Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ





РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2003

 

 

ББК 88.8 К 17


Калинина Р. Р.

К 17 Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2003. - 144 с. 15ВЫ 5-9268-0188-5

Данная книга состоит из двух частей. Первая часть содержит комплекс методик диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов, во второй представлены методы диагностики эмоционального благополучия дошколь­ника в детском саду и умственного развития детей 4-7 лет. Большинство диагнос­тических методик являются авторскими.

© Р. Р. Калинина, 2003

© Издательство <Речь», 2003

© П. В. Борозенсц (оформление), 2003

15В\ 5-9268-0188-5

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время активно развивается личностно-ориен-тированный подход при обучении и воспитании детей в до­школьном образовательном учреждении, обсуждаются его ос­новные принципы и пути реализации. Одним из существен­ных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для этого педагогам, ежедневно общающимся с дошколь­ником и оказывающим существенное влияние на формирова­ние его личности, необходимо иметь в своем арсенале диагно­стические «инструменты», позволяющие глубже понять душу ребенка, его эмоциональное состояние, его актуальные и по­тенциальные возможности. Только имея точную информацию, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий к каждому ребенку.

Однако нельзя забывать, что на формирование личности ребенка, его развитие оказывают влияние не только методы, используемые педагогом, какими бы прогрессивными и эф­фективными они не были, но и сама личность педагога.

Именно поэтому предлагаемая вниманию читателя книга, содержащая комплекс диагностических методик, открывается главой, в которой описаны методы диагностики личностных и профессионально значимых качеств педагогов. Также в кни­ге представлены методы диагностики эмоционального благо получия дошкольника в детском саду и умственного развития детей 4—7 лет.

Большинство диагностических методик являются автор­скими или имеют авторскую интерпретацию и нормы, а также авторский подход при обработке и анализе полученных ре­зультатов. Все методики использовались автором в течение нескольких лет в практической работе и показали свою обос­нованность, надежность и валидность.


Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ

Особое место в социальной среде детей, посещающих дет­ский сад, занимает воспитатель. Исследования показали, что в ряде случаев ни семья, ни сверстники не могут обеспечить це­ликом формирование личности дошкольника, особенно его нравственную сторону. Именно воспитатель проектирует со­здание такой среды для своих воспитанников, которая оказы­вает наиболее благоприятное воздействие на них, на их психи­ческое развитие, управляет возникающими взаимоотношения­ми. От него в значительной степени зависит развитие личности дошкольника. «В воспитании все должно основываться налич­ности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, — писал К. Д. Ушинский. — Только личность может действовать на раз­витие и определение личности, только характером может обра­зовать характер».

В профессиограмме воспитателя детского сада, предложен­ной Федеральной службой занятости (авторы: И. Н. Назимов, Е. В. Галаева и др.), указаны следующие требования к его про­фессиональной подготовке:

• знания дошкольной педагогики и психологии;

• знания основ гигиены и педиатрии;

• знания этики и эстетики;

• навыки проведения занятий, организации и методики
воспитательной работы.

 

Для автора особенно важными представляются личностные характеристики воспитателей, способствующие их успешной профессиональной деятельности. Ниже приводится авторская профессиограмма воспитателя, на основе которой можно осу­ществлять профессиональный отбор педагогов:

• любовь к детям;

• эмпатия, умение сопереживать другим;

• коммуникативные способности;

• тактичность, доброжелательность в общении;

• высокий вербальный и невербальный интеллект;

• творческие способности;

• рефлексия, умение анализировать свою деятельность;

• организаторские способности;

• ответственность;

• артистические способности;

• уравновешенность, эмоциональная стабильность;

• наблюдательность и внимательность;

• эрудированность;

• уверенность в себе, высокая адекватная самооценка, са­
мопринятие;

• грамотная и внятная речь.

Как видим, требования, предъявляемые педагогам, достаточ­но высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь, прежде всего, критерием успешности является любовь детей к воспитателю и динамика их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. Именно поэтому они приведены в определенном порядке: первые — наиболее важны, без них невозможно работать с детьми, а в конце — же­лательные, помогающие педагогу в его работе с детьми.

