АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»





АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра технологии продуктов питания и сервиса

 

СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ

Учебное пособие

для бакалавров и магистров по направлению подготовки

260800 «Технология продукции и организация общественного питания»

 

 

ОМСК 2012

УДК

Сервисное обслуживание на предприятиях индустрии питания: учебное пособие по изучению дисциплины / Сост. Н.В. Бураковская, О.В. Пасько – Омск: Изд. «Прогресс» Омского экономического института, 2012. – 127 с.

 

Рецензент: к.п.н., доцент и.о. зав. кафедрой «Гостиничное дело» Омского государ

ственного института сервиса Кулагина Е.В.

преподаватель кафедры общественного питания Омского

экономического института Веселова Т.И.

 

 

© Омский экономический институт , 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ТЕМА 1 Информационное обеспечение процесса обслуживания
1.1 Меню, прейскурант блюд, карта вин. Назначение, характеристика
1.2 Виды меню, их особенности
1.3 Оформление меню и прейскурантов
ТЕМА 2 ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИТАНИЯ
2.1 Виды торговых помещений, их назначение, характеристика
2.2 Оборудования торговых залов. Современные требования к мебели
2.3 Современный интерьер торгового зала, требования к нему
ТЕМА 3 СТОЛОВАЯ ПОСУДА, ПРИБОРЫ, СТОЛОВОЕ БЕЛЬЕ
3.1 История возникновения фарфоровой посуды
3.2 Характеристика посуды, приборов, белья, используемых на предприятиях общественного питания
ТЕМА 4 ПОДГОТОВКА К ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ. СЕРВИРОВКА СТОЛА
4.1 Подготовка торгового зала к обслуживанию
4.2 Подготовка столовой посуды, приборов, столового белья
4.3 Сервировка столов
ТЕМА 5 Организация обслуживание посетителей в ресторане. Правила работы с подносом
5.1 Основные элементы обслуживания в ресторане
5.2 Способы подачи блюд
5.3 Правила подачи холодных блюд и закусок
5.4 Правила подачи горячих закусок
5.5 Правила подачи супов
5.6 Правила подачи вторых горячих блюд
5.7 Правила подачи десертов и фруктов
5.8 Правила подачи горячих и холодных напитков
5.9 Нормы поведения за столом
ТЕМА 6 БАНКЕТЫ И ПРИЕМЫ
6.1 Порядок приема заказов на обслуживание банкетов
6.2 Организация и проведение банкета с полным обслуживанием официантами
6.3 Организация и проведение банкет за столом с частичным обслуживанием официантами
6.4 Организация и проведение свадебного банкета
6.5 Организация и проведение банкета-фуршет
6.6 Банкет-коктейль. Особенности подготовки и проведения
6.7 Банкет коктейль-фуршет. Особенности проведения
6.8 Банкет-чай
ТЕМА 7 Специальные формы обслуживания и виды услуг
7.1 Обслуживание по типу «шведский стол»
7.2 Услуги по организации питания участников съездов, конференций, фестивалей, форумов, совещаний
7.3 Услуги по организации питания в гостиницах
7.4 Услуги по организации питания пассажиров железнодорожного транспорта
7.5 Услуги по организации питания в аэропорту и на борту самолета
7.6 Услуги по организации питания автопассажиров и на водном транспорте
ТЕМА 8 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
8.1 Организация питания учащихся общеобразовательных школ
8.2 Организация питания учащихся высших и специальных учебных заведений
8.3 Организация питания учащихся профессионально-технических училищ
8.4 Организация питания на производственных предприятиях с сосредоточенными коллективами
8.5 Организация питания рассредоточенных коллективов. Лечебно-профилактическое питание
ТЕМА 9 ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
9.1 Организация концептуальных предприятий питания
9.2 Организация виртуальных предприятий питания и кейтерингового обслуживания
9.3 Мерчендайзинг предприятий питания
9.4 Использование современной автоматизированной системы «R-Keeper» на предприятиях индустрии питания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

 



 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятия индустрии питания играют заметную роль в организации отдыха и досуга населения. Современный ресторатор должен удовлетворить желания и потребности посетителя.

