Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и источники международного экологического права





Международное экологическое право представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.

Все источники международного экологического права принято подразделять на два вида:

- закрепляющие действующие международно-правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова ("твердое", т.е. обязательное право);

- содержащие необязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способах имплементации, но оказывающие, тем не менее, влияние на международные отношения своим авторитетом ("мягкое", т.е. рекомендательное право).

Источники "твердого" права, в свою очередь, делятся на международные договоры, международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции авторитетных международных организаций, прежде всего ООН.

Международные договоры могут быть как многосторонними, так и двусторонними. При этом многосторонние международные договоры делятся на универсальные и региональные (субрегиональные). Предметом регулирования любого из них могут являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства.

По состоянию на сегодняшний день практика государств выработала три основных подхода к решению экологических проблем посредством заключения международных договоров. Первый подход получил название "превентивного" и связан с устранением барьеров в виде государственных границ в части принимаемых эколого-ориентированных решений (примером может служить так называемая Северная конвенция о защите окружающей среды 1974 г., в которой участвуют Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция).

Суть второго подхода заключается в принятии юридически обязательных для государств решений прямого действия наднационального характера (в качестве примера может служить практика Европейского Союза). Наконец, третий подход, так называемый Венский тип, берущий начало от Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., предполагает выработку и принятие рамочных соглашений под эгидой международных организаций. Новыми примерами такого вида соглашений являются принятые на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Конвенция о биологическом разнообразии, которая хотя и не называется рамочной, но в действительности является таковой, и Конвенция об изменениях климата.

Все три подхода обладают своими привлекательными чертами в глазах различных групп государств.

Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности.

Второй - требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.

Третий подход в наибольшей степени отвечает интересам тех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация, служащая в качестве форума для проведения соответствующих переговоров. С помощью своих относительно широких формулировок и условий рамочные соглашения обеспечивают необходимую базу для взаимодействия и сотрудничества максимально возможного числа государств с различными политическими и экономическими системами. А как первый шаг кооперирования усилий они позволяют незамедлительно приступить к исследованиям и мониторингу, имеющим исключительно важное значение, так как именно четкие научные данные о тех или иных экологических явлениях и последствиях дают возможность переходить на уровень принятия государствами конкретных более детальных обязательств. Достигнутые результаты научно-технического сотрудничества позволяют вычленить наиболее актуальные направления для взаимодействия и детально разработать механизм их осуществления в приложениях и протоколах, становящихся неотъемлемой частью рамочного соглашения.

Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права. Иными словами, он носит более прагматический характер и требует от государств не заявлять о своей приверженности общим принципам международной защиты окружающей среды, а предпринимать конкретные меры, направленные на восстановление и поддержание того или иного природного ресурса.

Международно-правовой обычай также продолжает играть роль источника международного экологического права, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды в целом и отдельных ее объектов продолжают оставаться не урегулированными с помощью международных договоров. При этом следует помнить, что международное экологическое право на этапе своего зарождения формировалось главным образом как обычное право. Начало этому процессу было положено решением международного арбитража по делу "Трайл-Смелтер" (США против Канады), в соответствии с которым одно государство в результате деятельности в пределах своей территории не должно было наносить ущерб экосистеме другого государства. Это положение впоследствии легло в основу принципа запрещения трансграничного загрязнения. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя обычные нормы международного права и в силу этого являются обязательными для государств.

Примерами источников "мягкого" права могут служить Стокгольмская декларация принципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы 1980 г., Всемирная хартия охраны природы 1982 г., Декларация принципов РИО по окружающей среде и развитию 1992 г. и др.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По учебной дисциплине: «Экологическое право»

На тему: «Правовые основы экологического контроля»

Вариант №3

Введение

Одной из злободневных проблем в России является проблема охраны окружающей среды, состояние которой находится на грани кризиса. Поэтому особое значение в данной ситуации приобретают проблемы научной обоснованности и практической реализации экологического контроля, т.к. произошедшие в России изменения экономического и политического характера повлекли за собой реформы практически во всех областях общественной жизни, что привело к преобразованию системы органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих экологический контроль.

Экологический контроль – одно из наиболее применяемых организационно-правовых средств управления в деятельности органов исполнительной власти, призванных осуществлять охрану окружающей среды, обеспечивать рациональное использование природных ресурсов и предупреждать негативное воздействие на окружающую среду, содействовать сохранению равновесия и чистоты в существующих экосистемах, влиять на формирование в стране экологической политики.

Неблагоприятное состояние окружающей среды вызвано игнорированием очевидных экологических требований в угоду сиюминутным экономическим интересам, снижением эффективности работы государственных органов исполнительной власти в связи с проведением административных реформ, отсутствием нормативно-правового закрепления отдельных звеньев механизма реализации системы экологического контроля.

