|
Дважды Герой Советского Союза. Член-корреспондент РАН.В 1959 году после окончания средней школы № 4 города Наро-Фоминска поступил в Оренбургское авиационное училище.
В 1960 году в связи с сокращением Вооружённых Сил училище расформировали, и Лебедев поступил на факультет летательных аппаратов Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе.
Параллельно с учёбой освоил профессию лётчика: начал с планеров КАИ-12, потом - поршневые самолёты ЯК-18, затем реактивный Л-29 и вертолёт МИ-1.
Первое заявление в отряд космонавтов на имя Николая Петровича Каманина написал, будучи ещё студентом МАИ, в 1963 году, и был рекомендован комсомольской и партийной организациями института.
После окончания института в 1966 году Лебедев добился направления на работу в знаменитое Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения, возглавляемое С. П. Королёвым (с 1979 года - Головное конструкторское бюро НПО «Энергия»), где работал инженером, старшим инженером, старшим научным сотрудником.
В 1967 году в качестве технического представителя головного предприятия ракетно-космической отрасли участвовал в экспедиции на кораблях 8-й поисковой эскадры ВМФ СССР в акваторию Индийского океана для поиска и технического обслуживания космических аппаратов «Зонд» по лунной программе «Л-1».
В 1968 году был руководителем группы специалистов в Индии, обеспечивая техническое обслуживание космической станции «Зонд-5», облетевшей Луну и впервые доставившей материалы съёмки на Землю.
Работая в испытательном комплексе, занимался отработкой средств спасения экипажей кораблей «Союз» после посадки на сушу и на воду, участвовал в подготовке к лётно-конструкторским испытаниям кораблей «Союз», «Союз Т», «Прогресс» и орбитальных станций «Салют-4, -5, -6», руководил на Байконуре оперативно-технической группой управления на участке их выведения.
В качестве инструктора-методиста готовил на комплексном тренажёре в ЦПК экипажи кораблей «Союз-4» - «Союз-9» и экипаж первой орбитальной станции «Салют-1», разрабатывал бортовую документацию по управлению кораблем и орбитальной станцией, методики ручного, автоматического сближения и стыковки космических кораблей, выполнения научных экспериментов и исследований.
В 1969 году прошёл медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем и получил заключение Главной медицинской комиссии о годности к спецтренировкам.
В 1972 году учился в школе летчиков-испытателей МАП СССР, но в связи с зачислением в отряд космонавтов (решение Государственной межведомственной комиссии и Приказ МОМ № 88 от 22 марта 1972 года) был отозван на подготовку к космическому полёту.
В ходе обучения освоил пилотирование самолётов «Миг-15» и «Миг-21».
В 1973 году, будучи дублёром, вместе с Петром Климуком, по результатам подготовки к полёту решением Госкомиссии были назначены основным экипажем, сумев преодолеть сложившийся тогда подход к праву на полёт не по заранее определённой руководством очерёдности, а по знаниям и слаженности работы в экипаже и с персоналом центра управления.
За успешное выполнение программы научных исследований на корабле «Союз-13» с системой телескопов «Орион-2» Лебедеву были присвоены звания «Лётчик-космонавт СССР» и «Герой Советского Союза».
Эта работа положила начало астрофизическим наблюдениям в космосе в ультрафиолетовой области спектра.
После завершения полёта продолжал работать в НПО «Энергия» на должности инструктора-космонавта-испытателя 3 класса.
В 1974 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме: «Методы построения единого комплекса технических средств для подготовки экипажей космических кораблей и отработки компоновки корабля», в которой обосновал необходимость создания стенда-полигона с использованием унифицированных имитаторов внешней обстановки (звёздное небо, трассы полёта, сближения и стыковки и т. д.) для приобретения экипажами навыков управления в условиях, максимально приближенных к реальным, и предложил научно-технические решения, которые нашли практическое воплощение.
В 1982 году на космическом комплексе «Союз Т-5»-«Салют-7»-«Прогресс» совершил рекордный, в то время, по длительности 211-суточный космический полёт с Анатолием Николаевичем Березовым.
