|
Заданный текст Чтение больного ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Кремль — сердце Москвы. Кремль — сердце,,, Москва. Он стоит на холме-. Он стоит на схолпа. На башне — часы. На навашне часы. Это куранты. На вашне куранты. В случаях нарушения чтения центральной задачей восстановительного обучения является перевод процесса чтения с угадывания на осознанный уровень аналитического чтения, но у этой группы больных прежде всего необходимо снять персеверации и тенденцию к угадыванию. Такое становится возможным с помощью переключения внимания больного на произнесение отдельных звуков (доступных больному) при чтении целого слова и с помощью искусственного торможения движения глаз вперед по строке. Используется описанный выше метод чтения с помощью рамки, ограничивающей угадывание. После отработки побуквенного чтения больного переводят к иослоговому чтению с помощью рамки. На данном этапе обучения больного обычно держат длительное время, и только после хорошо отработанного и упроченного способа послогово- го чтения с помощью рамки больного переводят на чтение целых слов внутри фразы, но тоже с помощью ограничивающей рамки. Слово разбивается педагогом на слоги, далеко отодвинутые друг от друга, что создает условия для пауз в чтении, снимающих персеверации. Такой метод чтения, ограничивая догадки больного о смысле читаемого слова, снимая предвосхищение последующих звуков или слогов, а потом и слов, переводит чтение на уровень аналитического процесса, помогая тем самым снять тенденцию к персеверациям, что и является основной задачей восстановления при данной форме патологии чтения. Совсем другая картина нарушения чтения обнаруживается при афферентной моторной афазии, возникающей при поражении постцентральной извилины. Центральным дефектом в этом случае нарушения речи и чтения являются дефекты кинестетической основы артикуляций; иннервация артикуляторных актов теряет здесь свою избирательность и возникают типичные для этих поражений замены одних звуков (артикулем) на другие, близкие. Контроль над процессом чтения у этих больных сохранен, они знают о своих ошибках и пытаются их исправить. Как и в случае эфферентной моторной алексин, здесь нарушается прежде всего звуко-буквенный анализ (центральный дефект), но уже из-за дефектов кинестетической основы речи. Чтение становится резко дезавтоматизированным, максимально осознанным аналитическим процессом, все внимание больного приковано к перешифровке оптических знаков в нужные артикуляции, поэтому понимание отстает от восприятия. И все же артикуляторные трудности приводят нередко к подмене подлинного чтения угадывающим на основе отдельных фрагментов слова. Однако угадывание в этом случае идет в русле общего смысла фразы и текста; больные при чтении постоянно прибегают к сличению только что прочитанного материала с ранее прочитанным. Некоторые исследования чтения показали, что на состояние уровня понимания влияет степень нарушения сенсомоторного уровня чтения при описанных формах моторной алексии. К нарушению понимания читаемого могут привести лишь грубые моторные дефекты чтения. Наименьшие трудности понимания обнаруживаются в случаях афферентной моторной алексии, когда даже при довольно грубом нарушении сенсомоторного уровня может остаться возможным «внутреннее чтение» недлинных слов и фраз, которое и помогает понять читаемое. Этот факт является положительным моментом п соответствующим образом используется в восстановительном обучении. Общее направление методики восстановления чтения в этом случае предусматривает начало работы с восстановления чтения целых слов, в отличие от восстановления чтения при височных и эфферентной моторной афазии, которое начинается с восстановления аналитического (побуквенного и послогового) чтения. К восстановлению чтения при афферентной моторной алек- сгт- г. уступают лить после появления у больного некоторого ааиаса активных слов. Эти слова и являются первым материалом для восстановления чтения. Позже обучение чтению идет параллельно восстановлению устной речи и становится одной из важнейших ее опор. На первой стадии большое внимание уделяется укреплению процесса внутреннего чтения, увеличению его объема. С этой целью проводится работа, в которой больному предлагается либо находить по данным предметным и сюжетным картинкам соответствующее слово из ряда данных ему в напечатанном виде слов, либо находить по данным словам соответствующие картинки (метод выбора) и т. д. Когда внутреннее чтение становится привычным действием, больного переводят на громкое чтение слов, имеющихся в его активном словаре, с опорой на картинки. Естественно, что на этом этапе возникают понятные трудности, связанные с распадом артикулем и с тенденцией ваменять одни артикулемы другими, сходными. Преодоление этого дефекта и остается основной задачей этого периода восстановления чтения и, конечно, может занимать значительное время. Только после отработки умения читать вслух отдельные слова и маленькие фразы ставится задача отработки четкого артикулированного чтения. Таковы основные формы алексии, возникающие при поражении коры левого полушария, и основные методы ее преодоления. Каждая форма алексии имеет свою структуру и соответствующую ей систему методов восстановления чтения. Однако во всех случаях его нарушения методика восстановления предусматривает создание новой функциональной системы на основе сохранных анализаторов, обеспечивающих дополнительную афферентацию с них, а также использование сохранных форм деятельности. Подведем итоги. 