Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ





МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

(задание на дом)

РАЗДЕЛ 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

КПЗ 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ.

Вопросы для самоподготовки

Назовите предмет изучения возрастной психологии.

Перечислите задачи возрастной психологии.

3. Назовите детерминанты и механизмы психического развития.

4. Перечислите и охарактеризуйте виды психического разви­тия человека.

Назовите методы исследования возрастной психологии. Дайте им краткую характеристику

1. Что является движущими силами психического развития?

2. Каковы условия психического развития?

3. Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека?

4. Какие факторы определяют психическое развитие человека?

5. Какова сущность понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития»?

6. Кто сформулировал основные закономерности психического развития?

7. Какова характеристика закономерностей психического развития?

8. Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»?

9. Каковы основные виды деятельности?

10. Назовите представителей биогенетической концепции, раскройте суть их теорий

11. Назовите сторонников социогенетической концепции, раскройте суть их теорий

12. Каковы основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского?

Письменные задания

1. В словарь терминов запишите определения новых понятий.

Нарисуйте схему, отражающую связь психологии развития и возрастной психологии с другими науками.

Сравните определения предмета возрастной психологии в работах ведущих отечественных и зарубежных психологов. С этой целью просмотрите психологические словари, учебники, проанализируйте оглавления и предметные указатели (обратите внимание на ключевые понятия), выделите общие и отличительные черты в трактовке понимания содержания возрастной психологии. Оформите ответ в виде таблицы.

4. Составьте и заполните таблицу по основаниям: исторический период, теория, автор, основные положения, периодизация.

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Разделами возрастной психологии не являются:

а) детская психология;

б) психология подросткового возраста;

в) психология юности;

г) психология зрелого возраста;

д) геронтопсихология;

 

2. Возраст в психологии – это категория, обозначающая:

а) уровень физического развития;

б) хронологический возраст;

в) ступень онтогенетического развития;

г) уровень социального развития;

д) уровень психического развития.

 

3. Хронологические границы психологических возрастов:

а) варьируют в зависимости от культурных;

б) экономических факторов;

в) жестко фиксированы;

г) изменяется в зависимости от социальных факторов.

 

4. Возрастная группа – это группа людей одного поколения:

а) да;

б) нет.

 

5. Возрастные особенности подвержены влиянию этнических факторов:

а) да;

б) нет.

 

6. Категория «развитие» включает в себя следующие процессы:

а) становление;

б) образование;

в) преобразование;

г) формирование;

д) реализация;

е) усвоение.

 

7. Факторами развития являются:

а) среда;

б) наследственность;

в) активность развития.

 

8. Обобщенный результат психического развития в соответствующие период времени, который становится исходным для формирования психических процессов и личности человека – это:

а) кризис развития;

б) ведущая деятельность;

в) новообразование;

г) социальная ситуация развития

 

9. Процесс развития имеет следующие стороны:

а) новообразование;

б) кризис развития;

в) социализация;

г) деятельность;

д) преобразование.

 

10. Основными принципами психического развития являются:

а) принцип устойчивого динамического равновесия;

б) принцип цельности;

в) принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению;

г) принцип активности.

 

11. Закономерностями психического развития являются:

а) гетерохронность;

б) устойчивость;

в) избирательность;

г) сенситивность;

д) равномерность;

е) неустойчивость.

 

12. Возрастная норма включает в себя три аспекта:

а) социологический;

б) социокультурный;

в) социальный;

г) среднестатистическое значение;

д) индивидуально-личностный;

е) индивидуальное значение.

 

13. Основными методами возрастной психологии считаются:

а) беседа;

б) наблюдение;

в) эксперимент;

г) метод тестов;

д) изучение продуктов деятельности.

 

14. Предметом изучения возрастной психологии являются:

а) человек;

б) процессы психического развития;

в) закономерности психического развития;

г) особенности психического развития;

д) ребенок

 

15. Филогенез и онтогенез являются:

а) формами психического развития;

б) этапами психического развития;

в) сторонами психического развития;

г) процессами психического развития.

 

16. К организационным методам относятся:

а) беседа;

б) лонгитюдный метод;

в) структурное описание;

г) эксперимент.

 

17. Биографический метод относится к группе:

а) организационных методов;

б) эмпирических методов;

в) интерпритационных.

