Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА





СТАНДАРТЫ МГУТУ

-----------------------------------------------------------

Система вузовской учебной документации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

___________________________________________________________________

Кафедра «Менеджмент»

Рассмотрено на заседании кафедры «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол № ____ от ________2007г. Проректор по учебной

Зав. кафедрой «Менеджмента» работе к.э.н., доцент

к.э.н.,.____________ ДееваВ.А. ___________Руденко О.Е.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Стратегический менеджмент»

Для специальности:

061100 «Менеджмент организации

всех форм обучения»

Москва 2007 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА.

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА. 1.1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.2. Содержание дисциплины. 1.2.1. Объем часов по видам учебной нагрузки. 1.2.2. Тематический план занятий (дневная форма обучения). 1.2.3. Тематический план занятий (заочная форма обучения)      
П.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.Задания и методические указания по проведению практических занятий. 2.2.Задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 2.2.1. Распределение часов по видам самостоятельной работы. 2.2.2. Содержание самостоятельной работы 2.2.3. Практические ситуации для подготовки и проведения ситуационных семинаров (метод кейсов) 2.2.4. Методические указания по выполнению курсовой работы. 2.3. Основная и дополнительная литература. 2.4. Перечень средств и методов обучения. 2.5.Требования к уровню освоения программы и формы контроля знаний студентов.        
III. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.    
IV. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.    
V. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.    
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.    

 

I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1.1 Цели и задачи изучения дисциплины

 

 

Дисциплина «Стратегический менеджмент» изучается студентами специальностей 0611 «Менеджмент» По дисциплине предусмотрено выполнение курсовой работы и сдача экзамена.

Целью курса является изучение студентами основных концепций стратегического менеджмента и приобретение практических навыков стратегического анализа, которые могут быть использованы в их практической работе.

Курс «Стратегический менеджмент» состоит из 5 модулей. Объектом изучения является деятельность по практическому управлению организацией.

Предмет изучения – отношения, которые складываются в организации в ходе выбора стратегии ее развития и осуществляемых в ней стратегических изменений в процессе реализации принятой стратегии.

В качестве метода обучения используется сочетание ситуационного и системного подходов к изучению стратегического управления организацией, а также методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, практические упражнения, тесты).

Задачами курса являются:

- закрепление теоретических знаний по курсу «Стратегический менеджмент»;

- освоение приемов оценки внутреннего состояния фирмы; приобретение практических навыков по определению конкурентного положения компании и предвидения возможных негативных изменений во внешней среде;

- получение необходимых знаний для того, чтобы разрабатывать меры по стабилизации и улучшению конкурентных позиций своей организации;

- овладение навыками по структурированию целей и определению стратегий достижения поставленной цели.

 

1.2. Содержание дисциплины

 

II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИЫ.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  № Содержание Кол-во часов. Семестр
  Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента». Доклады по подготовленным рефератам на тему: «Развитие стратегического менеджмента как области научных знаний» и их обсуждение. 1,0   3,0    
  Формулирование миссии и целей организации 3,0    
  Анализ внутреннего состояния организации. Анализ внешней среды 5,0  
4. Тестирование (промежуточный контроль) 1,5  
5.   Стратегический выбор. Определение стратегических вариантов. Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора. Виды стратегий. 3,0  
6. Матричный анализ хозяйственного портфеля компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие) 3,0    
  Выбор стратегии развития компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие) Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт. 3,0  
  Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт 3,0  
9. Тестирование (итоговый контроль) 1,5  
  Итого 24,0  

План и содержание практически занятий для студентов дневной формы обучения

 

План и содержание практически занятий для студентов заочной формы обучения.

 

  № Содержание Кол-во часов. Курс
  Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента». 0,5        
  Формулирование миссии и целей организации.   0,5    
  Анализ внутреннего состояния организации. Анализ внешней среды   1,5  
  Стратегический выбор Определение стратегических вариантов Виды стратегических решений и критерии стратегического выбора Виды стратегии   1,5  
  Матричный анализ хозяйственного портфеля компании    
  Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегических карт   3,0  
  Итого 8,0  

 

Занятие №1 (продолжительность 4 часа)

1.Проверка остаточных знаний по курсу «Основы менеджмента» (1 час).