Одной из главных задач предприятий индустрии питания является повышение уровня сервисного обслуживания населения, который во многом определяется не только качеством блюд, но и умением работников создать благоприятную обстановку для отдыха посетителей.

Целью настоящего учебного пособия является теоретическая помощь студентам при изучении дисциплины «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания» для студентов направления подготовки 260800.62 «Технология продукции и организация общественного питания».

Учебное пособие разработано в соответствие с рабочей программой по дисциплине с учетом современных тенденций и направлений.

 

ТЕМА 1 Информационное обеспечение процесса

Обслуживания

III. Горячие закуски

Рыбные, из нерыбных продуктов моря

Мясные

Из субпродуктов

Из птицы и дичи

Овощные и грибные

Яичные и мучные

IV. Супы

Прозрачные

Заправочные

Пюреобразные

Молочные, холодные, сладкие

V. Рыбные горячие блюда

Рыба отварная и припущенная

Рыба жареная

Рыба запеченная

VI. Мясные горячие блюда

Мясо отварное, припущенное

Мясо, жаренное крупными и порционными кусками

Мясо в соусе (бефстроганов, поджарка)

Мясо, жаренное в панированном виде

Субпродукты жареные

Мясо тушеное и запеченное

Блюда из рубленого мяса и котлетной массы

IX. Блюда из яиц и творога

X. Сладкие блюда

Горячие (яблоко в тесте, пудинги, пончики и др.).

Холодные (кисели, муссы, желе, самбуки, кремы, мороженое, сливки, взбитые с наполнителями, компоты из свежих и законсервированных фруктов)

Фрукты, ягоды натуральные и в сиропе

Виды меню, их особенности

 

В зависимости от типа предприятия, обслуживаемого кон­тингента и принятой формы обслуживания посетителей разра­батывают различные виды меню: со свободным выбором блюд; меню заказных блюд; комплексных обедов и обедов по абоне­ментам; дневного рациона; диетического и детского питания; специальных видов обслуживания.

Меню со свободным выбором блюд применяют в общедоступных предприятиях общественного питания (ресторанах, столовых, кафе, закусочных).

В ресторанах, барах, кафе с обслуживанием официантами разновидностью меню со свободным выбором является меню заказных блюд, которое составляется в соответствии с прейскурантом заказных блюд. В меню заказных блюд включают широкий ассортимент фирменных блюд, холодных блюд и закусок, супов, вторых, десертов, напитков, кондитерских изделий с указанием их цены, выхода и пищевой ценности блюд. Все блюда, включаемые в заказное меню, приготовляют по индивидуальным заказам и подают через 15-20 мин.

Меню скомплектованных обедов рекомендуется применять при массовом обслуживании в столовых при промышленных предприятиях, в студенческих и школьных столовых. Его составляют с учетом контингента, сбалансированного питания. При составлении комплексных обедов, завтраков или ужинов учитывают стоимость рациона, разнообразие и правильный подбор продуктов, входящих в блюда, обеспечение вкусового сочетания блюд. Меню комплексных обедов рекомендуется составлять на 7-10 дней, что позволяет разнообразить ассортимент блюд по неделям.

В дневные часы в ресторанах также может применяться меню комплексных обедов, что ускоряет обслуживание потребителей.

Меню дневного рациона составляют в ресторанах для участников съездов, конференций, туристов и др. Питание может быть трех- или четырехразовым. При составлении этого вида меню учитывают стоимость рациона, особенности обслуживаемого контингента потребителей (возрастные, национальные, род занятий). Исходя из требований рационального питания в меню завтрака, например, могут входить натуральные соки, кисломолочная продукция, масло сливочное, гастрономические продукты (сыр, колбаса, ветчина и др.), холодная закуска, блюда из яиц и несложного приготовления (сосиски, сардельки и др.), горячие напитки. Обед должен включать закуску, суп, второе блюдо, десерт, хлеб. При подборе блюд необходимо учитывать пищевую ценность, т.е. правильный подбор блюд по содержанию белков, жиров, углеводов и энергетической ценности. Ужин должен включать закуску, горячее блюдо, напиток, хлеб. На ужин не следует рекомендовать жареные, острые, жирные блюда, блюда из грибов.