1. Согласно концепции Э. Эриксона развитие активной инициативы и в тоже время переживание чувства вины, моральной ответственности за свои желания является задачей:

а) раннего возраста;

б) дошкольного возраста;

в) младшего школьного возраста;

г) подросткового возраста;

д) юности

 

2. Утверждение о том, что источником психического развития является обучение принадлежит представителю:

а) биогенетического подхода в психологии;

б) психоаналитического подхода;

в) теории социального научения;

г) культурно-исторического подхода

 

3. Детское развитие подчиняется действию:

а) биологических законов;

б) общественно-исторических законов.

4. Представителями биогенетического подхода являются:

а) Э. Эриксон;

б) Л. Колберг;

в) К. Бюллер;

г) С. Холл;

д) П. Жане.

 

5. Для биогенетического подхода характерно:

а) содержание законов развития заданы генетически;

б) возрастные изменения зависят от наследственных факторов;

в) возрастные изменения зависят от поведения окружающих людей;

г) возрастное развитие связано с познавательной деятельностью.

 

6. Для культурологического подхода характерно:

а) развитие ребенка возможно только в контакте со взрослыми;

б) развитие ребенка повторяет развитие человеческого общества в целом;

в) движущей силой психического развития ребенка является собственная деятельность ребенка;

г) возрастное развитие зависит от уровня социализации ребенка.

 

7. Автором теории рекапитуляции является:

а) Э. Дюркгейм;

б) Ж. Пиаже;

в) С. Холл;

г) В. Штерн;

д) Д. Брунер.

 

8. Гетчинсон К. в своей теории выделял следующие периоды развития:

а) охоты;

б) дрессуры;

в) пастушества;

г) инстинктов.

 

9. Положение о том, что переход от одной возрастной ступени к другой зависит от развития коры головного мозга принадлежит:

а) В. Штерну;

б) З. Фрейду;

в) К. Бюллеру;

г) Л. Колбергу.

 

10. З. Фрейд считал, что психическое развитие ребенка связано с:

а) влечениями;

б) инстинктами;

в) обучением;

г) потребностями;

д) развитием Супер-Эго

 

11. В возрастной периодизации З.Фрейда присутствуют следующие периоды:

а) либидозная;

б) оральная;

в) сексуальная;

г) генитальная;

д) интимная;

е) скрытая.

 

12. Представитель какого направления считал, что управление поведением человека происходит через управление окружающие средой?

а) биогенетического;

б) социогенетического;

в) социологического;

в) когнитивного;

г) культурно-исторического.

 

13. Представителями социогенетического подхода являются:

а) А. Бандура;

б) Д. Боулби;

в) Б. Скиннер;

г) Г. Спенсер;

д) К. Бюллер

 

14. А. Бандура в своей теории доказывал, что для развития и обучения наиболее важным является:

а) оперантное обучение;

б) априорное обучение;

в) викарное обучение;

г) латентное обучение.

 

15. В теории какого ученого существует положение о том, что зависимые формы поведения играют решающую роль в развитии психики:

а) Э. Эриксон;

б) Г. Спенсер;

в) Б. Скиннер;

г) Р. Сирс;

д) К. Бюллер.

 

16. Основной фазой социализации Р.Сирс считал:

а) фазу рудиментарного поведения;

б) фазу первичных мотивационных систем;

в) фазу вторичных мотивационных систем.

 

17. Формирование групповой и Эго-идентичности является основной движущей силой развития личности, согласно теории:

а) Э. Эриксона;

б) Р. Сирса;

в) Ф. Боаса;

г) А. Бандуры;

д) Б. Скиннера.

 

18. Согласно теории Э. Эриксона, для каждой стадии жизненного цикла характерна своя:

а) ведущая деятельность;

б) форма поведения;

в) специфическая задача;

г) социальная позиция.

 

19. Согласно теории Э. Эриксона, автономность и независимость формируется на:

а) пятой стадии развития;

б) третьей стадии развития;

в) четвертой стадии развития;

г) первой стадии развития;

д) второй стадии развития.

 

20. Ключевым понятием в теории Э. Эриксона является:

а) идентичность;

б) самоидентичность;

в) диффузная идентичность;

г) Эго-идентичность.

 

21. Диффузная идентичность, согласно теории Э. Эриксона, может возникнуть:

а) школьном возрасте;

б) подростковом возрасте;

в) юношеском возрасте;

г) зрелом возрасте;

д) в период старости.

