Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Я и 2-я Конституции ПМР: общее и особенное, «Новая» редакция Конституции ПМР





Конституции Приднестровской Молдавской Республики 1991 г., 1995 г., новая редакция Конституции 2000 г.

Анализируя положения Конституции ПМССР от 2 сентября 1991 г. и Конституции от 24 декабря 1995 г., а также последние изменения и дополнения, внесенные соответствующим конституционным законом от 22 июня 2000г., можно определить путь становления и развития государственности Приднестровской Молдавской Республики.

Принятие трех вариантов Основного закона республики (Конституции) всего за десять лет ее существования свидетельствует о напряженном процессе поиска наиболее рациональных вариантов формирования, об этапах деятельности высших органов государственной власти, формах правления,*а также о качественных изменениях функций государства на конкретном историческом этапе.

Первая Конституция ПМССР была разработана на основе трех важнейших правовых актов республики, действовавших в течение определенного времени и осуществлявших регламентацию государственной и общественной жизни молодого государства. К ним относятся: Декларация о суверенитете Приднестровской МССР, Декрет о государственной власти Приднестровской МССР и Декларация о независимости Приднестровской МССР. Как показала жизнь, роль Советов народных депутатов была в некоторой степени завышена. Тем не менее, Приднестровская Молдавская Республика создавалась местными Советами народных депутатов, которые руководствовались решениями народа, высказанными на референдумах и местных сходах.

Ко времени принятия первой Конституции еще не сформировалась четкая иерархия органов государственной власти из высших (республиканских) и местных органов самоуправления, в компетенции которых должны были находиться вопросы местного значения.

В отличие от первичных актов о государственной власти в республике, устанавливающих структуру Верховного Совета из двух палат (Совета Республики и Совета Национальностей), в первой Конституции функции каждой палаты были детализированы. Верховный Совет ПМССР являлся высшим представительным; законодательным и контролирующим органом государственной власти и избирался сроком на пять лет.

Что касается формы правления в Приднестровской Молдавской Республике, то она в соответствии с решениями I и II съездов, видоизменялась от советской к парламентской и далее к смешанной - парламентско-президентской с введением поста Президента республики. Позже, в соответствии с Конституцией 1995 г., форма республиканского правления стала президентской: Президент становился главой государства и избирался гражданами республики в ходе прямых выборов; ему принадлежали основные прерогативы в сфере исполнительной власти, одновременно он являлся Верховным Главнокомандующим. Кроме того, Президент представлял на утверждение Верховному Совету структуру Правительства и путем совместного решения формировал его.



Высшие должностные лица судебной власти (председатели Верховного и Арбитражного судов) назначались Верховным Советом по представлению Президента ПМР. Аналогичную процедуру проходили кандидаты на должность прокурора и председателя Комитета государственного контроля Приднестровской Молдавской Республики.

Верховный Совет обладал правом отмены указов Президента в течение двух недель со дня их издания в случае их несоответствия Конституции и законам СССР и ПМР. В то же время Президент являлся субъектом права законодательной инициативы, получал право накладывать "вето" на принятые Верховным Советом законы. Кроме того, Президент мог быть отрешен от должности Верховным Советом ПМР на основании выдвинутого им обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.

Президент представлял Верховному Совету ежегодный отчет о своей деятельности, а также мог быть заслушан по предложению не менее одной трети депутатов, рабочего органа Верховного Совета или одной из его палат.

Определение функций государства происходило, как правило, в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность их установления зависела от очередности задач, возникающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. При этом при изменении общественно-политической и социальной жизни общества функции государства не могли оставаться неизменными. На их содержание во многом повлиял многонациональный состав населения ПМР. В текстах всех трех редакций Конституции в качестве важнейших функций государства выдвигались сохранение и развитие национальных традиций и культуры народов, населяющих Приднестровье.

Поскольку Приднестровская Молдавская Республика создавалась с "нуля", в формировании органов управления государством шел постепенный процесс отмежевания от ССР Молдова как уже существующего государственного образования. Со дня своего образования, одновременно с провозглашением независимой республики в составе СССР, Приднестровская Молдавская Республика выполняла политические функции в соответствии с постановлением II съезда народных депутатов Приднестровского региона.

В конституциях 1991 и 1995 г. функции государства как главные социально-значимые направления его деятельности не были четко выделены, и их можно проследить, лишь анализируя текст данных документов. Так, политическими функциями являлось формирование народом ПМР республиканских и местных органов государственной власти, а также участие населения в государственных делах через референдум. Экономические функции реализовывались посредством провозглашения рыночной экономики, многообразия форм собственности (частной, коллективной и государственной, а также различных смешанных форм) и равной их защиты государством.