Меню дежурных блюд в ресторане составляют для быстрого обслуживания посетителей, у которых ограниченный запас времени. В это меню включаются блюда, готовые для отпуска. Важно, чтобы их ассортимент был достаточно широк.

Меню банкетное составляют в каждом конкретном случае при приеме заказа на банкет, с учетом вида банкета, пожеланий заказчика. В меню банкета включают несколько холодных закусок (для расширения ассортимента холодные закуски можно заказывать из расчета 1/2 и 1/3 порции на человека), одну горячую закуску, для банкета-обеда - суп, вторые горячие блюда из рыбы, мяса, птицы, десертные блюда, фрукты, напитки. Так же как и при составлении меню других видов, необходимо соблюдать определенный порядок расположения закусок и блюд в меню. Пример разработки банкетного меню представлен в приложении 4.

Меню для специальных видов обслуживания разрабатывают, например, для встречи Нового года, празднования свадьбы, дня рождения, торжеств в дни традиционных праздников (Масленица, День Победы и др.). При составлении этого меню учитывается характер праздника. Меню для специальных форм обслуживания характеризуется обилием разнообразных холодных закусок; из горячих блюд обычно включают два-три вида: рыбное, мясное, из птицы; на десерт - фрукты, мороженое, кондитерские изделия, горячие напитки, вина. В меню указывают не только ассортимент закусок и блюд, но и количество порций, так как некоторые закуски готовят из расчета 1/2 или 1/3 порции на человека.

 

СЕРВИРОВКА СТОЛА

Сервировка столов

Во всех ресторанах, барах для сокращения времени на обслу­живание потребителей применяют предварительную сервировку столов, которая дополняет интерьер зала.

При сервировке соблюдают определенные правила: вначале ставят фаянсовую или фарфоровую посуду, затем укладывают приборы и после этого хрусталь или стекло. Мелкую столовую за­кусочную или десертную тарелку ставят точно против стула и так, чтобы расстояние от тарелки до края столешницы составляло примерно 2 см. Эмблема на борту тарелки должна быть обраще­на к середине стола. При банкетной сервировке закусочная та­релка ставится сверху на мелкую тарелку. Целесообразно проло­жить между ними салфетку, но так, чтобы не закрыть эмблему. Пирожковую тарелку ставят с левой стороны от основной (малой или закусочной) на расстоянии 5 – 10 см в зависимости от количества укладываемых в дальнейшем приборов (вилок).

Доставляют тарелки в зал на подносе или тележке, накрытых салфетками. Поднос с тарелками берут двумя руками. Можно принести в руках стопку тарелок, закрытых ручником, сложен­ным вдвое по длине.

При установке тарелку берут большим и указательным паль­цами, которые вытянуты в одном направлении по бортику, а ос­тальные пальцы только придерживают ее.

Полотняную салфетку кладут на закусочную или десерт­ную тарелку, бумажные салфетки ставят в специальных под­ставках или вазочках.

Возможно также размещение салфетки на пирожковой та­релке или непосредственно на скатерти между приборами (но­жом и вилкой).

Мелкую столовую, закусочную или десертную тарелку ста­вят точно против стула так, чтобы расстояние от тарелки до края столешницы составляло примерно 2 см. Эм­блема должна быть на борту тарелки, обращенному к середине стола. При банкетной сервировке закусочная тарелка ставит­ся сверху на мелкую столовую. При этом целесообразно про­ложить между ними салфетку, но так, чтобы не закрывать эм­блему.

Пирожковую тарелку ставят с левой стороны от основной (мелкой столовой или закусочной) на расстоянии 5 – 10 см в зависимости от количества укладываемых в дальнейшем при­боров (вилок). Возможны различные варианты размещения пирожковой тарелки по отношению к мелкой или закусоч­ной.

Столовые приборы размещают справа и слева от централь­ной (мелкой столовой, закусочной, десертной) тарелки: ножи кладут справа лезвием к ней, вилки — слева зубцами вверх. Сервировку стола приборами официант всегда начинает с ножа. Ножи необходимо укладывать с правой стороны тарел­ки, размещая их в направлении слева направо: столовый, рыб­ный, закусочный; вилки принято укладывать с левой стороны тарелки, размещая их в направлении справа налево: столовую, рыбную, закусочную. Потребитель в про­цессе еды пользуется приборами в обратном порядке.

