ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ ПЛАТЬЕВЫЕ ТКАНИ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ ПЛАТЬЕВЫЕ ТКАНИ





МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОДЕЖДЫ

(конспект лекций)

 

БЕЛЬЕВЫЕ ТКАНИ

 

К бельевым изделиям относятся: нательное, постельное, столовое белье, полотенца и носовые платки.

Наиболее значимыми требованиями к тканям данного ассортимента являются гигиенические: ткани должны быть гигроскопичными, воздухопроницаемыми, обладать хорошей капиллярностью. Поскольку бельевые ткани чаще других подвергаются стирке и глажению, они должны быть устойчивыми к действию моющих средств, механических и тепловых воздействий. В процессе носки изделия подвергаются действию трения и пота, поэтому они должны быть устойчивыми к этим воздействиям.

Этим требованиям в наибольшей степени соответствуют хлопчатобумажные и льняные ткани.

Х/б бельевые ткани по составу чаще всего вырабатываются чистохлопковыми, но могут быть с добавлением вискозы или лавсана для улучшения внешнего вида и устойчивости к трению. Льняные ткани также могут быть как чистольняными, так и полульняными с хлопчатобумажной основой или из смешанной пряжи с вискозным или лавсановым волокном.

Х/б ткани чаще всего вырабатываются из кардной пряжи ( ситец, сатин, бязь, мадаполам, гринсбон, тик-ластик). Для детского и женского нарядного белья и носовых платков могут использоваться ткани из гребенной пряжи (батист, шифон, кисея) , ткани для зимнего белья изготавливают из кардно-аппаратной пряжи (Фланель, бумазея, байка). Льняные бельевые ткани вырабатывают чаще всего из льняной пряжи мокрого или сухого способа прядения.

Основной вид переплетения – полотняное, однако могут использоваться и другие виды переплетений: репс, сатиновое, атласное, жаккардовое и др.

По оформлению бельевые ткани могут быть отбеленными, гладкокрашеными преимущественно в светлые цвета, с напечатанными рисунками, льняные ткани часто вырабатываются пестроткаными. В качестве дополнительных отделок могут использоваться малосминаемая, малоусадочная отделка, отделка «Легкое глажение».



новой или хлопчатобумажной пряжей, из комплексных синтетических нитей в сочетании с вискознолавсановой пряжей. Выпускают также ткани из смешанной пряжи , скрученной с синтетической комплексной или текстурированной нитью.

Наиболее широко применяются сорочечные хлопколавсановые и вискозно-лавсановые ткани. Для хлопколавсановых тканей используют пряжу из смеси полиэфирных (50-65%) и хлопковых (35-50%) волокон. Поверхностная плотность таких тканей – 110-125 г/м2. Для вискозно-лавсановых тканей используют пряжу из 67% лавсановых и 33% вискозных штапельных волокон. Эти ткани имеют большую поверхностную плотность – 115-170 г/м2.

Выпускают шелковые ткани отбеленными, гладкокрашеными, пестроткаными, меланжевыми и набивными.

ПЛАТЬЕВЫЕ ТКАНИ

 

Ткани из натурального шелка

Ткани из натурального шелка подразделяются на 4 подгруппы: креповые, гладьевые ,жаккардовые, ворсовые.

Основную часть ассортимента составляют ткани классического ассортимента креповой подгруппы: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин.

КРЕП-ШИФОН - чистокреповая ткань полотняного переплетения. Вырабатывается из двухниточного крепа в основе и утке, обладает мелкозернистой матовой поверхностью с чётко выраженным креповым эффектом. Поверхностная плотность 20 -30 г/м2.

КРЕП-ЖОРЖЕТ – вырабатывается из 2-х, 4-х ниточного крепа в основе и утке, полотняное переплетение. Поверхностная плотность 35-65 г/м2.

КРЕПДЕШИН – полукреповая ткань из шёлка-сырца в основе и нитей креповой крутки в утке, полотняного переплетения. Характеризуется мягким блеском, слегка зернистой поверхностью не прозрачная. Поверхностная плотность 55-75 г/м2.

КРЕП-САТИН – вырабатывается атласным переплетением из шёлка-сырца в основе и креповых нитей в утке, поэтому одна сторона ткани блестящая, другая- матовая.

Ткани нового ассортимента выпускаются с эффектом жатости, буфов, рельефной печати, с атласными полосками на креповом фоне.

ГЛАДЬЕВАЯ подгруппа включает в себя ткани, вырабатываемые из крученой пряжи линейной плотности 5 текс* 2-10 текс*2 полотняного переплетения. Типичные представители этой подгруппы - полотно, футляр, туаль.

