Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Признаки товарного производства





Краткий курс лекций

по дисциплине «Экономика организации»

для студентов заочной формы обучения

По специальности 40.02.01

«Право и организация социального обеспечения

преподаватель Романенкова О. В.

Тема: Товарное производство

Изучаемые вопросы:

1. Признаки товарного производства.

2. Товар и его свойства.

Признаки товарного производства

Товарное производство – тип хозяйства, при котором полезные продукты создаются для купли-продажи на рынке.

Для возникновения товарного производства необходимо общественное разделение труда и обособление производителей. Развитое товарное хозяйство утвердилось около 5 столетий назад.

Товарному хозяйству присуще:

- открытость – продукты создаются не для собственного потребления, а для продажи;

- разделение труда. Благодаря ему происходит совершенствование личных и технических факторов производства, увеличение многообразия экономических благ и соответствующее этому возвышение потребностей людей.

- косвенные хозяйственные связи – производитель и потребитель благ - совершенно разные лица, они устанавливают необходимые экономические отношения при посредстве рынка.

Товар и его свойства

Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товаром могут выступать и продукты природы, если к ним был приложен труд человека.

Свойства товара:

1) Потребительная стоимость – способность удовлетворять потребности покупателя.

2) Меновая стоимость – свойство обмениваться на другие товары. Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Таким общим для всех товаров является стоимость.

3) Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену.

Меновая стоимость может вступать в противоречие со стоимостью. Например, из-за высокой стоимости товар не находит сбыта. Это противоречие разрешается через цену, в основе которой лежат не затраты труда, а спрос и предложение.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должен осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Т. е. цена должна соответствовать стоимости товара.

Закон стоимости выполняет следующие функции:

1) Выступает в качестве регулятора товарного производства. Если цена на товар выше стоимости, производитель получает выгоду и расширяет свое производство и наоборот. В масштабах общества происходит перелив средств производства и рабочей силы из одних отраслей в другие, чем достигается пропорциональность между ними.

2) Способствует росту производительности труда. В условиях товарного производства конечной целью каждого производителя является получение максимума прибыли. Чтобы это обеспечить при неизменной цене, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда, следует снизить индивидуальные затраты. Это достигается за счет повышения производительности труда на основе внедрения новейшей техники и совершенствования производства.

3) Способствует дифференциации товаропроизводителей. Те товаропроизводители, которые не занимаются совершенствованием своего производства и не в состоянии обеспечить индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются. А те, кто обеспечивают снижение издержек производства ниже общественно необходимых, получают прибыль и обогащаются.

 

Тема: Рынок

Изучаемые вопросы:

1. Сущность рынка. Классификация рынка

2. Рыночная цена и законы ее функционирования

3. Функции рынка

 

Сущность рынка. Классификация рынков

Что такое рынок?

Существует множество определений рынка. Среди них:

РЫНОК - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;

РЫНОК - это система отношений между спросом и предложением;

РЫНОК - это совокупность отношений товарного обмена;

РЫНОК - это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Обобщая полученную информацию по данному вопросу в истории экономических учений и современной экономической литературе, можно дать следующие определения рассматриваемой категории. Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое.

В узком смысле слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными словами, это система отношений между предложением и спросом.

В широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного производства на всех уровнях экономической системы данного общества.

Существует множество видов рынков, главные из которых можно классифицировать по следующим признакам:

С точки зрения соответствия действующему законодательству: -легальный (законный рынок); -нелегальный (теневой рынок).

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

-потребительский;

-рынок капиталов;

- рынок рабочей силы;

- рынок информации;

- финансовый рынок;

- валютный рынок.

По пространственному признаку:

- местный;

- национальный;

- региональный;

- мировой рынок.

Современный рынок включает следующую совокупность социальных институтов:

1) Правовая система, ее основу составляет Гражданский кодекс.

2) органы государственного контроля и регулирования (налоговая система, учреждения санитарного и экологического контроля).

3) Союзы потребителей, предпринимателей и работников. Они повышают организованность, цивилизованность и эффективность действий участников рынка.

4) Инфраструктура – общее устройство хозяйственной жизни (торговые предприятия, биржи, банки. Они связывают производителей, торговых посредников и покупателей).

 

Функции рынка

 

Современный высокоразвитый рынок выполняет 6 основных функций, которые взаимосвязаны:

1. Посредническая функция - состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей, продавцов и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.

