|
Вещества и материалы, склонные к самовозгораниюСамовозгоранием называется процесс возникновения горения при отсутствии постороннего источника зажигания. Происходит это при резком увеличении скорости экзотермических реакций в определенном объеме вещества, когда скорость выделения тепла превышает скорость теплоотвода в окружающую среду. К самовозгорающимся относятся вещества, у которых температура самонагревания ниже температуры самовоспламенения. Основное, что необходимо сделать в ходе осмотра места пожара при возникновении версии о самовозгорании, это установить: - природу материала или материалов (вещества, смеси веществ), которые находились в очаговой зоне на момент пожара, - объемы (геометрические размеры) и количества складированного вещества (материала); - условия хранения (температура окружающей среды, упаковка, вентиляция и т.д.); - предысторию объекта хранения (когда складирован, не было ли признаков самонагревания (дым, запах) и т. д. В зависимости от первичного импульса, запускающего механизм саморазогрева материала, различают следующие виды самовозгорания: - тепловое; - химическое; - микробиологическое. 41. Химическое самовозгорание. Химическое самовозгорание является результатом взаимодействия двух веществ друг с другом или с окружающей средой (водой, кислородом воздуха), происходящего с выделением достаточного количества тепла. Рассматривать эту версию имеет смысл, если установлено, что в помещении, где произошел пожар, имелись вещества, склонные к экзотермической реакции с водой, воздухом или друг с другом. Существенно и присутствие в зоне очага разрушенной тары, а также остатков хотя бы одного из веществ. На воздухе самовозгораются, например, желтый и белый фосфор, щелочные металлы (литий, калий, натрий), карбиды щелочных металлов (во влажном воздухе разлагаются с выделением ацетилена). Вследствие окисления на воздухе самовозгораются металлические порошки и пудры (алюминия, цинка, кобальта и др.). Склонны к самовозгоранию растительные и животные масла, скипидар и некоторые другие вещества, содержащие химически активные непредельные С-С связи. Натуральная олифа, которая изготавливается из льняного масла, еще более склонна к самовозгоранию, нежели льняное масло, т.к. в нее введены сиккативы, ускоряющие окисление и полимеризацию масла, что приводит к его высыханию. Минеральные (нефтяного происхождения) масла склонны к самовозгоранию только загрязненные. Необходимо иметь в виду, что самовозгорание масел и других жидкостей невозможно в сосуде или при их проливе в виде лужи или пленки на какую-либо поверхность. Самовозгораются только пропитанные жидкостью тряпки, вата, шерсть, опилки и другие пористые материалы, на развитой поверхности которых возможен хороший контакт масла с кислородом воздуха. Для самовозгорания нужны оптимальное количество масла на поверхности пористого материала (не много, но и не мало) и условия аккумуляции тепла. Ускоряют самовозгорание соли кобальта, марганца, свинца, некоторых других металлов. Наименьшая температура, при которой наблюдалось самовозгорание такого рода, составляет 10-15 °С. Период индукции - от нескольких часов до нескольких дней. При подозрении на самовозгорание масла и подобных материалов необходимо выяснить: - тип, вид масла, жира; - что могло быть пропитано, в каком количестве, сколько времени пролежало до пожара; - наличие условий для аккумуляции тепла. Химическое самовозгорание возможно и при контакте пары веществ (материалов), одно из которых является сильным окислителем, другое - легкоокисляемым веществом. К первым относятся соли азотной кислоты (селитры), перманганат калия и натрия, хлораты, перхлораты, бихроматы, хромовый ангидрид, концентрированная серная (более 95 %) и азотная кислоты, перекись водорода, органические перекиси и т.д. Ко вторым - жидкие органические вещества (двух- и трехатомные спирты, некоторые углеводороды) и мелкодисперсные твердые органические вещества (например, опилки, сахарный песок и пудра и т.