Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ





Социальное действие

Объектом социальной заботы государства выступают простые люди, ко­торые постоянно совершают те или иные действия и вступают между собой в непрерывные цепочки социальных взаимодействий. Их анализ чрезвычай­но важен для социологов и включается ими в социальную сферу общества.

Термин «действие» в строгом смысле применим только к человеку. Жи­вотные не способны ставить перед собой цель — осознанный образ предвос­хищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руко­водят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдель­ные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня вдень, мы говорим о деятельности. Однократное посещение магазина —дей­ствие, но повторяющееся изо дня в день, становится чертой образа жизни женщины, ее социальной ролью, и это уже деятельность. Отдельные дей­ствия — штопка и глажение белья, приготовление пищи, уборка помещений и т.д. — объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсе­местно. Занятие, работа, деятельность — это рядоположенные понятия. Че­ловеческое общество развивается благодаря деятельности людей.

Итак, действие — единица деятельности. Отдельное движение — элемент действия. Движения элементарны, присущи и животным, и людям. Но дей­ствия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). Кдвижениям, вотличие от действий, не применимы понятия цели и потреб­ностей. Действие можно подразделить на четыре вида:

♦ физическое действие, например передача книги, запись на бумаге;

♦ вербальное, или словесное, действие, например оскорбление, выраже­ние приветствия «здравствуйте»;

♦ жесты как разновидность действия — улыбка, рукопожатие;

♦ мысленное действие выражается только во внутренней речи.

Из них три первых относятся к внешним действиям, а четвертое внутрен­нее. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют крите­риям социального действий: они осмыслены, мотивированы, ориентирова­ны на другого. Социальное взаимодействие может относиться к первым трем видам действия и не относится к четвертому (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам) — физическое, вербальное, жестовое.

Действия, поступки, движения и акты — строительные кирпичики пове­дения и деятельности. Деятельность и поведение — две стороны одного яв­ления, а именно: человеческой активности.

Свобода действий — диапазон вариаций человеческих актов, определяе­мый извне, прежде всего социальной средой, иначе говоря, позволяемое (до­пускаемое) обществом разнообразие поведенческих актов, которые индивид намерен осуществить по собственному замыслу. Непроизвольные вариации в поведении, вызванные аффектом либо совершаемые бессознательно, на­пример отдергивание руки от горячего предмета, как бы разнообразны они ни были, не принадлежат к сфере свободных действий. Напротив, регули­руемые культурными нормами действия, скажем, чихание, предполагают, что человек может соблюсти эти нормы в разной степени либо не соблюдать вовсе. Чихая, он может подставить носовой платок, отвернутся в сторону или сдержать желание чихнуть как произвольную реакцию, но может ничего этого не делать. Хотя чихание — непроизвольное действие, однако оно обставле­но культурными условностями, т.е. диапазон его выражения ограничен. В за­висимости от того, какова ситуация (например, рядом присутствуют посто­ронние люди), как он относится к самим культурным нормам (строго сле­дует им или игнорирует), каким он хочет показаться окружающим (воспитанным или невоспитанным), человек свободно выбирает то или иное действие. Таким образом, свобода действий предполагает свободу выбора, произвольное решение индивида, цель и намерения.

Один из основателей социологии М. Вебер (1864-1920) определил соци­ологию как науку, изучающую социальное действие. Социальное действие — любые действия, учитывающие мотивы других. Оно обладает двумя такими обязательными чертами, как субъективная мотивация и ориентация на дру­гих (ожидание). Без первой черты нельзя говорить о действии, без второй — социальном действии. Почему социологу необходимо изучать мотивы? Ве­бер полагал, что без учета мотивов социология не в состоянии установить причинные связи: только они и позволяют создать крупномасштабную и

объективную картину социального процесса. Семья, нация, государство, армия не имеют, как человек, организма, значит не обладают мышлением,

волей и мотивами в том смысле, что отдельный индивид. Нельзя говорить о «коллективном сознании» или «воле государства» как о реальных вешах. Есть индивидуальное сознание, но нет коллективного. Стало быть, они не могут быть субъектами действия и вы­ступать предметами социологии. Хотя во вторую очередь, как объединение или группу индивидов, их вполне можно использовать социологу, как считал Вебер.

