Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности.





Содержание

Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности. 3

Лекция 1. Общие положения научно-исследовательской работы. Общие сведения о науке и научном познании. Научные организации. Актуальность и новизна научных исследований. Выбор темы НИР и этапы исследований. 3

Лекция 2. Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Формулировка и корректировка общего направления исследования. 10

Раздел 2. Организационные основы научно-исследовательской деятельности. 18

Лекция 1. Типы и задачи экспериментальных исследований. Виды экспериментальных исследований в техносферной безопасности. Этапы проведения эксперимента. План программа эксперимента. Математические методы анализа моделей. Статистические методы оценки результатов измерений. Графическое представление результатов экспериментов. Обработка результатов экспериментальных исследований. 18

Лекция 2. Информационный поиск. Научно-техническая информация. Научные и научно-технические информационные базы. Базы научных цитирований. РИНЦ. Изучение и анализ литературных источников. Эффективные способы сбора первичных данных. Приемы работы с источниками научно-технической информации. 28

Лекция 3. Анализ и результаты НИР. Рефлексия в научном исследовании. Публикация результатов исследований. Защита авторских прав научных работников. Оформление и защита результатов НИР. 35


Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности.

Лекция 1. Общие положения научно-исследовательской работы. Общие сведения о науке и научном познании. Научные организации. Актуальность и новизна научных исследований. Выбор темы НИР и этапы исследований.



Общие положения научно-исследовательской работы.

Область исследовательской деятельности человека, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении, является наукой. Справедливо и другое определение: наукой называется непрерыв­но развивающаяся область знаний объективных законов природы, обще­ства и мышления, получаемых в результате специальной деятельности лю­дей и превращаемых в непосредственную производительную силу обще­ства. Наука является следствием разделения общественного труда. Она возникает вслед за отделением умственного труда от физического и пре­вращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей. Основу науки составляют: система знаний; опреде­ленный вид общественного разделения труда; процесс познания законо­мерностей объективного мира; процесс производства знаний и их исполь­зование.

Основными функциями науки являются:

• сбор, изучение, систематизация и обобщение фактов;

• анализ и объяснение сущности процессов и явлений;

• выявление закономерностей развития природы, общества и мыш­ления;

• предсказание процессов, явлений и событий;

• разработка направлений и методов практического применения по­лученных знаний.

Идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных пред­ставлений о закономерных связях объективного мира является знанием.

Знание является продуктом общественной деятельности людей, ко­торая направлена на преобразование действительности. Однако нельзя признать знания научными, если они получены человеком на основе про­стого наблюдения. Хотя эти знания играют важную роль в жизни людей, но они не раскрывают сущности явлений, а также взаимосвязи между ни­ми, которые позволили бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, а следовательно, и предсказать его дальнейшее развитие.

Опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека суще­ственных свойств, причинных отношений и закономерных связей между явлениями или объектами называется мышлением. Основным инструмен­том мышления являются логические рассуждения человека, к структурным элементам которых относятся понятия, суждения и умозаключения.

Мысль, отражающая необходимые и существенные признаки явле­ния или предмета, называется понятием.

Самые общие абстракции или наиболее широкие понятия называют­ся категориями. К ним относятся философские понятия о форме и содер­жании явлений.

Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается посред­ством связи, сопоставления понятий, называется суждением.

Умозаключение – это процесс мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Принципы, аксиомыи постулаты являются важнейшими формами знаний. Они составляют исходные положения какой-либо отрасли науки, например аксиомы Евклидовой геометрии, в квантовой механике – посту­латы Бора и т.д. Иначе говоря, они являются начальной формой системати­зации знаний.

Научные законы, отражающие устойчивые, наиболее существенные, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении, являются важнейшим составным звеном в системе научных знаний.