ШЁЛК-ПОЛОТНО – плотная непрозрачная кань, отбеленная, суровая или с печатным рисунком из шёлковой пряжи или шёлка-утка. Ткань с мягким блеском, очень мягкая.

ФУЛЯР, ТУАЛЬ – отбеленные или гладкокрашеные лёгкие, тонкие ткани полотняного переплетения из шёлка-сырца в основе и шёлка-утка в уточной системе. Фуляр несколько легче и тоньше, чем туаль.

В подгруппу ЖАККАРДОВЫХ входят ткани, выработанные из шёлка-сырца, шёлковой пряжи или нитей пологой крутки жаккардовым переплетением. В эту подгруппу входят плотные декоративные ткани – ШТОФЫ, которые традиционно выпускаются с крупными цветочными или орнаментальными рисунками.

Подгруппа ВОРСОВЫХ тканей представлена БАРХАТОМ. Он вырабатывается из шёлковой пряжи линейной плотности 5текс * 2-7,2текс * 2 основоворсовым переплетением. Ворс короткий до 1,5 мм. Поверхностная плотность 190 г/м2.

КОСТЮМНЫЕ ТКАНИ

Костюмные ткани должны иметь красивый внешний вид, хорошие гигиенические свойства, должны обладать повышенной прочностью, износостойкостью и формоустойчивостью , быть устойчивыми к действию химчистки.

Важными свойствами костюмных тканей являются их малая загрязняемость, небольшая усадка, несминаемость, устойчивость к пиллингообразованию.

В зависимости от сезона и половозрастного признака к костюмным тканям могут предъявляться дополнительные требования.

ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ КОСТЮМНЫЕ ТКАНИ

Хлопчатобумажные костюмные ткани могут быть использованы для недорогостоящей повседневной одежды и для рабочей одежды (спецодежды)

Для повседневной одежды используются трико, коверкот, джинсовые ткани, вельветы.

ТРИКО вырабатывают чистохлопковыми или в сочетании с вискозными или лавсановыми волокнами. Иногда используют х/б пряжу с прикруткой вискозных нитей. Трико могут вырабатываться из кардной однониточной или крученой пряжи в основе и утке, однако чаще – из крученой пряжи в основе и однониточной в утке. Для выработки трико используют саржевое и мелкоузорчатые комбинированные переплетения. Трико обычно выпускается пестротканым в полоску, реже- в клетку или в меланжевом виде. Поверхностная плотность 230-250 г/м2

КОВЕРКОТ хлопчатобумажная ткань из крученой двухцветной пряжи в основе и однониточной одноцветной в утке. Вырабатывается диагоналевым или усиленным атласным переплетением. Плотность по основе в 2 раза больше плотности по утку. Чаще всего выпускается меланжевым, однако, может быть в пестротканом оформлении. Может быть мерсеризованным.

ДЖИНСОВЫЕ ТКАНИ (ДЕНИМ)по волокнистому составу выпускают чистохлопковыми и хлопкополиэфирными с содержанием лавсана 25 и 33%, а также с добавлением лайкры. Вырабатываются эти ткани саржевым переплетением из окрашенной крученой или одиночной пряжи в основе и суровой одиночной в утке. Основной цвет джинсовой ткани- синий, однако выпускаются ткани и других цветов, а также с напечатанными рисунками, эффектом флокирования, со специальными отделками для придания эффектов потертости, высветленности и др. Для придания формоустойчивости и жесткости наносятся малосминаемые аппреты.

ВЕЛЬВЕТ вырабатывается чистохлопковым и хлопкополиэфирным а также с добавлением лайкры в основе или утке. Переплетение – уточноворсовое, создающее ворс в виде продольных рубчиков, разных по ширине: у вельвет-рубчика они более узкие, а у вельвет-корда более широкие. Иногда используют чередование ворсовых полос разной ширины, применяют фасонную стрижку ворсовых полос. Вельветы выпускают гладкокрашеными и набивными. Поверхностная плотность 250-340 г/м2

Для рабочей одежды (спецодежды) применяются молескин, диагональ, репс

МОЛЕСКИН- хлопчатобумажная ткань из кардной однониточной пряжи усиленного сатинового переплетения в гладкокрашеном оформлении в темные цвета. Плотность по утку значительно выше, чем по основе. Поверхностная плотность 180-347 г/м2 Сатиновое переплетение придает ткани повышенную устойчивость к трению. Используется для верха телогреек.

