|
Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. 1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы психолого-педагогической диагностики. 2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дифференциальная диагностика ЗПР. 3. Психологические особенности детей с умственной отсталостью (УО). Дифференциальная диагностика УО. 4. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. 5. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. 6. Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме. 7. Психологические особенности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП. 8. Личностные особенности педагога специального образования и его роль в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. 9. Проблемы социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. 10. Программа социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза. 11. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания слепоглухонемых детей. 12. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей общим недоразвитием речи (ОНР). 13. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей. 14. История становления и развития коррекционно-педагогической науки в истории развития человеческого общества. 15. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции. 16. Основные направления работы с родителями воспитывающих детей с отклонениями в развитии. 17. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями устной речи. 18. Личность и особенности её развития при слепоте и слабовидении. 19. Психологическая готовность к школьному развитию детей с задержкой психического развития. 20. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями письменной речи. 21. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях массовой общеобразовательной школы и в специальных учреждениях. 22. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Специфика работы специальных школ для детей с нарушениями речи. 23. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Специфика работы специальных коррекционных школ для детей с нарушениями зрения. 6.3. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению Контрольная работа по дисциплине «Дефектология» выполняется с целью проверки и оценки усвоения теоретических знаний студентов по данной дисциплине, формирования умений проводить анализ научной и учебной литературы, отработки навыков диагностики и проведения профилактических и коррекционных мероприятий, обогащения навыками взаимодействия с «особыми» детьми и подростками. Тематика самостоятельной работы студентов ориентирована на проблемы специальной педагогики и психологии несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, на специфику коррекционной работы и последующей адаптации этих категорий детей в социуме. Студент должен овладеть не только теоретическими знаниями, но и уметь применять их для решения конкретных задач в реальной ситуации, владеть навыками психологической диагностики и педагогической коррекции различных видов отклонений в развитии и поведении. Оформление контрольной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к данным видам работ. Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Таблица 6
К контрольной работе предъявляются следующие требования: Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении. Пример приведен в приложении 1. Оглавление включает перечень разделов работы и нумерацию страниц. Введение предполагает определение актуальности одной из предложенных тем и обоснование мотива ее выбора с учетом реально существующих проблем обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Определяются цель и задачи теоретической части работы. Перед выполнением работы студентам необходимо внимательно ознакомиться с методическими указаниями, изучить теоретический материал, представленный в учебной и научной литературе, рекомендуемой для освоения данной дисциплины. Теоретическая (первая) часть контрольной работы носит реферативный характер и предполагает ответ на один из теоретических вопросов, предложенных в перечне тематики, соответствующих одному из 5-ти вариантов. Данная часть работы должна содержать развёрнутое содержание исследуемого социально-психологического феномена, включать развернутое описание причин возникновения определенного вида нарушения развития, классификации изучаемого вида дизонтогенеза, характеристику особенностей развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенностей общения лиц при данном конкретном виде нарушения развития. Необходимо рассмотреть содержание данного вопроса с точки зрения различных авторов, используя несколько научных источников, материалы из периодических изданий по дефектологии, коррекционной педагогике и психологии. Необходимо рассмотреть особенности коррекционно-педагогической деятельности, особенности обучения и воспитания детей данной категории. Во второй части работы разработать программу психолого-педагогической диагностики психического развития ребёнка с описанным в первой части виде дизонтогенеза. Заключение должно содержать общие выводы по изучаемой теме и пути педагогической помощи в процессе социальной адаптации лиц с данным видом психического дизонтогенеза. Варианты контрольных работ 1. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения, методы педагогической коррекции. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения. 2. Психологические особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР). Методы дифференциальной психолого-педагогической диагностики умственной отсталостии детей с ЗПР. 3. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Этиология и классификация нарушений слуха. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха. 4. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Причины нарушений зрения, их классификация. Основные категории детей с нарушениями зрительного анализатора. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения. 5. Психологические особенности детей с синдромом раннего детского аутизма. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с ранним детским аутизмом. 6. Психологические особенности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП. Программа и методы психолого-педагогической диагностики личности детей со сложными нарушениями в развитии при ДЦП. 7. Личностные особенности педагога специального образования и его роль в работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении. Методы профилактики и коррекции профессиональной деформации специалиста в сфере специального образования. 8. Проблемы социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. Методы и диагностика социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза. 9. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания слепоглухонемых детей. Особенности и методы психолого-педагогической диагностики слепоглухонемых детей. 10. Психологические особенности, детей общим недоразвитием речи (ОНР). Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с ОНР. 11. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с сенсорной алалией. 12. История становления дефектологии как науки. Современное развитие дефектологии. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК 13. Психологические особенности детей, имеющих интеллектуальные нарушения. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с умственной отсталостью и нарушением зрения. 14. Основные направления работы с родителями воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Организация и методы психологической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. 15. Психологические особенности, методы обучения, коррекции, воспитания детей с нарушениями устной речи. Программа и методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями устной речи. 16. Личность и особенности её развития при слепоте и слабовидении. Особенности профилактики вторичных нарушений развития детей с нарушениями зрения. 17. Психологическая готовность к школьному развитию детей с задержкой психического развития. Программа и методы психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению. 18. Психологические особенности, этиология и классификация нарушений письменной речи. Особенности диагностических мероприятий при дисграфией. 19. Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в условиях массовой общеобразовательной школы и в специальных учреждениях. Методы профилактики вторичных нарушений в развитии при НОДА. 20. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Специфика работы специальных школ для детей с нарушениями речи. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей. 21. Психологические особенности лиц с нарушениями зрения. Специфика работы специальных коррекционных школ для детей с нарушениями зрения. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия. 22. Вклад Л.С. Выготского в дефектологию как науку и практику. Современные подходы к диагностике нарушений в развитии.
