Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правообразование и правотворчество: понятие и соотношение.





1. Понятие правообразования и правотворчества

2. Общая характеристика этих процессов

3. соотношение этих процессов

 

Право – явление динамичное, развивающееся, обновляющееся. Процесс обновления правовых норм идет постоянно. В существующий массив норм вносятся изменения, дополнения, какие-то нормы утрачивают силу, какие-то правила вводятся впервые.

Правообразование – это социальный процесс формирования права, который на своем заключительном этапе смыкается с юридически оформленным процессом правотворчества.

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей интересов общества.

Понятием правообразования охватывается не только процедура оформления нормы в НПА, но и процесс формирования (вызревания права в обществе).

Правообразование, формирование права – более широкое и многоаспектное понятие, по отношению к которому правотворчество является лишь заключительным этапом.

Таким образом, в правообразовании мы можем выделить два этапа – социальный процесс формирования права, и юридический процесс оформления нормы в официальных источниках права.

1. Формирование права. Формирование нормы в обществе.

Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя или иного субъекта правотворчества. Оно формируется в обществе и обнаруживает себя

а) в виде обыкновений, т.е. установившихся в обществе правил поведения, требующих для придания им юридической обязательности признания со стороны государства (например, время оплаты услуги до, во время оказания или после оказания услуги. В одних случаях достаточно обычая, в других законодательная норма. Бытовые услуги, Железнодорожный транспорт, троллейбус, маршрутное такси и т.д.)

б) в виде социальной потребности в урегулировании со стороны государства путем формулирования нормы в НПА. (например норма о возрасте получения паспорта не с 16, а с 14 лет).

2. Юридическое (официальное) правотворчество - процесс официального закрепления государственной воли в нормах права.

Правотворчество начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (осознание необходимости нормативного регулирования должно вызреть в обществе (например, ПИВО, ТАБАК)), общего представления о юридическом предписании, которое следует издать (требуется ли ЗАПРЕТ, ОГРАНИЧЕНИЕ или РАЗРЕШЕНИЕ и т.д.), а заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

Правотворческий процесс: субъекты правотворчества, виды и формы.

Правотворчество – особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанная на познании объективных социальных потребностей интересов общества.

К числу субъектов правотворческой деятельности относятся:

- Федеральное Собрание РФ. – принимает законы и иные акты по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ. Правотворчество осуществляется в соответствии с процедурой, предусмотренной регламентом Государственной Думы и Советом Федерации.

- представительные органы субъектов Федерации. – в соответствии со своей компетенцией, предусмотренной Конституцией и Федеративным договором.

- Президент (указы как нормативного, так и индивидуального и оперативного характера),

- Правительство (правомочно решать вопросы государственного управления.Акты нормативного характера издаются обычно в форме постановлений).

- министерства, государственные комитеты и ведомства РФ (в пределах порученных им сфер управления.Нормативный характер имеют обычно инструкции и постановлений)

- Президенты, Правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав РФ

- главы администраций соответствующих административно-территориальных образований

- администрации объединений, предприятий, учреждений - в пределах своей компетенции.

Виды

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

  • непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
  • правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
  • правотворчество органов местного самоуправления;
  • локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
  • правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

В различных государствах в правотворческой деятельности есть как общее, так и особенное. Говоря об общности правотворческой деятельности различных государств, следует обратить внимание прежде всего па общность ее целей, заключающихся в стремлении законодателя каждой страны создать на своей территории единую и эффективную систему права.

Особенно это проявляется, в частности, в наличии у стран своих видов правотворческой деятельности, в существовании различной процедуры принятия и вступления в силу пормативно-правовых актов и т. д.

Так, в Великобритании правотворческая деятельность осуществляется в таких ее формах, как:

  • законодательная деятельность парламента, принимающего законы (статуты);
  • правотворческая деятельность судебных органов, создающих прецеденты (судебная практика);
  • правотворческая деятельность центральных органов государственного управления и местных органов государственной власти (самоуправления), издающих свои собственные нормативно-правовые акты и имеющих дело с правовыми обычаями.

В странах романо-германской правовой семьи правотворческая деятельность осуществляется иначе. Имеются свои особенности и у других правовых систем.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме всего прочего, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществляющих его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связано с «непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

Формы правотворчества.

1. непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования - референдум. Имеется такое понятие как плебисцит- это опрос населения (чаще всего по вопросам о территориях).

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.

Вопрос о референдуме как правотворческом акте является довольно спорным. По технологии своего проведения он практически не отличается от плебисцита, т.е. всенародного опроса общественного мнения по вопросам особой важности. Разница лишь в юридическом значении результатов референдума как обязательного решения.

Такая процедура не содержит гарантии прав меньшинства, что существенно отличает ее от процедуры выборов. Выборные технологии предусматривают обеспечения представительства в выборном органе не только большинства и именно поэтому законодатель может выражать общую волю, а не только волю какой-то части общества, пусть и большинства.

Поэтому в законодательстве ряда стран существуют ограничения на проведение референдумов в ситуациях, когда заранее ясно, что корпоративные интересы будут доминировать над общими (например, групповой интерес того или иного этноса в вопросе о границах национально-территориальных образований, интересы различных слоев населения в вопросах о налогах и т.д.)

 

2. государственное правотворчество - непосредственная правоустановительная деятельность полномочных особых государственных органов.

 

Правотворческая деятельность государства осуществляется в разных видах и формах. В каждой стране существуют свои особенности этой деятельности.

В Вееликобритании, например, допускается судебная правотворческая деятельность.

В результате правотворчества государственных органов формируется система законодательства. Является наиболее распространенным в РФ.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.