Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предупреждение рецидивов заикания





Вы стали замечать, что после проведенных занятий ребенок стал заикаться значительно реже или вообще перестал. Это большой ус­пех в вашей работе: продолжайте систематически шлифовать и за­креплять речевые навыки, постепенно усложняя материал. Не останавливайтесь на достигнутом.

Родители должны помнить, что заикание имеет иногда тенденцию к рецидивам, т. е. повторному возникновению. Причин этому может быть много.

Это, прежде всего, нарушение режима дня, питания, отдыха, ко­торые ведут к первым проявлениям детской нервности — нарушению сна, повышенной капризности, быстрой утомляемости.

Это: эмоциональная перегрузка центральной нервной системы, частые семейные конфликты, длительные просмотры телевизионных пе­редач, чтение на ночь страшных сказок и комиксов и т. п.

Перенесенные различные инфекционные и частые соматические заболевания ослабляют работу центральной нервной системы, что может тоже привести к рецидиву заикания.

Особенно большая нагрузка на центральную нервную систему вы­падает тогда, когда ребенок, у которого было заикание, поступает в школу: новая обстановка, новые требования, новые педагоги и дру­зья. Это все также может отразиться на работе нервной системы.

Поэтому, чтобы избежать рецидивов, родители четко и последовательно должны выполнять с ребенком режим дня. Осо­бенно большое внимание уделять сну, питанию и отдыху. Правиль­ный режим дня и питания, ежедневные прогулки развивают ребенка полноценно в физическом и интеллектуальном отношении, укреп­ляют нервную систему.

Правильная эмоциональная нагрузка закладывает основу в вос­питании нужных черт



характера и, в конечном счете, помогает пре­дупредить рецидив заикания.

Кроме того, родителя должны установить тесный контакт с вос­питателями детских садов, куда ходит ребенок, а также с педагогами школ, где будет он учиться. Родители должны информировать воспи­тателей и педагогов о состоянии своего ребенка. Такие дети должны постоянно чувствовать моральную поддержку со стороны вос­питателей и педагогов, необходимую разумную твердость и справед­ливость.

Грубая насмешка, передразнивание, обидные прозвища могут спровоцировать рецидив заикания, поэтому воспитатели и педагоги должны пресекать это на корню. Ребенок должен чувствовать себя полноправным членом коллектива.

В детских садах ребенок не должен отстраняться от выступлений на праздничных утренниках. Таким детям хорошо удается чтение сти­хов, а публичные выступления придают им уверенность в своих воз­можностях правильно говорить.

В школе нежелательно отстранять детей от устных ответов на уро­ках. Это в дальнейшем может отрицательно сказаться на их активно­сти, на их эмоциональной волевой сфере.

Воспитатели и педагоги должны иметь представление о речевых правилах, о которых им должны сообщить родители. Поэтому они всегда могут прийти на помощь ребенку, зная как действовать в дан­ном случае.

Нужно помнить, что во время рецидива заикание уже не бывает столь резко выраженным, как в первый раз. Ваша работа с ребенком не проходит просто так: выработанные ранее механизмы правиль­ной речи в этих случаях скорее восстанавливаются и рецидив устра­няется.

При устранении рецидива нужно пользоваться последовательны­ми речевыми этапами, как и при устранении самого заикания. Но для восстановления нормальной речи уже потребуется меньше времени, т. к. приобретенные навыки быстрее восстанавливаются.

Нужно помнить, что заикание — это функциональное нарушение и при нем мы восстанавливаем утраченную речевую функцию, устра­няем заикание. А значит снова пользуемся правильной речью.

Если заикание не устраняется, значит, вы не полностью вникли в суть метода и в саму физиологию речевого акта, а занятия не всегда проводили систематически. Поэтому надо очень внимательно прора­ботать представленной материал повторно.

Обычно у родителей возникает вопрос: сколько занятий прово­дить на том или ином этапе? Это зависит от времени возникновения заикания, от тяжести его течения, от состояния ребенка, его возмож­ностей, внимания, работоспособности.

Обязательно нужно вызвать у ребенка желание заниматься, настро­ить его на занятия, создать определенные условия, которые способ­ствовали бы этому.

 

 

Количество занятий по этапам (условно)

Первый этап - сопряженная речь, включает примерно 8 —10 за­нятий.