Вопросы для подготовки к зачету 1. Понятие «дети со сложными нарушениями развития». Проблемы организации психолого-педагогической помощи детям и их семьям. 2. Система специального образования лиц с особыми образовательными потребностями в Российской Федерации, специальные образовательные условия. 3. Методы и диагностика социальной адаптации детей, имеющих отклонения в развитии дефицитарного вида дизонтогинеза. 4. Роль Л.С. Выготского в разработке теоретико-методологических основ дефектологии. 5. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений. 6. Учение Л.С. Выготского о структуре дефекта и его методологическое значение. 7. Понятие «психического дизонтогенеза». Виды психического дизонтогенеза. 8. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями зрения. 9. Параметры психического дизонтогенеза. 10. История становления и развития дефектологии в России. 11. Виды психолого-педагогической диагностики: скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика (ПМПК), углубленное изучение ребенка в образовательном учреждении. 12. Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями слуха. 13. Цели и задачи ПМПК. Содержание деятельности и состав ПМПК. 14. Понятие «умственная отсталость». Причины умственной отсталости: эндогенные и экзогенные факторы. 15. Степени умственной отсталости. Особенности психического развития детей с умственной отсталостью. 16. Методы психолого-педагогической диагностики детей с ОНР. 17. Специальные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью: дошкольные, школы VIII вида, специальные классы для умственно отсталых детей. 18. Понятие «задержка психического развития». Современные представления о ЗПР. Причины задержки психического развития, классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власовой. 19. Классификация задержки психического развития К.С. Лебединской. 20. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: школы VII вида, классы выравнивания, классы коррекционно - развивающего обучения, классы компенсирующего обучения. 21. Причины речевых нарушений: эндогенные и экзогенные факторы. 22. Программа и методы психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению. 23. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения речевого аппарата: дисфония, дислалия, ринолалия. Направления коррекционной работы. 24. Тифлопедагогика, их цели и задачи. Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. 25. Причины нарушений зрения. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. Специальные коррекционные образовательные учреждения. 26. Сурдопедагогика, цели и задачи. Причины нарушений слухового анализатора. 27. Категории детей с нарушениями слуха: неслышащие (глухие), позднооглохшие, слабослышащие. Особенности развития детей, основные направления коррекционной работы. 28. Организация и содержание дошкольного и школьного образования детей с нарушениями слуха. 29. Понятие «нарушение опорно-двигательного аппарата». Причины нарушений. Особенности психического развития детей с НОДА. 30. Система обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основные направления коррекционной работы. 31. Понятие «ранний детский аутизм». Основные признаки РДА, причины возникновения. 32. Группы детей с РДА в зависимости от нарушения взаимодействия с внешней средой. Основные направления психолого-педагогической коррекции детей с РДА. 33. Методы дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей. 34. Объект, предмет, цели и задачи дефектологии. 35. Понятия «норма» и «отклонения» в психическом развитии. Виды норм развития: среднестатистическая, функциональная, идеальная. 36. Политика государства в области социальной поддержки людей с отклонениями в развитии и поведении. 37. Методы дифференциальной диагностики РДА. 38. Эндогенные и экзогенные вредности как причины отклонений в развитии. 39. Социальная и психологическая депривация как одно из условий нарушения развития личности ребенка. 40. Работа с семьей, имеющей ребёнка с нарушениями развития. 41. Основные направления психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития. 42. Методы дифференциальной диагностики умственной отсталости в и ЗПР. 43. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития. 44. Коррекционные умения и личностные качества, необходимые педагогу, работающему с детьми, имеющими нарушения развития и поведения. 45. Система методов обучения детей с особыми образовательными потребностями. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении. 46. Категории и принципы дефектологии. 47. Взаимосвязь дефектологии с другими отраслями знаний. 48. Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости в зависимости от тяжести повреждения. 49. Сущность коррекционно-педагогической деятельности. 50. Проблема интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) Основная литература 1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2011. - 267 с. 2. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Б. П. Пузанов и др.]; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва: Владос, 2011. - 439 с. 3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [В. В. Ткачева и др.]; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва: Академия, 2014. - 271 с. 4. Специальная дошкольная педагогика: учебник для вузов [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [Е. А. Стребелева и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2013. - 350 с.
б) Дополнительная литература 1. Аксенова Л.И.Специальная педагогика: учеб. пособие для вузов / Л. И. Аксенова [и др.]; ред. Н. М. Назарова. - 9-е изд. - М.: Академия, 2009. – 395 с. 2. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2007. – 272 с. 3. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. средних пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.]; под ред. Л. В. Кузнецовой. - 5-е изд. - М.: Академия, 2008. – 480 с. 4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Текст]: пособие для учителя-дефектолога / Л. М. Щипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова; ред. Л. М. Щипицына. - М.: Владос, 2003. - 527 с. 5. Специальная педагогика // Под ред. Назаровой Н.М. – М.: Академия, 2008. – 507 с. 6. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2006 – 304 с.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; оргтехника для тиражирования материалов для слушателей. Поскольку ряд практических занятий предполагает использование мультимедийных технологий, это предполагает наличие следующих технических средств и оборудования: персональный компьютер или ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Дефектология»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____. ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|