Стол рекомендуется сервировать не более чем на три ком­плекта приборов. В случае необходимости четвертый ком­плект можно положить на закусочную тарелку под салфетку. Нож для масла кладут на правый борт пирожковой тарелки. Столовую ложку кладут всегда с правой стороны, углублением вверх.

Десертные приборы укладывают перед тарелкой (мелкой столовой или закусочной) в следующем порядке (от тарел­ки к центру стола): нож, вилка, ложка. При серви­ровке стола десертными тарелками можно положить десерт­ные приборы слева (вилку) и справа (нож, ложку) от нее. Ча­сто при сервировке укладывают только один из десертных или в паре – ложку и вилку, нож и вилку.

Приборы кладут на небольшом расстоянии от тарелки, а между собой – рядом, но так, чтобы они не соприкасались.

Фужер можно установить в центре за тарелкой или сдвинуть вправо до линии пересечения верхнего края тарелки с концом первого ножа.

При массовом обслуживании в дневное время на стол могут быть установлены соль и перец. В остальных случаях рекомен­дуется при сервировке стола ставить только соль, остальные специи, приправы подают к соответствующим блюдам или по просьбе потребителей.

Закрытые приборы для соли и специй размещают в средней части стола в специальных подставках или на пирожковой та­релке. Соль и специи должны быть сухими и легко высыпаться из солонок и перечниц. Отверстия, через которые специи за­сыпают, должны быть прочно закрыты специальными проб­ками. При сервировке банкетных столов открытые солонки и перечницы ставят на скатерть без подставок. На каждый при­бор кладут ложечку для специй.

Для украшения стола используют свежие садовые и по­левые цветы. Их ставят в центр стола в невысоких вазах по 3 – 5 шт. в каждой. В некоторых торжественных случаях сре­занные цветы раскладывают вдоль стола дорожкой или по 1 – 2 цветка кладут правее ножей возле каждого места за сто­лом.

Виды сервировок:

Предварительную сервировку стола выполняют в процессе подготовки зала к обслуживанию. Она включает минимальное количество предметов, которые могут быть использованы при последующем выполнении заказа: пирожковые тарелки, фужеры, приборы для специй, столовые приборы, салфетки, цветы. В зависимости от вида и характера обслуживания (завтрак, обед, ужин, обслуживание торжеств) предварительная сервировка бывает разной степени сложности.

При обслуживании туристов, а также проживающих в гостиницах в утренние часы используют сервировку стола для завтрака.Она включает пирожковую тарелку, закусочные приборы, фужер и полотняную салфетку. Однако можно включить в сервировку нож для масла, закусочную тарелку, чайную ложку. В зависимости от принятого заказа официанты дополняют сервировку стола. Варианты сервировки стола для завтрака представлены на рис. 2.

1 2

 

1 – сервировка стола при подаче холодной закуски, каши, десерта, напитков; 2 – сервировка стола при подаче холодной закуски, десерта, напитка.

 

Рис. 2 - Варианты сервировки стола для завтрака

Предварительная сервировка стола в дневное времявключает:

- по меню дежурных блюд (минимальная сервировка): пирожковую тарелку, столовые приборы (нож, вилку, ложку), фужер, салфетки, прибор со специями, цветы.

- по меню заказных блюд: пирожковую тарелку и закусочную тарелку, столовые приборы, фужер, салфетку, прибор для специй. Варианты сервировки стола для обеда представлен на рис. 3.

 

 

1 2

1 – сервировка стола при подачи холодной закуски, супа, второго горячего блюда, десерта, напитков; 2 – сервировка стола при подаче холодной закуски, супа, рыбного блюда, десерта, напитков

Рис. 3 - Варианты сервировки стола для обеда

В вечернее время сервировкудополняют закусочными приборами, а столовую ложку убирают. Возможно, что предварительно в вечернее время сервируют столы рыбными приборами. Вариант сервировки стола для ужина представлен на рис. 4.

Рис. 4 – Вариант сервировки стола для ужина (при подаче холодной закуски, горячего блюда, десерта)

Исполнительная – сервировку, которую проводят по заранее известному меню заказа. Она употребляется обычно при организации обслуживания банкетов, туристов, участни­ков совещаний и т. д. При такой сервировке не должно быть лишних или недостающих предметов.

