Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Право и государство: взаимодействие и противоречия.





 

40. Право и государство: взаимодействие и противоречия.

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

41. Понятие права в объективном и субъективном смысле.

Объективное право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридический обычай, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).

42. Принципы права: понятие, виды, значение.Принципы права - это основополагающие начала права, выражающие его сущность. Принципы права не результат субъективного усмотрения законодателей или ученых, а органически присущие праву качества. Общепринятым является деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Для теории государства и права наибольшее значение имеют основные (общие) принципы права: принцип социальной справедливости. Так, правовое регулирование - это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Особенность юридической справедливости заключается том, что она в правовой сфере носит наиболее четкий, формально определенный характер, часто связана с государственным принуждением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип справедливости имеет нормативно-оценочный характер, заложен в самом содержании права и находит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п. равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства. Последнее является материальной основой равноправия. Равенство поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве; единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Если бы у одной стороны были бы все права, а у другой все обязанности, то целое распалось бы; гуманизм в широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и личности. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве, он пронизывает все отрасли права (административное, финансовое, трудовое, гражданское и др.); сочетание убеждения и принуждения в праве - важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение составляют методы государственного руководства обществом. Главная задача демократического правового государства достоит в установлении разумного их сочетания. демократизм означает принадлежность всей власти народу. законности – точное, строгое неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права, всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

43. Функции права.

Функции права - это направления его воздействия на общественные отношения.

1) регулятивные (направления правового воздействия, нацеленные на упорядочение общественных отношении, введение их в определенные рамки), которые в свою очередь подразделяются на:

а) регулятивно-статическую (выражается в закреплении определенных общественных отношений);

б) регулятивно-динамическую (выражается в развитии определенных общественных отношений);

2) охранительная (выражается в охране определенных общественных отношений, обеспечении их неприкосновенности и одновременном вытеснении отношений противостоящих охраняемым.

44. Право в системе социальных норм.

Признаки права: 1) Нормативность – формирование типичного правила поведения 2) Формальная определенность – официальное закрепление 3) Проявление воли и сознания людей 4) Обеспеченность возможностью государственного принуждения 5) Системность. Признаки социальных норм: 1) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени 2) Возникают связи с сознательной деятельностью людей 3) Направлены на регулирование общественных отношений 4) Содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества. Социальные нормы можно классифицировать по: - сферам действия (экономические, политические и пр.) - механизму регулирования (мораль, право, обычай, норма поведения)

Обычай – правило, которое возникло в результате постоянного повторения данного образа поведения и вошло в привычку людей. Предполагает воспроизведение самого поведения и отсутствие необходимости принуждения. Правовые нормы могут поддерживать обычаи, или вытеснять их, могут быть безразличны к обычаям.

45. Норма права: понятие и признаки.

Норма права — общеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Признаки правовой нормы:

Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.

Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.

Обеспечивается мерами государственного принуждения.

Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

46. Виды правовых норм.

1)в зависимости от функциональной роли они разделяются на: - исходные нормы,кот. определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы; -общие нормы, кот. присуще общей части той или иной отрасли права ираспространяются на большую часть институтов соответствующей отрасли; -специальные нормы, кот.относятся к отдельным институтам той или иной отраслии регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей и т.д; 2) в зависимости отпредмета правового регулирования они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т. д.; 3) в зависимости от их характера - на материальные; 4) в зависимости от методов правового регулирования на: а) императивные; б) диспозитивные; в) поощрительные;г) рекомендательные; 5) в зависимости от времени действия- напостоянные и временные).

47. Нетипичные(специальные) правовые предписания.

«специализированные нормы» направлены не на регулирование отношений между субъектами, а помогают в этом другим нормам. К специализированным нормам относятся:

дефинитивные — содержат определения юридических понятий;

декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи;

оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д.

коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

По сфере действия: общие и местные. Общие нормы распространяются на всю территорию государства, местные действуют в отдельных территориальных единицах.

48. Гипотеза правовой нормы.

Гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.

Классификация гипотез:

а) по строению они подразделяются на простые и сложные. В простой гипотезе указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма. При наличии в гипотезе одновременно двух или более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы, она называется сложной.

б) альтернативная гипотеза – это гипотеза, в которой указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы.

в) по форме выражения гипотезы их подразделяют на абстрактные и казустические.

49. Диспозиция правовой нормы.