Второй этап — отраженная речь, включает примерно 8—10 заня­
тий,

Третий этап — вопросно-ответная речь или диалогическая, вклю­чает примерно 10—15 занятий.

Четвертый этап — пересказ или монологическая речь, включают примерно около 15—20 занятий.

Пятый этап — связная речь, включает примерно 15 - 20 занятий.

Шестой этап — эмоциональная речь, включает примерно 8 - 10 занятий.

Седьмой этап — спонтанная речь, включает примерно 8 - 10заня­тий.

Восьмой этап — беседы, включает примерно 10 - 15 занятий.

Конечно, количество занятий на каждом этапе берется условно и это зависит от продвижения устранения заикания на каждом из них, от устойчивости выработки речевых навыков.

Для школьников вводятся еще занятия по выработке речевых на­выков при чтении текстов, рассказов, сказок. В зависимости от воз­раста подбирается и соответствующий материал, хотя в начале заня­тий для них можно использовать пройденный материал.

Итак, ознакомившись с приемами устранения заикания, присту­пайте к работе со своим ребенком, чтобы помочь ему правильно и легко говорить без запинок!

После проведения занятий по всем этапам, если вы добились оп­ределенных результатов, можно сделать небольшой перерыв. В этот период вы должны понаблюдать за ребенком: как он самостоятельно справляется с речью, как у него срабатывают речевые навыки.

Если же запинки все же иногда возникают, следует проводить по­вторно поэтапные занятия, но уже в усеченном виде, т. е. количество занятий на каждом этапе сократить в два-три раза. Укороченные эта­пы могут составлять примерно 6—8 дней. Они проводятся с целью поддержать уже сформировавшиеся речевые навыки, не дать им угас­нуть или же, наоборот, еще более их закрепить.

Патологический рефлекс с каждым усеченным комплексом заня­тия как правило ослабевает и проявляется все реже и реже. Сначала такие комплексы можно проводить один раз в месяц, затем два-три раза в месяц. Впоследствии их можно проводить только с профилак­тической целью. Это приносит ребенку большую пользу, и на повтор­ных занятиях он чувствует уже себя уверенно и занимается с удоволь­ствием, что в конечном итоге и приносит положительный результат в устранении заикания.

 

 


Содержание

Что такое заикание и как оно проявляется......................................................1

Причины заикания............................................................ ………………………3

Физиология речевого акта и его механизмы................ ………………………

С чего начать устранение заикания............................... ………………………7

Артикуляционная гимнастика......................................... ………………………11

Развитие чувства ритма.........................................11

Упражнения на расслабление, снятие мышечного напряжения……………..13

Массаж............................................................................... ……………………….14

Развитие общей и мелкой моторики.............................. 15

Основные методы устранения заикания........................ 15

Поведение родителей с заикающимся ребенком......... 17

Требования и последовательность поэтапной работы

в формировании правильной речи................................. 18

Основные направления в работе с заикающимися детьми................................. 18

Логопедическая ритмика................................................. 26

Что должны помнить родители...................................... 26

Правила, которые необходимо соблюдать на занятиях

и в повседневной жизни ребенка.................................... 27

Примерные поурочные занятия...................................... 27

Занятие № 1 (1 - 2) (подготовительное)................... 27

Занятие № 2 (3 - 4). Сопряженная речь.................... 28

Занятие № 3 (5 - 6). Сопряженная речь.................... 31

Занятие № 4 (7 - 8). Сопряженная речь.................... 35

Занятие № 1 (1 - 2). Отраженная речь....................... 37

Занятие № 2 (3 - 4). Отраженная речь....................... 41

Занятие № 1 (1—2). Вопросно-ответная речь (диалогическая речь) 47

Занятие № 2 (3 - 4). Вопросно-ответная речь (диалогическая речь) 51

Занятие № 3 (5 - 6). Вопросно-ответная речь.......... 53

Занятие № 4 (7 - 8). Вопросно-ответная речь (более усложненный вариант

переход к самостоятельной постановке вопросов)……………59

Занятие № 5 (9 -10). Самостоятельная вопросно-ответная речь 59

Занятие № 1. Пересказ (монологическая речь)....... 65

Занятие № 2. Пересказ (монологическая речь)....... 67

Занятие № 3. Пересказ (монологическая речь)...... 71

Работа с заикающимися школьниками......................... 73

Предупреждение рецидивов заикания......................... 75

Количество занятий по этапам (условно).................... 76




 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.