Указанные причины обусловили необходимость комплексного исследования проблем правового регулирования экологического контроля.

В настоящее время отсутствует четкое нормативно-правовое разграничение объектов государственного экологического контроля, что приводит к увеличению случаев нарушения природопользователями требований природоохранного законодательства.

Известно, что основное негативное воздействие на окружающую среду оказывают предприятия, которые являются главными природопользователями – загрязнителями. Соблюдение экологических требований во многом зависит от организации производственного экологического контроля, который реализуется должностными лицами и (или) экологической службой предприятия. Действующее законодательство предусматривает отдельные требования по проведению производственного экологического контроля. Главными задачами экологической службы являются обеспечение снижения отрицательного воздействия предприятия на окружающую среду, соблюдение норм и правил, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды, а также повышение экологической культуры работников.

В Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», в котором закреплено осуществление в Российской Федерации муниципального контроля в области охраны окружающей среды, в декабре 2005 г. были внесены изменения, направленные на совершенствование разграничения полномочий. В частности, упразднены положения, определяющие: статус субъекта муниципального экологического контроля, осуществляемого на территории муниципального образования; деятельность органов местного самоуправления по проверке соблюдения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды на местном уровне. В результате этого деятельность органов муниципального экологического контроля была сужена и в настоящее время носит в значительной степени декларативный характер. При этом муниципальные образования в значительной степени были лишены самостоятельности при организации и осуществлении муниципального экологического контроля на соответствующей территории.

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц является одним из принципов охраны окружающей среды. Отсутствие официально утвержденного порядка проведения общественного контроля приводит к невозможности осуществления независимых проверок соблюдения экологического законодательства. Если проверяемые предприятия обоснованно отказывают представителям общественности в предоставлении документов и в доступе на объекты, то любые документы, составленные общественными представителями от своего имени, не имеют силы полноценных доказательств в административном или гражданском процессе. В этой связи, необходимо детализированное правовое регулирование указанных вопросов в ведомственных нормативных актах МПР РФ, Ростехнадзора.

Выбор темы и актуальность данной работы обусловлены необходимостью совершенствования форм и методов правового взаимодействия всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйственной деятельности, граждан и общественных объединений в решении вопросов охраны окружающей среды и предупреждения экологических правонарушений.

В научном плане актуальность избранной темы подтверждается детальной разработкой, научным и практическим анализом проблемы, которые будут способствовать повышению результативности правового регулирования отношений в области охраны окружающей среды и воплощения в жизнь требований природоохранного законодательства.

1.Понятие, формы и система экологического контроля.

Необходимым элементом осуществления государственного управления охраной окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является проведение экологического контроля. Данная функция управления сложилась давно, имеет определенные традиции в практике применения. В юридической литературе вопросы понятия, формы и системы экологического контроля освещаются достаточно полно, но неоднозначно. Отсюда и понятие экологического контроля, как в законодательстве, так и в юридической литературе различно по своему содержанию. Так, например, В.В. Петров определяет экологический контроль как ведомственную проверку соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т.е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами, экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества[1].

Б.В. Ерофеев считает, что экологический контроль – это способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы, представляющий собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения[2].

По мнению С.А. Боголюбова, экологический контроль является важным звеном организационно-правового механизма охраны окружающей среды[3]. В задачи экологического контроля входят наблюдение за состоянием и изменениями окружающей среды, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. По моему мнению, данное суждение необходимо поддержать в части рассмотрения всех стадий экологического контроля в совокупности. Вместе с тем, нельзя согласиться с определением контроля как способа организационно-правового механизма, которое лишено самостоятельности (как и у Б.В. Ерофеева). В работах указанного автора также просматривается отождествление экологического контроля с экологическим мониторингом. Ошибочность такой позиции заключается в том, что экологический мониторинг является самостоятельным, обособленным механизмом, и одной из функций государственного управления в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» впервые закрепляет понятие контроля в области охраны окружающей среды (экологический контроль) как систему мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Я думаю, что различие подходов к понятию «экологический контроль» обусловлено многими факторами: во-первых, недостаточное нормативно-правовое регулирование контроля в области охраны окружающей среды, следствием чего является отождествление в нормативных правовых актах понятий «контроль и надзор в области охраны окружающей среды»; во-вторых, отсутствие четкой сформулированной концепции контрольной деятельности, вообще, и экологической, в частности; в-третьих, не определена система экологического контроля.

Теоретическое исследование понятия экологического контроля позволяет сделать вывод о том, что экологический контроль является одним из основных и масштабно применяемых организационно-правовых средств управления охраной окружающей среды и природных ресурсов.