За время полёта выполнил обширную программу научно-исследовательских и прикладных экспериментов.
За успешное выполнение полёта и достигнутые результаты был награждён вторым орденом Ленина и Золотой медалью «Героя Советского Союза» с присвоением звания инструктор-космонавт-испытатель 1 класса.
Во время двух космических полётов В. В. Лебедевым выполнено более 300 научных экспериментов и исследований в разных областях науки, часть которых является уникальными.
Определены характеристики состава атмосферы вокруг станции, измерено поле виброускорений внутри орбитального комплекса, отработаны методы получения сверхчистых биологических материалов, впервые растение «арабидопсис» в условиях космоса прошло полный цикл развития.
По разработанной им методике автономной навигации и управления ориентацией станции была достигнута возможность расчёта географических координат объектов, наблюдаемых вне плоскости орбиты, что позволило со станции «Салют-7» выявить новые кольцевые структуры, разломы, и нанести их на космогеологическую карту страны.
В результате удалось уточнить направление поиска нефти и газа в районе Тенгиза и ускорить обнаружение некоторых полиметаллических месторождений на Алтае.
С 1983 года проходил подготовку в группе космонавтов в качестве бортинженера по программе «Буран».
В 1985 году, продолжая работать в НПО «Энергия», защитил в МАИ докторскую диссертацию на тему «Методы повышения эффективности научных исследований на орбитальных станциях», в которой впервые выполнил анализ деятельности космонавта в сложной технической среде, оптимизировал структуру бортового комплекса научной аппаратуры и автономных средств управления станцией как систему, обеспечивающую выполнение широкого круга астрофизических и природно-ресурсных исследований с минимальными затратами топлива.
Предложил и обосновал целесообразность размещения съёмочной аппаратуры на автономной платформе с внешней стороны станции, что позволяет освободить экипаж от выполнения множества рутинных операций.
Участие в космических исследованиях и полученные результаты определили круг его научных интересов, включающий навигацию, астрофизику, физику земной атмосферы, космическое землеведение, геологию.
В каждую из этих областей знаний он внёс творческий вклад.
За работу по советско-французской космической программе на ОС «Салют-7» награждён орденом офицера Почётного легиона (Франция).
Президент Федерации акробатики СССР (1975-1991).
Член Национального Олимпийского комитета СССР (1976-1991).
Заслуженный мастер спорта СССР (1974).
Будучи уже космонавтом, в течение нескольких лет с 1975 года, во время своих отпусков, работал на строительстве Байкало-Амурской магистрали в качестве командира студенческого отряда МАИ, за что в 1985 году награждён медалью «За строительство БАМа».
В 1984 году за достижения в области космических исследований награждён Золотой медалью К. Э. Циолковского Академии наук СССР.
С 1989 года работал заместителем директора Института географии АН СССР по научной работе, исполняя также обязанность руководителя Геоинформационного центра при том же институте.
В 1991 году, после преобразования Геоинформационного центра в самостоятельную организацию - Научный геоинформационный центр, продолжил работу директора в этой организации.
Под его руководством разработана концепция создания и принципы построения региональных геоинформационных комплексов как ядра формирования геоинформационной сети страны (создана теория, математические средства и основные программные модули, позволившие выполнить ряд крупных тематических проектов).
Этим он заложил фундамент научной школы в прикладной космонавтике.
26 мая 2000 первым из космонавтов избран член-корреспондентом РАН.
Свои знания и опыт В. В. Лебедев передаёт студентам, аспирантам, стажёрам, выступая с лекциями, докладами на научных семинарах и конференциях.
Результаты его научной работы внедрены в учебный процесс Московского авиационного института.
Учебные пособия «Комплексный анализ безопасности полётов» и «Проектирование систем космического мониторинга» используются при курсовом и дипломном проектировании на факультетах МАИ.
В студенческом конструкторском бюро при его непосредственном участии были впервые в мире спроектированы и изготовлены малоразмерные спутники «Искра-1», «Искра-3» и лично им экспериментально отработаны в условиях космоса и впервые запущены с борта орбитальной станции.