Она содержит правило поведения при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Здесь указаны конкретные права и обязанности участников правоотношений.

Виды диспозиции:

а) простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его;

б) описательная диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения;

в) ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона.

50. Санкция правовой нормы.

В ней содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции.

Виды санкций:

1) штрафные или карательные меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.);

2) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, и др.).

3) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; и др.).

По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий можно выделить следующие позиции:

1) абсолютно-определенные санкции – размер и порядок применении неблагоприятных последствий.

2) относительно-определенные санкции – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

3) альтернативные санкции – несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одну.

 

70. Особенности регионального и муниципального правотворчества.

 

Региональное правотворчество (правотворчество субъектов Российской Федерации) — это деятельность по изданию (т.е. принятию, официальному опубликованию и введению в действие) нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации.

Виды регионального правотворчества

Региональное правотворчество в зависимости от того, какой властью (законодательной или исполнительной) оно осуществляется, можно подразделить на:

1) региональное законотворчество (законотворческую или, точнее, законодательную деятельность субъектов Российской Федерации);

2) региональное исполнительное правотворчество.

Наиболее важным видом регионального правотворчества является (во всяком случае, должна являться) законодательная деятельность субъектов Российской Федерации (региональная законодательная деятельность) — правотворческая деятельность по принятию, официальному опубликованию и введению в действие законов субъекта (субъектов) Российской Федерации.

В качестве принципов регионального правотворчества, думается, можно рассматривать принципы:

1) законности нормативных правовых актов;

2) отражения в законодательстве интересов населения;

З) обеспечения демократизма и гласности при разработке и принятии нормативных правовых актов;

4) единства, полноты и непротиворечивости системы нормативных правовых актов;

5) согласованности нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством;

6) обязательности создания механизмов реализации нормативных правовых актов;

7) открытости и доступности информации о нормативных правовых актах.

Правовую основу регионального правотворчества составляют нормативные правовые акты, определяющие юридическую возможность регионального правотворчества, его юридические параметры и порядок осуществления, иными словами — правовой режим правотворчества.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО — нормотворческая деятельность органов местного самоуправления. Этот вид правотворчества следует обособлять от правотворческой деятельности государственных органов по той причине, что местное самоуправление отделено от государственной власти, т.е. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 1.2 Конституции РФ). В то же время общеобязательные решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеют силу источников права.

Общие принципы муниципального правотворчества. Муниципальное правотворчество должно основываться на принципах демократии, гласности, эффективности, использования рациональных, выработанных практикой правил подготовки проектов муниципальных актов применительно к конкретным муниципальным образованиям, квалифицированного обеспечения правотворческой деятельности (научная экспертиза проектов, аналитическое обеспечение правотворческой работы); закрепления наиболее важных правил подготовки проектов правовых актов в регламентах органов местного самоуправления.

Проекты муниципальных правовых актов должны готовиться с целью: развития и конкретизации федеральных и региональных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечения регламентации тех сторон экономической, политической и социальной сфер жизни муниципального образования, регулирование которых входит в пределы ведения вопросов местного значения; содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов на местное самоуправление.

 

71. Систематизация законодательства: понятие и виды.

 

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность компетентных органов и должностных лиц по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм, приведению их в согласованную систему.

 

Основными видами систематизации законодательства являются инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация – систематизация нормативно-правовых актов путем их объединения в разного рода сборниках.

В результате инкорпорации нормативное содержание систематизируемых актов не меняется. Акты, объединенные в сборник, сохраняют индивидуальную юридическую силу. Полученный в результате инкорпорации сборник не является самостоятельным документом и не может рассматриваться в качестве источника права. Как правило, путем инкорпорации систематизируются нормативно-правовые акты, изданные в течение определенного периода времени (хронологическая инкорпорация). Примерами хронологической инкорпорации являются: Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации и др.

Кодификация – упорядочение действующего законодательства путем качественной переработки систематизируемых материалов и их сведения в единый комплексный документ – кодифицированный акт.

В процессе кодификации выявляются и устраняются противоречия (коллизии) нормативно-правовых актов, ликвидируются пробелы в праве, создаются принципиально новые нормы права. Кодификационные акты (кодексы) являются самостоятельным источниками права и обладают приоритетом по отношению к другим нормативно-правовым актам, действующим в сфере соответствующих правоотношений. Примерами кодификации являются отраслевые (уголовный, гражданский) и ведомственные (воздушный, лесной) кодексы.