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Соответственно подразделению органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды на органы общей и специальной компетенции государственный экологический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляется органами общей компетенции, специальный – органами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля на общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения.

В систему экологического контроля входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды (экологический мониторинг), государственный, производственный и общественный контроль (ст. 68 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Все это более подробно рассмотрим в следующих главах.

2.Экологический мониторинг

Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде) для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за элементами окружающей природной среды в пространстве и времени[4]. Несмотря на большое количество публикаций, посвященных проблеме мониторинга за состоянием окружающей среды, до настоящего времени не выработано универсальное определение данного термина, которое широко применяется в различных областях науки и хозяйственной деятельности. Наиболее классическим определением термина «мониторинг» можно считать формулировку, приведенную в монографии Ю.А. Израэля. В ней под мониторингом подразумевается система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды. Он включает наблюдения, оценку и прогноз антропогенных изменений состояния абиотической составляющей биосферы, ответной реакции экосистем на эти изменения и антропогенных деформаций в биогеоценозах

В последнее время к слову «мониторинг» стали добавлять «экологический», вкладывая в него смысл комплексного наблюдения за окружающей средой. Экологический мониторинг представляет собой с организационной и технической точек зрения деятельность, которую осуществляют различные органы и их должностные лица[5]. Собираемая и анализируемая ими информация чрезвычайно разнообразна по своему содержанию, формам фиксации, правовому статусу, порядку предоставления и распространения. Она используется органами государственной власти РФ и субъектов РФ, местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, федеральных и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по их реализации.

Экологический мониторинг осуществляется специальной наблюдательной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов наблюдений в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. В России к созданию единой государственной системы экологического мониторинга приступили в 1993 году.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

1. Наблюдение за состоянием окружающей среды, её загрязнения, в том числе атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве;

2. Оценка и прогноз изменения климата, водных ресурсов, загрязняющих веществ.

Объектами экологического мониторинга являются:

1. Окружающая среда в целом и отдельные её элементы в частности;

2. Негативные изменения качества окружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здоровье и имущество людей, безопасность территорий;

3. Виды деятельности, оцениваемые законодательством как представляющие потенциальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий;

4. Оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, использование, преобразование, уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей;

5. Чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологические и иные обстоятельства – аварии, инциденты, иные нештатные ситуации, способные оказать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье людей;

6. Обладающие особым правовым статусом территории и объекты.

К субъектам экологического мониторинга относятся:

1. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ;

2. Органы местного самоуправления;

3. Специализированные организации, уполномоченные на реализацию функций экологического мониторинга;

4. Организации и лица, осуществляющие экономическую деятельность;

5. Общественные объединения.

Предусмотрены различные виды экологического мониторинга, которые выделяют в зависимости:

— От масштабов системы мониторинга;

— Глобальный;

— Национальный;

— Региональный;

— Локальный;

От уровня измененности человеком окружающей среды:

— Фоновый;

— Импактный;

От объекта мониторинга:

— Собственно экологический (воздуха, вод, почв, животного мира, опасных отходов);

— Радиационный;

— Социально-гигиенический.

В системе национального (российского) экологического мониторинга выделяются радиационный, комплексный, фоновый, космический, а также государственный мониторинг континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Кроме того, специальными структурами и, как правило, на основе отдельных правовых актов осуществляется санитарно-гигиенический мониторинг, мониторинг животного мира, атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель.

Специфическое место в этой системе занимает локальный экологический мониторинг. Дело в том, что в отличие от других видов мониторинга он осуществляется на обособленном производственном объекте (или его части), объекте правомерного природопользования, отдельном участке территории, постоянно или временно обладающем особым правовым статусом (например, в государственном заповеднике, в зоне экологического бедствия).

К числу важнейших видов экологического мониторинга, существующих в России, относится социально-гигиенический мониторинг. Это государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, муниципальных образований для формирования единого информационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, природно-климатическими факторами, за структурой и качеством питания, за безопасностью пищевых продуктов.

3.Государственный экологический контроль.

Государственный экологический контроль представляет собой один из видов административно-управленческой деятельности и предполагает не только сбор и анализ необходимой информации, но и проверку соблюдения экологических требований и нормативов субъектами природопользования, выявление нарушений экологического законодательства. Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственный контроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность данной функции. Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государства может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов - прокуратуры и суда. Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время функция по осуществлению государственного экологического контроля на федеральном уровне возложена на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования, подведомственную Министерству природных ресурсов РФ.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, как и Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 777, обязательному федеральному государственному экологическому контролю подлежат:

а) объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи;

б) объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств;

в) объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в том числе землях лесного фонда Российской Федерации;

г) объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

д) объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране:

– природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые природные территории федерального значения, государственные природные заповедники и иные природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

– редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, занесенные в Красную книгу почв Российской Федерации, и леса;

– зоны произрастания или места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в том числе подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;

– природные объекты Байкальской природной территории.