2. Ценообразующая функция - возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

3. Информирующая функция - проявляет себя, когда сложившиеся цены позволяют понять состояние экономики (на пример, через конкретный разброс цен на чай, кофе, какао, через их падение или рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщении рынка товарами, о запросах потребителей и т.д.).

4. Регулирующая функция - возникает, когда из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых отраслях - растет.

5. Стимулирующая функция - осуществляется с помощью рыночных цен. Цены как бы вознаграждают дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.

6. Оздоравливающая функция. В этом смысле рынок напоминает санитара, который убирает из хозяйства все устаревшее, больное очищает общественное производство от устаревших отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и дает дорогу отраслям экономичным, хозяйствам высокоэффективным.

Конкуренция

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров в целях получения наибольшей прибыли.

Конкуренция достигла высокоразвитого состояния в начальный период развития капитализма. Тогда она приняла классическую форму свободной конкуренции. Признаки свободной конкуренции:

1. Очень большое число предприятий - продавцов. Пример: рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа, рынок иностранных валют.

2. Стандартизированная продукция. При данной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукт - все они аналоги. Вследствие стандартизации отсутствует основание для неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция - это конкуренция на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

З. Продавец не может осуществить контроль над ценами, так как каждая фирма производит небольшую долю продукции. Конкурентная фирма не может установить рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней. Продавец здесь - ценополучатель.

4. Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы свободно покидать отрасль. Не существует каких-либо препятствий технологических, финансовых и других, которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

 

Монополия

 

Монополия – исключительное право производства или торговли, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству.

Чистая монополия.

Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Эта модель имеет свои характерные черты:

1. Единственный продавец. Чистая монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы.

2. Продукт монополии уникален, ему нет заменителей. Для покупателя нет альтернатив. Нет острой необходимости заниматься рекламой.

3. Чистый монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как она контролирует все предложения. При нисходящем спросе на продукт, монополист может вызвать изменение цены, манипулируя количество предложенного продукта.

4. Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.

Монополизация экономики стала следствием большой концентрации производства под влияние НТП.

 

Тема: Кругооборот капитала

Изучаемые вопросы:

1. Сущность капитала, его кругооборот.

2. Воспроизводство и накопление капитала.

 

Объединения предприятий

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий и фирм в совокупные структуры. К ним относятся: корпорации, хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы, холдинговые компании, финансово-промышленные группы.

 

Тема: Имущество и капитал

Изучаемые вопросы:

1. Состав имущества предприятия

2. Уставный капитал

 

Уставный капитал

Уставный капитал представляет собой сумму денежных средств и стоимости материальных и нематериальных активов. Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом. Его величина определяется с учетом предполагаемой деятельности и фиксируется при государственной регистрации предприятия в его учредительных документах.

Предприятие отвечает по своим долгам принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски хозяйственных партнеров или кредиторов в случае невыполнения предприятием каких-либо обязательств перед ними.

 

Тема: Основные фонды

Изучаемые вопросы:

1 Сущность и классификация основных фондов

2 Оценка основных средств

3 Износ и амортизация основных средств

4 Показатели эффективного использования основных средств

 

Оценка основных средств

Оценка основных средств (ОС) – это денежное выражение их стоимости. Применяется три вида оценки: первоначальная, восстановительная и остаточная.

Первоначальная (балансовая) стоимость ОС – это сумма первоначальных затрат на изготовление или приобретение ОС, транспортировку, монтаж и другие затраты, связанные с их вводом в действие.

При длительном использовании ОС, особенно в условиях высоких темпов инфляции, первоначальная стоимость перестает соответствовать ее реальной оценке. Поэтому для устранения искажающего влияния ценового фактора применяют оценку по их восстановительной стоимости, т. е. по стоимости их производства или приобретения в условиях и по ценам данного года.

Остаточная стоимость – это первоначальная или восстановительная стоимость с учетом износа.

 

Тема: Оборотные средства

Изучаемые вопросы:

1. Сущность и классификация основных средств

2. Структура оборотных средств

3. Нормирование оборотных средств

4. Показатели использования оборотных средств

5. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств

 

Структура оборотных средств

Под структурой оборотных средств понимается соотношение их отдельных элементов во всей совокупности. Она непостоянна и изменяется в динамике под влиянием многих причин:

- от характера продукции и особенностей технологического процесса;

- от длительности производственного цикла;

- от уровня специализации и надежности поставщиков;

- от условий реализации;

- от размещения предприятия и т. д.

