Эволюция развития систем управления качеством.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюция развития систем управления качеством.





Вопросы для подготовки к экзамену (зачёту) Управление качеством

 

1. Основные термины и определения в области качества: качество, требование, свойство, характеристика качества, градация, дефект, удовлетворенность потребителей, обеспечение качества, улучшение качества.

 

3.1.1 Качество: Степень соответствия присущих характеристик требованиям.

3.1.2 требование: Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

3.5.1 характеристика: Отличительное свойство.

3.1.3 градация: Класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функцио­нальное применение.

3.6.3 дефект: Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установлен­ным использованием.

3.1.4 удовлетворенность потребителей: Восприятие потребителями степени выполнения их требований (3.1.2).

3.2.11 обеспечение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на создание уверенности, что требования (3.1.2) к качеству будут выполнены.

3.2.12 улучшение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на увеличение способности выполнить требования (3.1.2) к качеству.

 

2. Качество как объект управления.

 

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.

Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.



 

 

Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

3. Социально-экономические проблемы повышения качества товаров и услуг, направления их решения в сфере производства и предоставления услуг.

Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:

• существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

• возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

• усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;

• увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

• неприятие потребителями продукции и услуг с относительно не­высоким уровнем качества;

• ужесточение требований к интенсификации производства и по­вышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране.

Основной целью программы повышения качества на фирме должно быть постоянное уменьшение расхождений между показателями качества изделия и характеристиками, заданными заказчиком. С этой задачей связано постоянное совершенствование метрологической службы.

В любом случае систематического повышения качества невозможно достигать только воздействиями локального, разрозненного характера, так как невысокое качество продукции и услуг одной отрасли или даже одного поставщика ведет к созданию и изготовлению продукции такого же уровня качества в другой отрасли или на другом предприятии. В управлении качеством необходимо применять воздействия комплексного характера, выработка и реализация которых возможны только при системном подходе к управлению.

 

4. Качество как фактор конкурентоспособности продукции, услуг и предприятий.

Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров – конкурентов. Абсолютно конкурентоспособными, таким образом, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Качество продукции практически стало критерием надежности партнера – основного условия успешного бизнеса. Обеспечение качества продукции поставлено в ряд важных экономических проблем для всех стран мира. С различными аспектами этой проблемы в той или иной степени связана работа нескольких сотен международных организаций.

 

5.Факторы, влияющие на формирование качества на протяжении жизненного цикла продукции.

 

Формирование и поддержание качества продукции происхо­дит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование разработки, разработку, производ­ство, эксплуатацию (потребление) и ремонт.

На начальной стадиипроводятся работы по формированию исходных требований к продукции, которые, как правило, включают: составление заявки на разработку и освоение, созда­ние аванпроекта, научно-исследовательские работы и подготов­ку технического задания.

Основные требования по разработке и постановке на произ­водство новой (модернизированной) продукции производствен­но-технического назначения установлены ГОСТ 15.001—88 и соответствующими рекомендациями по его применению.

Техническое задание,как правило, состоит из следующих разделов: наименование и область применения продукции, ос­нование для разработки, цель и назначение разработки, техни­ческие требования, экономические показатели, стадии и этапы разработки, порядок контроля и приемки, приложения.

Общее содержание разделов установлено в рекомендациях Р 50—601—5—89, а конкретно его определяют заказчик (основ­ной потребитель) и разработчик (при инициативной разработке — только разработчик). Функции заказчика могут выполнять по­требители заказываемой продукции, организации, представ­ляющие интересы потребителей, изготовители.

Заказчикформирует исходные требования, обеспечивающие реальную возможность для создания продукции необходимого технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство, избежания ошибок в дальнейшем за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов. Исходные требования должны основывать­ся на прогнозировании потребности рынка в данном виде про­дукции с учетом тенденций ее развития, а также совершенство­вания производственных процессов и сферы услуг, где будет ис­пользоваться продукция.

Разработчикосуществляет разработку технического задания на основе исходных требований заказчика, а также с учетом ре­зультатов выполненных научно-исследовательских и экспери­ментальных работ, анализа передовых достижений отечествен­ной и зарубежной техники, прогрессивных типажей и систем машин и оборудования, изучения патентной документации, тре­бований внешнего и внутреннего рынков. Техническое задание может разрабатываться на конкретное изделие и на их группу — типоразмерный ряд или его часть. На группу изделий, характе­ризуемых общностью конструкции и назначения, может разра­батываться типовое техническое задание.

В техническом задании может быть предусмотрена разработка технического предложения, в котором на основе анализа различ­ных вариантов технических решений устанавливаются окончатель­ные требования к техническим характеристикам и показателям ка­чества, не отмеченным в техническом задании. Согласованное с заказчиком техническое предложение позволяет разработать конструкторскую документацию согласно требованиям ЕСКД (эскиз­ный, технический проекты и рабочую документацию).

