Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ





 

1. Установочный этап (4 ч.)

 

Включает теоретическую подготовку; установочную конференцию; организационный семинар.

Теоретические занятия, необходимые для прохождения практики проводятся на базе факультета. На них преподаватели вместе со студентами обсуждают содержание конкретных заданий и способы их выполнения.

 

Таблица 2 – Учебно-тематический план консультаций

 

Тема Количество часов Форма занятий
Современные концепции библиотечно-информационной деятельности   Консультация
Формирование современных библиотечных технологий в практической деятельности библиотеки   ---
Нормативно-правовая основа деятельности библиотеки   ---
Должностные обязанности сотрудников библиотеки   ---

Установочная конференция проходит в первый день практики. Студенты знакомятся с руководителями практики, с программой практики, формами отчетности. Целью организационного семинара, который проводится сразу после установочной конференции, является распределение студентов по площадкам практики, определение режима работы.

 

2. Вводный этап (6 ч.)

 

Студент-практикант знакомится с библиотекой, еe миссией, задачами, функциями, структурой. Совместно с руководителем от библиотеки-базы практики студент разрабатывает план индивидуальной работы на весь период и определяет виды деятельности в данной библиотеке по основным направлениям еe работы (в дневнике привести план).

3. Рабочий этап (128 ч.)

 

Рабочий этап практики начинается с планирования студентами собственной деятельности. Он предполагает работу в качестве помощника специалистов библиотеки, что ведет к формированию и развитию самостоятельности.

 

3.1 Документное фондоведение

3.1.1 Комплектование библиотечного фонда

Формирование заказов и приобретение литературы, картотеки и базы данных в помощь комплектованию. Текущее, ретроспективное (приобретение недостающих документов прошлых лет издания) и рекомплектование (освобождение фонда от устаревших по содержанию, ветхих, непрофильных и излишних дублетных экземпляров). Отбор документов (первичный, вторичный). Основные принципы отбора.

Изучить особенности системы документоснабжения данной библиотеки. Выявить основные источники поступления документов за последние три года. Ранжировать полученные данные по годам, составить таблицу системы документоснабжения библиотеки и определить место каждого источника в объеме поступлений.

Оформить две партии поступивших из разных источников документов. Из числа поступивших изданий оформить выбытие 5 документов по любой причине, указанной в книге суммарного учета (КСУ), составить соответствующий акт.

Работа с периодическими изданиями (кратко описать технологию работы с периодикой: источники, подписка и т. д.).

 

3.1.2 Учет, проверка и обработка документов

 

Дать характеристику особенностей учета в данной библиотеке (формы индивидуального учета, суммарный учет и его особенности, использование новейших технологий учета). Итоги выполнения заданий представить в письменном виде.

Инвентарный и безинвентарный учет (принципы дифференциации).

Проверка фонда (сроки, документация).

 

3.1.2 Размещение и расстановка фонда

Составные части фонда: единый фонд, первый уровень деления – подфонды отделов, второй уровень – виды документов (газеты, журналы, ноты и т. д.).

Открытый и закрытый доступы на абонементе и в читальных залах.

Размещение фонда в зависимости от степени использования (близко к кафедре выдачи, в хранении, в депозитарии).

Группы видов расстановки: содержательная (систематическая, тематическая, предметная) и формальная (алфавитная, географическая, хронологическая, языковая, форматная, нумерационная). Сочетания видов: алфавитно-хронологическая, систематически-алфавитная. Описать расстановки, применяемые в библиотеке.

 

3.1.3 Организация хранения фонда

Обеспечение сохранности фонда. Атмосферные (пыль, газы, температура, влажность и т. д.), биологические (насекомые, грибы, бактерии и т. д.), социальные факторы (человеческий фактор), факторы волновой энергии (световое и тепловое излучение).

Санитарно-гигиенические мероприятия в библиотеке.

Работа с задолжниками.

 

3.1.4 Использование и управление фондом

 

Изучение фонда (использование, динамика). Расчет статистических показателей: обращаемость, книгообеспеченность, читаемость, коэффициент роста и т. д.

 

3.2 Каталогизация (аналитико-синтететическая обработка документов, справочно-поисковый аппарат библиотеки).

 

3.2.1 Библиографическое описание документов

Участие в описании новых документов, поступивших в библиотеку: под индивидуальным, коллективным автором, описание одноуровневое и многоуровневое, аналитическое описание. Должно быть составлено не менее 30 описаний.

 

3.2.2 Индексирование документов

Знакомство с классификационными информационно-поисковыми языками (ИПЯ), используемыми в данной библиотеке. Изучение структуры и наполнения основных и вспомогательных таблиц. Рабочие таблицы классификации.

Систематизация документов по рабочим таблицам (выявить особенности систематизации, указать в дневнике). Самостоятельно присвоить индексы различным документам (не менее 10 документов).

Изучение особенностей предметизации документов. Самостоятельно осуществить предметизацию 10 документов.

3.2.3 Организация, ведение и редактирование каталогов

Изучить систему традиционных каталогов и картотек библиотеки, привести в дневнике.