 

22. Представителями когнитивного подхода являются:

а) Э. Эриксон;

б) Л. Колберг;

в) Д.Б. Эльконин;

г) Ж. Пиаже;

д) А. Валлон

 

23. Согласно теории Ж. Пиаже, основой психического развития является:

а) развитие интеллекта;

б) генетические предпосылки;

в) влияние социального окружения;

г) воспитание;

д) обучение.

 

24. Основными процессами, определяющими развитие интеллекта, Ж. Пиаже считал:

а) адаптацию,

б) аккомодацию,

в) ассимиляцию,

г) социализацию,

д) идентификацию.

 

25. В своей теории Ж. Пиаже выделил следующие стадии:

а) дооперациональное мышление,

б) операциональное мышление,

в) период формальных операций,

г) период систематизированных операций,

д) период общих операций.

26. В основу своей периодизации Л. Колберг положил степень развития:

а) интеллекта,

б) социального опыта,

в) нравственности,

г) мышления,

д) индивидуальности.

27. Согласно теории Л. Брунера развитие познавательной деятельности и психического развития в целом происходит с помощью становления следующих средств:

а) образные действия,

б) образы восприятия,

в) символические действия,

г) предметные действия,

д) символы.

28. Представителями социологического подхода являются:

а) П. Жане,

б) Ж. Пиаже,

в) А. Валлон,

г) К. Бюллер,

д) Б. Скинер.

 

29. Для социологического подхода характерны следующие положения:

а) развитие психики происходит под влиянием наследственных факторов,

б) развитие ребенка происходит через усвоение коллективных представлений,

в) на развитие психики влияют взаимоотношение между людьми,

г) развитие психики происходит через развитие интеллекта,

д) развитие определяется внутренними природными задатками и внешним миром.

 

30. П. Жане выделяет следующие уровни развития:

а) моторных реакций,

б) социально-личностный,

в) потребностно-мотивационный,

г) сенсорных реакций,

д) поведение.

 

31. Движущей силой перехода на новые стадии развития А. Валлон считал:

а) интеллектуальное развитие,

б) генетические факторы,

в) взаимодействие ребенка с усложняющимися социальными условиями,

 

32. Основными детерминантами психического развития А. Валлон считал:

а) аффективность,

б) перцепцию,

в) познание,

г) движение,

д) индивидуальность.

 

33. Р. Заззо считал, что развитие происходит в результате:

а) взаимодействия окружающей среды и наследственности,

б) влияния наследственности,

в) развития познавательной сферы,

г) влияния социальных факторов,

 

34. Согласно чьей теории различия между людьми детерминированы культурой, в которой происходит развитие личности?

а) К. Роджерс,

б) Ф. Боас,

в) Л. Колберг,

г)К. Бюллер,

д) М. Мид.

 

35. Движущей силой психического развития согласно теории Выготского является:

а) деятельность взрослых,

б) деятельность сверстников,

в) познавательная деятельность,

г) перцептивная деятельность,

д)собственная деятельность ребенка.

36. Выготский сформулировал следующие законы психического развития:

а) закон метаморфозы в детском развитии,

б) закон равномерности детского развития,

в) закон постоянства детского развития,

г) закон неравномерности детского развития,

д) закон избирательности детского развития.

37. Понятие «зона ближайшего развития» ввел:

а) С.Л. Рубинштейн,

б) Д.Б. Эльконин,

в) А.Н. Леонтьев,

г) Л.С.Выготский,

38. В основе усвоения ребенком культурных форм, согласно теории Выготского, лежит процесс:

а) обучения,

б) экстериоризации,

в) интериоризации,

г) интраспекции,

д) идентификации.

39. В группу деятельностей в системе «ребенок – общественный взрослый» входят, по мнению Д.Б. Эльконина:

а) ролевая игра,

б) учебная деятельность,

в) интимно-личное общение,

г) учебно-профессиональная деятельность,

д) непосредственно-эмоциональное общение.

40. Эльконин Д.Б. рассматривал каждый возраст, исходя из следующих критериев:

а) тип ведущей деятельности,

б) кризисы,

в) уровень созревания,

г) новообразование возраста,

д) интеллектуальное развитие.

41. Представителями культурно-исторического подхода являются:

а) Л.С. Выготский,

б) Э. Эриксон,

в) А.Н. Леонтьев,

г) Ф.Ф. Эрисман,

д) Ж. Пиаже.