Заказчик совместно с разработчиком в техническом задании определяют порядок процесса сдачи и приемки результатов раз­работки:

• виды изготовленных образцов (экспериментальных, опытных, головных);

• категории испытаний;

• рассмотрение результатов на приемочной комиссии и ее состав;

• документы, предоставляемые на приемку;

Действие технического задания заканчивается после утвер­ждения акта приемочной комиссии.

Изготовительопределяет необходимость участия разработчи­ка в подготовке и освоении производства продукции. При необ­ходимости они совместно разрабатывают документы, входящие в состав технологической подготовки производства на основе ЕСТПП, проводят квалификационные испытания.

Важнейшими задачами на стадии производстваявляются: обес­печение стабильного качества продукции, анализ данных о резуль­татах эксплуатации (потребления), выявление возможных направ­лений совершенствования изделий, выполнение работ по подго­товке к сертификации и организации сервисного обслуживания.

 

 

Виды показателей качества.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам:

 

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Признак классификации показателей Группы показателей качества продукции
По применению для оценки качества Базовые Относительные
По количеству характеризуемых свойств Единичные Комплексные Интегральные
По характеризуемым свойствам Назначения Надежности Экономичности Эргономические Эстетические Технологичности Стандартизации и унификации Патентно-правовые Экологические Безопасности Транспортабельности
По способу выражения В натуральных единицах В стоимостном выражении
По этапам определения значений показателей Прогнозные Проектные Производственные Товарообращения Эксплуатационные Утилизации
По методу определения Экспериментальные Расчетные
По влиянию на качество при изменении абсолютного значения показателя Позитивные Негативные
По видам ограничения Не менее Не более Не менее и не более
По отношению к субъектам оценки качества Показатели разработчика Показатели изготовителя Показатели потребителя и т.п.
По области применения к оцениваемым объектам К единице объекта К совокупности однородных объектов К совокупности разнородных объектов

 

 

7. Понятие и сущность систем управления качеством.

 

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:

9001 – требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.

9002 – требования к системе организации производства.

9003 – требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

Система управления качеством включает:

1. Задачи руководства (политика в области качества, организация).

2. Система документации и планирования.

3. Документация требований и их выполнимость.

4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).

5. Качество во время закупок (документация, контроль).

6. Обозначение изделий и возможность их контроля.

7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).

8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).

9.Контроль за испытательными средствами.

10. Корректирующие мероприятия.

11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.

12. Документирование качества.

13.Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.

14. Обучение.

15. Применение статистических методов.

16. Анализ качества и систем принимаемых мер.

 

 

Цикл Э. Деминга.

Управление качеством продукции осуществляется циклически и прохо­дит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга. Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деменга показана на рис. 3.5 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).

Рис.1. Цикл Деминга

18. Организационное обеспечение разработки системы менеджмента качества.

Разработка и внедрение СМК состоит из нескольких этапов:

1. установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

2. разработку политики и целей организации в области качества;

3. установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

4. установление и определение необходимых ресурсов, и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

5. разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

6. определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

7. разработку и применение процесса для постоянного улучшения СМК.

В роли организационно-методической основы системы качества чаще всего являются стандарты организации.

19. Принципы построения и функционирования систем управления качеством

СМК в соответствии со стандартами ИСО 9000 версии 2000 г. разрабатывается и функционирует, исходя из восьми принципов системы:

1. Ориентации на потребителей.

2. Лидерство руководителей.

3. Вовлеченность работников.

4. Процессный подход.

5. Системный подход к менеджменту.

6. Постоянное улучшение.

7.Принятие решений, основанных на фактах.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

20. Документирование системы менеджмента качества. Виды документов и порядок их разработки.

Планирование качества, программы улучшения качества.

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значени­ями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потреб­ностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.

Действенность планирования повышения качества должна обеспе­чиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, произ­водство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необхо­димыми материальными, финансовыми и тру­довыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по по­вышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

достижение и превышение технического уровня и качества луч­ших отечественных и зарубежных образцов;

установление экономически оптимальных заданий по повыше­нию качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

увеличение выпуска сертифицированной продукции;

улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);

своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продук­ции;

обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, техни­ческих условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечива­ющих достижение заданного уровня качества;

увеличение экономической эффективности производства и ис­пользование продукции улучшенного качества.

