Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономические циклы: причины, виды. Длинные волны Кондратьева.





 

Чистая монополия – это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.

Олигополия – (олиго– немногие иполео– продаю) – это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.

Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъёмы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах этим может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах — урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут стать форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия).

Виды: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы. Общие, частичные, промежуточные, нерегулярные.

Н. Д. Кондратьев выделил три больших цикла конъюнктуры: первая волна — с 1790 по 1850 г., вторая — 1851—1890 гг., третья — с 1891 г., которая в 1920 г. перешла в понижательную фазу.

Главную цель своего исследования Н. Д. Кондратьев видел в и, разработке методологии долгосрочного прогнозирования тенденций развития мирового капиталистического хозяйства, т. е. он И оставлял за капитализмом способность к развитию, эволюции в течение длинных циклов.

Билет № 16

1.Эластичность спроса и предложения

Эластичность спроса: понятие, виды, факторы

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.

E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

Эластичность предложения: понятие, факторы. Предложение в трех временных периодах

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).

E(предл.)= Относительное изменение объема предложения/Относительное изменение цен

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.

Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

2. Цели и инструменты налогово-бюджетной политики

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры госрасходов и налогов.

Цели: а) обеспечение устойчивого экономического роста,

б) достижение высокого уровня занятости, в)снижение инфляции

Инструменты: целенаправленное изменение величин госрасходов, налогов, сальдо госбюджета

Виды: стимулирующая политика (направлена на преодоление спада путем увеличения госрасходов, снижения налогов или их комбинирования) и сдерживающая политика (направлена на сдерживание экономического подъема за счет снижения госрасходов, увеличения налогов или их комбинирование)

Типы: дискреционная политика(сознательное изменение величин госрасходов и налогов со стороны государства) и автоматическая (встроенныхстабилизаторов) политика (автоматическое изменение величины налогов: в период спада они сокращаются, а доходы растут, в период подъема, наоборот, они растут, что сокращает бюджетный дефицит).

Налоги –это обязательные платежи на основе государственного законодательства.. Делятся на автономные (не зависят от уровня доходов) и подоходные, зависящие от предельной налоговой ставки t=dT/dV, где dT – прирост налога, dT- прирост дохода. В рамках кейнсианской модели налоги так же, как и госрасходы, действуют на объем национального производства с мультипликационным эффектом.

Мультипликатор госрасходов – это отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению государственных расходов. Его действие (эффект) на доход прямое, поэтому оно положительно.

Мультипликатор налогов – это отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов. Его действие (эффект) на доход обратное, поэтому оно отрицательно.

Билет № 17.

1.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Спрос – это количество товара, которое покупатели готовы приобрести по различным альтернативным ценам. Закон спроса: между ценой и количеством товара существует обратная зависимость. Это означает, что чем выше цена товара, тем меньший спрос на него предъявляет потребитель. Предложение – это количество товара, которое продавцы предлагают по различным альтернативным ценам. Закон предложения: между ценой и количеством продаваемого товара существует прямая зависимость, т. е. чем выше цена блага, тем выше, соответственно, его предложение. Это связано с тем, что для производителя важно получение высокой экономической прибыли, поэтому он всегда старается продать товар по наибольшей цене. На рынке товаров и услуг спрос и предложение взаимодействуют друг с другом. Если интересы потребителей и продавцов совпадают, устанавливается цена равновесия. В этом случае количество товара, которое потребители намерены приобрести, соответствует количеству товара, в пределах которого производители готовы продолжать свою деятельность. Существует несколько ситуаций, отражающих взаимосвязь спроса и предложения на рынке благ: 1) при достаточно высокой цене товара, установленной производителем, и сравнительно низкой желаемой цене потребителя наблюдается лишь возможность продаж (покупатели вынуждены придержать свои расходы); 2) если потребительские цены низки, а производительные, наоборот, завышены, в экономике назревает кризис (отсутствует интерес как покупателя, так и продавца, рыночная структура не имеет смысла, а экономические законы перестают действовать); 3) ситуация, когда возможны лишь покупки, возникает при отсутствии интереса производителя, когда цены на рынке устанавливаются по желанию потребителя; 4) при наличии согласованности в интересах действующих субъектов рыночной системы возникает рыночное равновесие, экономическая ситуация в стране стабильна. Заметим, что первая и третья ситуации встречаются на практике довольно редко, вторая ситуация не приемлема для страны с высоким уровнем рыночного развития. Поэтому единственным условием экономического благо-со-стояния является равновесие в интересах прав потребителей и производителей. Следует заметить, что если предложение на рынке товаров и услуг намного превышает спрос, то в экономике страны возникает кризис перепроизводства. Примером может служить неограниченный уровень эмиссии денежной массы. Этот процесс неизбежно ведет к инфляции и экономическому спаду. Если же рыночный спрос превышает рыночное предложение, то это ведет к массовому дефициту товаров и услуг. Такая ситуация наблюдалась в России в годы экономической перестройки СССР.