2.Доклады по подготовленным рефератам на тему: «Развитие стратегического менеджмента как область научных знаний» и их обсуждение (3 часа).

При изложении подготовленного материала необходимо дать краткую характеристику той или иной школы в следующей последовательности:

-основоположники;

-отрасли знаний, ставшие источниками основных работ основоположников школы;

-сторонники школы (типы людей, разделяющие позиции школы);

- ключевые понятия, присущие той или иной школе (соответствие, формализация, анализ, предвидение, фреймы, обучение, овладение, объединение, преодоление, интеграция);

-девиз школы;

-определение стратегии;

-роль руководства в разработке стратегии;

-описание стратегического процесса (основа процесса, основные действующие силы, характер и темпы изменений стратегий, отношение к организации и внешней среде, наиболее подходящие ситуации и стадии применения).

При обсуждении рефератов следует:

-обратить внимание на то, что каждая из десяти школ сугубо индивидуально рассматривает процесс разработки стратегии;

- объяснить причину появления такого количества школ;

- объяснить какие из десяти школ теоретические положения являются наиболее приемлемыми с практической точки зрения.

- рассмотреть проблемы использования стратегического менеджмента в современных условиях.

 

Занятие № 2 (продолжительность 3 часа).

1.На занятиях следует уделить внимание содержанию понятия «миссия» организации и определить, как наличие или отсутствие сформулированной миссии влияет на деятельность компании. Используя электронный учебник «Стратегический менеджмент» (серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие» раздел «Место стратегии в управлении предприятием) необходимо проанализировать миссии представленных организаций и попытаться самостоятельно определить миссию какой-либо организации.

2. Обсуждение и анализ миссии, видения и целей организаций по ситуационным задачам 1-4.

 

Занятие № 3 (продолжительность 5 часа).

1.На занятиях необходимо уделить внимание факторам формирования внешней среды организации, а также факторам внутренней среды организации, определяющих ее конкурентные позиции (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент»,серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие»,раздел «Стратегический анализ»).

2.Проведение анализа влияния вышеназванных факторов на конкретных ситуациях, которые студенты должны были изучить в процессе самостоятельной работы. (ситуации 1-4,6).

3.Просмотр и обсуждение видеокурса по теме «Разработка стратегии развития. Эффективное управление российскими компаниями». Видеокурс позволяет:

- повысить эффективность усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и задействования визуального канала восприятия;

-получить комплексное представление о проблемах российский предприятий и действенных методах решения практических задач;

-овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективного управления деятельностью предприятия;

-разнообразить учебный процесс, сделать его более наглядным и доступным;

-повысить эмоциональную вовлеченность участников обучения, снять психологические барьеры, упростить понимание и запоминаемость материала студентами.

 

Занятие № 4 (продолжительность 1,5 часа).

Проведение промежуточного контроля знаний по темам: «Введение в стратегический менеджмент» и «Анализ внутренней и внешней среды организации (см. вопросы по темам в разделе самостоятельная работа).

 

Занятие 5 (продолжительность 3 часа).

1.При подготовке к занятиям студенты должны ознакомиться с методикой составления стратегических карт, выбрать отрасль, определить список характеристик, отличающих организации отрасли друг от друга; отобрать две характеристики, отвечающие определенным требованиям и нанести организации на карту с двумя переменными. В результате анализа стратегической карты студенты должны оценить положение на рынке конкурирующих организаций и тенденции конкурентной борьбы.

2. Оценка конкурентной силы компании. Для этого необходимо выбрать ключевые факторы успеха в конкретной отрасли (6-10 показателей), определить вес каждого показателя, оценить организацию и ее конкурентов по каждому показателю и рассчитать взвешенную общую оценку по организации и ее конкурентам.

 

Занятие № 6 (продолжительность 3 часа).

При подготовке к данному занятию студентам необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой по данной теме и получить четкое представление о методах портфельного анализа. В процессе решения конкретной ситуационной задачи следует отработать навыки использования матричного анализа хозяйственного портфеля для оценки текущей и будущей конкурентной позиции компании, разработки мер по стабилизации и улучшению конкурентной позиции.

