|
Разница характеристик между синдромом Кааннера и синдромом АспергераДифференциальный диагноз синдромов аутизма (синдром Каннера \ синдром Аспергера)
(Ремшмидт, Аутизм, 2000, 23)
(Килкпер\Иннерхофер, Мир аутизма в раннем детстве, 2-е издание, 1999, 234 ПРОГРАММА ТЕАССН Перевод: Сопровождение и педагогическое содействие детям, подросткам и взрослым, страдающим аутизмом и схожими коммуникационными нарушениями. Философия TEACH 1. Аутизм – это всестороннее нарушение в развитии. 2. Целевая установка: § максимизация самостоятельности индивидуума. 3. Индивидуализация 4. Принцип «двух путей»: § адаптация окружения, § повышение уровня индивидуальных способностей. 5. Сотрудничество между родителями и специалистами. 6. Фокусирование на сильных сторонах и интересах. 7. Стимулирующая диагностика. 8. Структурированное обучение. Основные области для содействия. § Коммуникация. § Социальные способности. § Профессиональные навыки. § Самостоятельность (жизненно-практические навыки). § Свободное время. Почему структурируем? Существующие структуры: § в помещении, § во времени, § в деятельности Выделяются для: § предоставления помощи в ориентировании, § создания способности предвидения, § облегчения гибкости, § улучшения развития самостоятельности. Структурирование применяется для каждого клиента в отдельности (индивидуализация). Система деятельности Система деятельности позволяет клиентам последовательно выполнять несколько видов деятельности без помощи составленного на день плана. ПРОГРАММА ТЕАССН Перевод: Сопровождение и педагогическое содействие детям, подросткам и взрослым, страдающим аутизмом и схожими коммуникационными нарушениями. Философия TEACH 1. Аутизм – это всестороннее нарушение в развитии. 2. Целевая установка: § максимизация самостоятельности индивидуума. 3. Индивидуализация 4. Принцип «двух путей»: § адаптация окружения, § повышение уровня индивидуальных способностей. 5. Сотрудничество между родителями и специалистами. 6. Фокусирование на сильных сторонах и интересах. 7. Стимулирующая диагностика. 8. Структурированное обучение. Основные области для содействия. § Коммуникация. § Социальные способности. § Профессиональные навыки. § Самостоятельность (жизненно-практические навыки). § Свободное время. Почему структурируем? Существующие структуры: § в помещении, § во времени, § в деятельности Выделяются для: § предоставления помощи в ориентировании, § создания способности предвидения, § облегчения гибкости, § улучшения развития самостоятельности. Структурирование применяется для каждого клиента в отдельности (индивидуализация). Система деятельности Система деятельности позволяет клиентам последовательно выполнять несколько видов деятельности без помощи составленного на день плана. Она дает клиентам 5 основных указаний: 1. Что нужно делать? 2. В каком объеме выполнять действие? 3. В какой последовательности? 4. Когда действие закончено? 5. Что происходит после этого? (при необходимости мотивация) Индивидуализация Передача информации посредством: § письменных указаний; § закрепления за определенным видом деятельности символов, букв, чисел или цвета; § распределения видов деятельности по корзинкам; § структуризации слева направо/сверху вниз; § применения "готовой корзинки". Деятельность Для выполнения действия клиент должен получить ответ на следующие вопросы: § Что делать? § В каком объеме выполнять действие? § Когда оно закончено? Для повышения самостоятельности при выполнении действия будет полезно следующее: 1. визуальная организация Организация материала (например, в корзинках): § какие материалы относятся к одной группе; компоновка материалов слева направо; количество материалов; 2. визуальная ясность Выделение важной информации: § цветное кодирование; § маркирование; § «грязно» делать очевиднее; 3. визуальные указания Клиенту сообщается, как и в какой последовательности нужно выполнять действие: § частичное представление; иллюстрированное представление; иллюстрированные указания; письменные указания. Распорядок дня Распорядок дня отображает временной график и четко дает понять клиентам, какое действие и в какой последовательности должно осуществляться. Он предоставляет клиентам возможность предвидения, облегчает им тем самым принятие переходных этапов и способствует гибкости. Индивидуализация посредством § типа визуального указания: объект, фотография, рисунок, пиктограмма, слово; § продолжительностью графика: последовательность "сначала (...) - потом (...)", полдня, целый день; § использованием графика в виде столбика, карточки; § последовательностью «сверху вниз/слева направо». Пространственная структура Пространственная структура - это устройство и организация жизненного и учебного окружения клиентов, которая должна помогать им в ориентировании. 1. Отчетливые физические и визуальные ограничения: ограничения помогают клиентам распознавать, где начинается и заканчивается каждая отдельная область. Они способствуют внедрению содержательного упорядочивания (что и где происходит?). 2. Сокращение визуальных и слуховых отвлекающих элементов: способствует тому, что клиенты легче концентрируются на соответствующих видах деятельности. 3. Развитие основополагающих учебных зон: § переходы от одного этапа к другому, • группа, § самостоятельная деятельность, • еда, § учеба, • гигиена. § свободное время, Рутина 4. Рутина обеспечивает безопасность. 5. Структура рутины: Начало формы
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ С АУТИЗМОМ
1. Поведение Эта анкета должна заполняться на основе документации поведения, ведущейся на протяжении времени, достаточного для проведения оценки. Проведите идентификацию необычности в поведении с помощью: § точного описания того, что делает индивидуум; § как часто это повторяется в течение часа, дня. недели и т.д.; § длительность (как долго это длится?); § интенсивность (насколько вредно\деструктивно): в легкой, средней или тяжелой степени.