Сервировка стола по меню заказа имеет много вариантов, при этом число предметов сервировки зависит от ассортимен­та подаваемых блюд и напитков.

В меню европейского завтрака предлагается холодная закуска (ассорти из колбас), поэтому в сервировке предусматривают закусочную тарелку и закусоч­ные приборы, при подаче — горячего блюда (омлет), стол сервируют мелкой столовой тарелкой и столовыми при­борами.

Сервировку по меню завтрака часто выполняют при обслу­живании групп туристов. В этом случае можно предваритель­но поставить на стол кофейные или чайные чашки, кофей­ники, молочники, сахарницы, розетки для варенья, лимона и др.

В каждом варианте завтрака предлагается в меню масло сливочное, поэтому на правый борт пирожковой тарелки кла­дут нож для масла. Розетка с сахаром устанавливается справа от чайной или кофейной чашки, а с джемом, вареньем, сли­вочным маслом — за основной тарелкой.

Возможен и другой вариант сервировки стола для подачи туристам кофе или чая: чашки с блюдцем и соответствующи­ми ложками устанавливаются на торце стола (если он прямо­угольный) в один ряд. В дальнейшем официант заполняет их напитком и подает потребителям.

Варианты сервировки для обеда из четырех блюд отличают­ся приборами для основного (второго) блюда и десерта. Заку­сочная тарелка в сервировке может отсутствовать, если заку­ска перекладывается на подсобном столе.

Для обеда из пяти блюд закусочные приборы для холод­ной закуски из рыбы лучше уложить на тарелку под салфетку.

Приборы для десерта подбирают в соответствии с заказом: десертная ложка - к компоту; десертная вилка – к пирожно­му; десертные нож и вилка – к арбузу; фруктовый нож – к яблокам.

При сервировке по меню ужина с холодной и горячей за­кусками приборы к горячей закуске подаются одновременно с ней, поэтому в сервировке предусматривают только закусоч­ные приборы для холодной закуски банкета (два вида закуски, рыбное и мясное блюдо, десерт), первый закусочный прибор кладут на тарелку под салфетку.

 

Способы подачи блюд

 

Подача блюд - наиболее сложная и важная операция в работе официанта.

В практике работы ресторанов применяют три основных способа подачи блюд:

- в обнос (французский способ)- перекладывание заказного блюда на тарелку посетителя с помощью специальных приборов;

- английский способ – перекладывание закусок и блюд в тарелки посетителей на подсобном или приставном столе;

- в стол (русский способ) – расстановка заказанных блюд (несколько порций в одной посуде или однопорционной) на обеденном столе.

Подача блюд в обнос (французский способ). При данном методе обслуживания предусматривают следующие варианты:

1. Официант порционирует пищу, перекладывая ее с блюда на тарелку посетителя.

2. Официант предлагает блюдо посетителю, который сам перекладывает его в свою тарелку.

В общем виде техника обслуживания «в обнос» включает следующие операции:

- приборы для перекладывания (столовые ложки, вилки, лопатки, щипцы)

кладут на принесенное блюдо;

- на ладонь левой руки кладут свёрнутый в четверо ручник (прикрывая концом ручника манжет рукава), а правой рукой ставят блюдо на ручник; при этом продукт и ручки приборов должны быть обращены в сторону посетителя;

- держа блюдо на уровне локтя, останавливаются сзади посетителя, а затем,

поднимая левую руку с блюдом, делают шаг левой ногой вперёд и подносят блюдо к столу; правила этикета требуют, чтобы правую незанятую руку официант отвёл назад, если блюдо очень большое и тяжёлое, то правой рукой он поддерживает его за борт;

- поднеся блюдо посетителю и приблизив край блюда к его тарелке, но не

касаясь её, слегка наклоняет блюдо в сторону посетителя так, чтобы край блюда нависал над краем бортика тарелки;

- держа блюдо в левой руке, правой рукой с помощью столовых вилки и ложки официант раскладывает содержимое на тарелки каждому посетителю;

- пища должно быть уложено на блюде так, чтобы при его подаче монограмма или фирменный знак находились на противоположной от гостя стороне;

- нарезанные или порционные куски мяса должны быть уложены на блюде срезами вверх, гарнир размещается с правой стороны от основного компонента;

Перед подачей холодных блюд в обнос стол сервируют закусочной тарелкой, а перед подачей вторых горячих блюд — подогретой мелкой столовой тарелкой, которую официант ставит с правой стороны.