(см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие)

 

 

Занятие № 7 (продолжительность 3 часа).

Выбор стратегии развития компании (см. электронный учебник» Стратегический менеджмент», серия бизнес-школа, издательский дом «Равновесие).

Занятие № 8 (продолжительность 3 часа).

Построение системы сбалансированных показателей и разработка стратегической карты на примере авиакомпании Х.

Основные этапы.

1. Определение миссии авиакомпании - «Мы безопасная и надежная компания для деловых людей».

2. Определение видения - «Мы хотим во всех отношениях быть профессиональной организацией, такой, которую потребители предпочтут всем другим, отправляясь в деловую поездку в любой из регионов, где мы работаем. Мы хотим достичь этого с помощью:

-достижения превосходных финансовых результатов и роста прибыльности, а также успешного выведения на рынок инновационных товаров и услуг;

-предоставления нашим потребителям высококачественных услуг и создания имиджа, способствующего занятию ведущей позиции на мировом рынке авиаперевозок для деловых людей;

-соблюдения лучшего, чем у конкурентов, графиков вылета и посадки самолетов, создания вдохновляющей рабочей обстановки, стимулирующей командный дух, открытое общение и процессное мышление;

-непрерывного развития нашего человеческого потенциала, конкурентоспособных навыков и способностей.

Для того, чтобы быть самой безопасной и надежной авиакомпанией для деловых людей, все в нашей организации будет подчинено задаче достижения максимально высоких результатов с помощью мотивированных и заботливых сотрудников».

3. Определение ключевых факторов успеха:

- высокие финансовые результаты и рост прибыльности;

- ведущая позиция на мировом рынке;

- первая компания, о которой вспоминают, когда надо лететь в командировку;

- высококачественные услуги;

- имидж;

- безопасность и надежность;

-своевременный вылет и прибытие самолетов;

- командный дух;

- система мотивации сотрудников;

- успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг;

-непрерывное развитие человеческого потенциала;

- конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников;

- открытые коммуникации;

- процессное мышление.

4.Определение стратегических целей для каждого ключевого фактора успеха.

 

Ключевой фактор успеха Стратегическая цель
Высокие финансовые результаты и рост прибыльности Максимизация акционерной стоимости; -повышение доходов; -повышение притока денежных средств.
Ведущая позиция на мировом рынке Увеличение доли рынка; -присутствие на мировом рынке; -дальнейшее проникновение на мировой рынок пассажирских авиаперевозок для деловых людей.
Первая компания о которой вспоминают, когда надо лететь в командировку   Высокая степень удовлетворенности потребителей качеством продукции,услуг и уровнем подготовки сотрудников.
Высококачественные услуги Большая степень доверия со стороны потребителей к предоставляемым услугам.
Имидж Поддержание устойчивого имиджа безопасной и надежной авиакомпании.
Безопасность и надежность Оптимальная безопасность и надежность.
Своевременный вылет и прибытие самолетов Сокращение числа задержек вылетов и посадок.
Командный дух   Менеджеры, выполняющие роль коучей; -эффективная командная работа.
Система мотивации сотрудников;   Повышение степени удовлетворенности сотрудников.
Успешный вывод на рынок инновационных продуктов и услуг Новые разработки в сфере продукции и услуг.
Непрерывное развитие человеческого потенциала Повышение производительности труда.
Конкурентные преимущества, основанные на знаниях, навыках и способностях сотрудников Повышение компетентности менеджеров; -совершенствование навыков продаж персонала сферы маркетинга; -совершенствование возможностей доступа к стратегической информации; -организационная культура, ориентированная на запросы потребителя.
Открытые коммуникации   Открытость и честность при обмене информацией.
Процессное мышление   Активное участие в работе команды по совершенствованию каждого из ее участников.

 

5.Построение стратегической карты.

6.Разработка показателей результативности для каждой стратегической цели. Для каждой стратегической цели разрабатывается 2-3 показателя. Показатель результативности представляет собой единицу измерения, связанную с ключевым фактором успеха и стратегической целью. Это стандарт, позволяющий количественно оценить степень достижения стратегической цели.

7.Выбор стратегий, направленных на совершенствование деятельности организации (сокращение, снижение издержек, дифференциация. увеличение скорости бизнес-процессов и др.)