Экономика развивалась на основе саморегулирования и дополнительного целенаправленного регулирования со стороны государства. Любое влияние на деятельность предприятий со стороны Советов народных депутатов или государственной администрации исключалось; хозяйственные отношения строились только на налоговой и договорной основе.

Социальные функции государства многообразны по содержанию и, как правило, определяются провозглашением государства социальным институтом. Приднестровская МССР создавалась первоначально с целью решения территориальных социально-экономических вопросов (развитие концепции "свободной экономической зоны"). Позже, в результате конфликта с Республикой Молдова, представители Советов народных депутатов Приднестровского региона возложили на Координационный совет политические функции.

Конституция 1991 г. содержала положения об улучшении условий труда и его охране на основе научно-технических достижений, о социальном и культурном прогрессе общества, повышении уровня оплаты труда, занятости населения в сфере общественного производства, об обеспечении возможности заниматься предпринимательской деятельностью на основе коллективного или индивидуального труда. В Основном законе государства уделялось внимание охране здоровья граждан, расширению системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, развитию физической культуры и спорта. В отдельных статьях оговаривались государственная защита семьи, материнства и детства, равноправие супругов в семейных отношениях. Первая Конституция закрепляла действие в Приднестровской МССР единой системы народного образования, соответствующей историческим и культурным традициям края, потребностям его народного хозяйства, а также определяла направления в развитии науки, подготовке квалифицированных кадров, способствовала внедрению результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы общественной жизни.

Экологическая функция государства, согласно Конституции 1991 г., реализовыва-лась посредством охраны окружающей среды и установления порядка организации экологической защиты территории республики. В Конституции 1995 г. уже было провозглашено право не только на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, но и на возмещение вреда, причиненного его нарушением. К компетенции Правительства ПМР было отнесено проведение в Приднестровье единой государственной политики в области экологии.

Реализация наиболее важной для развития государства функции налогообложения способствует формированию собственного бюджета. Первоначально на территории ПМССР применялись некоторые налоговые законы Российской Федерации. После урегулирования конституционно-правовой сферы в республике приступили к разработке И принятию собственных налоговых законов.

Функции защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка реализуются путем формирования судебных органов и органов внутренних дел.

Осуществление государственной функции обороны стало реальным после переподчинения военных комиссариатов Министерства обороны СССР Правительству ПМССР и Министерству обороны СССР. На военные комиссариаты возлагались обязанности по учету, оповещению и поставке мобилизационных ресурсов в войска, а также проведению призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и Республиканскую гвардию ПМССР. Постановлением Верховного Совета 6 сентября 1991 г. была создана Республиканская гвардия, 18 сентября переведены под юрисдикцию ПМССР воинские части и подразделения Вооруженных Сил СССР, дислоцирующиеся на территории Приднестровского региона.

Однако содержащиеся в обеих конституциях функции государства не были систематизированы. Поэтому в текст конституционного закона от 21 июня 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики" была включена отдельная статья о функциях, которые берет на себя республика для реализации положений о социальном государстве. В результате принятия данного закона республика стала президентской, что преобразило характер взаимодействия высших органов государственной власти. Например, формирование органов исполнительной власти, согласно принятым положениям, Президент мог проводить самостоятельно, без обязательного ранее согласования с Верховным Советом, который утратил право участвовать в формировании органов исполнительной власти. В то же время Верховный Совет получал право возбуждать процедуру и принимать решения об отрешении от должности лиц, занимающих высшие государственные посты. Президент, согласно принятому закону, утратил право выносить на референдум вопрос о выражении недоверия Верховному Совету ПМР и распускать его, что способствовало стабильности власти.

Изменился порядок формирования судебных органов и в части назначения судей - его стал производить сам Президент. Исключение составляют должности председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Решение о назначении и освобождении их от должности, как и в отношении Прокурора ПМР, председателя Центрального банка принимается Верховным Советом по представлению Президента.

Важным критерием президентской республики является отсутствие Правительства как коллегиального органа, наделенного собственной компетенцией. В результате его реорганизации учреждается Кабинет Министров - исключительно совещательный орган при Президенте; все решения по рассматриваемым Кабинетом Министров вопросам стали утверждаться правовыми актами Президента.

Полномочия по отраслевому управлению возлагаются на министерства, самостоятельность которых была максимальной. Большая часть вопросов, ранее находившихся в компетенции Правительства, передается министерствам и ведомствам и регулируется посредством издания ведомственных или межведомственных актов. По Конституции ПМР, Президент вправе отменить либо приостановить действие правовых актов министерств и ведомств, государственных администраций и иных подчиненных или подконтрольных ему органов. Руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей перед Президентом как главой исполнительной власти, а также в соответствии с процедурой импичмента, предусмотренной Конституцией ПМР.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.