Традиционно порционирование блюда на тарелку посетителя осуществляют в следующей последовательности: основной продукт (мясо, рыба и т.д.), соус, гарнир, декоративная зелень.

Преимуществом способа обслуживания в обнос является постоянный контакт официанта с посетителем и возможность для посетителей самим определять объем пищи. Из недостатков можно отметить высокую трудоемкость, необходимость специальных приборов и навыков работы с ними обслуживающего персонала.

Приведённый способ подачи блюд допускает использование элементов самообслуживания: посетитель может самостоятельно переложить блюдо на тарелку.

Известное профессиональное правило гласит: «При перекладывании блюда в тарелку потребителя приборы могут быть в руке официанта, но держать их надо обязательно над блюдом; локти официант должен держать ближе к себе, а при перекладывании работать в основном кистью; блюдо при этом держать так, чтобы борт его немного перекрывал борт тарелки (чтобы исключить попадание соуса на скатерть)».

Подача блюд с помощью подсобного стола (английский способ). При этом методе подачи блюд обязательным является применение подсобного стола, на котором официант порционирует блюдо в индивидуальные тарелки гостей. Подсобный (приставной) стол лучше устанавливать так, чтобы посетитель имел возможность наблюдать за действиями официанта. Он может быть передвижным или стационарным. На приставном столе посуду, приборы размещают в том же порядке, что и на столе посетителя. Обычно блюдо с основным продуктом устанавливают в левой части стола, а гарнир – в правой, в центре размещают тарелки.

Существует несколько способов порционирования:

1. Ложку подкладывают под продукт, слегка нажимая сверху вилкой - для порционирования котлет, лангетов, бифштексов, овощных и крупяных гарниров, салатов.

2. Ложку и вилку подкладывают под продукт и перекладывают - для порционирования запеченных блюд, крупных кусков мяса.

У подсобного стола могут работать два официанта - один из них порционирует основной продукт, а второй раскладывает гарнир.

При порционировании соусных блюд используют две ложки, причем вначале перекладывают гарнир, затем основное блюдо.

После порционирования блюд официант подает тарелки посетителям с правой стороны, правой рукой, слегка сделав шаг правой ногой вперёд. Допускается и другой вариант: можно подавать с левой стороны от посетителя, но тогда официант вынужден будет работать левой рукой.

При подаче блюд «в обнос» или с предварительным перекладыванием на приставном столе следует выполнять определённые правила:

- основной продукт (мясо, рыба, птица) размещают на тарелке в центре, а

сложный гарнир слева и справа от него, зелень лучше расположить сверху справа;

- соус перекладывают на правую верхнюю сторону тарелки или подают в соуснике;

- порционируют продукты в следующем порядке: основной продукт, соус,

гарнир (картофель или макаронные изделия), овощи, зелень.

По своей композиции перекладываемое блюдо должно соответствовать блюду, оформленному поваром.

Подача блюд в стол (русский способ) применяется в основном в торжественных случаях. Праздничный стол предварительно сервируют столовыми приборами, посудой, салфетками, цветами. Незадолго до прихода гостей на стол ставят закуски и блюда как в однопорционной, так и в многопорционной посуде, фрукты, мучные кондитерские изделия, вино-водочную продукцию, фруктовую и минеральную воду.

Этот метод по сравнению с предыдущими в большей степени использует элементы самообслуживания и предусматривает расположение красиво оформленных и приготовленных в целом виде блюд на столе, а также национальных блюд, приготовленных в горшочках. Если гости заказали большой ассортимент холодных блюд, их располагают на столе в вазах, овальных и круглых фарфоровых блюдах. Во все блюда кладут приборы для раскладки: вилку - зубцами вниз, а сверху ложку, ручки приборов располагают в сторону гостей.