 

Занятие № 9 (продолжительность 1,5 часа).

Тестирование (итоговый контроль)

 

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

2.2.1. Распределение часов по видам самостоятельной работы.

 

Вид самостоятельной работы Кол-во часов по дневной форме обучения Кол-во часов По заочной форме обучения
Изучение лекционного материала и рекомендуемых литературных источников. 16,0 (по 2 часа на тему)  
Подготовка ответов на вопросы (в устной или письменной форме) по каждой теме. 16,0 (по 2 часа на тему) 16,0
Написание рефератов 5,0 -
Изучение конкретных ситуаций. 8,0 8,0
Выполнение курсовой работы 15,0 30,0
Всего 60,0 96,0

 

2.2.2. Содержание самостоятельной работы.

 

Тема 1. Введение в стратегический менеджмент.

 

Сущность стратегического менеджмента, его основные этапы (стратегически анализ, стратегический выбор, реализация стратегии). Определение стратегии как комплексного понятия Г. Минцбергом («пять П») и А.Чандлером. Основные характеристики, преимущества и недостатки стратегии. Основные походы к разработке стратегии: главный стратегический подход, «делегирование полномочий», совместный, инициативный.

Эволюционные изменения моделей стратегического поведения компаний (четыре периода): реакционный стиль управления, модель «специального управления», планирование, стратегический менеджмент). Стратегический менеджмент как область научных знаний.

Формирование стратегического видения, миссии и целей организации. Определение целей организации (экономические, социальные, стратегические).

Разработка стратегии по уровню иерархии:

- корпоративная стратегия (понятие и содержание);

- деловая стратегия (понятие и содержание);

- функциональная стратегия (понятие и содержание);

-операционная стратегия (понятие и содержание).

Понятие заинтересованных лиц. Классификация заинтересованных лиц. Основные переменные, определяющих степень влияния заинтересованных лиц. Роль заинтересованных лиц (акционеры, менеджеры, служащие, поставщики, потребители, правительство, профсоюзы, организации по защите окружающей среды и др.) в формировании целей организации.

 

Самостоятельная работа - изучить:

 

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 1, 2 (разделы 1,2,3)

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 1, гл. 1.

3. Ситуации 1-4(определить миссию, видение и цели рассматриваемых организаций).

4.* Подготовить рефераты по теоретическим положениям одной из научных школ стратегического менеджмента:

А) школа дизайна;

Б) школа планирования;

В) школа позиционирования;

Г) школа предпринимательства;

Д) когнитивная школа;

Е) школа обучения;

Ж) школа власти,

З) школа культуры;

И) школа внешней среды;

К) школа конфигурации.

Литературный источник: Г.Минцберг, Б.Альстрэнд, Дж. Лэмпел Школы стратегий. – Санкт-Петербург: Питер, 2000г.

*только для студентов дневной формы обучения

 

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1.Существует ли разница между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом?

2.Существуют ли временные рамки стратегического планирования?

3.Почему необходимо осуществлять стратегическое планирование?

4.Зависит ли значимость стратегического менеджмента от размера организации?

5.Что такое «5 П» стратегии Минцберга?

6.В чем различия преднамеренной и спонтанной стратегии?

7.Каковы 3 компонента стратегии, описанной Чандлером?

8.Что такое программное заявление?

9.Кто такие заинтересованные лица?

На примере схемы «власть-интерес» (литературный источник 2) объясните, как определить наиболее влиятельное заинтересованное лицо?

Как называется стратегия деятельности в отношении отдельных районов и регионов?

Как называется стратегия деятельности подразделения внутри функционального отдела компании?

Как называется стратегия компании в целом и в отношении сфер ее деятельности?

Как называется стратегия в отношении транспортных перевозок продукции внутри определенного функционального направления компании?

Как называется стратегия действий по разработки рекламной кампаний внутри функционального направления компании?

Как называется стратегия в отношении усиления конкурентных позиций в существующих сферах деятельности компании?

В чем отличие стратегии организации от бизнес- стратегии? Могут ли они совпадать?

Какая информация необходима для правильной формулировки стратегии?

