Таможенный тариф в системе мер государственного регулирования ВЭД РФ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Таможенный тариф в системе мер государственного регулирования ВЭД РФ





Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования – неотъемлемое условие проведения Россией активной и целостностной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.
Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает их стоимость при реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Таможенный тариф Российской Федерации
Таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ).
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. и Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., Правительство Российской Федерации постановило*:
* Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1560.



1. Считать единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств, базирующуюся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
2. Утвердить Таможенный тариф Российской Федерации, основанный на единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и действующих ставках таможенных пошлин.
Порядок формирования и применения Таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ "О таможенном тарифе", вступившем в действие с 1 июля 1993 г.
Законом определены основные цели таможенного тарифа Российской Федерации:
• рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
• защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
• обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Таможенные пошлины
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных настоящим Законом, определяются Правительством Российской Федерации. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются Государственной Думой.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего Закона.
Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Правительством РФ и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории РФ.
В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
• адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
• специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
• комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Основой для начисления таможенной пошлины служит таможенная стоимость товара в случае, если в его отношении применяется адвалорная ставка таможенной пошлины.

Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС), предусматриваемый Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость", представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Это косвенный налог, поскольку он выступает ценоформирующим налогом, и его оплачивает конечный потребитель.
Этот налог используется в более чем 40 странах мира, однако в большинстве из них на товары, по которым имеет место перепроизводство в стране. Активизация перехода к рыночным отношениям в РФ обусловлена необходимостью появления такого налога и в нашей стране.
Плательщики налога – предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.
Объектом налогообложения служат обороты по реализации товаров (работ и услуг), в том числе продукция производственно-технического назначения. Объектом обложения стали импортные товары, ввозимые на территорию РФ. НДС уплачивается в рублях и зачисляется в доход федерального бюджета.
Сумма НДС по товарам, облагаемым таможенными пошлинами и акцизами, рассчитывается с общей суммы таможенной стоимости, таможенных пошлин и акцизов; по товарам, не облагаемым акцизами и пошлинами, – только с суммы таможенной стоимости.
По товарам, ввозимым на территорию РФ, ставки такие же, как и для отечественных товаров.
От уплаты НДС освобождаются:
• импортное оборудование и приборы для научно-исследовательских работ;
• технические средства для реабилитации инвалидов (включая автомототранспорт);
• медикаменты и медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства;
• товары, ввозимые в Россию в качестве гуманитарной помощи;
• аренда служебных и жилых помещений иностранными гражданами и юридическими лицами при условии, что подобная льгота предусмотрена в отношении российских граждан и юридических лиц либо в национальном законодательстве их стран, либо в международных договорах;
• товары, экспортируемые непосредственно предприятиями-изготовителями, экспортируемые услуги и работы, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через территорию РФ.
НДС уплачивается декларантом либо иным лицом, определяемым нормативными актами по таможенному делу, одновременно с уплатой других таможенных платежей, т. е. до или в момент принятия грузовой таможенной декларации.
В соответствии с принятыми дополнениями к Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость", при реализации товаров (работ, услуг) на территории России иностранными предприятиями, не состоящими на учете в налоговых органах РФ, НДС должен уплачиваться в бюджет российскими предприятиями-контрагентами за счет средств, перечисляемых иностранным предприятием или другим лицом, указанным этим иностранным предприятием. При этом после уплаты налога российскими предприятиями иностранные предприятия имеют право на возмещение сумм НДС, фактически уплаченных в бюджет при ввозе товаров, а также материальных ресурсов производственного назначения на территорию РФ.

Ставки НДС прописаны в налоговом кодексе РФ.

Законом РФ "О таможенном тарифе", введенным в действие с 1 июля 1993 г., заложены правовые основы для применения в практике российского таможенного контроля основных правовых принципов и норм определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Данные принципы и нормы основаны на Соглашении по применению статьи VII ("Оценка в таможенных целях") Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) – так называемого Кодекса таможенной стоимости.
Целью данного соглашения, к которому присоединилось в настоящее время большинство стран, является установление единообразной и нейтральной системы определения таможенной стоимости товаров, препятствующей использованию произвольных или фиктивных таможенных стоимостей.
Формирование российских правовых норм по таможенной стоимости на основе международных принципов оценки товаров в таможенных целях является важнейшим условием обеспечения нормального развития интеграционного процесса Российской Федерации в мировые хозяйственные отношения.

