|
Работа над голосом и постановка звуковС первых же занятий приступаю к работе над голосом и к постановке гласных звуков. Начинаю с гласных звуков, артикуляция которых наиболее проста, а выход воздушной струи через рот не встречает препятствий в виде артикуляционных смычек или сужений. Самыми простыми в артикуляционном отношении являются гласные А и Э. При звуке А язык находится в состоянии покоя, рот широко открыт, при звуке Э язык несколько поднимается в своей средней части, рот открыт и растянут. Эти два звука наиболее целесообразно взять в начале работы по постановке гласных звуков у ринолаликов с последующим переходом к звукам О, Ы, У, И, Я, Е, Ё, Ю. Первоначальная работа по постановке гласных звуков А, Э, О, Ы, У очень близка к покашливанию. Эти звуки ставятся при твердой атаке (звук дается отрывисто, коротко, четко), с подачей воздушного толчка через рот, который проверяется колебаниями кусочка ваты перед ртом (гласный звук записывается ребенку в тетрадь заданий так: А<А<АХ и затем упражняется этот звук от двух-, трехкратного повторения 1 < Этот знак напоминает ребенку о необходимости подачи сильной голосовыдыхательной струи через рот. 14 А. Г. Ипполитова до возможного количества повторений на один выдох. При за-падении корня языка назад упражнения проходят с высунутым языком, а после проведения этих упражнений язык принимает нормальное положение. Перед началом работы над гласным звуком предупреждаю ребенка, чтобы он раньше поднял нёбную занавеску, а затем произносил звук (при записи это отмечаю черточкой вверху над буквой А (2). Кроме того, гласный звук упражняется с надуванием щек (~ А (3) и с выдуванием воздуха ртом (~ А () —>4). От непрерывного повторения звука в этих упражнениях перехожу к повторению его с паузами, во время которых нёбная занавеска удерживается беззвучно. При упражнениях со звуками происходит развитие голоса. Чтобы добиться хорошего звучания гласных звуков, а также понижения или повышения голоса, прибегаю к личному примеру, обращаю внимание на то, как должен звучать голос и, таким образом, перевоспитываю резкое неестественное его звучание у ринолаликов, а затем перехожу к плавному произнесению гласных звуков. Как тренировочное упражнение в работе над голосом и над звуком воспитываю умение произносить звук на различной высоте, повышая и понижая голос. Каждый гласный звук упражняю в произнесении с повышением или с понижением голоса в пределах музыкальной гаммы. ААА ААА ААА до ре ми фа соль ля си до Хорошим и интересным упражнением для ребенка может служить: воспроизведение голосов Михаила Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки и девочки из сказки о «Трех медведях». Записывая в тетрадь задание* можно и буквы писать различной величины в соответствии с характеристикой действующего лица. А Ааа Приемы логопедической работы -| 5 Кроме указанных упражнений, ринолаликов необходимо учить петь и заставлять упражняться в пении. Пение с ними можно начинать в самом начале занятий, когда они только осваивают первые гласные звуки. Упражняя гласный звук в мелодии (напевая мелодию), ринолалик невольно прислушивается к своему голосу, стремится придать ему большую звонкость, а, следовательно, и активизировать нёбную занавеску. На занятиях он часто отмечает сам, что сегодня он спел лучше, чем в прошлое занятие. Это развивает его внимание к собственной речи, к голосу. Постепенно приучаю ринолалика к оценке выполненного задания не только при зрительном контроле, но и на слух. Я прошу его послушать, как он сказал, спрашиваю, с чем он должен еще бороться, чтобы речь его стала лучше. Такое слуховое восприятие собственной речи провожу в продолжение длительного времени, пока ринолалик научится себя слышать и таким образом контролировать. Вся работа с ринолаликом проводится перед зеркалом. Перед зеркалом отмечаются излишние движения лицевых мышц, и ринолалик следит, чтобы эти излишние движения снимались, и не допускает их при выработке новых речевых навыков. Проверку голосовыдыхательной струи провожу при помощи никелированного шпателя, приставляя его к носу и обращая внимание ребенка на появление налета на плоскости шпателя как на признак неправильного направления воздушной струи через нос. Контроль через шпатель очевиден и доступен для пользования в самостоятельной работе ребенка. Такой контроль мною проводится почти непрерывно в течение всех занятий с ринолаликом и даже при переходе к чтению стихов и т. п. Я держу шпатель у носа в продолжение чтения всего стихотворения, ребенок должен в это время пользоваться только ротовым дыханием, то есть появления налета на шпателе быть не должно (носовые звуки мин в общем потоке речи мгновенны и следа почти не оставляют). Шпатель в работе с ринолаликом очень скоро превращается в условный раздражитель, достаточно бывает его взять в руки, как ребенок уже начинает лучше держать нёбную занавеску. В случае поверхностного дыхания проверка глубокой подачи воздушной струи для образования голоса (на основе 16 А. Г. Ипполитова диафрагмального дыхания) контролируется нажимом руки в области диафрагмы, а в практической работе часто напоминает ребенку, чтобы подача звука была из глубины, то есть при диафрагмальном дыхании. В процессе подготовительных упражнений, при надувании щек уже появляется возможность к постановке согласных звуков, а именно к постановке звука ф. После предварительной установки правильной артикуляции при подаче воздушной струи получается согласный звук ф. Озвончив ф, получаю звук в. Звук ф часто появляется без утечки воздуха через нос даже раньше гласных звуков. Включая в работу гласные звуки с согласным звуком, мы легче получаем их без носового звучания. Например, в упражнении одних гласных а, э, и, у утечка через нос еще отмечается на шпателе, а в упражнениях аф, эф, оф, афа, афэ и т. д. нет никакой утечки. Это наблюдение в работе с ринолаликами позволило мне раньше начинать работу по постановке согласных звуков, а следовательно, быстрее накапливать активный словарь у ринолалика для речевого общения, что укорачивает сроки автоматизации речи ринолалика. Порядок постановки согласных звуков мною берется несколько иной, чем у других авторов. Е. Ф. Pay рекомендует следующий порядок постановки согласных звуков: п, б, м, т, д, н, ф, л, к, г, с, з, х т. д. М. Е. Хватцев: n, m, к, л, б, д, г, с, з,ш,ж т. д. 3. Г. Нелюбова: п, б, ф, в, т, д, л, к, г, с,з, х т. д. Я считаю более целесообразным постановку согласных звуков в следующей последовательности: ф, в, с, з, п, б, т, д, к, г, л, ш, ж, ц, ч, щ, х, р. В то время как Е. Ф. Pay, 3. Г. Нелюбова и М. Е. Хватцев начинают постановку согласных звуков со смычных (я, б) и переднеязычных (д) я считаю, что на основании всего подготовительного периода, указанного мною выше, легче и эффективнее начинать работу со щелевых согласных (ф и в). Мой метод работы с ринолаликами, при котором я добиваюсь управления нёбной занавеской и опираюсь на упражнение выдувания воздушной струи при раздутых щеках, позволяет вести занятия с ринолаликом при меньшем голосо- Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|