В чем состоит основное отличие долгосрочного экстрополятивного планирования от стратегического?

Что отличает стратегические решения от других типов решения?

Приведите примеры стратегических решений из практики Российских предприятий.

Каковы особенности управленческих задач высшего руководства организации?

Сколько бизнес – стратегий необходимо иметь корпорации?

Сколько видов функциональных стратегий необходимо иметь организации?

На кого возлагается ответственность за формирование и реализацию функциональной стратегии?

Корпоративная стратегия распространяется на всю компанию или на отдельные виды ее деятельности?

Могут ли совпадать корпоративная стратегия организации и стратегия диверсифицированной компании?

Кто разрабатывает и несет ответственность за реализацию корпоративной стратегии организации?

Стратегия какого организационного уровня направлена на достижение и укрепление конкурентоспособности определенного вида бизнеса?

Стратегия какого организационного уровня является наиболее конкретной?

Главную ответственность операционных стратегий несут руководители высшего или среднего звена?

В каких случаях уместно использовать позиционную стратегию?

Сколько уровней стратегических решений можно выделить на многопрофильных предприятиях?

Как зависит уровень принятия решения (стратегический или оперативный) от временной шкалы, в рамках которой осуществляется менеджмент организации?

Является ли владелец ресторана, куда служащие организации наведываются после рабочего дня, заинтересованным лицом в развитие данной организации?

Является ли местные органы заинтересованными лицами в отношении развития ритейлорской сети «Пятерочка» в данном регионе?

Что определяет власть заинтересованного лица?

Чем определяется интерес заинтересованного лица?

От чего будет зависеть фактическое влияние заинтересованного лица?

Какое заинтересованное лицо - акционеры или местные орган власти – будет наиболее влиятельным в вопросе определения целей организации?

Какие заинтересованные лица могут, вероятнее всего, оказаться в потенциальном конфликте друг с другом, если речь идет об определении стратегических организаций?

Какие моменты должны быть отражены в миссии организации?

Назовите основные характеристики целей организации?

Назовите отличие экономических целей от целей, связанных с конкурентным преимуществом.

Чем отличается видение от миссии организации?

Какое значение имеет для организации формулирование миссии?

В чем заключается управленческая ценность правильно сформулированной миссии организации?

Какие факторы учитываются при разработке миссии организации?

Какие существуют подходы к классификации целей организации?

Какова роль стратегических и финансовых целей в деятельности организации?

Что такое «цель» и «альтернатива»?

Каким критериям должны отвечать цели организации?

Какие существуют подходы к классификации стратегий?

Что в себя включает процесс разработки стратегии?

Сформулируйте понятие «стратегический потенциал».

 

Тема 2. Анализ внутренней среды

 

Цели стратегического анализа внутренней среды. Основные факторы, определяющие деятельность организации (ресурсы, компетенции, виды деятельности).

Материальные и нематериальные ресурсы. Анализ ресурсов: по категориям (человеческие, финансовые, производственно-технологические, информационные, коммуникационные, материальные) по специфичности, по результату.

Понятие компетенций. Стержневые компетенции (отличительные особенности) как основа конкурентного преимущества организации.

Цель анализа видов деятельности в цепочке ценностей М.Портера. Два способа увеличения ценности продукта. Понятие цепочки ценностей и ее составляющие.

Значение человеческих ресурсов. Аудит человеческих ресурсов. Понятие культуры организации. Факторы, влияющие на формирование культуры организации. Классификация типов культур.

Способы определения рынков. Сегментация рынка. Определение продукта.

Пятиуровневая модель продукта Котлера. Классификация продуктов по Копеленду. Жизненный цикл продукта. Теория продуктового портфеля.

 

Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 4;

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 2, гл. 2; гл. 3,4,5

3. Р.Каплан, Д. Нортон Сбалансированная система показателей – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004г., гл. 2

4. Р.Каплан, Д. Нортон Стратегические карты – М.: ЗаАО «Олимп-Бизнес», 2005г., гл. 2

 

Вопросы для усвоения полученных знаний:

1. Каковы основные цели внутреннего анализа?

2. Объясните взаимосвязь между понятиями: «ресурсы», «компетенции», «стержневые компетенции»

3. Что подразумевается под ресурсами организации?