 

Состав трудового коллектива

Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. Кадры делятся на следующие категории: рабочие основные и вспомогательные; руководители; специалисты; служащие. Перечисленные работники образуют промышленно-производственный персонал (ППП).

В практике учета и планирования кадров различают явочный, списочный и среднесписочный составы.

Явочный состав – число работников явившихся на работу на определенную дату.

Списочный состав – все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии.

Среднесписочный состав определяется путем суммирования списочного состава работников за все календарные дни периода, включая выходные и праздничные дни, и деления полученной суммы на полное календарное число дней периода.

Потребность предприятия в кадрах определяется раздельно по группам и категориям работников. Расчет численности рабочих можно вести: по трудоемкости производственной программы; по нормам обслуживания.

 

Классификация затрат

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты (расходы на командировки, рекламу, подготовку кадров, проценты по кредитам и т. п.).

Эта классификация объединяет однородные по экономическому содержанию затраты всего предприятия. Она служит для расчета потребностей в оборотных средствах, определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета сметы затрат и экономического обоснования инвестиций.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты предприятия группируются по статьям калькуляции:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей – полную себестоимость.

Для целей калькулирования и анализа себестоимости отдельные виды затрат группируются по следующим признакам:

1) По роли затрат в производственном процессе:

а) основные расходы непосредственно связаны с процессом производства (зарплата рабочих, амортизация машин и механизмов, затраты на материалы и др.);

б) накладные – связаны с организацией, управлением и обслуживанием производства.

2) По методу отнесения затрат на выпускаемую продукцию:

а) прямые – затраты, относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции, работ прямым путем;

б) косвенные – затраты, условно относимые по какому-либо признаку на определенный вид продукции, поскольку они осуществляются одновременно для нескольких видов.

3) По отношению к изменению объема производства:

а) Условно-постоянные – затраты, которые не изменяются в зависимости от объема производства. К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата.

б) Условно-переменные – затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся: сдельная зарплата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и др.

Кроме того, затраты бывают единовременные, производительные и непроизводительные.

Структура себестоимости

Структура себестоимости – это ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.

На структуру влияют следующие факторы:

- специфика предприятия (различают трудоемкие, материалоемкие, фондоемкие, энергоемкие);

- научно-технический прогресс – под его влиянием уменьшается доля живого труда;

- уровень концентрации, специализации, кооперирования;

- инфляция и ставка банковского процента;

- географическое местонахождение предприятия и др.

Изучение структуры затрат позволяет выявить изменения в производстве и в условиях работы предприятий, найти более правильные пути дальнейшего снижения себестоимости и обосновать их в плане.

 

Планирование себестоимости

Существуют следующие методы калькулирования:

Позаказный – применяется в производстве с механической сборкой деталей, узлов и изделий. Объектом калькуляции является отдельный производственный заказ.

Попередельный – применяется в отраслях промышленности, в которых сырье проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки - переделов.

План по себестоимости включает следующие разделы:

- смета затрат по экономическим элементам;

- себестоимость всей товарной и реализованной продукции;

- плановые калькуляции отдельных видов продукции;

- расчет снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам.

Пути снижения себестоимости

Снижение себестоимости на предприятии в целом необходимо для получения максимума прибыли, улучшения финансового состояния предприятия и повышения его конкурентоспособности.

Для снижения издержек на предприятии должна быть разработана общая программа, в которой отражаются следующие мероприятия:

1. Рациональное использование материальных ресурсов.

2. Улучшение использования основных фондов.

3. Улучшение использования рабочей силы.

4. Определение и поддержание оптимального размера предприятия, чтобы минимизировать затраты в зависимости от объема производства.

5. Совершенствование организации производства и труда (концентрация, специализация, научная организация труда, структура управления).

 

Сущность и виды цен

В условиях рыночной экономики резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Цена как экономическая категория выполняет ряд функций:

- учетная функция;

- распределительная;

- функция сбалансирования спроса и предложения;

- стимулирующая.

Цены классифицируются по следующим основным признакам:

1) По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

- закупочные на с/х продукцию;

- розничные, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, организациям;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- трансфертные цены, по которым внутренние подразделения или филиалы фирмы обмениваются между собой факторами производства и продукцией и т. д.