Ниже приводятся некоторые психодиагностические мето­ды, направленные на выявление уровня сформированности наиболее важных (исходя из приведенной профессиограммы) личностных качеств воспитателя:

• эмпатия, умение сопереживать другим;

• коммуникативные способности;'

• тактичность, доброжелательность в общении;

• высокий вербальный и невербальный интеллект;

• творческие способности;

• рефлексия, умение анализировать свою деятельность.
Эти методики можно использовать как в комплексе, так

и по отдельности.

Цели применения психодиагностики воспитателей:

• отбор педагогов при приеме на работу (не секрет, что в на­
стоящее время при достаточно высоком уровне безработи­
цы, с одной стороны, и недостатке квалифицированных ка­
дров в дошкольном образовании из-за низкой зарплаты —
с другой, в детский сад порой приходят случайные люди);

• формирование работоспособных, эффективных «команд»
(обычно это два воспитателя и их помощник), члены ко-^
торых взаимнодополняли бы друг друга;

• подготовка к педагогическому совету, семинару и т. п.
по той или иной теме (например, при проведении педсове­
та, посвященного развитию творческих способностей у до­
школьников целесообразно провести диагностику творче­
ского мышления у воспитателей, ведь только творческий
человек может «разбудить» творца в ребенке!);

• самоанализ педагога, его стремление к саморазвитию, ко­
гда воспитатель самостоятельно использует ту или иную
методику для выявления своих сильных сторон, а также
своих резервов (при необходимости педагог может обра­
титься к психологу за консультацией по развитию и со­
вершенствованию своих профессиональных и личност­
ных качеств).

 

При проведении психодиагностики необходимо выполне­ние следующих условий:

• доброжелательная, доверительная обстановка — педагог
должен воспринимать ситуацию тестирования не как экза­
мен, на котором можно получить неудовлетворительную
оценку, а как возможность глубже познать себя, наметить
пути профессионального роста;

• искренние ответы — необходимо объяснить педагогам, что
не существует «правильных» или «неправильных» ответов,
а существуют индивидуальные различия между людьми,
существует разный взгляд на одни и те же вещи (а залогом
искренности будет выполнение первого условия);

• закрытость информации — результаты диагностики того
или иного воспитателя не могут быть представлены треть­
ему лицу (администрации, коллегам и т. д.) без его согла­
сия, «обнародованию» подлежат лишь обобщенные дан­
ные по группе (например, процент воспитателей данного
детского сада, имеющих низкий или высокий уровень раз­
вития диагностируемого качества). Как показывает прак­
тика, невыполнение этого условия сильно искажает полу­
ченные результаты — кому хочется, чтобы о твоих слабос­
тях узнало начальство или коллеги!

• полученные результаты — не приговор, а повод для размы­
шлений и работы с педагогическим коллективом, а для пе­
дагогов — над собой.

ЭМПАТИЯ

Важным моментом в профессиональной деятельности пе­дагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное вы полнение воспитательно-образовательных функций педаго­
гом, да и простое общение с ребенком. В психологии данное
качество обозначается как эмпатия. Эмпатия — это способ­
ность правильно воспринимать и понимать чувства друго­
го человека, сопереживать ему. Это постижение эмоциональ­
ного состояния, проникновение, вчувствование в пережива­
ния другого человека. Способность к эмпатии — необходимое
условие для развития такого профессионального качества пе­
дагога, как проницательность. Сочувствие побуждает педаго­
га к помощи другому. Чем более устойчивы его альтруистичес­
кие мотивы, тем шире круг людей, которому он, сочувствуя,
помогает. '

Самооценка эмпатических способностей (тест А. Мехрабиена и Н. Энштейна)*

Инструкция. Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») с приведенными ниже утверждениями.

1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя
одиноко среди людей.

2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их
способность чувствовать.

3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои
чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда
себя жалеют.

5. Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает ря­
дом со мной.

6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

* Тест приводится по кн.: Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкииой. М., 1997.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей
или подруг.

8. Иногда песни о любви очень трогают меня.

9. Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям непри­
ятные для них новости.

 

10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое наст­
роение.

11. Большинство иностранцев, которых я встречал, каза­
лись мне холодными и неэмоциональными.

12. Мне больше нравятся профессии, требующие общения
с людьми.

13. Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или по­
други действуют неверно.

14. Мне нравится видеть, как люди принимают подарки.

15. Одинокие люди часто недоброжелательны.

16. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

17. Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо.

18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю,
как будто все это происходит на самом деле.

19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо
обращаются.

20. Меня не очень беспокоит даже то, когда некоторые лю­
ди вокруг меня заплачут.

21. Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со
мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на
другую тему.

22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие
зрители всерьез принимают фильм, плачут и вздыхают.

23. Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются во­
обще бессмысленно.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей по
этому поводу меня не волнуют.

25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-
то угнетены.

26. Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются
даже из-за пустяков.

27. Я расстраиваюсь при виде страданий животных.

28. Довольно глупо переживать о том, что происходит
в книгах.

29. Беспомощность старых людей меня угнетает.

30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем
сочувствие.

31. Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов.

32. Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно
к волнениям окружающих.

33. Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без
всяких причин.

Обработка результатов

Сосчитайте количество ваших ответов «да» на утвержде­ния: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31, и количество ваших ответов «нет» на утверждения: 2,3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33.

Далее высчитывается показатель эмпатических способностей:

ЭС = (сумма «да» + сумма «нет») х 60: 33 + 20

20—30 — низкий уровень эмпатии.

Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружаю­щих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум,

чем за чуткость и отзывчивость. Задумайтесь, вы действитель­но хотите работать педагогом?

31—45 — средний (нормальный) уровень эмпатии.

Присущ подавляющему большинству людей. Вы склонны судить о других скорее по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем из­лиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы затрудняе­тесь прогнозировать развитие отношений между людьми, по­этому, случается, их поступки оказываются для вас неожи­данными.

46 и выше — высокий уровень эмпатии.

Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, ве­ликодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным ин­тересом относитесь к людям. Дети тянутся к вам, окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфлик­ты и находить компромиссные решения. Предпочитаете рабо­тать с людьми, нежели в одиночку.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакты с другими людьми (в нашем случае, в основном, — с детьми) и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное об­щение с детьми затрудняет их обучение и воспитание. Приво­дим опросник для выявления уровня развития коммуникатив­ных способностей у педагога.

Оценка уровня общительности (тест Ф.Ряховского)*

Инструкция. Предлагаем вам 16 вопросов. На каждый во­прос дайте один из трех ответов: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выби­
вает ли вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, когда
станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и недовольство поручение
выступить с докладом, сообщением, информацией на
каком-либо совещании, собрании или тому подобном
мероприятии?

4. Вам предлагают командировку в город, где вы никогда
не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы из­
бежать этой командировки?.,

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы
то ни было?

6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице об­
ратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать время
и т. п.)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей»
и что людям разных поколений трудно понимать друг
друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл
вернуть вам сто рублей, которые занял несколько меся­
цев назад?

9. В ресторане или столовой вам дали недоброкачествен­
ное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно ото­
двинув тарелку?

* Тест приводится по кн.: Энциклопедия психологических тестов: Общение, лидерство, межличностные отношения / Под ред. А. Карелина. М., 1997.

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы
не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если
первым заговорит он? Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она
ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).
Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения,
нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по
рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные крите­
рии оценки произведений литературы, искусства, куль­
туры, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не при­
емлете, это так?

14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно
ошибочной точки зрения по хорошо известному вам
вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать
в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-то просьба помочь разо­
браться в том или ином вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение,
оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов. Каждому ответу «да» присваивает­ся 2 балла, ответу «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Сосчи­тайте сумму, сложив полученные баллы для каждого ответа, и определите, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша бе­да, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близ­ким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, ко­торое требует групповых усилий. Старайтесь стать общитель­нее. Контролируйте себя.

25—29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-то сильной увлеченности вы начинаете «вдруг» легко общаться. Стоит только встряхнуться.

19—24 балла. Вы в известной степени общительны и в не­знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы схо­дитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14—18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных пережива­ний идете навстречу с новыми людьми. В то же время не лю­бите шумных компаний. Экстравагантные выходки и много­словие вызывают у вас раздражение.