4. Какие ресурсы относятся к нематериальным?

5. В каких случаях появляются «стержневые компетенции»?

6.Установите общие компетенции, свойственные для предприятий пивоваренной промышленности, для предприятий гостиничного бизнеса, для предприятий ресторанного бизнеса.

7.Установите стержневые компетенции для кондитерской фабрики А.Коркунов и для ресторанов сети Макдональдс.

8. Что такое осязаемые и неосязаемые ресурсы организации?

9. Назовите отличия компетенций от стержневых компетенций.

10.Обладают ли стержневыми компетенциями компании, результат деятельности которых средний или ниже среднего?.

11.Как основные виды деятельности соотносятся со стержневыми компетенциями?

12. Все ли конкуренты на отраслевом рынке обладают стержневыми компетенциями?

13. Конкуренты на рынке одной отрасли обладают одинаковыми компетенциями или разными?

14. Нематериальные ресурсы производятся в рамках организации или поступают из внешних источников?

15. Материальные ресурсы производятся в рамках организации или поступают из внешних источников?

16.Могут ли являться стержневой компетенцией организации отношения с поставщиками ресурсов?

17. Чем отличаются специфичные ресурсы от неспецифичных?

18. К какому виду ресурсов относится компьютерная программа - система бронирования авиабилетов - к специфичному или неспецифичному?

19.Неспецифичные ресурсы (имеющие широкое применение) являются основой для компетенций или стержневых компетенций?

20.Стержневые компетенции присущи всем организациям отрасли или только одной?

21.Что в большей степени способствует повышению ценности продукта (или услуги) компетенция или стержневая компетенция?

22.Основой конкурентного преимущества является компетенция или стержневая компетенция?

23.Можно ли рассматривать стержневые компетенции как постоянный фактор?

24.Как долго компания может сохранять те или иные стержневые компетенции?

25.Каковв цель анализа цепочки ценностей?

26.Какими способами можно увеличить ценность продукта?

27.Как определяется добавленная стоимость товара или услуги?

28. Как влияет наличие стержневых компетенций на величину добавленной стоимости товара или услуги?

29. Как М.Портер в 1985г. назвал ряд последовательных действий деятельности организации?

30 На какие виды М Портер подразделял деятельность внутри цепочки ценностей?

31.Какие виды деятельности непосредственно добавляют стоимость к конечному продукту?

32.Какие виды деятельности способствуют эффективному выполнению основных видов деятельности?

33.Прием и хранение сырья и готовой продукции на пищевом предприятии относятся к основной или к вспомогательной деятельности?

34.Вид деятельности, связанный с закупкой сырья и материалов, является основным или вспомогательным для пищевого предприятия?

35.Вид деятельности, связанный с продвижением товара на рынок, является основным или вспомогательным?

36.Вид деятельности, связанный с сервисным обслуживанием, реализуемой бытовой техники, для торговой организации является основным или вспомогательным?

37.Деятельность, связанная с оказанием юридических услуг на промышленном предприятии, является основной или вспомогательной?

38. Деятельность, связанная с оказанием юридических услуг в нотариальной конторе, является основной или вспомогательной?

39.Что такое ценностная система?

40.Какие элементы ценностной цепочки сети ресторанов Макдональдс являются самыми важными для достижения конкурентного преимущества?

41.Какая взаимосвязь существует между основными видами деятельности и стержневыми компетенциями?

42.Какой анализ является наиболее важным: внутренний или внешний?

43.Почему человеческие ресурсы важны для организации?

44.Какова цель аудита человеческих ресурсов?

45.Как определить дефицит человеческих ресурсов?

46.Каково содержание аудита человеческих ресурсов?

47.Что означает понятие «бенчмаркинг человеческих ресурсов»?

48.Что такое организационная культура?

49.Почему культура важна для организации?

50.Какие факторы влияют на формирование организационной культуры?

51.Что такое культурная сеть, какие элементы она включает?

52.Что означает термин «парадигма»?

53.Чем обусловлен тот факт, что при решении одной и той же проблемы люди различных национальностей придут к различным результатам и выводам?

54.Что означает термин «дистанция власти»?

55.Что такое рынок?