Рыночное равновесие

Как известно, спрос на факторы производства, товары и услуги реагирует на воздействие внешних условий: предпочтений потребителей, их доходов, усовершенствования технологий, моды и т. д. В любом случае предложение всегда гибко подстраивается под спрос, в противном случае наступает кризис всей рыночной системы. Такое оптимальное состояние, при котором цены устанавливаются с учетом интересов всех субъектов рынка, называется рыночным равновесием. Соответственно, равновесная цена – та цена, по которой производитель готов продать свою продукцию, а потребитель – ее приобрести на имеющиеся у него для этого средства. Динамика рыночного равновесия подразумевает 5 вариантов: 1) величина спроса изменяется при неизменном предложении; 2) величина предложения изменяется при неизменном спросе; 3) при одновременном увеличении (уменьшении) спроса и предложения на рынке товаров и услуг равновесие полностью сохраняется; при этом очень важно, чтобы такое увеличение (уменьшение) было пропорциональным; 4) одновременное увеличение спроса и уменьшение предложения показывает, насколько увеличилась цена товара при неизменном количестве его продажи и покупки; 5) одновременное снижение величины спроса и увеличение предложения характеризует ситуацию, при которой цена уменьшилась, оставив без изменений количество товара, которое продавец готов предложить, а покупатель приобрести. Первый и второй случаи на практике встречаются довольно редко, поскольку на предложение и спрос, как правило, постоянно оказывают воздействие различные факторы (экстерналии) как ценового, так и неценового характера. Третий вариант динамики спроса и предложения на рынке подразумевает абсолютно равное увеличение количества продаваемой и покупаемой продукции при неизменной цене. Следует различать общее и частичное равновесие. Частичное рыночное равновесие возникает на единственном рынке и при ограниченном количестве товара, которое равномерно распределяется между потенциальными покупателями. Цены на рынке постоянно изменяются, это реакция на колебания спроса и предложения. Эти изменения тесно связаны между собой. Если изменяется цена на один товар, то цены на альтернативные ему товары (или дополняющие) моментально приходят в движение. В связи с этим можно определить множество цен, каждая из которых способна в данный момент времени оказаться в равновесии. Так достигается общее равновесие на рынке. Заметим, что рынок – это саморегулирующаяся система, сложный механизм, способный в случае необходимости самостоятельно восстановить нарушенное равновесие. Ведь оно является непременным условием стабильности экономики.

2. Дискреционное и недискр-е бюджетно-налоговое регулирование. Встроенные стабилизаторы.

Выделяют две основные формы бюджетно-налогового регулирования. Это дискреционное бюджетно-налоговое регулирование (свобода действий по обстоятельствам) и использование встроенных стабилизаторов (автоматических бюджетно–налоговых регуляторов).

Дискреционное регулирование – это целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений парламента и правительства, направленных на изменение уровня занятости, уровня цен, объема производства и состояния платежного баланса. Недостатком дискреционного регулирования является то, что оно имеет большой временной лаг (эффект опаздывания) из-за продолжительной парламентской процедуры принятия решений.

Недискреционное регулирование - автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение госрасходов в условиях подъема и, наоборот, автоматическое сокращение налоговых поступлений, увеличение госрасходов во время спада без изменений действующего законодательства - только за счет существования системы встроенных в экономическую систему стабилизаторов.

Примерами встроенных стабилизаторов являются:

- подоходные налоги (пропорциональные и прогрессивные);

- государственные трансферты (пособия малоимущим, пособия безработным);

- государственные расходы по организации общественных работ;

- система участия в прибылях работников.

Таким образом, встроенные стабилизаторы автоматически увеличивают дефицит государственного бюджета во время кризиса и безработицы, и уменьшают его во время инфляции и подъема. Они не имеют временного лага. Однако, недискреционное регулирование слабее, чем дискреционное.

 

Билет 18

1. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях.

Большую часть своих экономических решений фирмы принимают в рамках краткосрочного периода, когда при неизменных объемах производственных мощностей им необходимо реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. При этом в краткосрочном периоде издержки делятся на переменные, меняющиеся по мере изменения объема выпуска и реализации продукции, и постоянные, не зависящие от объема выпуска и реализации продукции.