9—13 баллов. Вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказы­ваться по разным вопросам, что бывает вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает — так это усидчивос­ти, терпения и отваги при столкновении с серьезными про­блемами. При желании, однако, вы сможете заставить себя не отступать.

4—8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хо­тя серьезные темы могут вызывать у Вас головную боль. Охот­но высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезнен­ный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъек­тивны. Серьезная работа не для Вас. Людям — и на работе, и до­ма, и вообще повсюду — трудно с Вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в се­бе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к лю­дям. Наконец, подумайте о своем здоровье — такой «стиль» жиз­ни не проходит бесследно.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ

Педагогический такт проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то заня­тие, прогулка, подготовка ко сну или другой режимный мо­мент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоот­ношений педагога с детьми, способствует наибольшему вос­питательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализ­ма. В основе педагогического такта лежит знание психоло­гии ребенка, уважение к его личности, чуткость, вниматель­ность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми.

Педагогический такт, деликатность, чувство меры необхо­димы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него.

Ниже приводится опросник, который позволит оценить степень сформированности такта как профессионального ка­чества педагога.

Сформирован ли у вас педагогический такт?*

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты ут­верждением «да» или отрицанием «нет».

1. Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?

2. Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?

3. Зависит ли ваше настроение от внешних причин?

4. Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутрен­
нему беспокойству?

5. Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по
отношению к вам проявили несправедливость?

6. Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных
детей?

7. Легко ли вы впадаете в гнев?

* Тест приводится по кн.: Стапкин М. И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998. Тест модифицирован Р. Р. Калининой.

8. Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отноше­
нию к которым допущена несправедливость?

9. Общительный ли вы человек?

 

10. Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете
чувства юмора?

11. Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?

12. Предпримете ли вы первым шаги к примирению?

13. Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать во­
лю рукам?

14. Может ли трагический фильм так взволновать вас, что
на глазах выступят слезы?

15. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?

16. Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюб­
ливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о вашем
настоящем отношении к нему?

17. Очень ли вы переживаете от несправедливости?

18. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?

19. Удается ли вам при общении с людьми создавать опре­
деленное настроение?

20. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

21. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

22. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее
настороженно, недоверчиво, чем доверительно?

23. Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы
не думать о них постоянно?

24. Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?

Обработка результатов. Подсчитайте количество положи­тельных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10,11,12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 7,13,18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.


До 12 баллов. Первая стадия развития такта. Такт неустой­чив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педа­гогической эффективности.

13-16 баллов. Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу недостает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.

17—20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт становит­ся устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается деловой контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.

21-24 балла. Четвертая стадия развития такта. Такт стано­вится привычкой, устойчивой чертой характера педагога.

Оценка профессиональной направленности личности воспитателя*

Методика была модифицирована автором данной книги Р. Р. Калининой; из нее убраны шкалы «Направленность на пред­мет» (методика предназначалась для диагностики професси­ональной направленности учителей школ) и «Мотивация одоб­рения».

Инструкция. В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи вам в большей или меньшей сте­пени. При этом возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего пове­
дения или присуще мне в большей степени;

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего
поведения или присуще мне в минимальной степени.

* Тест приводится по кн.: Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельнос­ти. РнД, 1994.

Прочитав утверждение, выберите один из вариантов отве­тов и пометьте его на ответном листе.

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться за­
конов морали.

4. Мой идеал рабочей обстановки — тихая комната с ра­
бочим столом.

5. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ори­
гинальным способом.

6. Окружающие считают, что на грубость я просто не спо­
собен.

7. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

8. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было
беспорядка.

9. Я подолгу анализирую свое поведение.

 

10. В компании я предоставляю другим возможность шу­
тить и рассказывать всякие истории.

11. Меня раздражают люди, которые не могут быстро при­
нимать решения.

12. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если дру­
гие это делают.

13. Мне очень нравится приглашать гостей и развле­
кать их.

14. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

15. Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

16. Худшее наказание для меня — быть закрытым в одино­
честве.

17. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят
этого.

18. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя
обманывать.

19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком
много говорю.

20. Я избегаю общественной работы и связанной с этим
ответственности.

21. Окружающие считают мою семью интеллигентной.

22. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем
другие люди.

23. Если есть выбор, то я предпочитаю вместо занятия ор­
ганизовать для детей какое-нибудь развлечение.

24. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственнос­
ти, морали, этики.

25. Большинство людей, с которыми я бываю в компани­
ях, несомненно, рады меня видеть.

26. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответст­
венной административно-хозяйственной деятельностью.

27. Моя любезность часто не нравится другим людям,

28. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть
об этом.

29. Как правило, окружающие прислушиваются к моим
предложениям.

30. Я лроявляю активное участие в судьбе других.

 

Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следую­щим образом:

1 балл — ответ, совпадающий с ключом,

О баллов — ответ, не совпадающий с ключом.

Опросник включает в себя три шкалы: общительность, ор­ганизованность, интеллигентность.

Каждый личностный параметр оценивается через сумми­рование оценок по группе вопросов. Максимальная оценка по каждому параметру составляет 10 баллов. Зона нормы на­ходится в пределах 3—7 баллов.

Ключ:

— общительность 16,46,76,106,13а, 1ба, 19а. 22а; 25а, 28а;

— организованность 2а, 5а,8а, На, 146,176,206,23а, 26а, 29а;

— интеллигентность За, 6а, 9а, 12а, 15а, 186,21а, 24а, 27а, ЗОа.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Необходимым дополнением к высокому интеллектуальному • развитию педагога являются его творческие способности. Ведь наличие творческих способностей подразумевает чувствитель­ность к проблемам, к дефициту имеющихся знаний, определе­ние этих проблем, поиск решений, выдвижение самых разных гипотез (которые окружающим иногда кажутся безумными) и их проверку, получение нового оригинального результата.

. Тесты творческого мышления*

Предлагаемые тесты состоят из двух заданий (в полном ва­рианте их 12), одно из приведенных заданий направлено на изуче­ние вербального (словесного) творческого мышления, а второе — образного творческого мышления.

* Тест заданий приводится по кн.: Тесты творческого мышления: Методиче­ское руководство / Сост. Л. В. Огинец. СПб., 1992. Подсчет результатов и нормы разработаны Р. Р. Калининой.


Инструкция 1. Газета используется для чтения. Мы можем придумать другие способы использования газеты. Что из нее можно сделать? Запишите все ваши варианты на листе бумаги.

Время выполнения задания — 3 минуты.

Инструкция 2. Перед вами лист бумаги (рис. 1), разделен­ный на 6 квадратов, в каждом квадрате изображена окруж­ность. Добавьте любые детали к основному изображению (к ок­ружности) так, чтобы получились различные интересные ри­сунки. Нарисуйте их.

Время выполнения задания — 5 минут.

Обработка результатов

Результаты оцениваются по следующим показателям:

а) беглость — характеризует беглость, легкость, продук­
тивность творческого процесса и определяется общим
числом данных ответов;

б) гибкость — характеризует способность к быстрому пере­
ключению и определяется числом классов данных ответов;

в) оригинальность — характеризует своеобразие творчес­
кого мышления, необычность употребления элементов.

Подсчет результатов

Творческое мышление = : N вариантов + N классов + N оригинальных вариантов х 1с

N вариантов количество придуманных вариантов в пер­вом задании + количество выполненных рисунков (обычно за 5 минут воспитатели успевают дорисовать все 6 рисунков).

N классов количество различных классов вариантов в двух заданиях.

       
   
 
 

 

               
   
 
 
 
     



1. Бланк к заданию 2

Пример выполнения задания 1

Из газеты можно сделать: лодку, шапку, обклеить стены под обои, кулек, завернуть цветы, упаковать что-либо, самолетик.

В данном случае предложено 7 вариантов использования газеты (Ы вариантов = 7). Однако варианты «лодка», «шапка» и «самолетик» относятся к одному классу - «поделки из бума­ги», а варианты «завернуть цветы» и «упаковать что-либо» — к классу «упаковка, оберточный материал». Таким образом, в данном примере количество различных классов составило 4.

Пример выполнения задания 2

Из предложенных 6 окружностей были получены следую­щие изображения: подсолнух, ромашка, часы, кошка, цыпле­нок, черепаха.