Научное исследование – форма существования и развития науки. Это деятельность человека, направленная на получение и применение но­вых знаний путем всестороннего изучения объекта, процесса или явления на основе разработанных в науке принципов и методов познания. Целью научного исследования является получение и внедрение в практику полез­ных для человека результатов. Каждое научное исследование должно иметь тему, обоснование которой является важным этапом проведения ра­бот.

Научное исследование состоит из следующих этапов: возникновение идей; формирование понятий; выдвижение гипотез; обобщение научных фактов; доказательство правдивости гипотез и суждений.

Научной идеей называется новое интуитивное объяснение событий или явлений без осознания всех совокупностей связей, без промежуточной аргументации. Она базируется на имеющемся знании, однако вскрывает незамеченные ранее закономерности. Идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе.

Предположение о причине, вызывающей следствие, называется гипотезой. Правильность каждой гипотезы должна быть подтверждена и доказана в процессе познания. Когда гипотеза не противоречит фактам, а согласуется с ними, тогда в науке ее принято называть теорией или зако­ном.

Теория является наиболее высокой формой систематизации и обоб­щения научных знаний. Она позволяет открывать новые законы и прогно­зировать будущее.

Таким образом, система обобщенного знания, объясняющая те или иные стороны действительности, называется теорией (греч. рассмотрение, исследование).

Научные организации.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учре­дительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследователь­ские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-кон­структорские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техни­ческую деятельность. Они функционируют в системе Российской ака­демии наук, органов исполнительной власти, вузов.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

Министерство формирует и обеспечивает единую государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные научно-технические программы и содействует в их реализации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию научно-технического потенциала России.

Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Российское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает охранные документы и выполняет другие функции.

Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кадровой политики в сферах образования и научной деятельности.

Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утверждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» (далее – Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы следующие основные задачи: развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки специалиста; органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого характера; приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней; совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций.

В Концепции намечены направления работы с молодежью: развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций; обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи; совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа – вуз – аспирантура – докторантура.

Структурным подразделением Министерства образования РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются:

- обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

- содействие улучшению количественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.

Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета.

Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Институт государства и права. В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям науки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные центры. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и права (г. Екатеринбург). Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство – президента, вице-президентов, членов Президиума.

Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН.

Лекция 2. Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Формулировка и корректировка общего направления исследования.

Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований.

Эмпирические научные исследования в первую очередь связаны с процессом получения, накопления, систематизации и первичной обработки исходного фактического материала. Исследуемый объект отражается в ос­новном со стороны своих внешних связей и проявлений, а познавательные действия осуществляются в чувственно-предметной форме при непосред­ственном взаимодействии человека с изучаемыми предметами и явления­ми. Изучение свойств, связей, проявлений и отношений объекта исследо­ваний выполняется с помощью наблюдений, описаний, сравнений, измере­ний и экспериментов.

Наблюдение является исходным методом эмпирических исследова­ний, основанным на восприятии при помощи органов чувств. Оно позволя­ет получить определенную первичную информацию об объекте исследова­ний для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования.

Научным наблюдением называют целенаправленное, планомерное, систематическое, активное восприятие изучаемого объекта, связанное с решением конкретной научной задачи.

Основными познавательными функциями метода наблюдения явля­ются регистрация фактов, накопление эмпирической информации об изу­чаемом объекте, предварительная классификация зафиксированных фак­тов, проверка гипотез и теорий.

По способу проведения различают непосредственные, опосредован­ные и косвенные наблюдения. При непосредственных наблюдениях ин­формацию получают только при помощи органов чувств. Опосредованное наблюдение проводится с использованием каких-либо технических средств. Наблюдение не самих исследуемых объектов, а их видимых проявлений или результатов воздействия на другие объекты называется косвенным наблюдением.

Наблюдение может быть направленно на описание качественных ха­рактеристик объекта или проводится с целью установления его количе­ственных параметров.

Недостатки метода наблюдения обусловлены наличием субъектив­ного фактора. Личные особенности исследователя, его ожидания, интере­сы, настроение, оценки и интерпретация фактов могут существенно повли­ять на результаты наблюдения.