д.), указанные выше порошки металлов. При подозрении на химическое самовозгорание, связанное с экзотермическим взаимодействием двух веществ, необходимо в обязательном порядке затребовать сведения о веществах, которые могли находиться (храниться, транспортироваться) на объекте, где произошел пожар. При осмотре места пожара необходимо: а) исследовать окружающие конструкции и предметы для выявления зоны длительного низкотемпературного пиролиза. Как правило, при самовозгорании (химическом, в частности) выделяющегося тепла не хватает для обеспечения мгновенного развития пламенного горения. Процесс обычно на начальном этапе протекает в форме тления, в зонах, где имеются условия для аккумуляции тепла, и лишь через какое-то время переходит в пламенное горение. Поэтому надо пытаться выявить и зафиксировать подобные зоны тления; б) отобрать пробы угля в целях установления температуры и длительности пиролиза (см. гл. 5). Это необходимо, в частности, для подтверждения режима горения в исследуемой зоне (тление или пламенное горение); в) отобрать пробы для последующих инструментальных исследований в целях обнаружения в очаговой зоне остатков реагировавших между собой веществ. 42. Микробиологическое самовозгорание. Характерно для органических дисперсных и волокнистых материалов, внутри которых возможна жизнедеятельность микроорганизмов (сена, соломы, овощей, зерна, фрезерного торфа и др.). При отработке версии о микробиологическом самовозгорании по возможности необходимо получить следующие данные: а) влажность сена на момент пожара (известно, что для микробиологического самовозгорания влажность должна быть не менее 16 %); б) время, прошедшее после закладки (опасность самовозгорания сохраняется до 3-4 месяцев; наиболее вероятно оно в течение 10-30 суток); в) размеры стога сена (по теоретической теплофизической оценке они должны быть не менее 2×2×2 м; при меньших габаритах стог не способен загореться, т. к. слишком велики теплопотери в окружающую среду). Важно также выяснить условия хранения и сушки сена. Возможно очаговое (так называемое "гнездовое") возникновение процесса в результате попадания в стог более увлажненного сена или увлажнения отдельных участков через дырявую крышу сенохранилища. "Пластовое" самовозгорание может начаться при миграции влаги в массе сена из-за перепада температур, например, при неравномерном обогреве или охлаждении - при этом в периферийных слоях, вблизи поверхности, образуется конденсационная влага. Квалификационные признаки микробиологического самовозгорания, выявляемые при осмотре места пожара:
1. Очаг расположен в центре стога или массива другого, склонного к микробиологическому самовозгоранию материала, а не снаружи. Если копна сена имеет поверхностное обугливание (обгорание), а внутри нет следов горения, то это не самовозгорание, а горение, возникшее от внешнего источника открытого огня, искры и т. д. 2. Наличие неразвившихся очагов, в том числе в отдельных кипах. Они представляют собой локальные агломераты сена различной степени термодеструкции (см. рис. 6.4). Автомобили Осмотр места пожара при загорании автомобиля подразумевает осмотр не только самого сгоревшего автомобиля, но и места (территории), где он находился во время пожара. Проводится осмотр в определенной последовательности с фиксацией всех этапов осмотра на фото - или (желательно) видеокамеру (см. гл. 10). Наружный осмотр корпуса автомобиля и описание его термических поражений
При наружном осмотре описываются внешние механические и термические повреждения кузова, колес, дверей, капота, бензобака. Необходимо указать место, направление, размеры, характер повреждения. Указываются места расположения, размеры и форма сохранившихся участков красочного покрытия, протяженность зоны перехода от неповрежденного участка к поверхности, на которой полностью выгорело красочное покрытие (на этом участке поверхность металла имеет беловато-сероватый оттенок). Затем описываются следы отжига металла, появление на нем окалины, окопчения конструктивных элементов, деформация кузова. Термические повреждения дверей, крышек моторного и багажного отсеков и крыльев желательно сопоставить с термическими повреждениями этих деталей с внутренней стороны, совмещая нижние зоны выгорания красочного покрытия на них. Такой порядок осмотра дает возможность установить направленность распространения горения и, в первом приближении, место расположения очага (снаружи или внутри транспортного средства). Особое внимание обращается на характер разрушения остекления: место расположения осколков или оплавленных их частей (внутри салона или снаружи автомобиля); характер закопчения осколков стекла (односторонний, с двух сторон, в местах разлома); при обнаружении осколков стекла снаружи автомобиля обязательно указывать места расположения наиболее удаленных осколков. 4. Выявление и описание термических поражений внутри салона
