Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отбор содержания учебного материала





Обучение в профессиональном образовании нацелено, прежде всего, на формирование компетенции будущих специалистов, ориентированной на действие. Они должны быть готовы поступать квалифицированно, обдумано и ответственно во всех профессиональных ситуациях.

Содержание обучения при этом должно давать простор для реализации следующих задач:

· постановка профессиональной проблемы в обучении;

· ориентация на реальности условий труда и трудовых отношений;

· установление междисциплинарных связей теории и практики;

· использование активных форм обучения с опорой на опыт обучающихся;

· особая роль преподавателя как консультанта и организатора деятельности;

· тесное сотрудничество преподавателей и мастеров, занятых в одном учебном процессе.

По отбору содержания можно встретить рекомендации практически во всех работах, посвященных организации занятий. Цель каждого преподавателя освоить методику отбора содержания обучения: целенаправленного, не избыточного, посильного, мотивированного.

Под содержанием понимается в данном случае элемент педагогической системы, относящийся к средствам. Это принципиальный момент, т.к. любое содержание для преподавателя всего лишь средство, с помощью которого он решает поставленные цели (например, подготовку профессионально компетентного специалиста).

Преподаватель должен обеспечить обучение различным видам знаний в комплексе, в сочетании их друг с другом. Очень важно познакомить обучающихся со знаниями о способах деятельности: анализу и проектированию технологических процессов; разбору и составлению схем, выполнению расчетов, решению технических задач, работе с технической литературой, нормативной документацией. Специфика учебных дисциплин профессионального цикла заключается в наличии тесной связи с производственным обучением, а это значит, что полученные теоретические знания должны быть воплощены в практической деятельности обучающихся.

Выбор методов обучения для использования на учебном занятии

Методы обучения делят на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и продуктивные (методы проблемного обучения). Выбирая данные методы, мы можем рассчитывать на определенный результат, а именно - на формирование у обучающихся лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но, ни умений или тем более навыков). В этом случае обычно говорят, что знания освоены только на уровне осознанного восприятия и запоминания (1-й уровень). Когда целесообразно выбрать репродуктивные методы (2-й уровень)? Тогда, когда надо научить обучающихся воспроизводить действия по образцу. Репродуктивные методы в профессиональном обучении чаще всего воплощаются в лабораторных и практических занятиях. Результат использования этих методов приводит к формированию у обучающихся типовых умений и навыков. Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки.

Третью группу методов составляют методы проблемного обучения. Они ориентированы на формирование у обучающихся умений решать не типовые, а творческие задачи, на формирование у них оперативного мышления (3- уровень). По сравнению с предыдущими, эта группа методов имеет неоспоримые преимущества. Во-первых, создание проблемных ситуаций формирует исходную учебную мотивацию; во- вторых, усвоение материала происходит в ходе активной деятельности самого обучающегося по решению проблемных задач, как «открытие», совершаемое через самостоятельный поиск; в-третьих, сама деятельность организуется с максимальным (через систему подсказок) использованием имеющихся у обучающихся знаний. Именно с проблемным обучением связывается возможность формирования у обучаемых технического мышления, конструкторско- технических навыков, возможностей рационализаторства и др. Наряду с методами проблемного обучения сегодня в профессиональном образовании получают распространение игровые методы (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельностные и др.) и др. и коммуникативные (дискуссия, «мозговой штурм» и др.).

Преподаватель, готовясь к учебному занятию, может выбрать любой метод, главным критерием является цель, которую он ставит перед собой. Важнейшим критерием выбора методов относятся специфика содержания учебного материала и в связи с этим, главная дидактическая цель учебного занятия.

 

Критерии эффективности современного учебного занятия

· Обучение через открытие

· Самоопределение обучающегося к выполнению той или иной образовательной деятельности.

· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

· Развитие личности.

· Способность обучающегося проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

· Демократичность, открытость.

· Осознание обучающимся деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал обучающийся при этом.

· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения позволяет обучающимся в коллективном поиске приходить к открытию

· Обучающийся испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

· Преподаватель ведет обучающегося по пути субъективного открытия, он управляет его проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью.

 

Список использованной литературы

·

1. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов / С. Я. Батышев. – М.: Ассоц. «Проф. образование», – М., 2013.

2. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Общая и профессиональная педагогика: Альфа-М, НИЦ ИНФРА – М., 2016.

3. Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения (5-е изд., стер.) учеб. Пособие, Академия – М, 2015.

4. Матяш Н.В.Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (4-е изд., стер.) учеб. пособие, Академия – М, 2015.

5. Образцов П.И.Основы профессиональной дидактики: Учебное пособие П.И. Образцов (Гриф), НИЦ ИНФРА – М., 2015.

6. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для вузов/под ред. П.И. Пидкасистого. -3-е изд. Испр. И доп. – М.: Юрайт, 2013..

7. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для вузов/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 11 изд., стер. – М.: Академия, 2012, -608 с.

Содержание

 

Вступление  
1. Реализация на учебном занятии основных принципов обучения в СПО  
1.1.Принципы обучения в педагогике. Классические и современные принципы обучения  
1.2.Совокупность принципов, обеспечивающая креативный характер профессионального образования  
2. Виды современных организационных форм обучения. Особенности и развивающие возможности традиционных и нетрадиционных учебных занятий и их специфика  
2.1. Виды, формы и способы обучения  
2.2. Классификация методов обучения. Функции методов обучения. Активные методы обучения.  
2.5. Виды нестандартных уроков  
3. Целеполагание учебного занятия  
3.1. Педагогическое целеполагание  
3.2.Методика конструирования учебных целей  
3.3. Ведущие приемы целеполагания  
4. Технология проектирования модели современного учебного занятия в среднем профессиональном образовании в свете требований ФГОС СПО  
4.1.Современные требования к уроку/ учебному занятию  
4. 2. Технологическая карта урока/учебного занятия  
4.3. Схема этапов урока  
4.4.Приемы рефлексии  
4.5. Как подготовить современное учебное занятие?  
4.6. Отбор содержания учебного материала  
4.7. Выбор методов обучения для использования на учебном занятии  
4.8. Критерии эффективности современного учебного занятия  
Список использованной литературы  

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.