 

42. Рубинштейн С.Л. считал, что:

а) психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий,

б) все в развитии психики обусловлено внутренними факторами,

в) наследственность определяет развитие психики ребенка,

43. Понятие амплификациии в психологию ввел:

а) А.Н. Леонтьев,

б) Д.И. Фельдштейн,

в) С.Л. Рубинштейн,

г) А.В. Запорожец,

д) Л.С. Выготский.

44. Согласно Д.И. Фельдштейну, развитие личности происходит по двум направлениям:

а) социализхация,

б) адаптация,

в) персонализация,

г) индивидуализация,

д) ассимиляция.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Обухова Л.Ф Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013

Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб.: Питер, 2012

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2012

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М. и др. /Под ред. Марцинковской Т.Д Психология развития. - М.: Академия, 2014

Эл.версия http:/wwwacademia-moscow.ru/catalogue/4831?onlaine=1

 

Дополнительная литература:

Абдулова Т.П., Гавриченко О.В., Гармаева Т.В. и др./ Под ред. Марцинковской Т.Д.Возрастная психология. - М.: Академия, 2014

Урунтаева Г.А.Детская психология. – М.: Академия, 2014

РАЗДЕЛ 2. ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ

КПЗ 2. ДЕТСТВО: МЛАДЕНЧЕСТВО

Вопросы для самоподготовки

1. Перечислите основные линии развития в младенческом возрасте.

2. В чем сущность кризиса новорожденности? Вспомните симптомы и охарактеризуйте сущность кризиса одного года.

3. В чем своеобразие социальной ситуации психического раз­вития в младенческом возрасте?

4. Охарактеризуйте становление и развитие ведущей деятель­ности младенческого возраста.

5. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения?

6. Почему жизнь ребенка в эмбриональный период нельзя назвать индивидуальной, на каком основании?

7. Обозначьте этапы развития общения младенца с другими людьми с точки зрения содержания общения и используе­мых средств.

8. Какие факторы могут рассматриваться как угрожающие в отношении развития дефицита общения у младенца?

9. Что произойдет, если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции?

10. Каковы способности новорожденного и какие методы используются для их изучения?

11. Перечислите новообразования младенческого возраста, как они проявляются в поведении ребенка.

12. Под влиянием каких факторов у ребенка возникает нужда в общении с окружающими, отсутствующая в первое время после рождения?

13. Какие переживания наибольшим образом представлены в жизни новорожденного? Почему?

14. В какой последовательности развивается речь ребенка? Какие причины могут спровоцировать задержку речевого развития?

15. Становление какого познавательного процесса у новорожденного идет наиболее активно?

16. Почему ребенок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.

17. Умеет ли ребенок в возрасте до года различать знакомых и незнакомых людей, как это можно узнать?

18. Какая семейная атмосфера будет способствовать успешному развитию ребенка? Какова роль бабушек и дедушек в развитии младенца?

Письменные задания

1. В словарь терминов запишите определения новых понятий: госпитализм, комплекс оживления, прогрессивные и тупиковые виды движения.

2. Составьте и заполните таблицу по основаниям: новообразования, условия образования, признаки.

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. Атавистическими рефлексами являются:

а) сосательный,

б) цеплятельный,

в) ползание,

г) ориентировочно-пищевой.

 

2. Для психической жизни новорожденного, по мнению Л.С. Выготского характерно:

а) преобладание недифференцированных переживаний,

б) расчлененность переживаний,

в) отсутствие реакции на комплексные эмоционально окрашенные ситуации,

г) реагирование на комплексные эмоционально окрашенные ситуации.

 

3. Важнейшим симптомом комплекса оживления является:

а) дифференцированный крик,

б) лепет,

в) гуление,

г) улыбка

д) экспрессивные действия.

 

4. На какой стадии двигательной активности у младенца появляется возможность схватывать предмет и воспроизводить увиденное движение:

а) стадия операциональной консолидации,

б) стадия операциональной координации,

в) стадия бифокальной координации,

 

5. Лепет у младенца формируется:

а) в 3-4 месяца,

б) в 4-5 месяцев,

в) в 5-6 месяцев,

г) в 6-7 месяцев.

 

6. Основное ощущение в младенческом возрасте:

а) зрение,

б) слух,

в) вкус,

г) тактильное ощущение.

 

7. «Рост» - это …..

а) увеличение размеров ребенка,

б) увеличение качества психических процессов ребенка,

в) увеличение количества психических процессов ребенка.

