|
Методики обследования детей и подростков с дизартриейОбследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения. Основной целью комплексного обследования является квалификация главного звена в структуре дефекта. При этом необходим анализ системной картины нарушения, возникшего в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные). У детей с дизартрией речевая моторика, особенности нарушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание головы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, возможность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки. Обследование психических функций включает выявление особенностей развития сенсорных функций, характеристику физического слуха и зрения, интеллектуальное развитие, знания об окружающем мире, эмоциональные проявления, уровень развития игровых и познавательных интересов, особенности поведения и т.д. При обследовании сенсорных функций включается описание возможности фиксации взора на предмете, прослеживание взором ряда предметов, узнавание предметов и т.д. Логопедическое обследование включает анализ состояния физического слуха, особенностей фонематического восприятия, речевого слуха, речевого контроля за собственной ре- Методики обследования детей и подростков с дизартрией ■II.к), мотивацию, интенцию к общению, особенности речевой коммуникации, понимание и использование лексических и грамматических средств языка. Чем моложе ребенок, чем ниже общий уровень психомоторного и речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых и моторных нарушений. 11 собходимо обследовать тонус артикуляторных и скелетных мышц, возможность выполнения различных движений, осо-(хчшости звукопроизношения, состояние ритмико-мелоди-чсских качеств речи. В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оценить все виды восприятия, уровень развития пространственных и временных представлений, графических навыков. Дальнейшее обследование ребенка с церебральным параличом связано с более точным, традиционным обследованием речевого аппарата, его строение, функции и речи. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии. Дать качественную характеристику структуры речевого дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьного возраста, в которые включается анализ письма, выявление дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного н интеллектуального развития, а также важные для планирования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции рук, навыков самообслуживания. В отечественной логопедии разработаны методики обследования психофизического состояния детей, подростков, взрослых (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, О.Г. При-чодько, Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева и др.). 5.1. Логопедическое обследование 5.1.1. Изучение анамнестических сведений Анализ анамнестических данных осуществлялся с помощью сбора сведений со слов родных ребенка. К приемам ранней диагностики дизартрии относятся сведения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, без-
____________________________ Глава 5_____________________________ условные врожденные (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте новорожденных отмечается: . характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро истощающийся, всхлипывание; • захват соска: сильный, слабый, невозможность; • сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, не • глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вы • дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное; • наличие асимметрии лица (обследование невропатолога); • врожденные безусловные рефлексы (обследование невро • мышечный тонус (обследование невропатолога); • звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный, Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, связаны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовывает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, дыхания. Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз первой, второй половины беременности; болезни матери в период беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (патология); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на диспансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в каком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую). Методики обследования детей и подростков с дизартрией 'IV же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с род- II 1.1 МИ. Анализируются сведения о раннем периоде речевого 1>;|;шития ребенка. Отмечаются появление первых слов; Фразовой речи; понятна ли была речь ребенка для окружающих в дошкольном возрасте; имел ребенок занятия с иогопедом, посещал ли логопедическую группу; как характеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении II школу; имелись ли трудности обучения письму и какого характера. 5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата Обследование включает описание артикуляционного аппарата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, и ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка,;(убов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твердого нёба. Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого пёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого иперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкине-:1Ы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтянутость мягкого неба. Обследование подвижности артикуляционного аппарата. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу: • сомкнуть губы; • округлить губы, как при произношении звука «о» — • вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции: • широко раскрыть рот как при произнесении звука «а» • сделать движение нижней челюстью вправо; • сделать движение нижней челюстью влево; • сделать движение нижней челюстью вперед.