ДИАГОНАЛЬ вырабатывается из кардной однониточной или крученой пряжи саржевым или диагоналевым переплетением в гладкокрашеном или отбеленном оформлении. Ткани некоторых артикулов мерсеризуются. Поверхностная плотность 212-380 г/м2

РЕПС – ткань чистохлопковая или с добавлением 15% капрона. Вырабатывается преимущественно из гребенной пряжи, крученой по основе и утку или только по основе. Ткань полотняного переплетения, имеет поперечный рубчик, образующийся за счет использования в утке более толстой пряжи. Основа по сравнению с утком имеет большую плотность. Выпускают репсы гладкокрашеными, иногда мерсеризованными и с водоотталкивающей отделкой.

 

ЛЬНЯНЫЕ КОСТЮМНЫЕ ТКАНИ

Льняные костюмные ткани вырабатывают чистольняными и полульняными, в которых используют хлопчатобумажную пряжу в основе или смешанную пряжу, содержащую 33, 50 или 67% лавсана. Линейная плотность пряжи 25-125 текс. Костюмные ткани вырабатываются простыми, мелкоузорчатыми и жаккардовыми переплетениями. Расцветки - варено-кислованная, отбеленная, гладкокрашеная, пестротканая, меланжевая, редко с набивным рисунком.

Для улучшения свойств применяют малосминаемые и малоусадочные отделки.

От платьевых льняных тканей костюмные ткани отличаются большей плотностью, массивностью.

 

ШЕЛКОВЫЕ КОСТЮМНЫЕ ТКАНИ

Шелковые костюмные ткани вырабатывают из химических нитей и из штапельной пряжи. В отличие от платьевых они более плотные и тяжелые (160-340 г/м2).

Используются шелковые ткани для изготовления женских и мужских костюмов. Ткани для мужских костюмов вырабатываются по типу шерстяных тканей. По составу они могут быть полиэфирные, вискозно-полиэфирные, вискозно-капроновые, с добавлением лайкры. Используются комплексные, крученые, текстурированные нити. Переплетения применяются такие же, как для выработки шерстяных тканей: полотняное, саржевое и его производные, мелкоузорчатые комбинированные с продольно-полосатыми рисунками. По расцветкам ткани также похожи на шерстяные: гладкокрашеные, меланжевые, пестротканые в полоску или клетку. Ткани плотные, прочные, малорастяжимые, формоустойчивы, малоусадочны, малосминаемы.

Ткани для женских костюмов очень разнообразны. Они могут быть плотными, жесткими, формоустойчивыми или мягкими, пластичными, струящимися. Для их изготовления используют комплексные, текстурированные, комбинированные нити различных структур, металлические и метализированные нити, эластан. Используют ткани сложных крупноузорчатых переплетений. Применяются также ткани типа «Тафта», часто с эффектами шан-жан, муаре, переливающиеся перламутровым или металлическим блеском. Популярны ткани с выраженным рубчиком типа репса. Синтетические ткани отличаются необычными вариантами рельефных поверхностей, созданных на основе клоке, стежки, тиснения. Широко используется флок-печать и отделки с эффектом металла.

ШТАПЕЛЬНЫЕ костюмные ткани сходны по строению с шерстяными и х/б тканями. Вырабатываются эти ткани из синтетических волокон и в сочетании с другими волокнами. Костюмные ткани, содержащие 50-67% лавсана, упругие, прочные и устойчивы к истиранию. Ткани, содержащие волокна нитрон, имеют шерстеподобный внешний вид и повышенные теплозащитные свойства, но они менее износостойки. Иногда в основе наряду с пряжей используются комплексные или текстурированные нити, в утке- комбинированные нити различных структур. Используется также фасонная пряжа с эффектами непропрядов, цветного непса, узелков. Такие ткани более легкие, застилистые, их эксплуатационные свойства лучше. Вырабатывают штапельные ткани преимущественно полотняным, саржевым и комбинированными переплетениями. Выпускают пестроткаными, меланжевыми, реже- гладкокрашеными, с несминаемой, малоусадочной и водоотталкивающей отделкой.

ШЕРСТЯНЫЕ ПАЛЬТОВЫЕ ТКАНИ

Пальтовые изделия должны защищать человека от неблагоприятных условий внешней среды ( низкой температуры, ветра, снега, дождя), поэтому ткани должны обладать хорошими теплозащитными свойствами, ветрозащитностью, водоупорностью, ограниченной воздухопроницаемостью.

Не менее важными требованиями для пальтовых тканей являются эстетические: ткани должны соответствовать направлению моды, быть легкими, объемными, пластичными, но достаточно формоустойчивыми.

В связи со сравнительно длительным сроком эксплуатации пальтовых изделий важное значение приобретает требование износоустойчивости ( устойчивость к действию трения, светопогоды, химчистки ), формоустойчивости, непиллингуемости.