 

8. Развитие ребенка – это …

а) накопление жизненного опыта ребенка,

б) качественное изменение психических процессов ребенка,

в) возникновение новых психических явлений у ребенка.

9. Условиями психического развития ребенка являются:

а) наличие человеческого головного мозга, полноценное питание, хорошее материальное обеспечение,

б) наличие человеческого головного мозга, общение со взрослым, наследование культурно-исторического опыта,

в) наличие человеческого головного мозга, наличие культурно-исторического наследия, общение со сверстниками.

10. «Госпитализм» - это…

а) изоляция от других людей,

б) лечебное учреждение,

в) дефицит общения.

 

11. свойственные человеку формы деятельности и психические качества передаются:

а) путем наследования культурно-исторического опыта.

б) через генетическую наследственность.

в) в процессе накопления индивидуального опыта.

 

12. Процесс интериоризации заключается:

а) в переходе внутренних действий во внешнюю среду.

б) в переходе внешних действий во внутренний план.

в) в объединении внешних и внутренних действий в процессе развития.

 

13. Правильной является следующая последовательность этапов процесса интериоризации:

а) взрослый воздействует на ребенка, сообщает способ действия. Ребенок перенимает способ действия, воздействуя на взрослого. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя способ действия взрослого.

б) взрослый и ребенок воздействуют друг на друга, определяя способ действия. Ребенок усваивает способ действия. Ребенок воздействует на взрослого, используя его способ действия.

в) ребенок воздействует на взрослого, выясняя способ действия. Ребенок усваивает способ действия. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя усвоенный способ действия.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Обухова Л.Ф Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013

Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб.: Питер, 2012

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2012

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М. и др. /Под ред. Марцинковской Т.Д Психология развития. - М.: Академия, 2014

Эл.версия http:/wwwacademia-moscow.ru/catalogue/4831?onlaine=1

 

 

Дополнительная литература:

Абдулова Т.П., Гавриченко О.В., Гармаева Т.В. и др./ Под ред. Марцинковской Т.Д.Возрастная психология. - М.: Академия, 2014

Урунтаева Г.А. Детская практическая психология. – М.: Академия, 2015

Эл. версия http:/wwwacademia-moscow.ru/catalogue/4831?onlaine=1

Урунтаева Г.А.Детская психология. – М.: Академия, 2014

Вопросы для самоподготовки

1. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на психическое развитие ребенка в раннем возрасте?

2. Перечислите признаки кризиса раннего возраста.

3. Назовите новообразования раннего возраста.

4. При каких условиях происходит успешная социализация ребенка в раннем возрасте?

5. Каковы основные факторы психического развития детей раннего возраста?

6. Каковы основные достижения раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка? В чем проявляются эти новообразования?

7. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой?

8. Почему в некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточную эмоциональную выразительность. Назовите причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?

9. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

10. Почему раннее детство считают сензитивным периодом для речевого развития?

11. Как взрослый должен использовать отличительные признаки предметов для обучения ребенка различению цветов?

12. Как проявляется кризис трех лет и в чем его психологиче­ская сущность?

13. Какие действия со стороны родителей будут способствовать развитию двигательной памяти? эмоциональной? образной?

14. Почему ребенок 2-3 лет часто идет не по ровной удобной дороге, а по кочкам, камням, горкам, даже если там постоянно спотыкается и падает.

15. В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны: раздражает упрямство 3-х летнего малыша, а с другой: пугает («Какой вредный»). Какова должна быть тактика поведения взрослого?

16. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

17. Побеседуйте с родителями детей одного-трех лет, расспросите, какие проблемы в отношении ребенка волнуют их более всего, что в поведении ребенка радует, огорчает, удивляет.

18. Чем отличаются собственно предметные действия от про­стых манипуляций с предметами?

19. Какие функции выполняет взрослый в совместной предмет­ ной деятельности с ребенком?

20. Каковы мотивация и этапы усвоения предметного действия ребенком?

21. Охарактеризуйте предпосылки возникновения сюжетно­ ролевой игры.

22. Как складываются отношения со сверстниками в раннем детстве?

Письменные задания:

1. В словарь терминов запишите определения новых понятий.

2. Охарактеризуйте потребностно-мотивационну., эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы психики ребенка в раннем возрасте, заполнив таблицу.

 

Сфера Условия развития Симптомы кризиса Новообразование
       
       

 

3. Постройте план беседы с родителями об особенностях ребенка в раннем возрасте. Подберите примеры и аргументы.