56.В чем состоят различия между рынком и отраслью?

57.Что такое рыночная доля и в чем она измеряется?

58. Какие существуют способы определения рынка?

59.В чем заключается недостаток определения рынка, основанного на продукте?

60.В чем заключается преимущество определения рынка, основанного на продукте?

61.В чем заключается преимущество определения рынка, основанного на идентификации покупателя?

62. В чем заключается недостаток определения рынка, основанного на идентификации покупателя?

63.При использовании подхода к определению рынка, основанного на продукте, субконтрактным компаниям целесообразно передавать часть маркетинговых операций или производственных?

64.Что такое рыночный сегмент?

65.Какие подходы используются при проведении маркетинговых исследований рыночных сегментов?

66.Какие критерии используются для установления рыночных сегментов?

67.По каким принципам осуществляется сегментация?

68.Продукт - это товар или услуга?

69.Может ли продукт быть одновременно и товаром и услугой?

70.Как сгруппированы выгоды и характеристики продукта в модели Котлера?

71.Какая система классификации продуктов является в настоящее время наиболее популярной?

72. Какие типы продуктов выделил в своей классификации Копеленд?

73.Каковы стадии жизненного цикла товара?

74. В чем состоит эффект кривой обучения\опыта?

 

Тема 3. Стратегический анализ внешней среды

 

Анализ макросреды.

Понятие макросреды. Преимущества и недостатки анализа макросреды. Этапы анализа макросреды. Основные факторы макросреды: социально-демографические (социальная культура, демография, социальная структура), технологические, экономические (денежно-финансовая политика, доходы, уровень жизни, обменные курсы и т.д.), политические (правительственные, правовые, нормативные).

Анализ микросреды (конкурентного окружения).

Понятие отрасли и рынка. Модели отраслевого анализа: модель пяти сил конкуренции М.Портера, модель сфер деятельности конкуренции и сотрудничества, ресурсный анализ. Преимущества и недостатки модели 5 сил конкуренции М. Портера. Преимущества ресурсного анализа. Анализ движущих сил отрасли. Анализ стратегических групп и конкурентов. Ключевые факторы успеха. SWOT – анализ.

 

Самостоятельная работа - изучить:

1. А.А. Томпсон, А.Дж.Стрикленд, Стратегический менеджмент – М.: «Банки и биржи» издательское объединение «Юнити», 1998г., гл. 2 (раздел 4), гл. 3;

2. Д.Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б.Хьюстон, Стратегический менеджмент: учебник – М.: ООО издательства «Проспект», 2003г. часть 3, гл. 6; гл.7.

3. Ситуации 1-6 (определить степень влияния факторов внешней среды на организацию).

 

Вопросы для усвоения полученных знаний:

Что означает термин «макросреда»?

Что такое СТЭП - анализ?

3.Что такое демография и почему она важна для макроэкономического анализа?

С какой целью проводится анализ внешней среды?

Является ли анализ макросреды объективным?

Как влияет на объективность анализа макросреды ее неопределенность и турбулентность?

Что включает в себя анализ социодемографического воздействия?

Как соотносятся друг с другом организация, микросреда и макросреда?

В чем различие между отраслью и рынком?

Какова цель отраслевого анализа?

Какие факторы определяют уровень конкуренции внутри отрасли?

Каковы недостатки 5 -факторной модели М.Портера?

Какие товары относятся к прямым заменителям, а какие к косвенным?

Какие факторы влияют на степень угрозы появления товаров (услуг)-заменителей?

Что такое входные барьеры в отрасль?

Какие факторы определяют степень воздействия поставщиков?

Какие факторы определяют степень воздействия покупателей?

Какие факторы влияют на уровень конкуренции в отрасли?

В чем состоит эффект от масштаба производства?

Что такое стратегические группы?

Что такое движущие силы в отрасли?

С какой целью составляются карты стратегических групп?

Что в себя включает SWOT-анализ?

Что относится к сильным сторонам организации и что к рыночным возможностям?

Что относится к слабым сторонам организации и что к угрозам?

Как можно оценить взаимозависимость факторов внешней и внутренней среды организации в процессе SWOT-анализа?

Какие тенденции развития российского рынка можно рассматривать как возможности,







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.