Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика оценки динамики речи





Научный подход к методам восстановительного обучения выдвигает на одно из первых мест по важности разработку такой методики, которая позволила бы оценить динамику вос­становления речи при афазии.

Долгое время, вплоть до наших дней, эффективность вос­становления речи при афазии не измерялась с помощью мето­дов, которые позволили бы оценить динамику речи, эффектив­ность применяемых методов, влияние тех или других факторов на восстановление речи, и оценивалась субъективно. За слова­ми «хорошее» или «плохое», «без динамики» не стояло ни количественного, ни качественного измерений. Практика вос­становительной работы нуждается в таких методиках, которые позволили бы измерить эффективность восстановления речи и оценить эффективность применяемых методов восстановитель­ного обучения. Такая методика может обеспечить и возмож­ность сравнительного анализа эффективности применяемых методов, качественный и количественный анализ как дефекта, так и эффекта его преодоления, позволит обнаружить разные степени выраженности афазии, а также различную динамику разных видов речи.


Методика нейропсихологического обследования А. Р. Лурии Может успешно слу^жить и в целях количественной оценки де­фектов, и в целях оценки динамики восстановления, однако использование этой методики в целях измерения динамики речи при афазии затруднительно по двум основаниям — ц3,большого количества проб и из-за возможности субъективной оценки, так как она требует от исследователя высокой квали­фикации и большого клинического опыта.

Потребность практики восстановительной работы в таких методах отразилась в попытках некоторых исследователей стандартизировать методику А. Р. Лурии (В. Я. Репин, 1974. Н. А. Лойко, 1974, и др.). Однако для этих работ характерно отсутствие строгой научной обоснованности выбора проб, це. достаточная разработанность критериев подбора методического материала, неоднозначность и малая дифференцированность критериев ответов испытуемых,

Автором с сотрудниками также была предпринята попытка создания такой методики. Современные данные психологии и нейропсихологии о речи, механизмах и закономерностях ее нарушения при афазии выдвигают ряд требовании к методике оценки динамики речи в процессе ее восстановления. Разрабо­танная нами методика включает пробы (тесты), учитывающие: 1) форму афазии, 2) центральные механизмы нарушения речи при каждой форме афазии по классификации А. Р. Лурии, 3) центральные ее симптомы (дефекты), 4) степень ее выра­женности. Эта методика способна: а) выявлять разные уров­ни нарушения речи, сенсомоторный н семантический, б) оцени­вать состояние речи (и ее динамику) на уровне слова, фразы, высказывания. К методике подобран специальный вербальный материал, учитывающий разные его параметры и соответст­вующий разным уровням организации речи.

Для устной экспрессивной речи — это частотность, его зву­ковая сложность и длина слова, грамматическая сложность и длина фразы и др. Для измерения изменений устной импрес- сивной речи вербальный материал варьируется с учетом его ситуативности, частотности слов, объема стимула, объема поля выбора (вербального и картиночного поля), грамматической сложности предъявляемого больным стимула и др. Методика отвечает и некоторым целям удобства и легкости ее практиче­ского использования. Она состоит из набора необходимых и достаточных проб, из достоверного и простого способа обработ­ки материала. Методика оценки речи при афазии внедрена в широкую практику нейропсихологической реабилитации боль­ных с афазией и является весьма эффективной и надежной.

Методика решает задачи объективной количественной оцен­ки состояния и динамики речи при афазии на основе качествен­ного анализа дефекта. Она направлена прежде всего на решение центральной задачи — на оценку динамики речи в процессе восстановительного обучения. С ее помощью можно точно измерить количественную сторону и дать качественный анализ восстановления, ответить на ряд важнейших вопросов! касающихся восстановления речи при афазии:

OA

какова эффективность применяемых методов восстанови­тельного обучения;

— какова роль специального восстановительного обучения в восстановлении речи при афазии;

— имеются ли другие факторы и какие, способные влиять ga эффективность восстановления;

— какие функции речи, ее виды и формы лучше восста­навливаются;

— какова зависимость восстановления речи от формы афа­зии и степени ее выраженности и т. д.

Основной задачей восстановительного обучения больных с афазией и их реабилитации является восстановление коммуни­кативной функции речи. Коммуникативные возможности прояв­ляются не только в способности построения речевого сообще­ния, но и в способности восприятия и понимания услышанного сообщения. Поэтому указанная методика включает тесты на экспрессивную речь (диалог, называние предметов и действий, составление фраз, составление рассказа) и на импрессивную (понимание обращенной речи в диалоге, понимание значения слов, обозначающих предметы и действия, понимание фразовой речи — отдельных фраз и текста). Отбор гестов учитывает не только современные представления о речи и роли отдельных ее форм для коммуникации, но и новые данные об афазии. Тесты и речевой материал подобраны таким образом, чтобы они могли отражать состояние и динамику речи при разных формах афазии и степени ее выраженности. В связи с послед­ним в методике имеют место тесты, отличающиеся по сложнос­ти, пробы ранжированы по трудности.