Кроме основных методов существуют европейский и комбинированный методы подачи блюд. Европейский метод отличается от предыдущих методов прежде всего сервировкой стола. Стол сервируют столовым и закусочным приборами, пирожковой тарелкой, полотняной салфеткой, которая кладется перед гостем, стеклом, прибором для специй, цветами. Холодные закуски официант приносит заранее, порционированными на закусочные тарелки. Вторые горячие блюда подают на подогретых мелких столовых тарелках, накрытых специальными крышками клоше. Официант подходит к гостю справа, ставит перед ним тарелку с крышкой, приподнимает ее и переворачивает, затем относит на подсобный стол. Вторые блюда подают европейским методом в небольших залах, а также при отсутствии подсобных столов. В ресторанах класса «люкс» и «высший» применяют комбинированный метод обслуживания, который предусматривает использование русского, английского, французского и европейского методов подачи блюд с учетом ассортимента заказанных блюд.

 

Правила подачи супов

 

Супы подают после холодных и горячих закусок. При получении супов с раздачи официант должен обращать внимание на их внешний вид и объем порции. Правила подачи супов в значительной степени зависят от их вида и температуры.

В зависимости от температуры отпуска супы подразделяются на горячие (темпе-

ратура подачи не ниже 75°С) и холодные (10-14˚С).

По способу приготовления супы бывают: прозрачными, заправочными, пюреобразными, а также молочными и сладкими.

Супы подают:

- прозрачные, супы-пюре подают в бульонных чашках;

- заправочные, молочные подают в металлических мисках или в глубоких столовых тарелках;

- супы на 6-10 порций подают в фарфоровых супницах;

- национальные супы подают в керамических горшочках.

Существует несколько способов подачи супов:

1. Глубокие столовые тарелки с супом официант приносит в зал на подносе, покрытом салфеткой, затем на серванте устанавливает их на мелкие столовые тарелки и подает гостям. Этот способ характеризует невысокий уровень обслуживания, так как не позволяет сохранить требуемую температуру супа.

2. Подача супа в многопорционной суповой миске (фарфоровой или мельхиоровой). Разливают суп на серванте или подсобном столике в глубокие столовые тарелки, затем ставят их на мелкие столовые тарелки. Подают суп справа или слева соответствующей рукой.

3. Подают суп в однопорционной суповой миске. Вначале из суповой миски перекладывают густую часть супа в тарелку, после чего разливательную ложку кладут на специально предназначенную для этой цели тарелку для хлеба. Суповую миску берут в руки и осторожно выливают жидкую часть в тарелку движением от себя.

4. Супницу ставят на обеденный стол на мелкую столовую или закусочную тарелку. Предварительно стол сервируют глубокой столовой тарелкой на подстановочной тарелке, и гость самостоятельно наливает суп.

5. Подача супа в обнос. Официант ставит супницу на ладонь левой руки поверх ручника, слева подносит суп посетителю и наливает в его тарелку.

6. Во всех указанных вариантах (кроме первого) сметану официант получает отдельно (если она положена). Ватрушки, пампушки, крупеник и сушки приносят отдельнона пирожковой тарелке.

7. Подача национальных супов в керамических горшочках. Посетитель может есть суп непосредственно из горшочка или сам перекладывает суп из горшочка в глубокую тарелку, установленную перед ним. Официант может сам перелить суп в тарелку на серванте, а затем подать посетителю.

8. Подача супов в фарфоровых бульонных чашках - прозрачные бульоны, супы-пюре. Бульонную чашку ставят на блюдце вместе с десертной или бульонной ложкой; ручка чашки повернута влево, а ручка ложки - вправо. Подавать необходимо с правой или с левой стороны соответствующей рукой.

Профитроли к бульону подают в салатнике на закусочной тарелке с бумажной салфеткой. Ставят профитроли с левой стороны. При большом количестве порций профитроли подают в фарфоровой вазе в полотняной салфетке, сложенной конвертом. К бульонам так же подают гренки, пирожки, кулебяки, которые кладут на пирожковые тарелки, покрытые резными бумажными салфетками, и ставят их слева от гостей; бульонную чашку с блюдцами ставят перед гостем, ручкой влево.

Бульон с яйцом подается в бульонной чашке, в которую кладут сваренное в «мешочек» яйцо.

