Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. Аналитико-прогностическая деятелЛость старшего воспитателя (4 часа)





Аннотация. Важнейшей управленческой функцией старшего воспитателя детского сада является функция планирования. В данной теме раскрываются теоретические основы планирования, целеполагания и информационно-аналитической деятельности как первоосновы планирования; а также рассматриваются технологии стратегического и тактического планирования в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: планирование; принципы планирования; целеполагание; стратегическое, тактическое и оперативное планирование; текстовая, сетевая, графическая, смешанная формы планирования; программа развития ДОО; годовой план ДОО; информационное обеспечение ДОО; учебно-методическое,. научно-методическое, аттестационно-диагностическое, нормативно-правовое, материально-техническое, финансовое обеспечение ДОО.

Методические рекомендации по изучению темы. Тщательно изучите содержание лекционного материла. Далее выполните предложенные контрольные и {творческие задания. При возникновении затруднений перечитайте материал лекции и обратитесь к основной и дополнительной литературе.

• Сущность и принципы планирования как функции управления

Важнейшей управленческой функцией руководителя и старшего воспитателя дошкольной образовательной организации является функция планирования.,

Планирование - это процесс, результатом которого является четкаА формулировка целей и определение средств и методов, при помощи которых поставленные цели будут достигнуты; это разработка системы предстоящей деятельности, процедура формулирования целей и задач деятельности. Таким образом, планирование деятелъндстиДОО предполагает:

38. Определение целей и задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (Цель можно разложить на несколько задач и таким образом выполнение всех задач автоматически означает достижение цели).

39. Определение путей и средств достижения поставленных целей. Одну и ту же цель можно достичь разными способами, но руководителям ДОО следует уметь выбрать наиболее оптимальные.

40. Определение количества ресурсов, необходимых для достижения цели (Можно ставить какие угодно цели, но если в распоряжении дошкольной организации нет средств, необходимых для их достижения, этот план останется на бумаге!).

41. Выполнение плана и контроль за ним. С этой целью необходимо четко указать сроки, в которые план должен быть выполнен, а также формы контроля, которые будут использованы. Кроме того, необходимо назначить ответственных за выполнение плана (отдельных его задач) и сроки.

Результатом осуществления функции планирования является создание системы планов, состоящей из стратегических, тактических и оперативных планов

При планировании работы ДОО учитываются:

4. тип дошкольной образовательной организации;

5. возможности его материально-технической базы;

6. кадровый состав, его профессиональные возможности;

7. перспективы развития педагогического коллектива.

Принципы планирования:

8. комплексный подход к планированию;

9. конкретность плана;

10. реалистичность, выполнимость плана (не перегружать);

11. сочетание оптимальных форм, средств, методов работы;

12. нацеленность на конечный результат;

опора на участие каждого сотрудника.

 

 

3.2. Целеполагание как функция планирования

Планирование предполагает, прежде всего, определение целей и задач, стоящих перед

ДОО. Цели развития ДОО рассматриваются как системообразующий фактор, определяющий содержание её деятельности и результат работы.,

Важность определения целей ДОО вытекает из многообразия их функций: '

• отражение общей идеи функционирования и развития ДОО;

• основа планирования работы ДОО и основа принятия управленческих решений;

• мотивирование деятельности сотрудников детского сада;

• главный критерий, стандарт для осуществления контроля за ходом работы и оценки конечных результатов.

Таким образом, цель - это конкретный образ желаемого результата, которого ДОО может достичь к четко определённому моменту времени:

При определении целей деятельности ДОО можно придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой:

Цели ' "

Предмет совершенствования, Средства совершенствования, Результат

преобразования (что именно преобразования (с помощью совершенствования,

необходимо преобразовать) чего) преобразования

 

Например, (Езопова С.А.) в детском саду в результате анализа работы за предыдущий учебный год было обнаружено, что интерес родителей к участию в образовательном процессе ДОО падает. Поэтому в следующем учебном году была сформулирована цель: разработать и реализовать программу, способствующую родительской активности в образовательном процессе детского сада. Вопросы: - i t

1. Что будет являться в этом примере предметом совершенствования? (степень участия родителей в образовательном процессе ДОО);

2. Что будет выступать в качестве средства преобразования? (разработка и реализация

программы);

3. Что явится результатом совершенствования? (родительская активность).

