Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика обучения пересказу и изложению.





Редкий урок проходит без пересказа. Разнообразие ви­дов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают уровень их речевого развития. Главны­ми требованиями к пересказу следует назвать:

1) в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

2) при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

3) в пересказе должен сохраняться стиль образца;

4)должны быть соблюдены последовательности ориги­нала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания;

5) в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, в большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используют­ся следующие приемы:

предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

— проведение анализа содержания, различных упраж­нений над языком;

— отработка выразительного чтения;

— расчленение рассказа на части и составление планатекста;

— пересказ фрагментов;

— предварительный (черновой) пересказ, разбор его

недостатков;

В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

1) подробный, близкий к тексту;

2) краткий, или сжатый;

3)выборочный;

4)с перестройкой текста;

5) с творческими дополнениями.

Иными словами, пересказу нужно обучать системати­чески от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Изложение — это письменный пересказ образцовых текстов. Любой вид пересказа может быть выполнен в пись­менной форме. Но трудность изложений по сравнению с пересказами, а также медленный темп письма вынуждают использовать тексты и размерами меньше, и структурно проще.

В начальных классах проводятся изложения: а) близкие к тексту; б) сжатые; в) выборочные; г) творческие.

Программой предусматривается проведение изложений

во 2 классе изложение под руководством учителя небольших текстов (30-40 слов) по вопросам или данному плану из 2-3 пунктов;

в 3 классе изложение текстов (40-60 слов) по план составленному коллективно, из 3-5 пунктов;

— в 4 классе подробное и сжатое изложение текстов (70-90 слов) по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменениями форм.

От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Учащиеся усваивают образы, идейное содержание излагаемых произведений или отрывков из них, композицию, словарь. Все это определяет требования к текстам, выбираемым для изложения:

1. Тексты должны быть высокохудожественными, отражающими нравственно-этические поступки людей, красоту природы, достижения науки и техники, куль туры. Темы изложений должны быть ценными в воспитательном отношении, должны расширять познава­тельный опыт учащихся, формировать их мировоззрение

2. Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них и трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Школьники должны хорошо понять со­держание, идейный смысл, образы и язык передавае­мого текста.

3. Текст должен быть несложным по композиции, с не­большим количеством действующих лиц. Следует учитывать грамматические умения учащихся.

Изложения бывают разные по объему: от 10-15-минут­ных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1-2-часовых обучающих и проверочных зложений.

Подробное, близкоек тексту изложение — самый простой вид изложения. Такие работы проводятся во всех классах. На самых ранних ступенях обучения первокласс­ники пишут тексты, слова, предложения, небольшие связ­ные тексты из 2-3 предложений. Постепенно объем изложений увеличивается. В 1 классе особенно большое внимание следует обращать на составление предложений и на последовательность изложения. В начале предлагается записать по памяти отдельные предложения из прочитанного. Составление предложений проводится коллективно. Затем проводится изложение с более свободной передачей содер­жания. Методика работы над изложением во 2 классе пре­дусматривает следующие этапы:

а) Чтение текста учащимися (по книге или с доски) два раза.

б) Беседа по содержанию. Вопросы к беседе должны ис­ключать повторение предложений из образца.

в) Словарная работа: объяснение значения новых и трудных слов.

г) Устный пересказ по плану, который записывается на доске. Вопросы плана не должны подсказывать состав предложения — ответа.

д) Пересказ всего текста,

е) Орфографическая подготовка: объяснение написаний,

запись на доске трудных слов и словосочетаний.

ж) Письмо изложения. Самостоятельная работа уча­щихся.

з) Самопроверка работ.

Во втором классе работа над подробным изложением усложняется: тексты должны подбираться так, чтобы зна­комить учащихся с новыми для них особенностями логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествовани­ем, описанием. В третьем классе возрастает объем и труд­ность текстов. Методика работы над изложением во 3-4 классах предусматривает такие этапы:

а) Чтение текста один раз.

б) Беседа по содержанию.

в) Коллективное (самостоятельное) составление плана. План может состоятъ из цитат, иметь форму вопросов или назывных пред­ложений.

г) Устный пересказ текста по плаву.

д) Орфографическая работа. Иногда эта подготовка про­водится на предыдущем уроке,

е) Письмо изложения,

ж) Самопроверка написанного.

Сжатое изложение проводится в 3-4 классах. Подготовка к нему состоит в следующем:

— учитель или дети прочитывают текст 1-2 раза;

— в ходе коллективной беседы выявляется главное то, что обязательно надо отметить в пересказе; составляется план изложения;

— ведется работа над языком: над словами, изобразительными средствами;

— подробно пересказываются 1-2 фрагмента (для сравнения со сжатой передачей этих же частей);

— сжато пересказывается текст по пунктам плана:

— самостоятельно записывается сжатый текст;

— организуется самопроверка.

Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст часто изложение превращается в сухое, перечисление фактов. Поэтому лучше для сжатого изложения использовать деловую статью или научно-популярное произведение,.

Творческие изложения — это изложения с творческими изменениями и дополнениями. Наиболее удобны.для пись­менного оформления пересказы с изменением лица рассказ­чика и от лица одного из персонажей. Изложения с творче­скими дополнениями в 4 классе полезно давать на дом.

В изложении сталкиваются две, на первый взгляд, противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Изло­жение служит как бы посредником между учеником и писа­телем в развитии речи школьника. Средства языка, увоен­ные по образцам, т.е. подражанием, становятся инсрументом творческой самостельности школьника в речи, в диалоге, в рассказе, в сочинении. Изложения в школе нередко пишуся коллективно, что приводит к одинаковым предложениям и текстам в письменных работах детей. Чтобы избежить этого, во II и III классе не должно иметь места предварительное пересказывание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом. Это допускается лишь в тех случаях, когда учитель знакомит детей с новым для них жанром образца или видом изложения.

В развитии речи школа идет к связному тексту через пред­ложение. Однако это делается лишь в учебных целях. Чем скорее школьники смогут перейти к конструированию связной речи, минуя предложение, тем лучше. Тогда упражнения с предложениями будут служить совершенствованию речи, повышению ее культуры, усложнению ее синтаксическою строя, а самостояльность изложений возрастет.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.