Бульон с гарниром (овощами, пельменями, лапшой, фрикадельками и др.) с выходом 300 г отпускают в бульонных чашках. Если бульоны с гарниром отпускают с выходом 400-500 г, то их приносят в суповых мисках и потом на подсобном столике переливают в глубокие столовые тарелки.

Уха с расстегаем - прозрачный рыбный бульон, который подают в бульонной чашке с блюдцем. Расстегай подают на тарелке для хлеба, отдельно в розетке – ломтик лимона и зелень.

Холодные супы (окрошку, свекольник с осетриной, ботвинью и др.) подают так же, как горячие супы, глубокие тарелки не подогревают. К некоторым холодным супам отдельно подают гарниры, лёд. Гарниры раскладывают обычно на закусочные тарелки, а пищевой лёд подносят в леднике или фарфоровом салатнике.

Сладкие супы отпускают холодными или горячими. Правила подачи такие же, как и при подаче заправленных супов. Столы сервируют десертными глубокими тарелками, поставленными на мелкие десертные тарелки. Отдельно можно подать бисквитное печенье или пудинг.

 

Нормы поведения за столом

 

Этикет - это нормы и правила поведения, принятые в обществе. Правила этикета предусматривают, в частности, умение держать себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами и т.п., умение, которым в одинаковой степени должны обладать официанты и гости ресторана.

Основными правилами поведения за столом являются следующие:

- не рекомендуется сидеть слишком далеко от края стола или слишком близко, класть локти на стол, на столе должны находиться только кисти рук.

- за столом необходимо сидеть прямо, слегка наклонившись вперед и на всем сиденье, а не на его краю.

- салфетку берут с тарелки, когда начинают подавать блюда. Салфетку необходимо развернуть и, сложенную вдвое, положить на колени так, чтобы нижняя ее половина выступала над верхней на 2-3 см. После еды принято о верхний край салфетки вытереть пальцы. Салфетку прикладывают к губам перед тем, как взять фужер или бокал, чтобы на стекле не остались следы жира. После еды салфетку не складывают, кладут слева от тарелки. Бумажную салфетку после еды кладут на использованную тарелку.

- тосты, хлеб, а также булочки, печенье, пирожки, фрукты принято брать руками.

- хлеб необходимо аккуратно отламывать маленькими кусочками, а затем по желанию намазывать их маслом, паштетом или икрой.

Существуют определенные правила при пользовании столовыми приборами:

- ложку держат между большим и указательным пальцами, причем ее ручка должна слегка упираться в средний палец, ко рту ее подносят слегка наискось.

- во время еды нож держат в правой руке, вилку - в левой. Когда пользуются только вилкой, ее держат в правой руке.

- разрезая блюдо, вилку держат под небольшим углом к тарелке, а не перпендикулярно ей, что исключает возможность соскальзывания; не стоит нарезать сразу несколько кусков.

- если на столе рубленые блюда: котлеты, зразы, тефтели, голубцы, их едят только вилкой. Такие блюда, как омлеты, овощи, запеканки, едят только при помощи вилки.

- если необходимо во время еды взять хлеб или выпить воды, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали: нож ручкой вправо, а вилку - влево.

- окончив еду, нож и вилку кладут в тарелку рядом друг с другом ручками вправо.

Многие блюда имеют свои особенности употребления.

Икру зернистую осетровых и лососевых рыб кладут лопаткой на тарелку. Лопатку оставляют в икорнице. Hа край этой же тарелки кладут масло, затем на кусочек хлеба намазывают масло и икру, придерживая его на тарелке двумя пальцами.

Бутерброды, сэндвичи едят ножом и вилкой.

Рыбные, мясные деликатесы переносят на закусочную тарелку вилкой, едят при помощи ножа и вилки. Не следует подносить нож ко рту и накладывать пищу на вилку ножом.

Салаты едят вилкой, держа ее в правой руке. Кусочком хлеба в левой руке можно подвинуть салат на вилку.

Горячие закуски едят непосредственно из посуды, в которой они готовились, закусочной вилкой.

Жульен из птицы или дичи, грибы в сметане едят из кокотниц, пользуясь кокотной вилкой или чайной ложкой.

Раков из общего блюда перекладывают на тарелку ложкой. Раков можн









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.