Классифицировать цели можно по разным основаниям:

По периоду - долгосрочные (стратегические);

достижения - среднесрочные (тактические);

цели: - краткосрочные (оперативные)

По направлениям - экономические;

деятельности (по - организационные; j

которым -научные; ■

определяются цели): - социальные и т.д.; '

По структурным - методические;

подразделениям: - маркетинговые;

кадровые; '

административные и др.

По среде: - внутренние;

- внешние

По критериям -количественные;

измерения:- качественные

По повторяемости: - постоянные

; разовые

необходимо не просто подготовить анализ работы детского садафа увидеть проблемы, перспективу его развития путём сбора и тщательного анализа информации по следующим направлениям:

• какова территория микрорайона, города, которая будет задействована в педагогической деятельности ДОО;

каков социальный заказ населения и будут ли услуги ДОО, в том числе, дополнительные, востребованы родителями;

• оценка деятельности ДОО со стороны родителей за 3 - 5 лет;

• статистика детей по количественному и качественному составу за 3 года;

• социальный статус семей, дети которых посещают ДОО (за 3 года);

• договорные отношения с заинтересованными организациями в вопросах образовательной работы с детьми;

• анализ воспитательно-образовательной работы ДОО за 3 года;

Изучение перечисленных выше вопросов поможет правильно определить основные направления деятельности ДОО на перспективу 3-5 лет.

Требования к комплексной Программе развития ДОО:

• Актуальность (программа должна быть ориентирована на решение важнейших проблем будущей системы дошкольного образования и конкретной ДОО);

• Прогностичность (способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться);

• Рациональность (программа должна определять такие и способы их достижения, которые позволяют гЛлучить максимально полезный результат);

• Реалистичность (программа должна соответствовать возможностям кадрового потенциала, материально-технической базы ДОО и так далее);

• Целостность (способность программы обеспечивать полноту и согласованность действий всех сотрудников для достижения поставленных целей);

• Контролируемость (возможность программы определять конечные и промежуточные цели);

42. Чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от программного, представляющие угрозу для достижения цели).

Программу развития ДОО можно составлять по-разному В.С. Лазарева и М.М. Поташник предлагают следующую технологию:

1. подготовка информации о ДОО;

2. проблемный авалю состояния ДОО;

3. формирование концепции новой ДОО;

4. разработка стратегии и задач перехода к новой ДОО (поэтапного плана действий;

5. определение целей 1-го этапа реализации программы;

6. разработка плана действий;

7. экспертиза программы

Итак, начинать следует с краткого анализа социума (особенно молодых семей - будущих клиентов), указать окружающую зону (центр, спальный район и так далее); перейти к информации о ДОО: материально-техническая база, контингент, сведения о педагогических кадрах; краткие итоги воспитательно-образовательного процесса, достижения коллектива, наличие творческих контактов с учеными, коллегами, медицинскими, спортивными, культурными организациями; история, традиции ДОО.

Чем тщательнее подготовлена информация, тем успешнее сделать проблемный анализ. Это не должен быть лишь анализ годового плана. Важны такие вопросы, как микроклимат в коллективе, рост профмастерства, проблемы комфортности педагогов, детей, родителей в детском саду и т.д. Важно выявить:

• что не удовлетворяет в результатах работы ДОО;

что не удовлетворяет в результатах воспитательно-образовательного процесса;

 

Каждую цель можно разбить на задачи, т,е. развёрнутый план действий. Таким образом, выполнение всех задач, например, разделов годового плана, автоматически означает достижение цели.