С точки зрения экономических требований стоимость ткани должна соответствовать длительности эксплуатации изделия, ткань должна быть легкой в уходе, иметь рациональную ширину.

Шерстяные пальтовые ткани в зависимости от используемого сырья и структуры подразделяют на камвольные, тонкосуконные и грубосуконные пальтовые ткани, тонкосуконные и грубосуконные сукна, драпы.

ДРАПЫ– это наиболее плотные и тяжелые ткани, применяются для пошива д/с, реже зимних пальто.

Их вырабатывают из аппаратной пряжи линейной плотности 60-170 текс. По составу они бывают чистошерстяными и полушерстяными, их вырабатывают из шерсти тонкой, полутонкой и реже полугрубой, обратов суконного производства, гребенных очесов, восстановленной шерсти, коротких химических волокон (вискозного, капронового, нитронового) и хлопка. В полушерстяных драпах содержание шерсти колеблется от 25 до 80%.

По структуре различают однослойные, полутораслойные и двухслойные драпы. Однослойные драпы самые тонкие и легкие, они вырабатываются простыми или мелкоузорчатыми переплетениями. Полутораслойные драпы вырабатываются двухлицевыми переплетениями, двухслойные - двухслойными. Двухслойные драпы самые тяжелые, толстые, теплозащитные и износоустойчивые.

В отделке драпы сильно уваливаются, затем ворсуются, ворс подстригается и запрессовывается, в результате чего ткацкого переплетения на поверхности не видно. Исключением является драп-ратин, у которого ворс не запрессовывается, а укладывается по рисунку в виде диагоналевых рубчиков, елочки, закатанных шариков.

По оформлению драпы чаще всего бывают гладкокрашеными, но выпускаются и в меланжевом или пестротканом виде.

Драпы- добротные, теплозащитные, формоустойчивые, износоустойчивые, неусадочные, неосыпаемые ткани. В швейном производстве они больших затруднений не вызывают, однако тяжелые, сильно увалянные драпы могут затруднять монтажно-переместительные операции.

 

 

ТОНКОСУКОННЫЕ ПАЛЬТОВЫЕ ТКАНИ

Пальтовые ткани по видам применяемой пряжи, переплетениям, отделке, внешнему оформлению наиболее разнообразны.

Ткани вырабатывают чистошерстяными и полушерстяными. Чистошерстяные ткани могут содержать ценные виды шерсти (кашемир, козья шерсть, верблюжья шерсть). В полушерстяных наряду с тонкой, полутонкой и полугрубой шерстью используются искусственные (вискозные) и синтетические (капроновое, нитроновое, лавсановое и др.), восстановленная шерсть и очесы гребенного производства.

Вырабатываются пальтовые ткани из аппаратной пряжи линейной плотности 100-250 текс, по строению одиночной, крученой или фасонной (петлистой, с непсом, синель и др.)

Переплетения используются любые, кроме ворсовых.

Колористическое оформление пальтовых тканей эффектнее, многообразнее, наряднее, чем драпов. Они могут выпускаться гладкокрашеными в широкой гамме цветов, меланжевыми, пестроткаными, с напечатанными рисунками. Полутораслойные и двухслойные ткани могут выпускаться двухсторонними. В этом случае изнаночная сторона может использоваться для отделки деталей.

Ткани могут выпускаться с длинным лежачим или сглаженным ворсом, с эффектом букле, с цветными непсами, с фасонной стрижкой ворса и др. Для улучшения качества тканей используют различные виды отделки, придающие им несминаемость, безусадочность, молестойкость, несвойлачиваемость и водоотталкивающие свойства.

В сравнении с драпами пальтовые ткани уваливаются в меньшей степени, они тоньше, легче, пластичнее. В швейном производстве пальтовые ткани сложнее, чем драпы, т.к. могут давать усадку, осыпаться, требуют дублирования наиболее ответственных участков с целью обеспечения формоустойчивости изделия.

КАМВОЛЬНЫЕ ПАЛЬТОВЫЕ ТКАНИ

Камвольные пальтовые ткани вырабатываются из гребенной пряжи, они имеют на лицевой стороне четкий рисунок переплетения. Их ассортимент сравнительно невелик. Это габардины, диагонали, крепы, букле и камвольно-суконные ткани.

ГАБАРДИНЫ (чистошерстяные и полушерстяные) вырабатываются из тонкой крученой пряжи переплетением диагоналевым или сложная саржа (при более высокой плотности по основе) в основном бежевого, серого и реже синего цвета. Поверхностная плотность 290-440 г/м2.