Здесь N вариантов = 6. Однако рисунки «подсолнух», «ро­машка» относятся к одному классу — «цветы», а рисунки «кош­ка», «цыпленок» и «черепаха» — к классу «тело животного» (животное, однако, может быть изображено таким образом, что заданная окружность будет использована для рисования его го­ловы, и это будет другой класс вариантов). Таким образом, в данном примере количество различных классов составило 3.

Таким образом, в данном случае N вариантов = 13 (7 + 6), а N классов = 7 (4 + 3).

N оригинальных вариантов — количество оригинальных от­ветов. Оригинальным считается ответ, встречающийся 1 раз у 20—40 человек.

Л — коэффициент; может принимать значения от 2 до 4, в зависимости от степени оригинальности предложенного ва­рианта. 2 балла дается за вариант, встречающийся 1 раз у 20 человек, 3 балла — 1 раз у 30 человек, 4 балла — 1 раз у 40.

По понятным причинам перечисление, оригинальных вари­антов ответов разной степени является невозможным. Однако при анализе ответов необходимо знать, что к оригинальным ответам никак нельзя отнести такие, как:

для первого задания (использование газеты) — кораблик,
шапка, веер, папье-маше, кулек, подстилка под что-либо
(в качестве скатерти или в мусорное ведро) и т. д.;

для второго задания (дорисовать окружности) — чья-либо
голова (рис. 2) (человека, животного, игрушки), чье-либо
туловище (человека, животного, игрушки), фрукты, ово­
щи, мяч, воздушный шар и т. д.

Анализ результатов

Рис. 2. Пример выполнения задания 2

Для анализа полученных результатов воспользуйтесь при­веденной ниже таблицей.

 

Уровень N вариантов N классов N оригинальных ответов хЬ Творческое мышление
Низкий Менее 8 Менее 5   Менее 12
Средний 8-13 5-7 2-7 12-28
Высокий 14 и более 8 и более 8 и более 29 и более

 

РЕФЛЕКСИЯ

Одним из важных качеств педагога является умение анали­зировать собственную деятельность. Ведь рефлексия — это способность осознавать и анализировать свое поведение, свои чувства и мысли. Очевидно, что для эффективной воспита­тельно-образовательной деятельности необходимо уметь ана­лизировать причины успехов и недостатков в ней с целью сис­тематического повышения уровня своего профессионального мастерства. Анализируя свои отношения с детьми, педагог-ма­стер выявляет и исправляет погрешности в общении, стремит­ся не допускать их в дальнейшем.

Педагога-мастера отличает безупречное знание своего дела. Это относится к воспитательной деятельности, методике обуче­ния и воспитания, организации развития детей. Анализируя каче­ство своей деятельности, необходимо следить за новым в психоло­го-педагогической науке, вносить изменения в методику и содер­жание обучения и воспитания. Все это требует систематической работы над собой, обмена опытом с коллегами по работе, обсуж­дения занятий и других форм работы с методистом и психологом.

Именно на выявление способности педагога анализиро­вать свою деятельность и направлены следующие психодиаг­ностические методики.

Проверьте, какой вы педагог*

Данный тест представляет собой модификацию теста «Про­верьте, какой вы преподаватель» (Станкин М.И. Профессиональ­ные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М., 1998), предназначенного для учителей школ. Модификация каса­лась изменения формулировки вопросов с целью использования его в дошкольном образовательном учреждении.

* Модифицировано Р. Р. Калининой.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы «да» или «нет»..

1. Охотно ли вы беретесь за подготовку занятия по новой
теме, не имеющей типовой разработки?

2. Легко ли вам отказаться от тех приемов воздействия на
детей, которые вы успешно применяли раньше?

3. Быстро ли вы перестали с сожалением вспоминать
о прошедших школьных и студенческих годах обуче­
ния, став педагогом?

4. Решительно ли вы отказываетесь от стандартного пове­
дения в различных жизненных ситуациях?

5. Умеете ли вы дать безошибочную характеристику своим
воспитанникам, разделив их на сильных, средних и слабых
по умственным способностям и нравственным качествам?

6. Способны ли вы отказаться от личных симпатий и ан­
типатий, работая с детьми?

7. Считаете ли вы, что универсального стиля работы не
существует и на разных этапах работы в разных ситуа­
циях надо уметь применять разные сти<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.