3.3Виды и формы плакирования деятельности ДОО

В дошкольной образовательной организации используются разные виды планов:

43. Стратегическое (долгосрочное) планирование. Такой план охватывает длительный период времени (чаще всего 3-5 лет). Стратегия функционирования и развития ДОО - это определение основных направлений деятельности и развития, исходя из внешних и внутренних условий, возможностей, обстоятельств. Стратегия развития современной ДОО определяется «Программой развития ДОО». Основные этапы долгосрочного планирования:

· анализ окружающей действительности, условий, внутреннего потенциал^ДОО;

· определение ключевых (стратегических) целей ДОО;

· разработка долгосрочного плана (развития ДОО).

2.Тактическое (перспективное, среднесрочное) планирование осуществляется на срок 1 - 3 года. Такое планирование заключается в определении тактики распределения ресурсов (возможностей) ДОО для достижения долгосрочных целей. Оно позволяет определить * конкретные цели деятельности детского сада на тот или иной период и средства их достижения. Примером тактического плана ДОО является годовое планирование, которое осуществляется на каждый учебный год на основе Программы развития ДОО. На основе перспективного планирования разрабатываются

3Текущие планы (до нескольких месяцев). Они включают в себя конкретное содержание

работы по дням и осуществляются всеми работниками ДОО: старший воспитатель составляет план методической работы на месяц, воспитатель - календарный план воспитательно­образовательной работы с детьми и т.д....,,.

Составление и реализация ежедневных планов каждым сотрудником приближает их к достижению выработанной стратегии развития. ^ ^ i

Формы планирования, которые применяются в ДОО, также могут быть разными:

1Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста.. Такая форма используется, например, при составлении годового плана:

- описании результатов анализа работы ДОО за предыдущий учебный год; '

- установлении причинно-следственных связей' обусловивших достижения ДОО и

возникшие проблемы; ^

- характеристике сложившейся ситуации в ДОО на момент планирования.;

2Сетевая форма предполагает использование сеток, таблиц, циклограмм при написании

планов. Такая форма применяется для детального планирования выполнения конкретной задачи. Она позволяет отразить регулярно повторяющиеся мероприятия, в Частности на очередной учебный год (по месяцам). чу.

3Графическая форма отражает содержание в виде двухкоординатных графиков (график Ганнта), диаграмм, гистограмм. Такая форма чаще всего используется для демонстрации количественных показателей, чтобы наглядно представить объем работы на год, месяц, день. Использование графиков Таннта предполагает начинать планирование с конца, с заключительного действия, двигаясь, справа налево к началу плана.

4.Смешанная форма написания плана чаще всего применяется в ДОО. Как правило, интегрируют текстовую и сетевую формы, или текстовую и графическую.

 

3.4Стратегические и тактические планы дошкольной образовательной организации

Составной частью планирования является составление прогнозов, перспектив, моделей развития дошкольной образовательной организации, так как современный детский сад должен быть развивающимся. Для составления комплексно-целевой программы развития ДОО кабинете ДОО).

• Аналитическая деятельность старшего воспитателя

Планирование работы в ДОО осуществляется на основе тщательного анализа макро и микросреды детского сада, анализа качества педагогической деятельности, диагностики уровня развития детей.

Эго, в свою очередь, указывает на необходимость постоянного сбора информации.

Информационное обеспечение предполагает накопление банка информации, необходимого для принятия эффективного управленческого решения; чёткое разделение всей информации на оперативную и стратегическую. При этом оперативная информация поможет выявить едва наметившиеся отклонения в образовательном процессе. Она необходима руководителю, чтобы оценить работу ДОО за день, неделю, месяц и так далее.

Учебно-методическое обеспечение должно соответствовать требованиям предметно­развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации образовательного процесса на современном уровне.

Научно-методическое обеспечение педагогического процесса предполагает повышение профессионального уровня каждого воспитателя с учётом достижений современной науки и передовой педагогической практики.

Аттестационно-диагностичткое обеспечение управления ДОО помогает фиксировать отклонения в образовательном процессе и своевременно оценивать уровень профессиональной компетентности, результатов работы, вносить коррективы в работу каждого педагога.