Габардины характеризуются повышенной износостойкостью, но из-за большой плотности по основе прорубаются иглой, осыпаются и сложно формуются.

Камвольно-суконные пальтовые ткани на лицевой стороне имеют открытый ткацкий рисунок, образованный из гребенной пряжи, а с изнанки- ворсовую поверхность, образованную за счет уточной пряжи аппаратного прядения. Вырабатывают ткани диагоналевым, мелкоузорчатыми и жаккардовыми переплетениями, выпускают их гладкокрашеными и меланжевыми. Применяют для женских демисезонных и зимних пальто.

 

ТРИКОТАЖНЫЕ ПОЛОТНА

Трикотаж – текстильное вязаное изделие, образуемое путем взаимного переплетения петель

Петли, расположенные по горизонтали, образуют ряд, по вертикали – столбик.

Существует 2 способа образования петельных рядов: поперечновязальный (кулирный) и основовязальный.

В поперечновязаном трикотаже все петли одного ряда образуются последовательным изгибанием одной и той же нити. Такой трикотаж обладает большой растяжимостью и легко распускается.

Основовязаный трикотаж образуется системой параллельно расположенных нитей, причем каждая нить образует в каждом ряду только одну петлю, а затем переходит в следующий ряд. Основовязаный трикотаж имеет меньшую растяжимость и меньше распускается.

Кулирный трикотаж можно получить вручную и на машине, основовязаный – только на машине. Таким образом, трикотажные машины делятся на поперечно-вязальные и основовязальные, те и другие бывают плосковязальные и кругловязальные. На плосковязальных машинах изготавливают трикотажные полотна или плоские детали трикотажных изделий. На кругловязальных трикотажных машинах трикотаж вяжут в виде трубки. Класс трикотажной машины определяется числом игл, приходящихся на единицу длины. Чем выше класс машины, тем тоньше требуется нить и тоньше вырабатывается полотно. После изготовления трикотажное полотно проходит отделку по такому же принципу, как и ткани.

Трикотаж пользуется большим спросом, т.к. он обладает упругостью, он менее сминаем, чем ткани, его повышенная растяжимость обеспечивает удобство изделий в эксплуатации, даже очень облегающие изделия не стесняют движений человека. Пористая структура сообщает одежде требуемую гигиеничность.

Производительность вязального оборудования больше производительности современных ткацких станков в 2-5 раз. Кроме того, трикотажный способ имеет сокращенный производственный цикл, т.к. отпадает ряд технологических процессов (перемотка утка, сновка). Пошив трикотажных изделий также имеет упрощенную технологию.

УТЕПЛЯЮШИЕ МАТЕРИАЛЫ

НАТУРАЛЬНЫЕ МЕХА

Натуральный мех – выделанные шкурки пушных и морских зверей, домашних животных.

Сроение меховых шкурок

В строении шкурки различают волосяной покров и кожевую ткань.

Волосяной покров состоит из кроющих и пуховых волос. Кроющие волосы делят на два типа: направляющие и остевые. Направляющие волосы – редко расположенные, прямые, упругие, наиболее длинные и толстые, их утонченные кончики возвышаются над всем волосяным покровом, образуя “вуаль”. Остевые волосы расположены чаще, чем направляющие, и защищают пуховые волосы от разрушения. Пуховые – наиболее тонкие, извитые, густые волосы (94-96% общего количества), обеспечивающие теплозащитные свойства.

Кожевая ткань (мездра) состоит из эпидермиса, дермы и подкожно- жирового слоя.

Выделка шкурок

Шкурки, снятые с животных, называются сырьем. Они обязательно подвергаются выделке. Выделка меха представляет собой совокупность химических, физико-химических и механических операций, в результате которых кожевая ткань приобретает мягкость, эластичность, растяжимость (потяжку), устойчивость к загниванию от действия влаги, а волосяной покров становится чистым, блестящим, пышным и рассыпчатым.

Операции выделки меха делятся на следующие группы: подготовительные, собственно выделка и отделочные.

Подготовительные операции – это удаление подкожно-жирового слоя и различных загрязнений.

Процессами собственно выделки являются процессы квашения и пикелевания, благодаря которым кожевой ткани придаются мягкость и пластичность. Последующие процессы дубления закрепляют приданные кожевой ткани свойства и сообщают ей водо- и термостойкость.

Жирование повышает прочность, пластические свойства и мягкость шкурок. В процессе сушки из шкурки удаляют избыточную влагу.

Отделочные операции необходимы для улучшения качества кожевой ткани и волосяного покрова. Весь цикл отделочных операций состоит из откатки, разбивки кожевой ткани и отделки волосяного покрова.

