|
Рабочая программа педагога-психологаСтр 1 из 3Следующая ⇒ Рабочая программа педагога-психолога Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка» Руссу Натальи Закиевны На 2014-2015 учебный год.
Югорск, 2014
Пояснительная записка__________________________________________________3 Психологическая диагностика____________________________________________9 Психологическая диагностика в первой младшей группе__________________9 Психологическая диагностика во второй младшей группе_________________11 Психологическая диагностика в средней группе_________________________14 Психологическая диагностика в старшей группе_________________________17 Психологическая диагностика в подготовительной группе_________________23 Психологическая работа с педагогами__________________________________33 Психопросвещение и психопрофилактика__________________________________34 Развивающая работа и психологическая коррекция _________________________ 35 Психологическое консультирование______________________________________ 61 Литература ___________________________________________________________62
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Поэтому основными направлениями в профессиональной деятельности являются создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и содействие становлению тех психологических новообразование, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды. Объектом профессиональной деятельности являются феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. Предмет деятельности – психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности. Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности. Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДОО. Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересами и склонностями. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер. В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагает развитие: · побуждений, мотивов и интересов; · сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения; · способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; · результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера; · элементов творчества. Целью деятельности является охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Задачи деятельности: · определение индивидуальных образовательных потребностей детей; · предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников; · создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей. Концептуальными основаниями программы выступают принципы, определенные ФГОС ДО: · поддержки разнообразия детства; · сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; · полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; · создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; · содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; · приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; · формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности; · учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей. На основе примерной рабочей программы составлен годовой план работы, осуществляется перспективное и календарное планирование деятельности с учетом содержания образовательной программы, запроса родителей и специфики образовательных потребностей детей. Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога. Содержание деятельности педагога-психолога определяется ее направленностью на обеспечение следующих психолого-педагогических условий, определенных ФГОС ДО: · уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; · использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); · построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; · поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; · поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; · возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; · защита детей от всех форм физического и психического насилия (Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9); · построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Решение программных задач и целей осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно- образовательной деятельности, но и в процессе режимных моментов, коррекционной работе в соответствии со спецификой дошкольного образования. ЛИТЕРАТУРА.
1.Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» 2.Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Волгоград: Учитель, 2014
17. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Первая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 18. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 19. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Вторая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 20. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Вторая младшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 21. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 22. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Средняя группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 23. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Старшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 24. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Старшая группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 25. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств. Подготовительная группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 26. Верещагина Н.В. Результаты мониторинга детского развития. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Подготовительная группа. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 27. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 160 с. 28. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания и их интеграция. - «Дошкольное воспитание», №7, 2010 год. 29. Шарохина В. Л. Коррекционно развивающие занятия для детей старшей группы. – Книголюб, 2010
Рабочая программа педагога-психолога Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|