21 июня 2006 года решением ВАК В. В. Лебедев утверждён в звании профессора по кафедре «Космические системы и ракетостроение» МАИ. Юрий Петрович Артюхин (22 июня 1930 - 4 августа 1998) - бортинженер космического корабля «Союз-14», орбитальной станции «Салют-3», Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР - 30-й советский космонавт. 16 сентября 1948 - 11 декабря 1950 года - курсант Серпуховского военного авиационно-технического училища спецслужб. C 19 февраля 1951 года - техник авиаэскадрильи по спецслужбе 231 штурмового авиаполка 74 штурмовой авиадивизии 45 воздушной армии Забайкальского ВО.
21 августа 1952 - март 1958 года - слушатель ВВИА имени Н. Е. Жуковского, получил диплом по специальности «инженер-электрик ВВС».
С 7 марта 1958 - старший инженер по автоматизации авиадвигателей отделения автоматизации самолётов кафедры авиаприборов; с 24 января 1959 - старший инженер по электрическому и приборному оборудованию самолётов; с 25 февраля 1961 – старший инженер 19 лаборатории в ВВИА имени Н. Е. Жуковского.
Занимался освоением вычислительной техники.
27 июня 1980 года в Военно-инженерном институте имени А. Ф. Можайского (г. Ленинград) защитил диссертацию и получил учёную степень «кандидат технических наук» по космической разведке.
С 10 января 1963 года зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС.
В 1963-1965 годах дважды участвовал в работе научно-измерительных пунктов по управлению полётом в качестве заместителя и начальника оперативной группы.
В мае 1965 - январе 1966 года проходил подготовку для полёта на космическом корабле «Восход-3» в составе 3-го экипажа вместе с В. А. Шаталовым. Во время полёта космических кораблей «Союз-6, -7, -8» (октябрь 1969 года), «Союз-9» (июнь 1970 года) участвовал в управлении полётом на плавучем научно-измерительном пункте «Космонавт Владимир Комаров», а в 1971 году во время полёта «Союза-11» - на судне «Академик Сергей Королёв». В 1965-1969 годах входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.
Полёты пилотируемых кораблей «Зонд» по лунно-облётной программе были отменены после того, как США совершили первый полёт вокруг Луны на «Аполлоне-8» в декабре 1968 года, а параллельная лунно-посадочная программа также не была реализована ввиду значительного отставания от США с полным проигрышем СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.
Входил в состав экипажа планировавшегося на июнь 1973 года первого полёта на первую военную орбитальную станцию программы «Алмаз».
Однако, ввиду разгерметизации станции «Салют-2» полёт состоялся позже, на следующую станцию программы.
3-19 июля 1974 года совершил космический полёт в качестве бортинженера (командир экипажа — П. Р. Попович) на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3» продолжительностью 15 суток 17,5 часов. Позывной - Беркут-2.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм полковнику-инженеру Артюхину Юрию Петровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1974 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10746).
С 25 июля 1974 года - космонавт 3-го класса.
С 11 декабря 1974 года - начальник 2 отдела в ЦПК, старший инструктор-космонавт; курировал военные программы.
В 1975-79 проходил подготовку в группе по военной программе «Алмаз».
В 1979-81 готовился к испытательному полёту на космическом корабле ТКС.
26 января 1982 года отчислен из отряда космонавтов в связи с назначением на должность заместителя начальника 1-го управления ЦПК по научно-исследовательской и испытательной работе (до 24 декабря 1987), с 10 декабря 1982 старший научный сотрудник по специальности «Военная кибернетика, системный анализ».
С 3 марта 1988 года полковник Ю. П. Артюхин в запасе.
В 1988-1992 годах работал начальником сектора НПО «Молния»; занимался математическим обеспечением тренажёров «Бурана».
В 1975-1987 - депутат Мособлсовета.
В 1975-1993 - вице-президент Общества дружбы с Португалией.
В 1985-1992 - член правления Комитета солидарности со странами Латинской Америки.
Увлечения: охота, рыбалка, коллекционирование книг о Валерии Павловиче Чкалове. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|