Основу цены продукции составляет ее себестоимость.

2) В зависимости от сферы регулирования различают:

- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

- договорно-контрактные, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;

- монопольные;

- регулируемые – цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.

3) В зависимости от территории действия: единые или поясные; региональные (зональные).

Единые регулируемые цены устанавливаются на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам);

- продукция ядерно-топливного цикла;

- продукция оборонного производства;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

- драгоценные металлы и сплавы;

- перевозки грузов, багажа, пассажиров, почты, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.

В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование цен на следующие виды продукции и услуг:

- газ природный, реализуемый населению;

- оплата населением жилья и коммунальных услуг;

- электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.

4) По времени действия: твердые (постоянные); текущие; сезонные.

На уровень цен влияют следующие факторы:

- спрос на продукцию;

- государственное регулирование цен;

- издержки по производству и реализации продукции;

- конкуренция;

- другие факторы.

 

Прибыль предприятия

Прибыль – конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, разность между доходами и расходами.

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Суммарная величина всех прибылей – балансовая прибыль предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

- прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

- прибыль (убыток от реализации основных фондов, а также иного имущества предприятия;

- финансовые результаты от внереализационных операций (доходы от финансовых вложений; штрафы, пени, неустойки; доходы от сдачи имущества в аренду, недостача материальных ценностей, положительные и отрицательные курсовые разницы и т. п.)

Величина прибыли от реализации определенного вида продукции находится по формуле (12):

Пр = (Ц – С) * V, (12)

 

где Пр – прибыль от реализации;

Ц – цена данного вида продукции;

С – себестоимость данного вида продукции;

V – объем реализации данного вида продукции.

Балансовая прибыль подлежит налогообложению. После уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей в бюджет на предприятии остается чистая прибыль, которую предприятие использует на развитие производства, материальное поощрение работников, социальную сферу, выплату дивидендов в акционерных обществах.

 

Рентабельность

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами и используемыми ресурсами. Этот показатель называется рентабельностью.

Рентабельность продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию и рассчитывается по формуле (13):

 

Rпрод. = Пр /С * 100 %, (13)

 

где Пр – прибыль от реализации продукции, р;

С – себестоимость продукции, р.

Рентабельность производства представляет отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Определяется по формуле (14):

 

R произв. = П бал. / (Фосн. + Ф обор.) * 100 %, (14)

 

где Пбал. – балансовая прибыль, р.;

Фосн. – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, р.;

Фобор – стоимость оборотных фондов, р.

 

Тема: Планирование

Изучаемые вопросы:

1. Сущность и принципы планирования

2. Виды планирования

3. Бизнес-план

1. Сущность и принципы планирования

Планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания.

Планирование позволяет:

- предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;

- более рационально использовать все ресурсы предприятия;

- избежать риска банкротства;

- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с требованиями рынка;

- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Основные принципы планирования:

1) гибкость – требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

2) непрерывность – предполагает скользящий характер планирования;

3) участие – предполагает важность вовлечения в планирование всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

4) комплексность – взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

5) многовариантность – разработка различных сценариев будущего развития предприятия;

Этапами планирования являются: анализ стратегических проблем; прогноз будущих условий деятельности и определение задач; определение путей и средств достижения поставленных задач; выбор оптимальных вариантов развития; контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

 

2. Виды планирования

На практике применяются следующие виды планирования:

Стратегическое – видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике, а также основных путей и средств достижения этого состояния. Стратегическим планированием занимается высшее руководство предприятия. Плановый период составляет 10 – 15 лет. Обычно за этот период происходит смена основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике.

Долгосрочное планирование. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3 – 5 лет.

Краткосрочное (1 – 3 года). Показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего – каждые полгода или ежегодно. Это делается для того, чтобы плановые показатели полнее отражали изменения в экономике, технике и т. д.

Текущее (1 год) – составляются скользящие планы с разбивкой по кварталам. В планах увязываются задачи различных служб предприятия, движение товарно-материальных ценностей, издержки производства.

Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т. п.

Оперативное планирование производства заключается в разработке важнейших объемных и календарных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Всякий процесс оперативного планирования предусматривает выполнение экономистами-менеджерами таких этапов деятельности, как выбор стратегии развития предприятия, обоснование формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений, организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства.