 

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Ранний возраст – это период:

а) от рождения до 1 года

б) от 1 года до 3 лет

в) от 2 до 3 лет

г) от рождения до 2 лет

 

2. Развитие речи в раннем возрасте идет по двум направлениям:

а) формирование автономной речи,

б) совершенствование понимания речи взрослого,

в) формирование собственной активной речи,

г) формирование пассивного словаря,

д) совершенствование понимания собственной речи.

 

3. Укажите, ведущий вид деятельности в раннем возрасте:

а) предметная

б) общение

в) игра

г) учение

 

4. К концу раннего возраста у ребенка формируется:

а) фиксированное внимание,

б) гибкое одноканальное внимание,

в) одноканальное внимание,

г) двухканальное внимание.

 

 

5. Ведущая характеристика внимания и памяти ребенка раннего возраста:

а) опосредованность

б) осмысленность

в) произвольность

г) непроизвольность

 

6. При восприятии объекта (предмета) ребенок в первую очередь выделяет:

а) величину,

б) цвет,

в) форму,

7. Вид мышления, являющийся преобладающим в раннем возрасте:

а) вербальное

б) наглядно-образное

в) наглядно-действенное

г) словесно-логическое

.

 

8. В раннем возрасте воображение детей:

а) активное,

б) пассивное.

9. Ранний возраст является сенситивным для развития:

а) мышление,

б) внимания,

в) восприятия,

г) воображения,

д) памяти.

10. При средней степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется:

а) в течение 30-35 дней

б) в течение месяца

в) за 10-15 дней

г) от 2 до 6 месяцев

 

11. Мотивы ребенка, связанные с интересом к миру взрослых, реализуются в деятельности:

а) учебной

б) игровой

в) трудовой

г) продуктивной

 

12. Укажите, на что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и детском саду в период адаптации ребенка?

а) полноценный сон

б) здоровая гигиеническая среда

в) соблюдение режима дня

г) рациональное и калорийное питание

 

13. У 3-летнего ребенка лучше развиты следующие виды памяти:

а) двигательная,

б) образная,

в) механическая,

г) зрительная,

д) эмоциональная.

 

14. В каком возрасте возникает личностное новообразование «Система Я»:

а) на 1-м году жизни

б) на 2-м году

в) на 3-м году

г) на 4-м году

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Обухова Л.Ф Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013

Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб.: Питер, 2012

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2012

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М. и др. /Под ред. Марцинковской Т.Д Психология развития. - М.: Академия, 2014

Эл.версия http:/wwwacademia-moscow.ru/catalogue/4831?onlaine=1

 

 

Дополнительная литература:

Абдулова Т.П., Гавриченко О.В., Гармаева Т.В. и др./ Под ред. Марцинковской Т.Д.Возрастная психология. - М.: Академия, 2014

Урунтаева Г.А. Детская практическая психология. – М.: Академия, 2015

Эл. версия http:/wwwacademia-moscow.ru/catalogue/4831?onlaine=1

Урунтаева Г.А.Детская психология. – М.: Академия, 2014

Вопросы для самоподготовки

1. Какие типы игр характерны для детей дошкольного возраста. Охарактеризуйте их структуру.

2. Какое влияние на психическое развитие оказывают продуктивные виды деятельности?

3. Перечислите симптомы кризиса дошкольного возраста.

4. Перечислите психические новообразования дошкольного возраста.

5. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте?

6. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников?

7. Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка?

8. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов?

9. В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»?

10. Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте?

11. Как складывается индивидуальная система мотивов в дошкольном возрасте?

12. Какова сущность понятия «соподчинение мотивов» и покажите его проявление в дошкольном возрасте?

13. Какова сущность психологической готовности к школе?

14. Какие изменения происходят в потребностно-мотивационной сфере дошкольника по сравнению с ранним возрастом?

15. Охарактеризуйте особенности развития внимания у дошкольников.

16. Охарактеризуйте процесс формирования воображения у дошкольника. В чем его специфика?

17. Для дошкольников характерен особый вид памяти, называемый в психологии «эйдическим», приведите примеры проявления данного типа памяти у детей.

18. Каким образом проявляется наглядно-образное мышление у ребенка дошкольного возраста? Приведите примеры.

19. Докажите, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Элементы каких видов деятельности начинают формироваться в игре?

20. С какими новообразованиями раннего детства связана такая двойственность воображения.