Изучить документационное обеспечение каталогов, имеющихся в библиотеке (перечислить и отразить содержание).

Описать внешнее и внутреннее оформление каталогов, применяемых разделителей, их назначение и виды (для традиционных каталогов).

Описать особенности расстановки карточек в систематическом каталоге (СК), применяемой в данной библиотеке (алфавитная, обратно-хронологическая…). Привести примеры предметных рубрик АПУ, дать их макеты.

Провести редактирование определенного массива одного из каталогов и отразить в дневнике объем и результаты работы.

Дать полное описание версии электронного каталога. Провести поиск какого-либо термина по разным признакам (описать технологию поиска). Ввод данных в электронный каталог (ЭК), редактирование.

Описать методы и формы рекламы каталогов (устные, наглядные, массовые, индивидуальные), используемые в библиотеке. Провести дежурство у каталогов (традиционных и электронного), оказывая консультативную помощь читателям (отразить в дневнике).

 

 

3.3 Библиотечное обслуживание

3.3.1 Организационная структура обслуживания пользователей в библиотеке

Деятельность библиотеки по организации обслуживания пользователей: задачи, основные показатели, приоритетные направления. Специализация, наличие целевых комплексных программ, проектов по обслуживанию читателей. Инструктивно-плановая документация отделов (секторов) библиотечного обслуживания.

Составить схему организационной структуры обслуживания пользователей. Охарактеризовать комфортность библиотечной среды, представить перечень услуг библиотеки и рекламную продукцию их продвижения к пользователям.

Маркетинг библиотечных услуг.

3.3.2 Организация, методика и технология обслуживания читателей на абонементе

Виды абонемента, основные категории пользователей, характеристика информационных потребностей и запросов, принятая система учета процессов обслуживания.

Внутренняя работа по подготовке к выдаче документов. Работа с отказами, их учет, работа по предупреждению отказов.

Обслуживание читателей по межбиблиотечному абонементу (МБА). Привести основные показатели.

Ассортимент платных и бесплатных услуг на абонементе.

Использование новых технологий в обслуживании пользователей.

Студент участвует в записи и перерегистрации пользователя на абонементе или в читальном зале, работает с выполненными в книгохранении требованиями, проводит беседы с пользователями при выдаче и возврате документов, по окончании рабочего дня проводит статистический учет.

 

3.3.3 Организация, методика и технология обслуживания читателей в читальном зале

Виды читальных залов в библиотеке, основные категории пользователей, характеристика информационных потребностей и запросов, принятая система учета процессов обслуживания.

Внутренняя работа по подготовке к выдаче документов. Работа с подсобным фондом.

Студент участвует в выполнении требований, в выдаче и приеме документов, в расстановке фонда и ремонте документов.

Ассортимент платных и бесплатных услуг в читальном зале.

 

3.3.4 Выставочная работа в библиотеке

Основные направления выставочной работы библиотеки. Видовое разнообразие выставок (тематические, видовые и т. д.), их соответствие методическим требованиям. Эффективность выставочной работы.

Студент составляет план организации и проведения выставки, выявляет и отбирает документы для нее, разрабатывает художественное оформление выставки, готовит рекламное сообщение о работе выставки.

3.3.5 Массовая (фронтальная) работа библиотеки

Задачи социально-культурной деятельности, реализуемой через массовую работу. Особенности массовой работы в данной библиотеке, приоритетные методы и формы массовой работы.

Реклама библиотечных мероприятий.

Студент принимает участие в разработке массового мероприятия библиотеки в соответствии с планом ее деятельности, разрабатывает его рекламу.

 

3.4 Библиографическая деятельность в библиотеке

Изучить задачи, организацию и содержание библиографической работы в библиотеке. Охарактеризовать справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки и его использование в библиографическом обслуживании. Дежурство у каталогов и выполнение различных библиографических справок, устных и письменных (привести примеры).

Виды и особенности информационного обслуживания (подготовить обзор новых поступлений и тематическую выставку). Описать методику подготовки и проведения Дня кафедры или Дня информации, технологию индивидуального библиографического обслуживания (ИРИ, ДОР, ОСИ).

Проанализировать формы библиографического обучения пользователей. Принять участие в проведении библиотечно-библиографического занятия.

 

3.5 Управление библиотекой

3.5.1 Организация работы библиотеки

Изучить внутрибиблиотечную организационно-правовую документацию. Описать организационную структуру и уровни управления библиотекой.

Ознакомиться с должностными инструкциями и личным планом работы одного из сотрудников среднего (зав. отделом) и рядового уровня (библиотекарь, библиограф).

Провести анализ трудовых ресурсов библиотеки (привести показатели: пол, возраст, образование, стаж работы и др. в цифрах и процентах).

Дать оценку материально-технической базы библиотеки.

Изучить отчeтность библиотеки за 3 года, установить основные статистические показатели, способы их вычисления, подумать над причинами роста или падения показателей. Ознакомиться с планированием в библиотеке. Описать содержание конкретных нововведений за прошедший год.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.