Главная задача оперативно-производственного планирования состоит в обеспечении на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов, в организации слаженной работы всех подразделений предприятия (объединения) для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленных объёмах и номенклатуре при полном и рациональном использовании имеющихся экономических и производственных ресурсов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, и максимизации получаемой прибыли.

 

3. Бизнес-план

Одной из основных форм внутрифирменного планирования является бизнес - план. Это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

1) Резюме – краткое содержание бизнес-плана.

2) Описание продукта (услуги), который собираются производить.

3) Изучение рынка сбыта.

4) Анализ конкурентов.

5) План маркетинга – включает схему распространения товара, ценообразование, рекламу, методы стимулирования потребителей.

6) План производства – содержит описание всего производственного процесса, производственных мощностей, сырья и материалов, контроль за качеством выпускаемой продукции.

7) Организационный план – решаются вопросы, с кем Вы собираетесь организовать свое дело и как наладить бесперебойное и успешное его функционирование.

8) Финансовый план – обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.

9) Юридический план – содержит все юридические аспекты дела.

10) План финансирования инвестиций.

 

Тема: Финансы предприятия

Изучаемые вопросы:

1. Сущность финансов и структура финансовой системы

2. Финансы предприятия

3. Финансовый план (баланс доходов и расходов)

 

Финансы предприятия

Финансы предприятия – это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег и образующихся на этой основе денежных потоков, связанных с функционированием создаваемых на предприятиях денежных фондов. Финансы предприятий и организаций выполняют три функции:

1) обеспечение предприятия необходимыми денежными средствами;

2) распределение полученных денежных доходов;

3) контроль.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают в себя отношения с поставщиками, потребителями (покупателями), строительно-монтажными, транспортными и другими специализированными организациями, почтой, таможней, предприятиями и фирмами иностранных государств.

Самая большая по объему денежных платежей группа – это отношения между предприятиями, связанные с обслуживанием платежей за материально-технические ресурсы для осуществления производственной деятельности и реализации готовой продукции. От эффективности организации отношений между предприятиями во многом зависят конечные результаты их деятельности.

Финансовые отношения внутри предприятия включают в себя отношения между его структурными подразделениями: филиалами, цехами, участками, отделами, бригадами, а также отношения между работниками. Отношения между подразделениями предприятия обусловлены обеспечением общего организационного и экономического единства на основе распределения средств, обслуживающих внутрипроизводственный оборот на предприятии по оплате работ и услуг, распределение прибыли, оборотных средств и др. Отношения с работниками предприятия заключаются в выплате заработной платы, премий, материальной помощи, а также удержаний с них налогов и платежей.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования и использования централизованных фондов. Обычно такие отношения возникают у государственных и муниципальных предприятий и у предприятий с частным капиталом, которые входят в состав различных объединений, а также предприятий с акционерной формой собственности, объединенных в крупные предприятия посредством системы участия.

Отношения с финансово-кредитной системой включают:

- отношения с бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений;

- отношения со страховыми компаниями заключаются в перечислении средств на социальное и медицинское страхование, страхование имущества предприятия;

- отношения предприятий с банками – это организация безналичных расчетов и обслуживание кредитов.

Денежные фонды предприятий включают в себя:

- фонд оборотных средств;

- амортизационный фонд;

- фонд заработной платы;

- резервный фонд;

- валютный фонд.

Источники финансовых ресурсов предприятия делятся на собственные и заемные.

К собственным относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный фонд и резервный фонд. К заемным относятся выпуск собственных долговых обязательств (векселей и облигаций), выпуск акций, кредиты банков, государственное финансирование.

Финансовые отношения предприятия с государством строятся через налоги.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации или физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования.

Налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

- федеральные (на уровне страны);

- региональные (на уровне регионального уровня власти);

- местные (на уровне органа местного самоуправления).

 

3. Финансовый план (баланс доходов и расходов)

Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-финансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятия состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обоснованных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.

В разделе «Доходы и поступления средств» отражается доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов предприятия, а также разного рода поступлений из внешних источников. В составе прибыли основную часть занимает прибыль от реализации товарной продукции. В общую балансовую прибыль предприятия входит прибыль от реализации прочей продукции и услуг непромышленного характера. Планирование амортизационных отчислений осуществляется по каждому виду или группе основных фондов, числящихся на балансе







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.