21. Правы ли те родители, которые приходят в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку, считающие, что ребенок не должен переживать чувство страха?

22. Как можно объяснить характерный для многих детей говор: «лыба (рыба), сишка (шишка), «хасир» (сахар)?

 

Письменные задания

1. Охарактеризуйте потребностно-мотивационну., эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы психики ребенка в дошкольном возрасте, заполнив таблицу.

 

Сфера Условия развития Симптомы кризиса Новообразование
       

2. Продумайте и запишите структуру брошюры для родителей об особенностях дошкольного возраста.

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. Выделяют три формы игры в дошкольном возрасте:

а) режиссерскую,

б) ролевую,

в) символическую,

г) сюжетную,

д) игру по правилам.

 

2. Ролевая игра младших дошкольников характеризуется:

а) продолжительностью,

б) большим набором ролей,

в) осознанностью правил,

г) малой продолжительностью,

д) отсутствием осознания правил.

 

3. Отсутствие какого звена в структуре самосознания дошкольников приводит к формированию склонности ко лжи:

а) ценностные ориентации на социальное пространство,

б) притязание на признание,

в) ценностные ориентации на социальную роль,

 

4. Основными мотивами поведения в дошкольном возрасте являются:

а) игровой,

б) соревновательный,

в) учебный,

г) самоутверждения,

д) самосовершенствования,

е) общения.

5. В дошкольном возрасте наибольшие трудности связаны с восприятием:

а) времени,

б) пространства,

в) цвета,

г) размера.

 

6. Выделяют два типа воображения характерных для дошкольника:

а) познавательное,

б) продуктивное,

в) аффективное,

г) репродуктивное,

д) образное,

е) наглядное.

7. Для дошкольного возраста характерно:

а) наглядно-действенное мышление,

б) наглядно-образное мышление,

в) словесно-логическое мышление.

8. К концу дошкольного возраста формируется:

а) одноканальное внимание,

б) двухканальное внимание,

в) многоканальное внимание,

г) выборочное внимание.

9. К концу дошкольного возраста память ребенка можно охарактеризовать как:

а) произвольную,

б) непроизвольную,

в) механическую,

г) логическую,

д) образную.

 

10. Кризис 7 лет – это …:

а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности,

б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх,

в) тревожность, демонстративность, вербализм,

г) все ответы верны;

д) правильного ответа нет.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Обухова Л.Ф Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013

Смирнова Е.О. Детская психология. - СПб.: Питер, 2012

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2012

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М. и др. /Под ред. Марцинковской Т.Д Психология развития. - М.: Академия, 2014

Эл.версия http:/wwwacademia-moscow.ru/catalogue/4831?onlaine=1

 

Дополнительная литература:

Абдулова Т.П., Гавриченко О.В., Гармаева Т.В. и др./ Под ред. Марцинковской Т.Д.Возрастная психология. - М.: Академия, 2014

Урунтаева Г.А. Детская практическая психология. – М.: Академия, 2015

Эл. версия http:/wwwacademia-moscow.ru/catalogue/4831?onlaine=1

Урунтаева Г.А.Детская психология. – М.: Академия, 2014

Вопросы для самоподготовки

 

1. Охарактеризуйте специфику социальной ситуации развития и ведущей деятельности в младшем школьном возрасте.

2. Какие требования предъявляются к психологической готовности ребенка к школе?

3. Перечислите признаки кризиса возраста.

4. Какие условия способствуют благоприятному протеканию кризиса возраста?

5. Какие психические новообразования формируются в младшем школьном возрасте?

6. Назовите условия, способствующие и препятствующие полноценному психическому развитию ребенка в младшем школьном возрасте.

  1. Раскройте противоречае между преобладанием у старшего дошкольника образных форм познания (воображение и образное мышление) и необходиммостью овладеть логическими формами мышления. Приведите примеры.

8. Раскройте значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития в младшем школь­ном возрасте.

9. Что имеют в виду, говоря о психогенной школьной дезадап­тации в младшем школьном возрасте? Каковы ее причины?

Тесты

Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. Специальная готовность к школе определяется умением:

а) читать,

б) писать,

в) считать,

г) ставить цель,

д) контролировать выполнение действий.

 

2. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является:

а) учебная,

б) игровая,

в) общение.

 

3. Специальная готовность к школе определяется умением:

а) читать,

б) писать,

в) считать,

г) ставить цель,

д) контролировать выполнение







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.