Крашение шкурок проводится до отделки.

Показатели качества меха

Качество меха характеризуется качеством волосяного покрова, кожевой ткани, размером и весом шкурки, ее носкостью и теплозащитными свойствами.

К основным свойствам волосяного покрова относятся:высота, густота, мягкость, блеск, цвет, пышность, свойлачиваемость, сминаемость,упругость, прочность к многократным изгибам, прочность связи волоса с кожевой тканью.

К свойствам кожевой ткани относятся: мягкость, пластичность, намокаемость, прочность при растяжении, плотность и толщина кожевой ткани. Одним из важных свойств кожевой ткани является растяжение в любом направлении. Чем мягче кожевая ткань, тем больше она растягивается. Это свойство используют для придания шкуркам требуемой формы.

Одним из наиболее важных свойств меха является его носкость. Наиболее износостойкими считают шкурки выдры, бобра, норки, соболя, куницы и каракуля.

Шкурки лисицы, нутрии, белки относятся к категории средних по носкости. Шкурки кролика, зайца-беляка, мелких грызунов – к малостойким.

Теплозащитные свойства меха зависят от воздушной прослойки: чем она больше, тем теплозащитнее мех. Более упругий, высокий и густой волосяной покров имеет более высокие теплозащитные свойства. Теплозащитные свойства зависят также от плотности кожевой ткани, степени сжатия волосяного покрова в процессе эксплуатации.

ИСКУССТВЕННЫЕ МЕХА

Искусственный мех по своему строению напоминает нату­ральный и состоит из грунта и ворса. Грунт — основа меха, в нем закреплены волокна ворса. Ворс — волокнистый покров; в зависимости от способа изготовления, вида применяемых волокон и нитей, назначения меха может быть однородным и неоднородным по длине и толщине волокон, по густоте их расположения; высота ворса может быть от нескольких мил­лиметров до нескольких сантиметров.

В настоящее время главной задачей в производстве искус­ственного меха является получение меха, наиболее полно ими­тирующего натуральный мех как по внешнему виду, так и по свойствам.

Искусственный мех, предназначенный для изготовления одежды, должен быть износоустойчивым, сохранять в про­цессе эксплуатации форму, внешний вид и первоначальный блеск, должен хорошо драпироваться и незначительно усажи­ваться при действии атмосферной влаги; волосяной покров не должен сваливаться и сминаться.

По способу получения искусственный мех различают: тканый, трикотажный, накладной (с приклеенным ворсом) и тафтинговый (тканепрошивной).

Тканый искусственный мех получают на ткацких станках, применяя два способа: двухполотенный саморезный и прутко­вый.

При выработке искусственного меха двухполотенным спо­собом используют две системы основных и уточных нитей и специальную ворсовую (основную) нить. При работе ткацко­го станка образуются два полотна ткани (грунта) полотняного или репсового переплетения, в которые поочередно вплетает­ся ворсовая нить. Нож, установленный на равном расстоянии от верхнего и нижнего полотна, по мере выработки меха раз­резает ворсовые нити, соединяющие оба полотна. В результа­те получается два полотна искусственного меха.

При выработке меха прутковым способом используется од­на система нитей основы и утка и специальная ворсовая нить. При работе станка в зев входят металлические прутки с лез­вием на конце. Ворсовая (основная) нить, огибая прутки, об­разует петли. По мере наработки меха прутки вытаскивают, при этом лезвие прутка разрезает ворсовые нити. После рас­чесывания этих нитей образуется ворс.

Для получения грунта тканого меха применяют хлопча­тобумажную крученую пряжу. В качестве ворсовой нити используют шерстяную пряжу или комплексные вискозные, ка­проновые, лавсановые, ацетатные нити, пряжу, содержащую волокна лавсана, нитрона, профилированные нити из разноусадочных волокон, волокна орлон, куртель, дайнель.

Тканый мех вырабатывается с высотой ворса 4 — 22 мм, поверхностной плотности от 350 до 750 г/м2. Выпускают его гладкокрашеным, напечатанным, с аэрографным крашением кончиков ворса, с устойчивой укладкой ворса, с водоотталки­вающей отделкой.

Для лучшего закрепления ворса грунт с изнаночной сто­роны покрывают тонким слоем латекса. Некоторые виды тка­ного меха дублированы поролоном.

Трикотажный мех получают на кругловязальных маши­нах двумя способами, различающимися принципом получе­ния ворсового покрова: ввязыванием в петли грунта пучка волокон из чесаной ленты и вязанием на изнанке грунта удлиненных плюшевых петель, которые затем разрезают и расче­сывают. Наиболее распространенным методом получения три­котажного искусственного меха является первый, так как он более эффективен и позволяет получать искусственный мех, удачно имитирующий натуральный.