Нормативно-правовое обеспечение способствует решению общих концептуальных направлений развития системы дошкольного образования в соответствии с требованиями времени. Правовая защита, социально-психологическая и профессиональная поддержка каждого педагога детского сада создают творческую атмосферу, способствуют формированию в коллективе единого педагогического кредо, ценностей, традиций. '

Материально-техническое и финансовое обеспечение выводят всю организацию работы с детьми на современный уровень, создают разнообразную предметную среду психолого­педагогического сопровождения детей в ДОО.

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства. В то же время, методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие всего образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогики и психологии. Однако сегодня существует проблема низкой эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности педагогов детских садов.

Основной причиной невысокой эффективности методической работы во многих ДОО являются формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным (случайным) набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приёмов и способов организации педагогической деятельности.

Необходимо чаще проводить опросы мнений, вместе с воспитателями анализировать результативность проведённых мероприятий. Все предложения и пожелания педагогов должны учитываться, так как часто обязательный массовый характер методических мероприятий не ориентирован на реальные насущные проблемы каждого конкретного педагога. Все методические мероприятия должны обогащать знаниями и демонстрировать конкретные приёмы и методы работы, которые воспитатели смогут применить в собственной педагогической деятельности.

Если в ходе обсуждения результатов педагогической деятельности воспитатель психологически готов к освоению нового и сам не удовлетворён достигнутыми результатами, то важнее подсказать ему пути их устранения.

 

- что не удовлетворяет в условиях, определяющих дефекты педагогической работы (кадры, материальная база, научно-методическое обеспечение и т.д.).

Концепция развития ДОО должна состоять из 2-х частей:

•. Характеристика будущей ДОО (её структура, новые программы, новые подходы и технологии, характеристика дополнительных образовательных услуг и так далее);

•. Проект новой системы управления (структура, с выделением всех субъектов управления, с перечнем их функций, новые методы управления).

Стратегия - обобщённый замысел перехода к новой дошкольной образовательной организации. Поэтому надо разработать промежуточные этапы, время реализации концепции, основные действия на каждом этапе, задачи каждого этапа.

Составляя план действий, следует указать: кто, какие действия, когда, где и как будет выполнять, чтобы получить желаемые результаты. План должен быть как можно более полным.

Для подготовки программы создаётся рабочая творческая группа из числа педагогов ДОО, которые привлекают к подготовке программы других педагогов, родителей, ученых. Проект программы обсуждается и принимается на заседании Совета педагогов и представляется учредителю для экспертной оценки.

Конкретизирует программу развития ДОО годовой план, который составляется на каждый учебный год. Технология разработки и утверждения годового плана схожа с процедурой составления программы развития детского сада. Форма годового плана может быть разной - удобной руководителю, старшему воспитателю и всему педагогическому коллективу. Но основное его содержание должно быть выдержано.

Как вариант структуры годового плана можно рассмотреть следующий:

44. Анализ работы ДОО за прошедший год и определение задач (1-2 новых и 2 - 3 из предыдущего годового плана) на новый учебный год. Примерная структура анализа:

13. достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;

14. анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, всех плюсов и минусов;

15. определение условий, способствующих получению незапланированных результатов;

16. выявление причин недостатков;

17. обозначение путей решения проблем, которые будут положены в основу нового плана.

При определении целей и задач деятельности ДОО можно использовать технологию М.М.

Поташника - построить «дерево целей», то есть определить главную цель и подцели.

45. Этап определения мероприятий, позволяющих достичь поставленных целей. Это совокупность средств, способов, действий по реализации деятельности ДОО, когда конкретизируются содержание деятельности, исполнители, ответственные, механизм координации действий. Основные направления работы:

3. работа с кадрами (планируется повышение квалификации педагогического и обслуживающего персонала);

Б) организационно-педагогическая деятельность (распределение по группам, количественная и качественная характеристика педагогов, организация предметно- развивающей среды и т.д.);

4. методическая работа (педсоветы, семинары, консультации, обобщение опыта, коллективные просмотры и прочее);

Г) контроль и диагностика (все риды и формы);

Д) работа с родителями;

Е) административно-хозяйственная работа (ремонт, приобретение мебели, оборудования, благоустройство и озеленение территории и т.д., плюс перечень производственных совещаний);

Ж) оздоровительная и медико-профилактическая работа;

• работа по преемственности со школой;

И) экспериментальная работа;

К) маркетинговая деятельность.

