «Право и СМИ», 1999.

Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики. Словарь-справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Федотов М.А. Правовые основы журналистики: Учебник для вузов. –М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2002.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.