Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Схема обследования больных, страдающих заиканием





Паспортные данные

1. Фамилия, имя и отчество.

2. Дата и год рождения.

3. Место рождения.

4. Национальность, родной язык; язык, на котором об­щаются в семье; возможное двуязычие.

5. Домашний адрес, номер телефона.

6. Место учебы (класс, курс), место работы (занимаемая должность; профессия, специальность, полученные в учебном заведении), отсутствие работы.

7. Фамилия, имя и отчество лиц, с которыми проживает больной.

8. Материальное положение.

Жалобы

Задать больному вопрос: «На что в связи с речью вы жалу­етесь?» Выслушать все, что расскажет пациент, обращая вни­мание на особенности его речи и поведение во время беседы.

Анамнез жизни

(Желательна беседа с матерью больного либо следует проанализировать ее ответы на вопросы, заданные в письменной форме и заранее пере­данные специалисту пациентом.)

1. Возраст родителей в момент рождения ребенка.

2. Какая у матери беременность по счету? (Если беремен­ность не первая, чем оканчивались предыдущие беременнос­ти: роды, аборты, выкидыши и их причины.)

 

3. Течение беременности (условия работы и жизни мате­ри, возможные вредности: заболевания, травмы, психотрав­мы, химические и лучевые воздействия, токсикоз, угроза вы­кидыша, госпитализация на дородовые отделения, отношения с мужем — отцом ребенка и родственниками при совместном проживании, вредные привычки отца ребенка, особенности течения беременности вне брака).

4. Роды (срочные, досрочные, с запаздыванием, нормаль­ные, стремительные, затяжные, сухие, со стимуляцией и ро­довспомогательными средствами).

5. Состояние ребенка в момент родов (нормальное — по за­ключению врача; травмы, асфиксия — синяя, белая; когда за­кричал, проводились ли реанимационные мероприятия; врож­денные пороки; масса тела и рост).

6. Грудное вскармливание (на какие сутки принесли кор­мить, наличие и количество молока, как взял грудь, искус­ственное вскармливание, длительность грудного вскармлива­ния, в каком возрасте начали ребенка прикармливать).

7. Физическое развитие (время появления первых зубов, когда сел, встал в кроватке, начал ходить, как прибавлял в весе, координированность движений).

8. Психическое развитие после рождения и состояние не­рвной системы, по мнению матери (был спокойным, беспо­койным, много плакал, капризничал; ночной сон: мало, мно­го спал; спокойно мог лежать в постели; был приучен к ру­кам; тянул руки к игрушкам, фиксировал на них взгляд; узнавал близких, улыбался им; как реагировал на различные звуки и речь; как реагировал на посторонних людей; какая рука, по мнению родителей, была активнее — правая или левая; в каком возрасте начал проситься на горшок).

9. Речевое развитие (время появления гуления, лепетной речи, первых слов, фраз; своеобразие детской речи: аграмма-тизмы, нарушение звукопроизношения; объем понимания об­ращенной речи; возраст исчезновения особенностей детской речи; была ли необходимость в логопедической помощи при устранении недостатков детской речи).

10. Данные о наследственности, перенесенных заболевани­ях и травмах (по заключению врача или материалам истории болезни).

 

Анамнез болезни

1. Возраст возникновения заикания.

2. Причины возникновения заикания (по мнению роди­телей).

3. Речевая наследственность (заикание в семье, в роду; ус­коренный темп речи родителей; другая речевая патология).

4. Возможность возникновения индуцированного заика­ния (по подражанию).

5. Лечение заикания в прошлом (лечебные учреждения, консультативная помощь, проведение лечебно-коррекцион-ных курсов, их продолжительность).

6. Результаты проведенного в прошлом лечения (сроки ремиссий).

7. Эмоционально значимые ситуации речевого общения к моменту обследования (распределение ситуаций по степени сложности).

8. Отношение больного к своему речевому нарушению (от­носится спокойно, стесняется, боится говорить в определен­ных ситуациях, очень боится говорить везде и всюду).

 

Ведущие характерологические особенности больного (со слов родителей или близких родственников)

По характеру общительный, имеет много друзей; замкну­тый, не общительный, друзей мало или не имеет; спокойный, уверенный в себе; тревожный, мнительный, стеснительный, слезливый; в коллективе является лидером; легко попадает под влияние окружающих; организованный, дисциплиниро­ванный, ответственно относится к порученному делу; не орга­низованный, безответственный, нецелеустремленный; рабо­тоспособный, легко утомляется; добрый, внимательный, от­зывчивый; эгоистичный, злобный, завистливый; отношение к близким; отношение к учебе, к работе; круг интересов, за­нятия в свободное время. Вредные привычки (табакокурение, алкоголизация, наркомания).

 

Описание логотерапевтического статуса

1. Самостоятельная речь (выраженность, частота и дли­тельность речевых судорог; локализация судорог: артикуля-

ционная, голосовая, дыхательная, смешанная; тип судорог: клонический, тонический, смешанный; наличие сопутствую­щих и ритуальных движений; темп речи, артикуляция, сила голоса, сопутствующие нарушения речи, эмболофразии).

2. Чтение (проводится сравнение с самостоятельной ре­чью по указанным характеристикам).

3. Сопряженная речь.

4. Отраженная речь.

5. Шепотная речь.

6. Диалогическая речь.

7. Автоматизированная речь (чтение стихотворения или произнесение различных вариантов счета, дней недели, ме­сяцев года).

8. Ритмизированная речь (выделение ударением каждо­го гласного звука с понижением интонации к концу фразы).

9. Заключение: степень заикания (легкая, средняя, тяже­лая), форма заикания (смешанная, с преобладанием той или иной формы), тип речевых судорог (преобладание тонуса или клонуса), наличие сопутствующих и ритуальных движений, объективизация уровня логофобии с помощью психологиче­ской методики «Речевой опросник» (приложение 2).

 

Приложение 2

Исследование уровня логофобии в различных ситуациях речевого общения при заикании

(«Речевой опросник», Миссуловин Л. Я., 1999)

Я группа. Речь наедине с собой

1. Если я вслух пересказываю учебный материал...

2. Если я вслух наизусть читаю стихотворение...

3. Если я вслух читаю художественную прозу...

4. Если я с увлечением играю в компьютерные игры, ком­ментирую спортивные телепередачи, разбираю шахматные партии...

Я группа. Общение в домашних условиях

5. Если я разговариваю с родителями в спокойной обста­новке...

6. Если я разговариваю с родителями в ситуации конф­ликта...

7. Если я разговариваю с женой, мужем, детьми, братья­ми, сестрами, бабушкой, дедушкой в спокойной обстановке (нужные слова или все слова подчеркнуть)...

8. Если я разговариваю с женой, мужем, детьми, братья­ми, сестрами, бабушкой, дедушкой в ситуации конфликта (нужные слова или все слова подчеркнуть)...

Я группа. Общение на улице

9. Если я обращаюсь к незнакомому человеку одного со мной возраста, младше, старше (нужное слово подчеркнуть)...

10. Если ко мне обращается незнакомый человек одного со мной возраста, младше, старше (нужное слово подчерк­нуть)...

11. Если мне пришлось говорить с незнакомым человеком в конфликтной ситуации...

12. Если со мной заговорил человек примерно одного со мной возраста противоположного пола...







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.