Завершающим этапом, познавательным итогом наблюдения является описание.

Описание – это познавательная операция, состоящая в фиксирова­нии полученных в результате наблюдения сведений об объекте с помощью принятых в науке средств и систем обозначений. Описание позволяет чув­ственную информацию перевести на язык терминов, понятий, знаков, цифр, графиков, схем, рисунков, т.е. в форму, удобную для дальнейшего обобщения, классификации, систематизации.

Описания могут быть количественными и качественными, непосред­ственными и опосредованными. Научная ценность описания обусловлена достоверностью и адекватностью отображения исследуемого объекта. В связи с этим к научному описанию предъявляются требования объектив­ности, точности, однозначности и полноты.

Широкое применение на эмпирическом уровне исследований полу­чили методы сравнения и измерения. Они являются универсальными ме­тодами познания.

Сравнение позволяет сопоставить свойства или стороны изучаемых предметов и явлений, установить сходство и различия между ними. Необ­ходимо отметить, что в ходе научного сравнения сопоставляются не про­извольные, а наиболее важные, существенные признаки и характеристики объектов. Кроме того, между сравниваемыми объектами должна суще­ствовать определенная объективная общность, так как сравнивать несрав­нимые вещи не имеет смысла.

Сравнение объектов можно проводить непосредственно или опосре­дованно через сравнение с другими объектами. Сравнению подлежат каче­ственные признаки или количественные характеристики изучаемых объек­тов. Если количественные характеристики объектов сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, то такое срав­нение называется измерением.

Измерение – это метод научного исследования, заключающийся в
определении количественных характеристик изучаемого объекта с помо­щью специальных технических устройств путем сравнения данной вели­
чины с определенным ее значением, принятым за эталон сравнения. В ка­честве эталонов сравнения используются единицы измерения, позволяю­щие численно выразить результаты измерения и подвергнуть их математи­ческой обработке. Существует множество единиц измерения, соответствующих множеству физических величин, свойств, сторон и свя­зей исследуемых объектов, подлежащих измерению.

В соответствии с характером зависимости измеряемого парамет­ра от времени различают статические и динамические измерения. К статическим относятся измерения величин, остающихся постоянными во времени. Измерения называются динамическими, если измеряемая величи­на меняется во времени.

В зависимости от способа получения результата измерения могут быть прямыми и косвенными. Прямое измерение позволяет получить ис­комое значение измеряемой величины путем ее непосредственного срав­нения с эталоном. В косвенных измерениях искомая величина определяется с использованием известной математической зависимости этой величины от других величин, полученных прямым измерением.

Важной стороной измерения как метода исследований является про­блема точности и объективности получаемых результатов. Решение этой проблемы зависит от правильного, научно обоснованного соотно­шения объективных и субъективных факторов в процессе измерения. Объективными факторами являются наличие в изучаемом объекте устой­чивых количественных характеристик, степень совершенства и возможно­сти измерительных приборов, объективные условия проведения измере­ний. К субъективным факторам относятся выбор методики проведения и организация процесса измерения, уровень подготовленности, квалифика­ция и способности исследователя, его умения использовать измерительные приборы и правильно истолковывать полученные результаты.

Наблюдения, описания, сравнения и измерения играют важную роль в научных исследованиях, но они не предполагают активного вмешатель­ства исследователя в изучаемые процессы и явления. Дальнейшее развитие науки связано с дополнением рассмотренных методов более активным ме­тодом – экспериментом.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод науч­ных исследований, основанный на активном и целенаправленном вмеша­тельстве исследователя в процесс познания путем создания искусственных управляемых и контролируемых условий изучения объекта исследований.

Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирических иссле­дований, включающий в себя наблюдение, описание, сравнение и измере­ние, но обладающий рядом важных, присущих только ему особенностей и преимуществ. При эксперименте могут создаваться специальные условия, которые позволяют выявить те или иные свойства, стороны, связи объекта исследований или изучать его в «чистом виде», устраняя или изолируя мешающие, второстепенные, побочные, усложняющие факторы. Важным достоинством эксперимента является его многократная воспроизводи­мость, повторяемость по желанию исследователя для получения достовер­ных результатов. Изучая какой-либо процесс, экспериментатор имеет воз­можность активно вмешиваться, влиять на его протекание, вносить необ­ходимые изменения.

Имеется множество классификаций экспериментов по разным при­знакам. В зависимости от характера исследуемого объекта эксперименты могут быть физические, химические, биологические, психологические и т.д.

По основной цели и характеру решаемых задач эксперименты под­разделяют на измерительные, исследовательские, поисковые, проверочные, контрольные и др.

В зависимости от области научного знания, в которой проводится эксперимент, различают фундаментальные и прикладные естественно­научные, промышленные, социальные, экономические и другие экспери­менты.

Исходя из различия получаемых результатов и методики проведения можно рассматривать качественные и количественные эксперименты. Ка­чественные эксперименты позволяют выявить влияние тех или иных фак­торов на исследуемый объект без установления точных количественных соотношений и зависимостей.

Эксперимент может быть прямой, если проводится непосредственно с изучаемым объектом, или модельный, если используется модель, заме­няющая объект. Также различают полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях, и лабораторный эксперимент, выполняемый в ис­кусственных условиях.

Методы теоретических исследований

Теоретические научные исследования путем рациональной обработ­ки данных эмпирических исследований, глубокого анализа научных фак­тов позволяют отразить изучаемые объекты со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигать их сущность и законы существования. В основе развития любой науки лежит процесс перехода от чувственно-эмпирических конкретных представлений и фактов к фор­мированию системы абстрактных, теоретических понятий, категорий, принципов, законов. Процесс получения теоретических знаний связан с переходом от конкретного к абстрактному, чтобы затем на основе сформу­лированных научных абстракций уже на более высоком уровне вернуться к изучению конкретного. При этом широко используются такие методы и приемы, как абстрагирование, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматический и гипотетический методы.

Абстрагирование (от лат. abstraction – выделение, отвлечение или отделение) заключается в мысленном отвлечении от несущественных, вто­ростепенных свойств, сторон или особенностей изучаемого объекта с од­новременным выделением существенных, важных для исследователя сто­рон, свойств, связей этого объекта. Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств или сторон изучаемого объекта, которые реально, отдельно от него, сами по себе не существуют. Однако это позволяет превратить эти отдельные стороны, свойства или состояния в самостоятельный объект ис­следований. Одна из основных функций абстрагирования состоит в выде­лении общих свойств, признаков, сторон некоторого множества объектов с целью дальнейшего обобщения и образования понятий и категорий.

Идеализация – это специфический вид абстрагирования, заключающийся в предельном отвлечении от реальных свойств изучаемого объекта с одновременным внесением определенных изменений, наделением объекта особыми свойствами в соответствии с целями исследований. Идеализация есть мысленное формирование представлений о несуществующих или не­осуществимых в действительности объектах, которые, тем не менее, име­ют прообразы в реальном мире.

Использование метода идеализации эффективно и целесообразно в тех случаях, когда, во-первых, позволяет существенно упростить сложные реальные объекты и тем самым дает возможность применить к ним мате­матические методы исследований; во-вторых, когда необходимо облегчить изучение объекта путем исключения тех его свойств, сторон, связей, кото­рые затемняют существо протекающих в нем процессов, но не влияют в рамках данного исследования на его сущность.

Общая направленность теоретического познания характеризуется переходом от менее содержательного знания к более содержательному, все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Формирование научных абстракций не может быть конечной целью науч­ных исследований, а является только средством более разностороннего и глубокого познания конкретного. Поэтому дальнейшее накопление и раз­витие знаний связано с процессом восхождения от абстрактного к конкретному. Метод восхождения от абстрактного к конкретному исполь­зуется при построении различных теорий как в естественных, так и в об­щественных науках. Знание о конкретном, полученное на этом этапе науч­ных исследований, будет качественно отличаться от знания, которое име­лось на этапе эмпирических исследований.