Грунт трикотажного меха вырабатывают переплетением кулирная гладь из хлопчатобумажной трощеной или круче­ной пряжи. Иногда применяют смешанную пряжу из хлоп­ковых, полиакрилонитрильных и поливинилхлоридных воло­кон.

Для ворса используют полиакрилонитрильные, лавсано­вые и другие волокна или их смеси. Для лучшей имитации натурального меха в смесях для ворса применяют разноусадочные волокна (промытые и непромытые капроновые, ни­троновые и вискозные волокна, волокна дайнель с орлоном и верелом и др.).

При термической обработке одни волокна усаживаются в большей степени и образуют подпушек, другие почти не уса­живаются, образуя ость. Для пуховой части ворса обычно используют тонкие волокна, для остевой — более толстые. Чтобы получить искусственный мех с однородной структу­рой ворса (типа котика), используют разноусадочные волокна одинаковой длины, а с неоднородной структурой ворса (типа норки, лисицы) — волокна, резко различающиеся по длине, толщине и цвету, Рисунчатый мех получают на кругловязальных однофонтурных машинах с жаккардовым устройством. Жаккардовый механизм позволяет получать двух- и трех­цветные рисунки различной формы и вертикальные полосы с равномерной или различной густотой ворса (мех под ягуа­ра, леопарда и др.).

Для лучшего закрепления ворса грунт покрывают с изна­ночной стороны тонким слоем латекса из натурального или синтетического каучука.

Ворс несколько раз стригут на стригальной машине. Элек­трополировку ворса проводят для распрямления и полировки кончиков волокон и придания им устойчивости в вертикаль­ном положении.

Накладной (клеевой) мех получают путем приклеивания ворсовых нитей (синели) к поверхности ткани. В качестве грунта меха используют хлопчатобумажную ткань (миткаль). Синель представляет собой пряжу, состоящую из двух скру­ченных стержневых хлопчатобумажных нитей, между кото­рыми закреплена фасонная нить (капроновая, вискозная или лавсановая) в виде отрезков длиной 10 — 22 мм. Предвари­тельно синель завивают на завивочной машине, где в специ­альных трубках при высокой температуре (210 — 212 °С для капроновых нитей и 280 — 300 °С для вискозных) синель по­лучает извитую форму, которая при этих условиях стабили­зируется.

На специальной каракулеукладочной машине завитая си­нель в ряде вальков размещается на укладочном столе, а за­тем перемещается и накладывается на ткань, покрытую полиизобутиленовым клеем.

Способом приклеивания ворсовых нитей к грунту выраба­тывают искусственный каракуль и искусственную смушку.

Каракуль — искусственный мех, у которого завитая синель в виде плотно уложенных вальков различной длины прикле­ена одной стороной к грунту. Искусственный каракуль отли­чается плотными, упругими и нераскрывающимися вальками, уложенными по определенному рисунку, напоминающему ри­сунок натурального каракуля.

Смушка в отличие от каракуля вырабатывается из сине­ли, не содержащей стержневых нитей. Перед укладыванием синели на проклеенную поверхность ткани ее разрезают на небольшие отрезки и из отрезков удаляют стержневые ни­ти. Извитые волокна, оставшиеся от нагонной нити синели, 1 непосредственно приклеивают к грунту. В результате смуш­ка имеет рыхлый, мягкий волокнистый покров, состоящий из извитых волокон, без четкого рисунка.

Искусственный каракуль и смушку вырабатывают серыми или окрашенными в черный или коричневый цвет; поверх­ностная плотность их 850 — 1100 г/м2.

Тканепрошивной искусственный мех вырабатывают на тафтинг-машинах или на машинах "Малиполь". Грунт меха (ткань) прошивают ворсовой нитью. При этом на изнаночной стороне грунта с помощью крючков формируются петли опре­деленного размера. Нож, закрепленный на крючке, по мере наработки петель разрезает их. После расчесывания концов ворсовых нитей образуется ворс. В качестве ворсовых нитей обычно используют пряжу из полиакрилонитрильных во­локон.

Тафтинговый мех применяют главным образом в качестве подкладочного материала.

При пошиве одежды используется одежный (покровный), воротниковый (отделочный) и подкладочный искусствен­ный мех. Покровный мех изготовляют всеми способами, за исключением тканепрошивного; воротниковый мех получают преимущественно трикотажным способом; в качестве подкла­дочного используют тканый, трикотажный и тканепрошивной мех.