При описании повреждений от огня внутри салона транспортного средства фиксируются характер и степень выгорания обшивки салона, сидений (закопчение; поверхностное обугливание; выгорание на определенную глубину, сплошное или пятнами; полное выгорание "до металла"; величина и направленность деформации металлического каркаса), а также наслоение копоти на внутренних поверхностях ветрового, заднего стекла и остекления дверей салона (в том числе на остатках остекления). Отдельно, на стадии динамического осмотра, изучается состояние покрытия пола. Если он обгорел, фиксируются размер и форма зоны обгорания, ее расположение (с фото- и видеосъемкой). Особое внимание обращается на наличие внутри салона посторонних предметов: камней, оплавленных емкостей, битого стекла (не имеющего отношения к остеклению автомобиля), а также остатки предметов и технических устройств, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, взрывчатых и иных веществ. Моторный отсек
Осмотр и описание состояния моторного отсека желательно проводить с использованием принципиальной и монтажной схем. Необходимо как можно более подробно описать характер термических повреждений двигателя с определением места наибольшего повреждения его от огня и наличия или отсутствия в этом месте штатной пожарной нагрузки - сгораемых деталей, а также возможности вытекания и выгорания топлива. Описывается в различных зонах моторного отсека: обугливание и выгорание краски на металлических деталях; обугливание и выгорание изоляции проводов, резиновых деталей, расплавление (деформации) и выгорание пластмассовых деталей; подплавление и расплавление деталей из цветных металлов и сплавов (в основном это силумин, реже - медные детали). При осмотре системы топливоподачи должны быть описаны характер и степень термических поражений и разрушений бензобака, топливопроводов, бензонасоса, карбюратора. При осмотре систем топливоподачи с инжекторным двигателем необходимо особое внимание обращать на узлы и агрегаты, находящиеся под высоким давлением, и системы подачи воздуха. При осмотре выпускного тракта особое внимание обращается на характер механического и термического повреждения коллектора и красочного покрытия корпуса автомобиля вблизи от него, глушителя (особенно в местах трещин и изломов). На автомобилях, имеющих каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, необходимо осмотреть сам нейтрализатор и днище в зоне его установки. При сквозной коррозии днища возможны нагрев и зажигание внутренних отделочных материалов салона; очаг при этом обычно расположен около передней панели пола. При осмотре автомобилей, работающих на газовом топливе, прежде всего необходимо обращать внимание на места установки переключающих клапанов, гибких соединяющих трубопроводов и тип зажимных хомутов (нередко при установке газового оборудования на автомобиль используются штатные одноразовые зажимы). собенности осмотра при возможном поджоге автомобиля
Основная масса поджогов автомобилей в России совершается из хулиганских побуждений или в целях мести, угрозы владельцу. При этом поджоги крайне редко совершаются "экзотическими" способами с применением радиоуправляемых и других устройств. На практике в основном используется три простейших способа. 1. Наиболее распространенный заключается в том, что заранее приготовленным или найденным вблизи от автомобиля тяжелым предметом разбивается одно из боковых стекол, при этом, как правило, этот предмет остается внутри салона. Затем внутрь салона забрасывают заранее приготовленную' и предварительно открытую емкость с горючей жидкостью (как правило, 0,5-5,0 л) и источник воспламенения. 2. Из заранее приготовленной емкости с горючей жидкостью обливают корпус автомобиля, чаще всего моторный отсек и передние колеса, емкость бросают на месте. В этом случае часто под колеса кладут ветошь, пропитанную горючей жидкостью, и автомобиль поджигают. 3. Открывается горловина бензобака, заранее приготовленная ветошь пропитывается содержимым бензобака. Затем эта ветошь вставляется в горловину бензобака и свисающий ее конец поджигается. Признаки такого рода поджогов очевидны из их описания, в процессе осмотра сгоревшего автомобиля они должны быть выявлены и зафиксированы. В случае подозрения на поджог транспортного средства необходимо, в частности, обращать внимание на характер обгорания нижней части кузова. При горении разлитого под автомобилем топлива обгорает покрытие днища (лакокрасочное или антикоррозийное), а также нижней части кузова и дверей. При расположении очага горения внутри автомобиля красочное покрытие на наружной поверхности, особенно в нижней его части, сохраняется на большей высоте. В результате попадания