Совокупные издержки – это издержки, рассчитанные на суммарный объем выпуска продукции.

Постоянные издержки – это такие издержки, величина которых не зависит от фактических объемов выпуска и реализации продукции и которые фирма несет даже в случае временного прекращения выпуска продукции.

Переменные издержки – это такие издержки, величина которых определенным образом зависит от фактических объемов производства и реализации продукции. В зависимости от характера взаимосвязи с объемом выпуска и реализации продукции переменные издержки могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой (совокупным доходом) и совокупными издержками. Издержки бывают внешними (явными, бухгалтерскими) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относится стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения. Внутренними издержками являются:

1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

2) нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательские способности.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равны сумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов.

2. Деловой цикл, его фазы.

Деловой цикл – это временной промежуток между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

Цикл обычно делится на две фазы 1) фазу спада или рецессию, которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии. Не случайно кризис 1929-1933 получил название Великой Депрессии; 2) фазу подъема или оживление, которое продолжается от дна до пика.

Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы, но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда экономика достигает максимума или минимума деловой активности, то некоторый период времени она находится в этом состоянии: 1) I фаза – бум, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости и инфляции. Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»; 2) П фаза – спад. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда, уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису; 3) Ш фаза – кризис или стагнация). Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы; 4) IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

Билет 19

1. Рынки факторов производства. Их отличие от рынков товаров и услуг.

Любой экономический ресурс является товаром, т. е. объектом купли-продажи. Цена на любой из факторов производства устанавливается в соответствии с рыночными законами ценообразования и определяется соотношением спроса и предложения. Также, как рынки товаров и услуг, рынки факторов производства могут быть совершенно конкурентными и несовершенно конкурентными. Тем не менее рынок факторов производства отличается от рынка товаров и услуг.

Рынок факторов производства отличается прежде всего тем, что на нем производители, которые раньше выступали продавцами товаров, выступают как покупатели, обеспечивая производственный процесс необходимыми ресурсами. Различаются и товары, продающиеся на этих рынках. На рынке товаров и услуг реализуется готовая продукция, т. е. фактически результаты производства. Рынок факторов производства торгует условиями этого производства, без чего само производство невозможно. Расходы, которые несут в данном случае производители, покупающие факторы производства, выступают как доходы для продавцов ресурсов, поэтому уровень дохода в обществе зависит от уровня развития производства, от его потребностей в ресурсах.

Как и любой рынок, рынок ресурсов через спрос и предложение регулирует распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями (т. е. производителями товаров). Для фирмы-производителя большое значение имеют цены на ресурсы, так как именно от них будет зависеть уровень издержек производства, и при имеющемся техническом базисе цены будут определять количество ресурсов, которое может быть использовано.

2. Инфляция и безработица: кривая Филлипса.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Выделяют структурную, фрикционную, циклическую, скрытую, добровольную формы безработицы.

Структурная безработица – связана с изменением в технологиях. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.

Фрикционная (текучая, временная) безработица – это безработица из-за необходимости для уволенного работника найти свободное место по своей специальности, даже если есть такие места на рынке труда, их поиск и переход в новую организацию требуют времени.

Циклическая безработица –это невозможность найти работу в регионах и странах, пораженных экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных или когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую, требуемую рынком, специальность либо перебраться на жительство в районы, где шансы на трудоустройство выше.

Скрытая безработица – характерна для отечественной экономики; суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.

Добровольная безработица – это безработица связана с нежеланием работать в условиях пониженной заработанной платы.

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности.

Природа возникновения - несоответствие между обращением товарной и денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами. Кроме того, природой может быть дефицит бюджета и т.д.

Виды инфляции: 1 Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до десяти или несколько более процентов в год. 2. Голопирующая инфляция в отличие от ползучей становится трудноуправляемой. Темп ее роста до 100% в год. 3. Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 100%. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют.

Показатели безработицы высоки при низких темпах роста номинальной зарплаты и понижаются по мере возрастания зарплаты. Это отображает кривая

Филлипса. Но здесь не принимаются в расчет факторы неравномерности инфляционного процесса или роста производительности труда. Если снижается уровень инфляции, то повышается уровень безработицы и наоборот (крива Фоллипса).

Потери общ-ва от безработицы и инфляции. Закон Оукена (1:2) – 1% безработицы циклической приводит к потреям общества в ВВП в размере 2%. Потери общ-ва от инфляции относительно больше, чем от безработицы (до 3-4%).

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.