На основе годового плана работы ДОО составляется план работы на месяц, который должен быть вывешен вблизи методического кабинета. Сам годовой план также всегда

Таким образом, главным принципом методической работы являеЯЬя системный подход к её построению.

Старшему воспитателю, для определения содержания методической работы с коллективом, можно использовать данные самооценки воспитателями своих профессиональных умений и навыков.

Также можно рекомендовать воспитателям заполнить диагностические карты возможностей и затруднений педагога, при заполнении которых знаком «+» отмечается, в каких видах работы с детьми воспитатели испытывают наибольшие затруднения, а в каких не испытывают трудностей:

 

 

Диагностическая карта возможностей и затруднений педагога (индивидуальная)

] п./п. Раздел деятельности Имею опыт, могу поделиться Имею недостаточный опыт, хочу научиться Не имею опыта, хочу научиться
  Организация игровой деятельности +    
1 Физическое развитие +    
  Обеспечение безопасности жизнедеятельности ^   +  
i Речь и речевое общение   +  
< Обучение грамоте     +
  Развитие математических представлений +    
  Художественно-речевая и театральная деятельность      
i Этнокультурное воспитание детей     +
( Создание благоприятного микроклимата в группе +    
  Планирование +    
  Дидактическое обеспечение   +  
  Взаимодействие с родителями и т.д.   +  

По окончании диагностики данные индивидуальных карт вносятся в сводную таблицу, из которой видно, по каким вопросам у воспитателя больше всего затруднений.

Как утверждает И. Н. Казакова, полученные данные используются старшим воспитателем ДОО при выработке итогового мнения об уровне выполнения годовых задач каждым членом педагогического коллектива.

З.б.Коитрольные вопросы и задания к лекции 3

• Выделите условия, предопределяющие успешность планирования работы в ДОО.

• Докажите, что стратегические, тактические и оперативные планы ДОО - это не отдельные, разрозненные документы, а лишь элементы единой системы планирования.

• Оценить возможности применения различных форм планирования работы в ДОО и

результаты занесите в таблицу:

Форма планирования Преимущества использования Трудности использования
Текстовая форма    
Сетевая форма    
Г рафическая форма    

Выделите факторы, влияющие на выбор той или иной формы планирования.

4. В приведённой ниже таблице приведены типичные ошибки, которые старшие воспитатели допускают при планировании работы в ДОО. Проанализируйте их и определите способы предупреждения и устранения:

Недостатки плана Пути предупреждения и устранения
Отсутствие глубокой аналитической основы планирования  
Расплывчатость формулировок целей и задач  
Отсутствие связи основных мероприятий с задачами плана и друг с другом  
Перегрузка плана  
Неравномерное распределение мероприятий по срокам и между исполнителями  
Несбалансированность мероприятий в управляемой и управляющей структурах  
Пассивное, формальное отношение к планированию со стороны воспитателей и специалистов •  
Отсутствие контроля и самоконтроля  

Основная литература:

• Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96с.

• Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис - пресс, 2008. - 192с.

• Казакова И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления. - М., 2009.

• Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2007

Дополнительная литература:

• Васильева А.К., Бахтурина Л.А., Кабитина И.И. Старший воспитатель детского сада - М., 1990.

• Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М., 2003.

• Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. - М., 2003.

• Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2008.

• Мониторинг в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

• Пенькова Л.А., Калинкина В.М., Казакова В.Н., Сереброва Д.В. Менеджмент в практике дошкольного учреждения. Методическое пособие. -М., 2007.

• Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. - М., 2000.

• Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение:

• управление по результатам. - М., 2008.