Понятие таможенной стоимости товаров, ее назначение
В таможенном законодательстве налогооблагаемую базу принято называть таможенной стоимостью товара.
Таким образом, под таможенной стоимостью товара понимается специфическая величина, определяемая в установленном законодательством порядке и используемая в целях таможенного обложения, то есть в качестве исходной расчетной базы (основы) для исчисления адвалорных (исчисляемых в процентах) таможенных платежей. Кроме того, исчисление таможенной стоимости прямо или косвенно необходимо также для иных таможенных целей, таких, как таможенная статистика, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.
Именно этим целям служат понятие "таможенная стоимость товара" и жесткая регламентация порядка ее определения.
Введение правил определения таможенной стоимости позволяет таможенным органам успешно реализовывать одну из основных своих функций на современном этапе – фискальную, так как это обеспечивает полноту поступлений доходов от взыскания таможенных платежей в государственную казну. С другой стороны, наличие общедоступной методики и строго установленных правил определения таможенной стоимости ставит всех участников внешнеэкономической деятельности в равные условия с точки зрения расчета подлежащих к уплате таможенных платежей и позволяет существенно повысить степень определенности при организации внешнеторговых операций, заранее просчитать все необходимые экономические параметры сделок.
В Законе подчеркнуто, что установленная им система таможенной оценки товаров распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ. Это необходимо учитывать при декларировании таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ. Кроме того, таможенная стоимость декларируется в случае изменения таможенного режима, под который помещен товар. То есть декларант (в соответствии с Таможенным кодексом РФ – это "лицо, перемещающее товары и таможенный брокер (посредник), декларирующее, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства от собственного имени") самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров на основании определенных Законом методов и выполняет все действия, связанные с ее заявлением (заполняет соответствующие графы таможенных деклараций, подтверждает заявленные в них сведения соответствующими документами и тд.).
Основным документом, в котором заявляется таможенная стоимость товара, является базовый документ таможенного контроля – грузовая таможенная декларация, графы 12 и 45 (12 – общая таможенная стоимость декларируемых товаров и 45 – таможенная стоимость конкретного товара).
Однако для заявления таможенной стоимости ввозимых товаров дополнительно применяются специализированные формы деклараций: декларации таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2, где приводится подробный расчет таможенной стоимости, с разбивкой по ее составляющим (компонентам). Форма ДТС-1 используется в случае применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров (см. ниже), а форма ДТС-2 – во всех остальных случаях определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Декларация таможенной стоимости (далее по тексту – ДТС) является приложением к соответствующей грузовой таможенной декларации (далее по тексту – ГТД) и без нее недействительна. В том случае, если производится корректировка таможенной стоимости и осуществляется пересчет таможенных платежей, то форма корректировки таможенной стоимости (далее по тексту – КТС) также является неотъемлемой частью ГТД.
ДТС представляется одновременно с ГТД в таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, то есть ДТС (КТС) паивается тот же справочный номер, что и ГТД (графа 7).
ДТС заполняется на все товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, при заявлении тех таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами, акцизами, НДС и прочими налогами и сборами, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.
Порядок определения таможенной стоимости, ее структуры, является единым независимо от вида товара или заявляемого декларантом таможенного режима, но налогооблагаемая база иногда меняется, есть определенные льготы, например, для таможенного режима "Переработка вне таможенной территории". Налогооблагаемой базой в данном случае является не полная таможенная стоимость ввозимого товара, а только стоимость, добавленная в результате переработки. Однако все требования к определению, заявлению и подтверждению стоимостных данных остаются теми же, что и в других случаях.
Информация, заявляемая декларантом, должна основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости ввозимых товаров кроме ДТС декларант должен представить следующие документы:
• учредительные документы лица, перемещающего товары;
• договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены);
• счет-фактуру (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен), под которыми прежде всего понимаются копия платежного поручения с отметкой банка об исполнении и копия выписки из лицевого счета предприятия, заверенная его руководителем и главным бухгалтером (данные документы должны содержать все необходимые реквизиты для идентификации их с оформляемой поставкой), или счет-проформу (для условно-стоимостных сделок);
• транспортные и страховые документы (договор на перевозку, счет за перевозку, коносамент, железнодорожная накладная, авианакладная, автомобильная накладная (CMR), отрывной лист книжки МДП (Garnet Tir), договор страхования, страховой полис и т.п.), если они имеются в зависимости от условий поставки;
• официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортировка осуществлялась транспортом покупателя;
• таможенную декларацию страны отправления (если она имеется);
• упаковочные листы;
• лицензию для товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленным порядком;
• сертификат о происхождении товара, сертификат качества, безопасности и др.
Таможенным органом в качестве дополнительных сведений в случае, если для подтверждения заявленной таможенной стоимости не достаточно вышеперечисленных документов, могут быть запрошены следующие документы:
• контракты с третьими лицами, имеющие отношения к сделке;
• счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;
• счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;
• бухгалтерская документация;
• лицензионные или авторские соглашения;
• экспортные (импортные) лицензии;
• складские квитанции;
• заказы на поставку;
• каталоги, спецификации, коммерческие предложения, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;
• калькуляцию фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна ее представить российскому покупателю);
• другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.
В течение срока, устанавливаемого таможенным органом (но не более 60 дней), декларант собирает и представляет в таможенный орган документы, необходимые для уточнения и/или подтверждения таможенной стоимости. После представления декларантом таможенному органу необходимых сведений или истечения срока временной (условной) оценки таможенным органом принимается решение в отношении таможенной стоимости и производится окончательный перерасчет таможенных платежей.

Методы определения таможенной стоимости
Законом РФ "О таможенном тарифе" установлено шесть методов определения таможенной стоимости:
• метод по цене сделки с ввозимыми товарами – метод 1 (ст. 19);
• метод по цене сделки с идентичными товарами – метод 2 (ст. 20);
• метод по цене сделки с однородными товарами – метод 3 (ст. 21);
• метод вычитания стоимости – метод 4 (ст. 22);
• метод сложения стоимости – метод 5 (ст. 23);
• резервный метод – метод 6 (ст. 24).
Определение таможенной стоимости товаров должно начинаться декларантом с попытки применения метода 1. И только в том случае, если не выполняются условия применения метода 1, последовательно применяются методы 2–6. Исключение допускается только в отношении методов 4 и 5, которые могут применяться в любой последовательности, то есть возможно применение метода 5 после метода 3.
Законом установлено, что основным методом определения таможенной стоимости товара является метод 1, что соответствует Кодексу таможенной стоимости, предусматривающему максимально возможное использование для таможенной оценки цены сделки. Опыт стран, применяющих данную систему оценки с 1981 г., свидетельствует, что 90–98% всех экспортно-импортных операций оцениваются в таможенных целях по этому методу. Лишь по весьма незначительному числу сделок таможенная стоимость определяется по методам 2–6, которые являются оценочными, то есть такими, когда таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется не на основе цены сделки, а путем проведения соответствующих оценочных расчетов с привлечением информации по другим сделкам. Следующий по применению метод 6.
Рассмотрим более подробно методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.