1. Нарушения чтения при локальных органических поражениях мозга описаны многими исследователями — неврологами, психологами, психиатрами — еще в XIX столетии (Вернике, Дежерин, Олтушевский, Вольперт и др.). Клиническая картина алексии была описана наиболее точно В. Олтушевским (1898), который на основе клинических симптомов выделил 5 форм алексии (изолированная, ассоциативная, самостоятельная алексия, «глухота» на слова, «немота» на слова). 2. Правильный подход к изучению и пониманию алексии связан с новыми представлениями в психологии о формировании и структуре процесса чтения. Современная психология рассматривает этот процесс в связи с речью, с одной стороны, и процессом восприятия — с другой. Чтение на ранних этапах его формирования является аналитико-синтетическим процессом, на поздних этапах оно носит другой, более сложный характер. 3. Чтение имеет определенную стратегию, обеспечивающую- ся движением глаз и имеющую определенные задачи: а) забегание вперед по тексту (антиципация). б) возвращение назад (сличение гипотез, контроль) обеспечивается про- и регрессивными движениями глаз. Такая стратегия чтения создает условия для более точного понимания читаемого и для увеличения скорости процесса. 4. Психологическая структура чтения состоит по крайней мере из двух взаимодействущих уровней — сенсомоторного я семантического. Сенсомоторный уровень состоит из нескольких звеньев, обеспечивающих: а) звуко-буквенный анализ в процессе чтения, б) удержание информации в оперативной памяти, в) формирование смысловых догадок, г) сличение возникающих гипотез с реальным материалом. Эти операции создают условия для формирования точного понимания происходящего на семантическом уровне. Основная задача процесса чтения — это понимание письменного сообщения. 5. Формирование чтения идет в тесном взаимодействии процессов речи и восприятия. Взаимодействие процесса восприятия и речи (ее экспрессивной и импрессивной сторон) чрезвычайно сложно, особенно в период формирования чтения или его нарушения. 6. Полноценный акт чтения — это прежде всего чтение антиципирующее, взаимодействие процессов восприятия и понимания достигает полного и неразрывного единства, в котором главная роль принадлежит пониманию. Многими авторами отмечается высокая роль контекста для точности и быстроты чтения и правильного понимания. 7. Этот сложный процесс чтения нарушается при поражении любого участка мозга, входящего в его мозговую основу. Поражение этих участков мозга ведет к возникновению разных форм алсксии. Алексия, так же как и аграфия, делится на две формы — речевую и неречевую. Речевые алексии идут в синдроме соответствующих форм афазии и аграфии (моторные — афферентная и эфферентная формы алексии, сенсорные — сенсорная и акустико-мнестиче- ская формы алексии). В синдроме оптической и оптико-пространственной агнозии протекают оптические формы алексии — оптическая, оптико- пространственная и оптико-мнестическая. Все эти формы алексии могут быть двух видов — литеральные, при которых чтение нарушается на уровне буквы, и вербальные (симультанные), при которых больные не могут объединить в слово или слоги отдельные буквы, хотя могут их узнать и назвать. 8. Центральным механизмом оптической алексии является нарушение зрительного гнозиса, вследствие чего и возникает центральный дефект — нарушение восприятия буквы, вычленения существенных ее деталей (микрознаков), отсюда и возникает неспособность больных к правильному чтению букв и слов. Восстановление дифференцированного восприятия букв является центральной задачей восстановительного обучения при оптической алексии, 9. Центральным механизмом, лежащим в основе оптико- пространственной алексии, также являются дефекты гнозиса, но уже оптико-пространственного. Эти дефекты ведут к невозможности правильного восприятия иространственно-ориснтирован- кых букв. Центральной задачей восстановительного обучения здесь является преодоление дефектов оптико-пространственного восприятия. 10. Центральный механизм оптико-мнестической алексин лежит в сфере нарушения речевой организации зрительного восприятия, которое тесно взаимодействует с речью. Центральным дефектом при этой форме алексии язляется нарушение припоминания названия каждой буквы. Узнавание этих букв более сохранно, чем их называние. Восстановительное обучение в этом случае направлено на восстановление взаимодействия речи и зрительного восприятия. 11. При речевых формах алексии нередко возникает феномен «угадывающего» чтения, особенно ярко проявляющийся при сенсорной алексии. Механизм этого феномена лежит в сфере взаимодействия восприятия и понимания, а также во взаимодействии таких характеристик речи, как значение и смысл. Нарушение точного восприятия при антиципирующей стратегии чтения замещается процессом понимания, но при отсутствии точного восприятия букв (или звуков) возникают догадки о прочитанном, угадывается смысл, а не точное значение слова. Механизмы «угадывающего» чтения разные — дефекты процесса звукоразличения (сенсорная алексия), дефекты переключения и персеверации (эфферентная моторная алексия), дефекты сужения объема восприятия (акустико-мнестическая алексия). 12. Чтобы восстановить истинный процесс чтения, необходимо преодолеть этот феномен путем: а) перевода процесса чтения на осознанный, развернутый, пооперационный способ, б) применения методов, ограничивающих забегание глаз вперед по строке, в) ограничения (с последующим увеличением) стратегии антиципирующего чтения. При всех формах алексии общая стратегия ее преодоления— это преодоление механизма нарушения, Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|