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свой­ства продукции, так и разнообразные характеристики системы и про­цессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:

сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;

пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;

комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

детализация – степень глубины планирования;
точность – степень допусков и отклонений параметров плана;

простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;

непрерывность – цельность временного пространства планирования;

эластичность и гибкость – возможность использования резервов и учет альтернатив;

научность – учет в пла­нировании новейших достижений науки и тех­ники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как суще­ствующих, так и перспективных);
экономичность – эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

К методам планирования относят:

расчетно-аналитический, основанный на расчленении выпол­няемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимо­действия и разработке на этой основе проектов планов;

экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормати­вов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведе­ния и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

В плановой деятельности по обеспечению необходимого уровня качества применяются и специфические виды работ:

анализ требований потребителей;

изучение спроса;

анализ рекламаций;

учет требований перспективных стандартов и результатов НИР;

изучение патентной информации;

учет изменений требований к сертификации продукции;

осуществление плановых расчетов;

увязка плановых мероприятий.

Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма, «рыбий скелет») – инструмент качества, служащий для наглядного представления причинно-следственных связей между объектом анализа и влияющими на него факторами.

Когда мы говорим про информационные системы управления, то имеем в виду системы для информационного обеспечения управления, то есть менеджеров занимающихся управлением. Итак, цель информационных систем управления – обеспечить руководителей своевременной информацией, необходимой для принятия оперативных решений.

Таким образом, на сегодняшний день очевидно, что:

- стандарты ИСО серии 9000 являются одной из составляющих конкретного применения современных информационных технологий в СМК;

- внедрение на предприятии стандартов ИСО серии 9000 может быть эффективным только при условии адекватного применения вычислительной техники для анализа всей информации, касающейся деятельности организации.

Литература

Вопросы для подготовки к экзамену (зачёту) Управление качеством

 

1. Основные термины и определения в области качества: качество, требование, свойство, характеристика качества, градация, дефект, удовлетворенность потребителей, обеспечение качества, улучшение качества.

 

3.1.1 Качество: Степень соответствия присущих характеристик требованиям.

3.1.2 требование: Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

3.5.1 характеристика: Отличительное свойство.

3.1.3 градация: Класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функцио­нальное применение.

3.6.3 дефект: Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установлен­ным использованием.

3.1.4 удовлетворенность потребителей: Восприятие потребителями степени выполнения их требований (3.1.2).

3.2.11 обеспечение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на создание уверенности, что требования (3.1.2) к качеству будут выполнены.

3.2.12 улучшение качества: Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на увеличение способности выполнить требования (3.1.2) к качеству.

 

2. Качество как объект управления.

 

Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.

Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль.

 

 

Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

3. Социально-экономические проблемы повышения качества товаров и услуг, направления их решения в сфере производства и предоставления услуг.

Основные причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:

• существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

• возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;

• усовершенствование услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых функций;

• увеличение объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

• неприятие потребителями продукции и услуг с относительно не­высоким уровнем качества;

• ужесточение требований к интенсификации производства и по­вышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране.

Основной целью программы повышения качества на фирме должно быть постоянное уменьшение расхождений между показателями качества изделия и характеристиками, заданными заказчиком. С этой задачей связано постоянное совершенствование метрологической службы.

В любом случае систематического повышения качества невозможно достигать только воздействиями локального, разрозненного характера, так как невысокое качество продукции и услуг одной отрасли или даже одного поставщика ведет к созданию и изготовлению продукции такого же уровня качества в другой отрасли или на другом предприятии. В управлении качеством необходимо применять воздействия комплексного характера, выработка и реализация которых возможны только при системном подходе к управлению.

 

4. Качество как фактор конкурентоспособности продукции, услуг и предприятий.

Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров – конкурентов. Абсолютно конкурентоспособными, таким образом, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Качество продукции практически стало критерием надежности партнера – основного условия успешного бизнеса. Обеспечение качества продукции поставлено в ряд важных экономических проблем для всех стран мира. С различными аспектами этой проблемы в той или иной степени связана работа нескольких сотен международных организаций.

 

5.Факторы, влияющие на формирование качества на протяжении жизненного цикла продукции.

 

Формирование и поддержание качества продукции происхо­дит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование разработки, разработку, производ­ство, эксплуатацию (потребление) и ремонт.

На начальной стадиипроводятся работы по формированию исходных требований к продукции, которые, как правило, включают: составление заявки на разработку и освоение, созда­ние аванпроекта, научно-исследовательские работы и подготов­ку технического задания.

Основные требования по разработке и постановке на произ­водство новой (модернизированной) продукции производствен­но-технического назначения установлены ГОСТ 15.001—88 и соответствующими рекомендациями по его применению.

Техническое задание,как правило, состоит из следующих разделов: наименование и область применения продукции, ос­нование для разработки, цель и назначение разработки, техни­ческие требования, экономические показатели, стадии и этапы разработки, порядок контроля и приемки, приложения.