Искусственный мех легче натурального, достаточно изно­состоек, но обладает повышенной воздухопроницаемостью и меньшими теплозащитными свойствами, которые зависят от способа получения. Мех на трикотажной основе благодаря объемности имеет более низкую теплопроводность по сравне­нию с тканым. Накладной искусственный мех обладает более низкими теплозащитными свойствами. Искусственный мех устойчив к действию света и влаги. Ворсовый покров из по­лиэфирных волокон при эксплуатации пиллингуется.

При проектировании одежды из искусственного меха необ­ходимо учитывать такие его свойства, как истираемость и сваливаемость ворсового покрова. При увеличении длины ворса возрастает его сваливаемость в местах, подвергающихся наи­более интенсивному трению: по краю борта, низу рукавов, на нижней половинке рукава, на полочке под рукавом. Это необ­ходимо учитывать при выборе моделей одежды из искусствен­ного меха. Чтобы увеличить долговечность и надежность из­делий, рекомендуется на указанных участках одежды проек­тировать накладки из натуральной и искусственной кожи и замши, которые могут иметь не только функциональное, но и декоративное значение.

При изготовлении изделий из искусственного меха реко­мендуется применять хлопчатобумажные швейные нитки № 40 и 50 и лавсановые № ЗЗЛ; швейные иглы № 90 — 120. Для предохранения краев деталей от растяжения рекоменду­ется прокладывать кромку или полоску ткани по обрезным краям деталей кроя.

 

 

УТЕПЛИТЕЛИ

НАТУРАЛЬНЫЙ ПУХ

Несмотря на большое количество новых синтетических утеплителей, пуховая одежда до настоящего времени остается непревзойденной, отвечая всем предъявляемым требованиям: ей свойственны малый вес, высокие теплозащитные свойства, малый транспортный объем, долгий срок службы. Эти качества можно объяснить структурой пуха, состоящего из отдельных пушинок, которые, с одной стороны, отталкиваются, а с другой - при давлении входят друг в друга. При грамотном обращении с пуховым изделием срок службы гусиного пуха в пакете одежды составляет 20 лет, утиного -5 лет.

Анализ качества

Основная характеристика пуха - это его упругие свойства. Численно они оцениваются специальным параметром - Fill power (F.Р.). На Западе принят такой метод: берут 1 унцию пуха, сжимают ее, затем груз убирают и измеряют объем (в кубических дюймах), до которого эта порция восстановилась. Лучшие показатели F.Р. доходят до 800 единиц. Обычно серьезные фирмы, скажем, Nord Face, Columbia, используют пух с показателем F.Р. не ниже 550. По данным американской фирмы Columbia Sportswear Company, такой показатель достигается благодаря применению хорошего серого гусиного пуха примерно следующего состава: пух - 70%, ворс - 10%, мелкое перо -17%, засоренность 3%. BASK использует в своих изделиях высококачественный гусиный пух с F.Р. — 650...800.

Качество сырья

Лучшими для сборки гусиного пуха считаются птицы с белым оперением специальных пород. В большой степени на качество пуха влияют природные условия содержания птицы. Недаром на Западе очень ценится сырье, собранное в холодной России — пух здесь более крупный и содержание его в сырье больше. По этой же причине плохо отзываются о пухе, произведенном в Китае.

Самым хорошим считается сырье, собранное при ручном прижизненном ощипе взрослой птицы, так как в нем практически отсутствует ворс, наличие которого сильно сказывается на упругих свойствах. Однако такое сырье дефицитно и дорого. Проще использовать сырье машинного прижизненного ощипа. Пух послеубойной сборки часто сильно испорчен.

Гагачий пух собирают с гнезд сразу же после периода гнездования птиц. С одного гнезда удается собрать не более 30 граммов пуха. К тому же его трудно довести до промышленного использования. Поэтому гагачий пух добывается в очень ограниченном объеме (около 20 кг в год), и он чрезвычайно дорог. После того как выбрано сырье, его нужно промыть, отсоединить пух от пера и произвести необходимую смесь. Полная технология обработки пуха состоит из 18 операций и возможна только на крупных фабриках, обладающих соответствующим оборудованием.

Рекомендации покупателям

Очень осторожно надо подходить к покупке пуха у небольших фирм и частных лиц, имеющих простые перегонные установки. В большинстве своем вы будете иметь дело со смесью гусиного и утиного непромытого пуха. Однажды нам предложили «нечто», содержащее в своём составе 0% пуха! Можно дать несколько практических советов, облегчающих проблему выбора пухового снаряжения (не касаясь конструктивных особенностей и проблем тканей, которые, конечно же, должны не пропускать пух, но "дышать", быть легкими, прочными и т.д.).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.