Существуют ли другие особенности в поведении, часто проявляющиеся вместе с уже описанными выше? Опишите их: _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ 2. Контекст: предшествующие события 2.1. Виды деятельности Идентифицируйте виды деятельности, во время которых необычное поведение проявляется\не проявляется, и время проявления.
2.2. Коммуникация ожиданий Планы: опишите, как клиент узнает, какой будет следующий вид деятельносит и куда он пойдет (связь с объектом, картинкой, фото, написанным планом и др.). Лицо с аутизмом может реагировать на переход от одной деятельности к другой, проявляя страх или неуверенность, особенно, когда ему неясно, что последует за этим действием. Система распределения видов деятельности четко показывает: § Сколько мне предстоит сделать? § Что я буду делать? § Когда этот вид деятельности будет закончен? § Что я буду делать после этого? \ Когда я получу то, что хочу? При каждом виде деятельности индивидууму очень важно знать, когда деятельность, которой он не совсем хочет заниматься, закончится и когда он получит то, что ему нравится. В таком случае этому лицу понятно, когда задание закончится или когда требования будут удовлетворены. Инструкция: как даются указания перед проявлением необычного поведения (вербально, невербально, длина\краткость указаний, применение многошаговых указаний, помогают ли лучшему пониманию указания на объект). 2.3. Сенсорные факторы: отвлекаемость и сверхвозбудимость Лицо с аутизмом, возможно, не в состоянии регулировать\отфильтровывать стимулы из внешнего мира, поэтому может реагировать на них, смятение, неорганизованность и стрессы. Социальные факторы: сколько людей присутствует во время проявления особенностей в поведении? Какие это лица? Как близко они находятся? В какое взаимодействие они вступают с аутистом? Действуют ли они на лицо отвлекающе? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Вербальные раздражители: запишите количество непосредственных вербальных указаний как для одного лица, так и для остальных. Сколько вербальных высказываний было сделано\делается в других местах помещения? Насколько громко они произносятся? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Отвлекаемость: опишите, какие другие виды деятельности, происходящие в данной ситуации, могут отвлекать лицо с аутизмом или привлечь к себе его внимание? Кто занимается своим любимым видом деятельности? Кто занимается нелюбимым видом деятельности? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Шумы: слышен ли какой-нибудь другой шум, который мог бы повлиять на клиента и привести его в состояние неуверенности и смятения (громкоговоритель, приборы, телефон, шум из соседней комнаты и т.д.)? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Визуальные раздражители: какие объекты, свет, тень, окно, механизмы могут привлечь индивидуума? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Запахи: какие запахи присутствуют в данной ситуации, которые могут отвлекать и возбуждать клиента (запахи духов, пищи, чистящих средств и т.п.)? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Внутренние факторы: запишите, когда клиент концентрируется на размышлениях или повторяет действия или слова, имеющиеся у него из прошлого опыта. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2.4. Коммуникативные способности Рецептивная коммуникация: опишите пассивное понимание языка клиентом. Всегда ли он понимает многошаговые указания, отдельные предложения, слова, жесты, картинки, объекты? Опишите области, в которых пассивное понимание языка проявляется лучше всего. ______________________________________________ _____________________________________________________________________ Активное пользование речи: опишите способности в области экспрессивной коммуникации (язык) – насколько соразмерно, правильно и самостоятельно клиент выражает следующее? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
2.5. Другие факторы индивидуального уровня развития Опишите способности клиента в каждой из последующих областей, если они влияют на особенности в поведении: § способность сделать выбор; § способность к игре, занять себя самого в перерыве; § способности в области организации досуга; § способности к самоорганизации; § способность решать проблемы; § распорядок дня (рутина). 2.6. Дальнейшие факторы. Какие физические или медицинские влияют на клиента в настоящее время и могут тем самым повлиять на особенности его поведения? ________________________________ _____________________________________________________________________ Какие медикаменты принимает клиент в настоящее время и как это может повлиять на необычность его поведения? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Опишите ритм сна клиента; в какой мере он может повлиять на его поведение? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Опишите привычки клиента во время приема пищи и его диету; в какой мере они могут повлиять на его поведение? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Какую помощь получает клиент от сотрудников, если проявляется особенность в поведении? Считаете ли Вы, что количество сотрудников, их образование и общение с клиентами влияет на поведение последних? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 3. Последствия: внешние факторы, следующие за необычным поведением Что предпринимают сотрудники, после того как у клиента появилась необычность в поведении? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Какова реакция других клиентов во время\после проявления особенностей поведения у клиента? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Что еще может случиться после проявления особенностей поведения у клиента? _____________________________________________________________________ ___________________________________ _____________________________________________________________________ 4. Планирование стратегии Попробуйте выдвинуть гипотезу о функциях поведения Вначале подведите итоги главы 2: события, обстоятельства, навыки и сенсорные особенности поведения, которые на Ваш взгляд, влияют на необычность поведения (виды деятельности, коммуникация ожиданий, сенсорные проблемы, язык, другие факторы). _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Обобщите события и обстоятельства из главы 3, которые могут влиять на необычность поведения. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Что клиент хочет сказать нам этим поведением? Какую информацию может скрывать такое поведение? Даже если клиент не намеревается вступать в контакт (коммуницировать), его поведение может быть реакцией на какую-то нужду (потребность). Проверьте возможные функции:
Выдвиньте гипотезы в отношении намерения (интенции) для каждой коммуникативной функции, которая осуществляется с помощью поведения. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Какими альтернативными образцами поведения, выполняющими одинаковую коммуникативную функцию, обладает клиент? Какие способы поведения и навыки, наиболее подходящие для общества и достигающие желаемого результата, уже может продемонстрировать клиент? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Запишите формирующиеся способности и навыки, которые могут служить функциональной альтернативой нынешнему поведению. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Как Вы можете поддержать клиента, чтобы закрепить альтернативное поведение? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Каким способом Вы можете изменять свои коммуникативные стратегии, чтобы отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Можно ли путем изменения пространственной структуры способствовать развитию альтернативного поведения? ________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Можно ли изменением плана отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Может ли изменение системы видов деятельности отчетливо показать клиенту, что Вы от него хотите? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Может ли изменение визуальной структуры видов деятельности наглядно показать клиенту, что Вы от него хотите? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Какие виды деятельности Вы можете предложить, которые сделают проявление отклонений в поведении менее вероятным? Что Вы можете сделать для того, чтобы повысить вероятность правильного выполнения деятельности клиентом (особенно, если у него мало времени или условия не способствуют выполнению деятельности)? Нужно ли избегать определенных видов заданий? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Можете ли Вы определить какие-либо признаки непосредственно перед наступлением необычного поведения и переключить клиента на другой вид деятельности, прежде чем проблематичное поведение наступит? Как этого можно достичь? _______________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Можно ли отвлечь клиента путем стимуляции органов чувств? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Как Вы можете повысить мотивацию клиента и направить внимание на уместное альтернативное поведение? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Что Вы будете делать, если, несмотря на эти изменения, поведение все же проявляется? В состоянии ли Вы направить поведение в новое русло? Как предотвратить ущерб? Как можно изъять материал, служащий причиной такого поведения, или удалить клиента? Как в данной ситуации уменьшить раздражители, чтобы клиент мог успокоиться? _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Проблемное поведение Возможные формы проблематичного поведения: § поведение, неадекватное ситуации; § поведение, неадекватное по своей интенсивности; § поведение по принуждению; § самостимулирующее поведение; § поведение, приводящее к повреждению, ранению; § разрушение предметов; § поведение, приводящее к ранению окружающих; § поведение, неадекватное возрасту\уровню развития; § желаемые образцы поведения отсутствуют или присутствуют незначительно (например, самостоятельность, способность установить контакт, проявление инициативы). Способы подхода к проблемному поведению и его оценка зависят от: § собственного воспитания (воспитания персонала); § жизненного и профессионального опыта; § ценностных представлений; § ожиданий, возлагаемых на клиента; § отношения к клиенту; § чувств; § состояния в данный момент; § физической силы; § обработки (осмысления) и срока давности случая поведения; § поддержки со стороны других лиц. Цели изучения проблематичного поведения: § добиваться желаемого поведения и закреплять его; § снижать частоту и интенсивность случаев нежелательного поведения. Основные вопросы, связанные с проблемным поведением § Какие характерные виды аутистического поведения проявляет клиент? (Особые трудности, вытекающие из его аутистических нарушений). § Возможные внутренние факторы, влияющие на самочувствие клиента, например, голод, боль, болезнь, прием медикаментов. § Возможные внешние факторы, влияющие на самочувствие клиента, например, изменение окружения, окружающих лиц, распорядка дня? § Какие сильные стороны\интересы имеет\проявляет клиент? § В каких ситуациях клиент ведет себя спокойно, расслабленно и проблемные виды поведения не возникают? § Как выглядит нормальный распорядок дня? Какие ситуации для клиента трудны? § Какое проблемное поведение проявляет клиент в этих ситуациях? (Дайте определение поведению.) § Из-за чего поведение становится проблематичным? (Например, интенсивность, частота, несоответствие ожиданиям.) § Когда поведение проявилось в первый раз и как часто оно проявляется сейчас? § Как до сих пор объяснялись возможные причины такого поведения? (Выдвижение гипотезы.) § Что до сих пор предпринималось, чтобы предотвратить такое поведение? («Успех/неуспех» поведения персонала/попыток вмешаться.) § Какие изменения проблемного поведения Вы предполагаете? (Когда, Вы полагаете, проблема была бы для Вас решена?) Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|