Тема 4. Функция контроля в управленческой деяпЛльности старшего воспитателя (2 часа)

Аннотация. Функция контроля занимает значительное место в профессиональной деятельности старшего воспитателя. В лекции определены сущность, значение, этапы, условия, принципы организации контроля в детском саду; рассматриваются разные подходы к классификации контроля; основные формы и методы его организации; виды и алгоритм педагогического анализа.

Ключевые слова: контроль как функция управления; этапы, условия, принципы организации контроля; предварительный, текущий, итоговый контроль; сплошной, фронтальный контроль; локальный, выборочный, тематический контроль; административный, коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль; дни диагностики, регулирования и коррекции; образовательный мониторинг; психолого-педагогическая диагностика; методы контроля в детском саду; педагогический анализ; параметрический, тематический, итоговый педагогический анализ; алгоритм педагогического анализа.

Методические рекомендации по изучению темы. После внимательного изучения лекционного материала и рекомендуемой литературы выполните предложенные контрольные задания.

• 4.1Сущность и значение функции контроля. Этапы, условия и принципы его организации *

В отечественной теории управления функция контроля долгие годы рассматривалась как ведущая. Но в связи с процессами демократизации и гуманизации управления в обществе, в системе образования, в том числе и дошкольного, отношение к данной функции изменилось. Некоторые современные руководители и старшие воспитатели детских садов выказывают негативное отношение к контролю, другие призывают отказаться от внешнего контроля и оставить лишь самоконтроль. Но, видимо ещё не пришло время полностью отказаться от функции контроля в управлении ДОО.

Контроль - это управленческая функция, направленная на констатацию степени достижения цели, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определёнными в планах ДОО. При этом выявление причин, их обусловивших, является предметом другой управленческой функции - педагогического анализа. В теории управления определены основные задачи функции контроля:

• определение критериев оценки контролируемых объектов;

• выявление реальной ситуации в работе и её сопоставление с желаемой, запланированной;

• анализ причин, обусловивших полученные результаты деятельности;

• разработка и осуществление корректирующих процедур для дальнейшей деятельности дошкольной образовательной организации.

По своему назначению контроль многофункционален:

•. Снижается неопределенность и обеспечивается успешная адаптация ДОО к окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определения степени востребованности услуг ДОО;

•. Обеспечивается обратная связь в управлении, выявляется степень реализации целей деятельности в результате изучения состояния дел в ДОО;

•. Предупреждаются сбои, кризисы в работе, возможные отклонения от поставленных задач путем создания системы постоянно действующего наблюдения за состоянием ДОО и окружением;

•. Контроль обладает воспитательным потенциалом: способствует воспитанию культуры педагогического труда, совершенствованию педагогического мастерства;

•. Контроль оказывает стимулирующее действие на сотрудников и позволяет осуществлять их вознаграждение по результатам контроля.

Процесс контроля осуществляется по следующим этапам:

Определение стандартов (эталонов) деятельности, которая будет контролироваться. Стандарт устанавливает критерии оценки работы, количественные и качественные показатели, временные рамки.

Выявление и измерение реального положения дел и сопоставлений достигнутых результатов с установленными стандартами. Используются такие методы, как наблюдение, беседа, тестирование, анализ документации и так далее. При этом обязательно предусматривается снятие моментов напряженности, нервозности. Следует предупреждать сотрудников о цели, форме, времени контроля; помнить, что контроль направлен не на личность, а на профессиональную деятельность. И главная задача контроля - оказание помощи педагогам, а не выявление недостатков с целью наказания.

Анализ и оценка собранной информации, определение факторов, обусловивших достигнутые результаты (положительные и отрицательные).

Разработка и осуществление действий на основе полученных результатов. Если фактические результаты не совпадают с запланированными, надо либо пересмотреть стандарты деятельности, либо устранить причины невыполнения намеченных планов.

Современные подходы к организации контроля в ДОО состоят в том, что контроль по факту или постконтроль сегодня должен быть потеснён профилактическим, опережающим контролем, когда происходит перестановка акцента контроля с прошлого на будущее.

Условия такого контроля:

46.. Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности, подвергающихся контролю в первую очередь.