горючей жидкости локально выгорают автомобильные шины, резиновые брызговики на колесах. Необходимо иметь в виду, что локальные зоны более сильных термических поражений (например, выгорания передних или задних колес) могут формироваться и при постепенном вытекании и выгорании бензина из топливного бака автомобиля. При проливе горючей жидкости на капот автомобиля с последующим ее поджиганием локальные очаги более интенсивного горения (и соответствующие термические поражения) возникают там, куда жидкость стекала и где скопилась при розливе. Поэтому необходимо обращать внимание на участки естественных водостоков на автомобиле и характер (степень) выгорания в зонах, куда они ведут, а также в зонах, куда жидкость может попасть при переполнении водоотводных желобов в случае залпового вылива ЛВЖ на корпус автомобиля. Поджог автомобиля может совершаться и из корыстных побуждений (в целях получения страховки) самим владельцем автомобиля. В странах Западной Европы, США, Канаде эта причина является основной при пожарах автомобилей. В целях выявления подобных поджогов специалисты рекомендуют обращать внимание на следующие косвенные признаки, которые фиксируются при осмотре отдельных зон, узлов и деталей автомобиля: Место пожара и прилегающие участки - на них могут быть обнаружены указанные выше сосуды из-под горючей жидкости или другие использованные при поджоге объекты, например, шланг, примененный в качестве сифона для откачки бензина из бензобака. Если водитель утверждает, что автомобиль загорелся у него во время движения, на дороге должны быть следы резкого торможения; их отсутствие подозрительно. Колеса (автомобильные шины) - при поджоге часто заменяются "экономным" владельцем на старые, поэтому колеса должны быть осмотрены и зафиксировано их состояние (не только термические поражения, но и степень износа). Крышка горловины и сливной кран бензобака - при поджоге крышку часто снимают и оставляют открытой (при срыве крышки в результате взрыва должны быть отогнуты фланцы). Сливной кран бензобака (если таковой имеется) при поджоге может быть открыт или снят специально. Капот, крышка, багажник - при розливе ЛВЖ по корпусу автомобиля в зонах скопления жидкости и соответственно наиболее интенсивного горения, могут наблюдаться локальные выжженные пятна. Салон - в салоне необходимо обращать внимание на отмеченные выше емкости из-под ЛВЖ или их остатки - стекла, агломераты пластмассы и т. д., а также отсутствие личных вещей и их обгоревших остатков (последнее подозрительно). Ковер на полу салона - в обычных случаях бывает мало поврежден огнем. При поджоге с применением ЛВЖ частично или полностью выгорает, образуются прогары на панелях под дверьми и в нижней части дверей. Багажник - при осмотре багажника, кроме отмеченных выше термических поражений, необходимо обращать внимание: а) на следы взлома; б) отсутствие домкрата, запасного колеса, инструментов, личных вещей (все это подозрительно). Окна и двери - необходимо определить их положение на момент пожара. Если оконные стекла разрушены, их положение устанавливается по положению рычагов стеклоподъемника; положение дверей - по повреждению их торцов. Открытые окна в холодную и дождливую погоду, а также при нахождении автомобиля на стоянке, подозрительны. При поджоге двери и окна часто открывают специально, чтобы лучше горело. Состояние двигателя - двигатель осматривается в целях определения, все ли его детали находятся на месте (за исключением тех, которые могли выгореть или расплавиться). Отсутствие других деталей подозрительно. Состояние топливной линии. Топливная линия должна быть осмотрена на предмет определения ее целостности. Кроме рассмотренной выше ситуации, когда к возникновению пожара привели случайная разгерметизация топливной линии и утечка топлива, возможно и преднамеренное выведение ее из строя. Разъединение топливной линии, включение двигателя и педали газа - один из распространенных способов поджога. Учитывая это обстоятельство, необходимо выявлять и фиксировать следы ослабления хомутов, разрезы шлангов, ослабление и полное отсоединение винтовых соединений. Вблизи могут быть обнаружены карбонизованные (обгоревшие) остатки спичек. Необходимо также обращать внимание на признаки попыток потушить пожар - брошенный огнетушитель, следы огнетушащего порошка в зоне первоначального горения и т. д. Если владелец утверждает, что пытался тушить пожар, но указанных признаков не наблюдается, это подозрительно. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|