Глава 5 Методики обследования детей и подростков с дизартрией
Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции: • положить широкий язык на нижнюю губу и подержать • положить широкий язык на верхнюю губу и подержать • высовывание языка лопаточкой; • поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений: • оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть • язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед; • широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до Наряду с обследованием подвижности артикуляционного 5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры 1. Исследование объема и качества движений мышц лба: • нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб. 2. Исследование объема и качества движений глаз: • легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть 3. Исследование объема и качества движения мышц щек: • надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 с; • надуть правую щеку, удержать в течение 3 с; • надуть обе щеки одновременно, удержать позу в тече • надуть щеки, перегонять воздух из одной в другую; • втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удер Отмечают: • объем движений (полный — выполнены все движе • точность выполнения (сохранна — все движения вы • тонус (сохранен — движения выполнены с необходи • темп движений (нормальный — одно движение вы • синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения 4. Исследование возможности произвольного формирова . выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть,серьезное лицо. 5. Исследование символического праксиса проводят по об 5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи Обследование состояния звукопроизношения осуществляется по традиционным методикам, подробно представленным Глава 5 Методики обследования детей и подростков с дизартрией
в логопедии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1998; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; Т.Б. Филиче ва, Г.В. Чиркина, 1991; Е.Ф. Архипова (2006). Выявляются нарушенные звуки, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: при изолированном произношении; в слогах — прямых, обратных, со стечением согласных; в словах (в начале, в середине, в конце слова); во фразах; в спонтанной речи. При подборе лексического материала для обследования лексико-грамматического строя речи учитывают следующие требования: насыщенность лексического материала заданным звуком; разнообразие лексического материала; включение слов с оппозиционными звуками; включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание ребенком значения предлагаемого для воспроизведения слова. Применяется отраженное и самостоятельное воспроизведение лексического материала, предметные и сюжетные картинки, слоги, слова, словосочетания, предложения, чистого-ворки, включающие исследуемые звуки. 5.1.5. Обследование просодической стороны речи Обследование можно проводить с помощью следующих заданий: прочитать наизусть одно из стихотворений, прочитать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию. Отмечаются и анализируются следующие критерии: Голос: сила, высота, тембр, назализированность, твердая или мягкая атака. Темп: быстрый, медленный, ускоренный, замедленный. Мелодико-интонационная сторона речи: интонация повествования, интонация восклицания, вопросительная интонация. Разборчивость речи: нечетко произносимые звуки, нечетко произносимые слоги, нечеткое ударение в словах. Анализируется уровень сформированности речевого дыхания и его особенности: прерывистое, слабый ускоренный выдох, верхнее дыхание, шумное, нормальное; произнесение на выдохе только изолированного слова, фразы, состоящей из двух слов, многословной фразы. 5.1.6. Обследование фонематического восприятия Для исследования фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений рекомендуются традиционные методики, подробно представленные в работах Р.И. Лалаевой (1994), Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (2001); Е.Ф. Ар-хиповой (2006) и др. Обследование начинается после тщательного исследования физического слуха специалистом отоларингологом, что связано с нередким нарушением у детей (■ дизартрией слуха. Обследование состоит из предъявления следующих проб: • узнавание и дифференциация неречевых звуков; • различение высоты, силы голоса логопеда, который про • узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по • дифференциация слогов, фонем; • навыки фонематического анализа и синтеза. 5.1.7. Обследование чтения и письма Изучение ошибок письма можно проводить с помощью схемы Р.И. Лалаевой (1992) и Е.Н. Российской (1999) на основе анализа письменных работ школьников. Анализ проводится по следующим критериям: а) ошибки письма, связанные с недостаточностью фонема б) ошибки письма, связанные с несформированностью в) ошибки письма, связанные с несформированностью г) ошибки письма, связанные с неумением выделять пред Глава 5 Методики обследования детей и подростков с дизартрией
д) ошибки письма оптического характера (смешение букв е) трудности каллиграфического характера (неряшливый 5.2. Обследование моторных и сенсорных функций Для оценки состояний общих моторных функций и артикуляционной моторики в логопедической практике обычно используются тесты, разработанные Н.И. Озерецким (1930) и многократно модифицированные многими исследователями (Л.И. Белякова, И. Кумала, Н.А. Рычкова и др.) и подробно освещены в работах Л.В.Лопатиной (2002), Е.Ф. Архиповой (2006). Тесты направлены на определение следующих показателей: . статическая координация движений; . динамическая координация движений; . скорость движений; . возможность осуществления одновременных движений; • выполнение усложненной двигательной программы. Отмечаются следующие показатели: . повышение напряженности мышц, не участвующих в выполнении теста;. тремор и другие виды гиперкинезов;. синкинезии; . полнота и точность выполнения;. согласованность движений рук и ног;. двигательная память; • качество статической координации; . качество динамической координации. При изучении организации движений и праксиса используется нейропсихологическая методика — батарея тестов, разработанная А.Р. Лурия и модифицированная Т.В.Ахутиной (1994). В рекомендуемой методике выделяются блоки программирования и контроля, приема, переработки и хранения информации, регуляции тонуса. /. Блок программирования и контроля • серийная организация движений и действий, динамический праксис, реципрокная координация. Программирование и контроль произвольных действий, реакция выбора, а также другие комплексные пробы (гностические и мнестические), которые требуют предварительной ориентировки, произвольного внимания и контроля. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|