|
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»Цель. Научить использовать в речи приставочные глаголы: наливать, поливать, выливать. Примерный ход занятия Организационному моменту предшествует беседа с детьми: — Кто в детском саду готовит для детей? — Что вы едите в обед на первое? (суп, щи, борщ, рассольник, свекольник). — А что пьете на третье? (компот, кисель, кофе, чай, молоко). I. Организационный момент Логопед. Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит за мной три слова: • чай, кисель, компот; • сок, кофе, какао; • молоко, кефир, кофе; • борщ, щи, свекольник; • какао, сок, кисель. II. Сообщение цели занятия Логопед. Сегодня мы будем выполнять разные действия и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила? Нина. Воду. Логопед.А теперь вылей воду. Нина выливает воду. Дети. Нина выливает воду. Предложение повторяют 2-3 раза индивидуально, а затем и все вместе. Логопед. Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня? Леня наливает воду. Дети. Леня наливает воду. Предложение повторяют 2-3 раза, а затем и все вместе. Логопед. Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Нина и Леня? Дети. Разные. Логопед. Правильно. Налить — можно во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить — можно из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки. Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить? Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей компота. Дети составляют предложения про Игоря и Женю. Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия. Дети. Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д. Логопед. А что наливает шофер? Дети. Шофер наливает бензин. Логопед. Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажет нам о нем? Дети. Маша выливает суп, чай. Логопед. Послушайте еще раз, как маленькие части слова на-, вы- помогают правильно выполнить действие. Затем дети встают и идут в природный уголок. Логопед. Посмотрите на цветы. Для того чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы. Нина поливает цветы. Дети. Нина поливает цветы. Логопед. А что поливает садовник, дворник? Дети составляют предложения. Дети. Садовник поливает цветы, клумбу. Дворник поливает дорожку, улицу. Логопед еще раз обращает внимание детей, что в слове «поливает» появляется часть слова по-, выражающая другое действие. III. Игра «Кто самый внимательный?» Логопед.А сейчас поиграем. Внимательно слушайте и хлопайте только тогда, когда услышите, что я называю часть слова на (вы, по, на, вы, на, по, на). А теперь вы исправьте мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник выливает улицу. Дети проговаривают предложения с правильным действием и интонационно выделяют первую часть слова. IV. Составление предложений по картинкам Дети составляют предложения по двум картинкам: врач — лекарство, шофер — канистра. Маша — сок, дедушка — чай, садовник — цветы, папа — вода. Логопед. У вас на столе конверты с картинками. На счет «раз» возьмите конверты. На счет «два» достаньте картинки и положите их перед собой, на счет «три» составьте предложение. В вашем предложении должно быть одно из слов-дей- ствий: наливает, выливает, поливает. « Дети составляют предложения типа: Мама наливает сок. Папа выливает воду. Врач наливает лекарство. Шофер наливает бензин. V. Итог занятий Логопед. Сегодня на занятии мы выполняли разные действия и составляли предложения. Назовите, какие действия вы выполняли (имеются в виду действия, в названии которых есть частички на, по, вы)? II период обучения (декабрь, январь, февраль, март) Во II периоде обучения речевые возможности детей значительно возрастают. Коррекционно-воспитательная работа логопеда направлена на интенсивное развитие первоначальных навыков монологической речи. Это подготовлено тем, что у детей значительно возрос запас пассивных речевых средств, улучшилось слуховое восприятие, появилось более осознанное и дифференцированное употребление отработанного лексико-грам- матического материала с использованием ряда поставленных звуков. Изменяется и речевое поведение детей. Они становятся более активными в общении, используют накопленные речевые умения в простых коммуникативных ситуациях. Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 2 раза в неделю. При этом решаются следующие задачи: а) закрепление в собственной речи правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях I периода; б) постановка и первоначальная автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков в соответствии с данными первичного обследования детей; в) дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звукослогового состава; г) формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость и др.; д) воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. На фронтальных занятиях изучается и уточняется произношение согласных: л, т, к, в, ф, м, к, х в твердом и мягком вариантах; звуков л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, т, д, р. Последовательность и сроки изучения перечисленных звуков могут варьироваться в зависимости от индивидуальных проявлений дефекта. Поскольку звуки п, т, к, в, ф, м, и, х не вызывают, как правило, трудностей и произношении, они могут использоваться в качестве полноценной опоры для развития четкого фонематического восприятия, а также для воспитания навыка произношения усложненных слоговых структур. Звуки, отнесенные к более трудным для произнесения (л, б, б, д, г, г, с, с, з, з, ш, ж, р, л), нуждаются в отработке артикуляции, в автоматизации в различных позициях и в уточнении их восприятия на слух. Работа по формированию фонематических представлений предполагает определенную последовательность: от четкого восприятия правильно произносимых ребенком фонем (типа: п, т, к) к различению звуков, резко отличающихся артикуляционным укладом, и постепенно к дифференциации звуков, близких по акустико-артикуляционным признакам (п — б, с — 3, с — шит. п.). На отработку каждого звука планируется примерно 2 занятия. Исключение составляет звук с (5 занятий). Это объясняется тем, что важно особенно тщательно отработать артикуляционный уклад и различение данного звука, так как он является хорошей базой для появления последующих звуков. Одновременно продолжается работа по дальнейшему развитию фонематического восприятия. Следует помнить, что у детей с ОНР рецептивные умения формируются постепенно. Сначала проводятся упражнения по различению звуков по признаку глухости и звонкости, мягкости и твердости. На доступ- ном материале расширяется количество слов для запоминания и повторения. Появляется возможность заучивания слов со сходными звуками (зуб — суп, коза — коса), предложений и небольших текстов, что является новой ступенью сложности. Большое внимание на этих занятиях уделяется выделению звуков на слух; Причем изучаемый звук (например, с) обязательно сравнивается со всеми звуками, в том числе и с теми, которые дети еще не могут правильно произносить. Это является одним из условий спонтанного появления новых звуков, с одной стороны, а с другой — ускоряет и облегчает последующий процесс, связанный с дифференциацией звуков. Поясним это на примере. Так, для различения, например, на слух звука с логопед предлагает послушать ряд звуков: с, з, с, ц, с, ш, с, щ, ц и вычленить из него изучаемый. Далее дети в ряду слов определяют слова только со звуком с. Сначала предлагаемый ряд состоит из 2-3 слов с «далекими» звуками (сумка, ракета, кубик). Затем постепенно количество слов увеличивается, а сами слова становятся более сложными по звуковому составу (шапка, сумка, цапля, заяц, щетка). Постепенно логопед подводит детей к выполнению заданий типа: отобрать картинки с заданным звуком (сначала при активной помощи логопеда), затем придумать слова с этим звуком. Отличительной чертой II периода обучения является использование перечисленных видов на достаточно ограниченном речевом материале. Это обусловлено тем, что выдерживается методическое требование: усложнение новой слоговой структуры осуществляется только на базе хорошо отработанных звуков. Логопед обращает внимание детей на отчетливое произнесение окончаний прилагательных (-ай, -ой, -ые и др.), существительных в косвенных падежах и глаголов в соответствии с материалом, изучаемым на занятиях по развитию речи. Индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения, так же как и в I периоде обучения, носят опережающий характер. В процессе подготовки детей к элементарным навыкам звукового анализа и синтеза логопед должен научить их выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове, гласный в начале слова в позиции под ударением и начальный согласный. Дети упражняются в воспроизведении звукового ряда, определяют порядок и количество звуков в нем (а у — а у и). К концу II периода обучения дети должны уметь определить гласный в прямом слоге и в односложных словах. ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|