Тесты на экспрессивную речь

Диалог. Наиболее простой и естественной формой общения является диалог —одно из важнейших проявлений способности субъекта (больного) к вербальной коммуникации. По проис­хождению это одна из наиболее ранних форм речи, по струк­туре она наиболее проста и по протеканию менее произвольна, где большая роль принадлежит автоматизированному уровню реализации речи. Диалог — одна из наиболее жизненно важных сторон вербального общения. Поэтому включение этого теста приближает нас к исследованию естественного процесса об­щения.

В тест входят 10 вопросов. Первые пять вопросов требуют простого ответа словами «да», «нет», «хорошо». Например: «Вас смотрел сегодня врач?», «Как вы себя чувствуете?» И т п Затем следуют вопросы, требующие ответа словосоче­танием или предложением. Например: «Что вы делали вчера вечером?» Таким образом, усложнение проб здесь идет по па­раметрам длины и грамматической сложности требуемого от­вета.


Называние. Из приведенных выше данных (гл. I, II, VI) видна огромная роль лексики в реализации функции общения. В главе I сказано, что номинативная функция является одной из важнейших функций речи, а само слово представляет собой сложную матрицу, представляющую разные стороны слова. Эта психологическая сложность строения слова и сложность оперирования им и ведет к тому, что оно нарушается при всех формах афазии, но всякий раз по-разному. Важнейшее место в словаре человека занимают слова, обозначающие предметы и действия. В предложении эти слова — существительные и глаголы — два наиболее многочисленных класса слов — обла­дают высокой информативной ценностью. Известно также, что нарушение и восстановление номинативной функции речи свя­зано с состоянием зрительного восприятия предметных образов. Поэтому восстановление функции называния является одной из важнейших задач восстановительного обучения. Эти факты служат основанием для включения пробы в «методику» в виде двух тестов: а) называние предметов, б) называние действий. Ранжировка заданий по сложности в этих тестах осуществля­лась с помощью таких параметров, как частотность, длина и звуковая сложность слова.

В этих тестах больному предлагается назвать 30 картинок с изображением предметов или действий. Так, если первыми, а следовательно, и простыми являются слова мама, машина, идет, ест, то последними и наиболее сложными словами явля­ются лестница, прищепка, привязывает, причесывает

Составление предложений по картинкам. Сохранность фра­зовой речи является необходимой для реализации коммуника­тивных возможностей человека. Для выражения мысли недос­таточно отдельных слов, необходимо объединить их в закон­ченное связное предложение. Исследование фразовой речи является необходимым условием для правильной и полной оценки дефекта и его изменения у больных с различными фор­мами афазии. Поэтому следующим является тест на составле­ние предложений по картинкам. Он состоит из 15 проб, распо­ложенных в порядке возрастающей сложности. Тестовые кар­тинки подбирались таким образом, чтобы в устной речи больных могли быть реализованы три критерия — частотность слов, длина и сложность грамматической структуры предложе­ния. Первые пять картинок являются наиболее простыми и могут быть описаны предложением с формулой S—Р или S—Р = 0. Затем следуют картинки, которые могут быть описа­ны предложениями с предложным дополнением. И наконец, содержание последних картинок может быть передано с по­мощью распространенного или сложноподчиненного предложе­ния. Например, в состав теста входят картинки, которые могут

1 Частотность слов определяется по «Частотному словарю...» Э. А. Штейн- фельд и «Словарю...», изданному УДН.

быть описаны следующими предложениями: Мальчик моет руки; Мужчина несет лестницу, чтобы снять с дерева шар.

Составление рассказа по картинке. Способность человека к вербальной коммуникации наиболее четко проявляется в уме­нии построить развернутое высказывание, достаточно полно и понятно раскрывающее для слушателя тему. Нарушение связ­ного высказывания имеет место практически при всех формах афазии, однако оно имеет разные механизмы и формы прояв­ления. В высказывании больных с афазией могут отразиться нарушения замысла высказывания или грамматические и лек­сические трудности при построении текста. Поэтому тест на построение высказывания является важным индикатором сос­тояния и динамики восстановления вербальной коммуникатив­ной способности больных.

Исследование способности к построению развернутого вы­сказывания является завершающим в наборе тестов на экспрес­сивную речь. Составление рассказа по сюжетной картинке является удобной моделью для прослеживания возможностей больного к активному развернутому высказыванию. В этом тесте больному дается задание на описание сюжетной картинки «Опять двойка», при передаче содержания которой необходимо выделение общего действия, связывающего всех героев картин­ки, и создание на этой основе программы высказывания. Для правильного описания необходимо владение определенным словарным запасом и набором грамматических средств.

Процедура проведения данного теста следующая. Больному предъявляется картинка и дается инструкция — составить под­робный рассказ, который мог бы передать ее содержание. На составление рассказа дается три минуты. Если больной сос­тавляет подробный содержательный рассказ за более короткое время, то время рассказа фиксируется и он может перейти к выполнению следующей пробы. Если же больной закончил рассказ, не использовав всего предоставленного времени, и он неполон или неадекватен, то ему предлагается его продолжить.