Формализация – это метод, заключающийся в отображении содер­жательного знания в специальном знаково-символическом виде, с помо­щью которого происходит мысленное отвлечение от конкретного содер­жания изучаемых объектов и обобщение их на основе сходства формы. При формализации рассуждения и мысли об объектах, их свойствах и от­ношениях заменяются оперированием со знаками (формулами). Таким об­разом создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной обла­сти, позволяющая выявить структуру различных явлений, не рассматривая их качественные характеристики.

Метод формализации связан с построением формальной знаковой системы в виде определенного искусственного языка. Такими языками яв­ляются символические языки математики, логики, химии, программирова­ния и других точных наук. Основным достоинством формализации являет­ся то, что над формулами этих языков можно выполнять операции, полу­чать из них новые формулы и соотношения и, следовательно, проводить исследования какого-либо объекта только формальным путем без непо­средственного обращения к этому объекту.

Важная роль формализации состоит в обеспечении однозначности, краткости, строгости и экономичности записи научной информации.

Аксиоматический метод - это метод построения научной теории, основанный на исходных очевидных положениях, истинность которых не требуется доказывать в рамках данной системы знания. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Все остальные утверждения этой теории выводятся из аксиом логическим путем, посредством доказа­тельств. При этом к аксиомам и выводимым из них следствиям предъяв­ляются требования независимости, полноты и непротиворечивости. Ис­ходные аксиомы и понятия образуют базис теории.

Большая познавательная ценность аксиоматизации научных теорий обусловлена тем, что проблема истинности положений теории решается логически строго и эффективно как проблема их доказуемости. Из истин­ных, проверенных практикой аксиом исследователь получает в качестве следствий новые истинные положения теории при условии, что соблюдены все правила доказательств.

Гипотетический метод - это метод научного познания, основан­ный на создании системы логически связанных между собой гипотез, из которых выводятся законы, принципы, теории. Гипотеза составляет мето­дологическую основу, теоретическое предвидение, суть теоретических ис­следований. Она должна полнее и лучше объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и соответствовать общим законам диа­лектики и естествознания.

Гипотетический метод включает следующие этапы:

• ознакомление с эмпирическим материалом, его творческий анализ и формулирование целей и задач исследования;

• выдвижение и формулирование рабочей гипотезы;

• выведение из гипотезы следствий, развивающих существующие теоретические представления или предполагающих новое теоре­тическое решение;

• экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Гипотетический метод является основным, наиболее распространен­ным в прикладных науках и представляется как сложный комплексный ме­тод исследований.

Общелогические методы исследований

Общелогические методы и приемы исследований являются самыми распространенными в научной деятельности. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный под­ход.

Анализ - метод научных исследований, который состоит в мыслен­ном или реальном разделении, расчленении объекта исследования на со­ставные части с целью изучения его структуры, состава, свойств, связей и т.п. Он позволяет проникать в сущность объекта исследования путем изу­чения его составных элементов и выявления наиболее существенных из них. Анализ как логический прием используется во всех научных исследо­ваниях, но составляет его первый этап, так как для постижения объекта во всей полноте недостаточно изучения лишь его составных частей. Для изу­чения объекта как единого целого необходимо метод анализа дополнить другим методом – синтезом.

Синтез – метод научных исследований, представляющий собой мысленное соединение составных частей изучаемого объекта, разделенных в результате анализа, с целью дальнейшего изучения этого объекта как единого целого. Синтез позволяет установить роль и место элементов, ча­стей изучаемого объекта, их взаимосвязь и взаимозависимость, понять то существенное, общее, что связывает части в единое целое. При этом синтез – это не произвольное, механическое соединение элементов целого, а по­лучение совершенно нового, диалектически единого образования.

Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей,

так как являются двумя сторонами взаимосвязанного и взаимообусловлен­ного аналитико-синтетического процесса познания. Эти методы исследо­ваний получают свою конкретизацию в каждой отрасли науки и могут превращаться в специальные методы, например математический, химиче­ский, социальный анализ, органический синтез и т.п. Некоторые этапы научных исследований являются преимущественно аналитическими или синтетическими.

Индукция (от лат. inductio – наведение, побуждение) есть метод ис­следований, основывающийся на формально-логическом умозаключении, ведущем от частных посылок, фактов к общему утверждению, обобщению, выводу. В индукции мысль исследователя идет от единичного, частного через особенное к общему и всеобщему. Обнаруживая сходные свойства, черты или признаки у многих объектов некоторого класса, исследователь приходит к выводу о принадлежности этих признаков всем объектам дан­ного класса. Поскольку знание о частных фактах всегда неполно, индук­тивные выводы и заключения всегда имеют вероятностный характер и рас­сматриваются как гипотеза.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) есть метод исследований,

основывающийся на умозаключении, ведущем от знания общего к част­ным, единичным выводам. Он позволяет с помощью анализа, изучения общих положений и фактов делать частные, конкретные выводы, из зна­ния общих свойств всего класса объектов вывести знания о единичном объекте этого класса. Если в качестве общей посылки выступает новая научная идея, некоторая гипотеза, то дедукция может явиться отправной точкой для появления новой теории. Важное свойство дедукции заключа­ется в том, что если исходные посылки дедуктивного умозаключения ис­тинны и логически правильно связаны, то и частные выводы будут истинными.

Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сход­стве, подобии некоторых сторон, свойств, признаков различных объектов, вследствие чего знания об уже известных объектах переносятся на другие, похожие на них. Вывод по аналогии можно представить как перенос ин­формации об одном хорошо изученном объекте на другой, менее изучен­ный объект на основании выявленного между ними подобия, сходства. Метод аналогии дает правильные выводы с высокой степенью вероятно­сти, если выполняются следующие условия: подобие объектов установлено по важнейшим и существенным признакам, свойствам, количество кото­рых достаточно велико; взаимная связь между сравниваемыми показате­лями должна быть тесной и глубокой; были учтены не только схожесть между объектами, но и различия между ними.

Метод аналогии в широком понимании составляет основу моделиро­вания.

Моделирование – метод научных исследований, заключающийся в том, что объект исследования заменяется специально созданным аналогом – моделью, с помощью которой производится изучение свойств, сторон, связей, качеств, параметров исходного объекта. Между оригиналом и мо­делью должно существовать определенное подобие, сходство тех парамет­ров, которые интересуют исследователя, например подобие структуры, функций, физических характеристик или алгоритмов поведения.

Различают несколько видов моделирования в зависимости от вида используемых в исследованиях моделей.

Физическое моделирование характеризуется физическим подобием между моделью и объектом исследования. На основе воспроизведения в модели физических свойств и процессов, присущих оригиналу, изучают и делают выводы о явлениях, происходящих в естественных условиях.

Мысленное моделирование состоит в мысленном представлении во­ображаемых моделей объектов исследований. Особым видом моделирова­ния является мысленный эксперимент.

Символическое моделирование связано с условно-знаковым пред­ставлением параметров и сторон исследуемого объекта. Знаковые модели позволяют раскрыть такие связи и отношения объекта, которые невозмож­но обнаружить другими способами. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные графические представления – схемы, чертежи, графики, номограммы и т.п. Важнейшей и особой разновидностью симво­лического моделирования является математическое моделирование.

Численное моделирование на компьютере основывается на ранее со­зданной математической модели объекта исследований или на алгоритме его функционирования, реализованном в виде компьютерной программы. Численное моделирование особенно важно там, где необходим большой объем вычислений, где не совсем ясна физическая картина изучаемого процесса, не познан его внутренний механизм.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.