Общее содержание разделов установлено в рекомендациях Р 50—601—5—89, а конкретно его определяют заказчик (основ­ной потребитель) и разработчик (при инициативной разработке — только разработчик). Функции заказчика могут выполнять по­требители заказываемой продукции, организации, представ­ляющие интересы потребителей, изготовители.

Заказчикформирует исходные требования, обеспечивающие реальную возможность для создания продукции необходимого технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство, избежания ошибок в дальнейшем за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов. Исходные требования должны основывать­ся на прогнозировании потребности рынка в данном виде про­дукции с учетом тенденций ее развития, а также совершенство­вания производственных процессов и сферы услуг, где будет ис­пользоваться продукция.

Разработчикосуществляет разработку технического задания на основе исходных требований заказчика, а также с учетом ре­зультатов выполненных научно-исследовательских и экспери­ментальных работ, анализа передовых достижений отечествен­ной и зарубежной техники, прогрессивных типажей и систем машин и оборудования, изучения патентной документации, тре­бований внешнего и внутреннего рынков. Техническое задание может разрабатываться на конкретное изделие и на их группу — типоразмерный ряд или его часть. На группу изделий, характе­ризуемых общностью конструкции и назначения, может разра­батываться типовое техническое задание.

В техническом задании может быть предусмотрена разработка технического предложения, в котором на основе анализа различ­ных вариантов технических решений устанавливаются окончатель­ные требования к техническим характеристикам и показателям ка­чества, не отмеченным в техническом задании. Согласованное с заказчиком техническое предложение позволяет разработать конструкторскую документацию согласно требованиям ЕСКД (эскиз­ный, технический проекты и рабочую документацию).

Заказчик совместно с разработчиком в техническом задании определяют порядок процесса сдачи и приемки результатов раз­работки:

• виды изготовленных образцов (экспериментальных, опытных, головных);

• категории испытаний;

• рассмотрение результатов на приемочной комиссии и ее состав;

• документы, предоставляемые на приемку;

Действие технического задания заканчивается после утвер­ждения акта приемочной комиссии.

Изготовительопределяет необходимость участия разработчи­ка в подготовке и освоении производства продукции. При необ­ходимости они совместно разрабатывают документы, входящие в состав технологической подготовки производства на основе ЕСТПП, проводят квалификационные испытания.

Важнейшими задачами на стадии производстваявляются: обес­печение стабильного качества продукции, анализ данных о резуль­татах эксплуатации (потребления), выявление возможных направ­лений совершенствования изделий, выполнение работ по подго­товке к сертификации и организации сервисного обслуживания.

 

 

Виды показателей качества.

Показатель качества продукции - количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

В зависимости от характера решаемых задач по оценке качества продукции показатели можно классифицировать по различным признакам:

 

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
Признак классификации показателей Группы показателей качества продукции
По применению для оценки качества Базовые Относительные
По количеству характеризуемых свойств Единичные Комплексные Интегральные
По характеризуемым свойствам Назначения Надежности Экономичности Эргономические Эстетические Технологичности Стандартизации и унификации Патентно-правовые Экологические Безопасности Транспортабельности
По способу выражения В натуральных единицах В стоимостном выражении
По этапам определения значений показателей Прогнозные Проектные Производственные Товарообращения Эксплуатационные Утилизации
По методу определения Экспериментальные Расчетные
По влиянию на качество при изменении абсолютного значения показателя Позитивные Негативные
По видам ограничения Не менее Не более Не менее и не более
По отношению к субъектам оценки качества Показатели разработчика Показатели изготовителя Показатели потребителя и т.п.
По области применения к оцениваемым объектам К единице объекта К совокупности однородных объектов К совокупности разнородных объектов

 

 

7. Понятие и сущность систем управления качеством.

 

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям к:

9001 – требования к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности.

9002 – требования к системе организации производства.

9003 – требования к системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.

Система управления качеством включает:

1. Задачи руководства (политика в области качества, организация).

2. Система документации и планирования.

3. Документация требований и их выполнимость.

4. Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения).

5. Качество во время закупок (документация, контроль).

6. Обозначение изделий и возможность их контроля.

7. Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль).

8. Проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний).

9.Контроль за испытательными средствами.

10. Корректирующие мероприятия.

11. Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке.

12. Документирование качества.

13.Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества.

14. Обучение.

15. Применение статистических методов.

16. Анализ качества и систем принимаемых мер.

 

 

Эволюция развития систем управления качеством.

 

В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов, которые иногда представляют в виде пяти звезд качества (рис. 1.3).

Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Организационно она предполагала установление технических и производствен­ных норм специалистами и инженерами, а рабочие лишь обязаны их выполнять.

Второй этап. В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» (ныне корпорация AT&T) была с









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.