Тесты на импрессивную речь. Полноценное восстановление речи при афазии, и прежде всего ее коммуникативной функ­ции, невозможно без восстановления понимания речи. Умение понять обращенную речь, и в первую очередь обращенный вопрос, — одно из самых простых речевых умений. Поэтому одним из точных индикаторов нарушения и восстановления речи является понимание речи в диалоге.

Понимание диалога. Как и исследование экспрессивной ре­чи, исследование импресснвной речи начинается с оценки воз­можностей участия больного в диалоге. Первые пять вопросов Направлены на выяснение контекстного понимания, поэтому они ограничены в объеме (от двух до четырех элементов), просты в грамматическом отношении, часто употребляемы в ситуации общения с больным. Например: «Голова болит?», «Вас осматривал сегодня врач?» В следующих пяти пробах исследуется возможность понимания речи при переходе от одной ситуации к другой, с ней не связанной, возрастает объем и сложность построения вопроса: «Что у вас было сегодня ца завтрак?», «Чем вы любите заниматься в свободное время?»

Понимание обращенной речи в диалоге /оценивается по адекватности речевого ответа или ответа с помощью мимики и жеста.

Понимание слов. Полноценное понимание обращенной речи предполагает не только схватывание общего смысла, но и четкое и точное понимание значения отдельных слов, входящих во фразу, в высказывание. Известны большая роль лексики в полноценности понимания предложений при афазии и его на­рушение при всех формах афазии. Эти данные дают основанье считать пробу на понимание слов достаточно показательной при определении состояния и динамики речи при афазии.

В методику включены два теста: а) понимание значения слов, обозначающих предметы, б) понимание значения слов, обозначающих действия. Тест состоит из 30 проб, в каждой из них больной должен показать от одной до трех картинок, изображающих предметы или действия в соответствии с предъ­являемым словом. При подборе материала учитывается фоне­тическая и семантическая близость слов и их частотность. Слова сгруппированы в три группы, по 10 в каждой. Так, пер­вую группу составили слова частотные и не связанные друг с другом ни по звучанию, ни по значению. Например, кот, сыр, сумка; работает, едет, играет. В следующую группу входят слова, близкие по звучанию средней частотности мяч — меч; тачка — дачка; пьет —бьет; копает — капает. В последнюю группу включены слова, близкие по значению, входящие в одно смысловое поле,— чулки, носки, варежки; вешает, ставит, кла­дет.

Такой подбор материала позволяет фиксировать как нару­шения акустического анализа и удержания слухоречевых сле­дов, так и трудности семантической дифференцировки слов.

Понимание предложений. Единицей речи является предло­жение, его порождение (кодирование) и его понимание (деко­дирование). Умение понимать предложения представляет собой сложный и многоплановый процесс, зависящий от ряда факто­ров: лингвистических — сложности лексических единиц, грамма­тической конструкции, объема; психологических — частотности (знакомости) ситуации и содержания, изложенного в предло­жении, интонации, эмоционального отношения к сообщению и т. д. Исследования последних лет показывают, что понимание предложения нарушается при всех формах афазии. Следова­тельно, тест на понимание предложений достаточно чувствите­лен для объективной оценки понимания речи при афазии в целом.

В данном тесте представлены предложения с учетом выше­перечисленных параметров. В качестве индикатора понимания предложения используется понимание картинки, соответствую­щей тестовому предложению. На точность понимания предло­жения в этом случае влияет величина поля выбора и близость фоновых картинок к тестовым. В связи с этим изменение поли выбора идет по двум параметрам — увеличению объема и сближению семантических элементов поля.

В тест входит 15 стимульных заданных и исходных фраз. Каждой фразе соответствует одна картинка, предъявляемая в поле других картинок. Объем поля изменяется от 2 до 6 картинок. Например, больному предъявляются одновременно три картинки, которым соответствуют фразы: Мужчина читает газету, Мальчик читает газету, Бабушка читает газету. Затем подается на слух стимульная фраза и больной должен найти адекватную картинку. Помимо этого, в тест включены пробы на понимание предложных и пассивных конструкций.

Понимание вербальных инструкций. При исследовании по­нимания предложений используется опора на картинки. Но в реальном общении более часты ситуации, где такой опоры не существует. Поэтому в методику включен тест на понимание вербальных инструкций, где индикатором понимания является адекватное выполнение заданных действий.

В тест входит 10 инструкций, которые предлагаются боль­ному последовательно для выполнения, возрастает объем и грамматическая сложность проб. Например, первой инструкцией является следующая: «Закройте глаза», а восьмой по счету будет инструкция: «Положите ручку справа от книги».

Мы описали набор проб, включенных в методику, показав, каким образом реализовались требования к качественному составу материала заданий. В методику включен строго стан­дартизированный набор проб для количественной оценки. Ниже перейдем к описанию способа объективной количественной оценки данных, получаемых при тестировании.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.