Мотивация — субъективно подразу­меваемый смысл действия. Соци­альным выступает только такое дей­ствие, которое понятно другим людям, в том числе социологам. Понятным может стать только осмысленное дей­ствие, т.е. направленное на ясно осознаваемые самим субъектом цели, ис­пользующее для достижения этих целей средства, признаваемые адекватными субъектом действия.

Поведение, отвечающее указанным критериям, называется целерацио-нальным. Это фокус внимания социологов, основной тип социального дей­ствия. Социальное действие — это реальность, где пересекаются мотивы, сознание, смысл, ценности, цели, средства.

Если считать целерациональное действие эталоном и сравнивать с ним любой рациональный поступок людей, получим шкалу, построенную по принципу сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убы­вания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели не­ясными, средства неопределенными, в конце шкалы — иррациональные дей­ствия, когда индивид не отдает себе отчета в собственных целях. (Такие дей­ствия должен изучать психоанализ, а не социология.) Здесь же и аффективное действие, которое вообще не имеет цели и совершается при сильном раздра­жении, вспышке гнева, стрессе, агрессии или душевном подъеме. Ими за­нимается традиционная психология.

А можно ли отнести действие индивида к целерациональным, когда он пытается замаскировать истинные цели и намерения? Но ведь Я, руковод­ствуясь принципом реальности, не только открывает логические истины, но и скрывает, обманывает, изворачивается. Должен ли все это изучать со­циолог? Конечно, да, отвечает Вебер. Если индивид ясно осознает постав­ленную перед собой цель, но стремится скрыть ее от других, то это несложно понять. Подобная ситуация подпадает под схему целенаправленного дей­ствия. Понять смысл действия — значит понять самого действующего.

Середину веберовской шкалы занимают ценностно-рациональные и тра­диционные действия. Традиционное действие — это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки. Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых

не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы опре­деляем цель и смысл действий заново, мы совершаем социальное действие — ведь мы разрушили привычную стереотипность поведения.

Ценностно-рациональное дей­ствие основано на сознательной вере в то, что совершаемое действие имеет ценность эстетическую, эгоистичес­кую, религиозную и т.п. Оно отлича­ется от целерационального тем, что не ориентировано на успех. В самом деле, когда мы ставим цель, допустим, получение прибыли, то ожидаем достичь успеха. Но ценностно-рациональ­но поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствия­ми, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требуют от него долг, достоинство, красота, честь, религиозные предписа­ния, важность какого-либо дела, которые Вебер называет обобщенно «тре­бованиями», предъявленными к самому себе. У такого действия в сопостав-' лении с целерациональным нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл, средства, ориентации на других. У аффективного и традиционного действий нет цели, результата, успеха, мотива, смысла и нет ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия. В силу этого Вебер считал: только ценностно- и целерациональное действие суть социальные действия. Напротив, тради­ционное и аффективное действия к ним не относятся. Конечно, реально протекающее поведение людей ориентировано не на один, а не несколько типов действия. В нем сочетаются в разной пропорции элементы традици­онного, аффективного, ценностно- и целерационального действий.

Все типы социального действия расположены на веберовской шкале снизу вверх по степени возрастания рациональности. Относительно рациональным и иррациональным ценностно-рациональным и традиционным действие является потому, что в целом, тяготея к соответствующим полюсам, оно не имеет ряда признаков, позволяющих отнести его к «чистому» типу. Тради­ционное действие — действие по привычке при затруднениях и блокировке включает рациональные элементы мышления, осмысления, целеполагания. А ценностно-рациональное, со своей стороны, содержит примесь иррацио­нальности.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.