47.. Условие интеграции предполагает объединение усилий педагогического, родительского коллектива, общественных организаций в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОО (старшего воспитателя) на координацию этого контроля.

48.. Условие гуманизации требует установления в процессе контроля отношений взаимопонимания, взаимопомощи и поддержки между субъектами контроля. Успешной реализации данного положения способствуют:

предоставление педагогу права свободного выбора технологий педагогической работы с детьми;

стимулирование творческой активности педагогов;

создание условий для постоянного саморазвития педагогов, предоставления им возможностей для экспериментальной, исследовательской деятельности;

стремление в ходе контроля выявить динамику профессионального и личностного развития педагога, совместно наметить программу его самообразования.

. Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие творческой индивидуальности каждого педагога.

. Условие дифференциации предполагает -взаимозависимость форм, методов, периодичности контроля от результатов работы всего коллектива ДОО и отдельных его групп, отдельных педагогов, отличающихся уровнем профессиональной компетентности. Реализация данного положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю.

Старшему воспитателю также важно учитывать и негативные стороны контроля:

когда педагог находится под наблюдением, он, как правило, теряет уверенность в себе;

контроль является признаком разницы в статусе: тот, кого контролируют, является подчинённым;

контроль особенно неприятен, когда наблюдаемый не знает точно, что именно подвергается контролю;

контроль узаконен: никто не может от него отказаться;

контроль зачастую воспринимается как придирки, хотя руководитель далёк от этой мысли;

контроль может восприниматься как выражение недоверия, тЛ-огда он препятствует хорошим отношениям между руководителем и подчинённым.

Чтобы сгладить возможные негативные проявления контроля в ДОО, рекомендуется при его организации следующее:

• сотрудник должен видеть, что направлен не на личность, анна то, как организован педагогический процесс;

• педагог должен знать, что именно контролируется;

• контролировать следует открыто;

• осуществлять контроль следует за результатами, а не за действиями;

• при организации контроля следует ограничиваться только существенными моментами;

• при формулировке выводов и рекомендаций особое внимание следует уделять изложению причины их возникновения;

• постоянно следует иметь в виду целевую установку контроля, не позволять ему превратиться в самостоятельную функцию.

Любой контроль в ДОО имеет свой алгоритм деятельности:

• Обоснование контроля;

• Формулировка цели контроля;

• Разработка схемы предстоящего наблюдения;

• Сбор и обработка информации предстоящего наблюдения;

• Формулировка выводов и рекомендаций.

• При организации контроля опираются на несколько наиболее важных принципов:

• Опора на конечный результат деятельности педагога (результативность);

• Б) Доброжелательность и сотрудничество;

• Гласность;

• Г) Научность;

• Д) Плановость;

Е) Системность;

• Ж) Объективность.

5. Виды контроля в детском саду

Виды контроля, применяемые в детских садах, классифицируют по разным основаниям:

- По времени (этапам) осуществления контроля:

предварительный (предупредительный) контроль предшествует началу работы. Проводится с цепью определения готовности организации (от дельных педагогов) к выполнению задач и оказания при необходимости помощи, чтобы обеспечит эту готовность;

текущий (оперативный) контроль осуществляется в ходе работы с целью определения соответствия текущей деятельности педагогов определенным критериям. Результаты, полученные в ходе оперативного контроля, требуют моментального принятия решений, чтобы устранить те или иные выявленные нарушения и внести необходимые коррективы;

итоговый контроль проводится после завершения работы за определенный период (полугодие, учебный год) или в конце реализации какой-то программы (отдельного этапа), мероприятия. Он направлен на выявление того, были ли запланированы полученные результаты и на определение причин полученных результатов. Итоговый контроль является основанием для составления будущих планов и рекомендаций, оценки работы педагогов.

- По субъектам, осуществляющим контроль:

административный (осуществляется руководителями ДОО);

коллективный (осуществляется группой сотрудников детского сада и других организаций);

взаимоконтроль (осуществляется сотрудниками для того, чтобы согласовать, скоординировать свою деятельность);

самоконтроль (осуществляется непосредственно сотрудник







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.