Помимо этого, обязательному федеральному государственному экологическому контролю подлежат объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, а именно:

а) объекты для размещения более 10000 тонн в год отходов 1-го и 2-го класса опасности;

б) объекты, имеющие более 15 млн. куб. метров годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы;

в) объекты, имеющие более 500 тонн годовых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

г) объекты, расположенные на территории водосборных площадей трансграничных водных объектов, производящие сброс или удаление иным способом вредных (загрязняющих) веществ в поверхностные или подземные водные объекты;

д) объекты, отнесенные законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов, на которых производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды.

Статья 64 Закона «Об охране окружающей среды» запрещает совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов.

Полномочия и ответственность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды установлены ст. 66 Закона «Об охране окружающей среды». Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

– посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

– проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

– проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

– проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

– предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

– приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;

– привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

– осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

– предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

– разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

– соблюдать требования законодательства.

Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.Место ОВД в системе экологического контроля Российского государства.

Отдел внутренних дел (ОВД) России также относится к государственным органам экологического управления и контроля.

Согласно Закону "О милиции", Положению о министерстве и в соответствии с другими нормативными документами, ОВД Росси обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, охраняет природные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране природной среды.

Охрана природной среды - одна из наиболее важных обязанностей всей системы правоохранительных органов.

Обеспечение успешного выполнения задач, вытекающих из этой проблемы наряду с проведением экономических, политических, воспитательных и иных мер, происходит на основе осуществления норм действующего в России законодательства. Улучшение экологической ситуации зависит от повышения уровня деятельности правоохранительных и контролирующих органов страны, которые за последние годы активизировали свою работу в этой сфере. Важным условием правильного применения правовых природоохранных мер и норм является совершенствование овладения оценкой и методикой квалификации общественно опасных деяний в отношении природной среды.

Все экологические преступления в законодательстве группируются следующим образом:

1) экологические преступления общего характера:

а) нарушения законодательства на континентальном шельфе;

б) загрязнение водоемов и воздуха;

в) загрязнение моря;

г) умышленное разрушение, повреждение или порча объектов природы, взятых под охрану государства;

д) нарушение техники безопасности при обращении с микробиологическими агентами и токсинами;

2) специальные экологические преступления:

а) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования Недр:

- нарушение правил разработки недр;

- самовольная добыча и сбыт янтаря;

б) преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира (фауны):

- нарушение ветеринарных правил;

- незаконное занятие рыбным и иными водными добывающими промыслами;

- незаконный промысел котиков и морских бобров;

- производство лесосплава или взрывных работ с нарушением правил oxраны природы;

- незаконная охота;

- жестокое обращение с животными;

3) преступления, посягающие на общественные отношения по охране и рациональному использованию растительного мира (флоры):

а) незаконная порубка леса;

б) умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога;

в) неосторожное уничтожение лесных массивов в результате небрежного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности;

г) нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

д) умышленное загрязнение лесных массивов.

Определив, какие из преступлений следует отнести к экологическим, можно сформулировать понятие этого вида правонарушений. Экологические преступления - это совокупность противоправных деяний в сфере экологии, совершенных на определенной территории или в стране в целом в определеннее время, подрывающих биологические основы человеческого общества.

Как показывает статистика, количество экологических преступлений растет. По данным Научно-исследовательского института проблем законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации, эффективность правоприменительной практики органов внутренних дел снижается.

Причины этого кроятся в гуманизации уголовно-правовых норм и мер реагирования на подобные преступления, недооценке со стороны работников правоохранительных органов общественной опасности экологических правонарушений и преступлений, в недостатках следствия и дознания, низком профессионализме, слабой технической оснащенности правоохранительных органов, которые часто не могут объективно и квалифицированно установить причинную связь между допущенным загрязнением и последствиями преступления.

Действующее природоохранное законодательство несовершенно, не учитывает больших изменений в данной сфере; в том числе:

- повышения общественной опасности этих преступлений,

- увеличения их числа с использованием достижений научно-технического прогресса (например, незаконный ввоз в страну для захоронения радиоактивных и химических отходов);

- нарушения правил хранения и утилизации особо опасных веществ, порчи земли и др.

Противоречия между целями предпринимательства и природоохраны выражаются в росте масштабов грабительского вывоза из страны природного сырья, особенно энергоносителей.

Среди причин экологических преступлений, связанных с негативным воздействием на природную среду, надо назвать нарушения производственно-технологической основы, низкую правовую и экологическую культуру населения, о повышении которой проявляется недостаточ<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.