 

72. Юридическая техника.

 

Юридическая техника — совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника.

Элементы юридической техники — это её методы, правила, приёмы и средства.

Методы юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой и практикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Правила юридической техники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработки законопроекта (или иного акта) решаются вопросы точности и адекватности его текстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям, внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий, использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, то правила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:

• языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);

• логические (правила тождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текста правового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);

• гносеологические (правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами, точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекста разрабатываемого акта).

Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта.

 

Значение юридической техники

Соблюдение правил юридической техники при подготовке законопроектов, проектов иных нормативных актов — залог их качества. Применение технически несовершенных законов крайне затруднено, а порой невозможно. Именно поэтому федеральный законодатель уделяет повышенное внимание технико-юридическому совершенствованию законов. Так, Государственной Думой Федерального Собрания РФ выработаны Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, а в некоторых субъектах РФ приняты специальные законы о порядке подготовки нормативных правовых актов (т. н. «законы о законах»), в которых, в том числе, затрагиваются вопросы юридической техники (например, ст. 24 Закона Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах»).

 

73. Толкование права: понятие, значение, принципы.

 

Толкование права – это целенаправленная деятельность субъектов права по установлению фактического смысла предписаний правовых норм.

Толкование права призвано обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права, содействует единообразному пониманию и эффективному применению правовых норм.

Стадии толкования

Толкование права складывается из двух последовательно взаимосвязанных стадий: уяснения и разъяснения.

• Уяснение правовой нормы предполагает ознакомление с содержанием этой нормы и выяснение ее правовой сущности самим субъектом осуществляющим толкование;

• Разъяснение правовой нормы предполагает доведение смысла правового предписания до сведения лиц заинтересованных в рассмотрении дела.

Способы толкования

• Грамматическое – проведение лексико-морфологического, синтаксического анализа текста нормы;

• Логическое – проведение анализа для установления смысла правовой нормы с использованием логических приемов (анализ, синтез, индукция и т.д.);

• Систематическое – выяснение правовых связей толкуемой нормы, т.е. анализ норм, близких по содержанию к исследуемой (развивающие, детализирующие и т.д.).

 

Виды:

• Толкование по объему – предполагает выяснение соотношения фактического смысла правового предписания с текстом нормы права (буквальное, расширительное, ограничительное);

• Толкование по субъекту – предполагает выяснение юридической силы акта толкования права (интернационального акта) в зависимости от правого статуса субъекта, осуществляющего толкование (официальное, неофоциальное).

 

74. Приемы и способы толкования права.

 

Способы толкования — специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений. В зависимости от задач интерпретатора способы толкования права делятся на:

• языковой (лингвистический, филологический, грамматический). Содержание правовой нормы выражается в тексте НПА. Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.

• функциональный исследует факторы и условия, в которых функционирует, реализуется толкуемая норма.

• исторический состоит в выявлении смысла правовой нормы путем обращения к истории ее принятия и целям, мотивам, обусловившим ее введение в систему правового регулирования.

• систематический состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявления ее связей в общей системе правового регулирования и конкретного места в нормативном акте, отрасли или системе права.

При этом языковой способ относится к анализу текста правового акта, а все иные — к познанию его контекста. Дискуссионными остаются вопросы о существовании логического и телеологического (целевого) толкования права как самостоятельных способов. На практике различные способы толкования применяются совокупно, а разграничение различных способов, как правило, не производится.

В зависимости от юридической силы результатов толкования выделяются: официальное толкование (даётся компетентными органами государственной власти и должностными лицами, носит общеобязательный или, во всяком случае, обязательный для определённого круга лиц характер) и неофициальное (даётся лицами и организациями, не наделёнными властными полномочиями, носит рекомендательный или информативный характер).

 

75. Виды толкования права.

 

Толкование по объему:

Толкование по объему предполагает выяснение соотношения фактического смысла правового предписания с текстом нормы права. Иными словами, это выяснение соотношения «буквы» и «духа» закона. Видами толкования по объему являются:

• буквальное толкование – предполагает тождественность (полное совпадение) текста правовой нормы и ее фактического смысла. К примеру, в ст. 20 КРФ определяется, что «каждый имеет право на жизнь». Данное положение следует толковать буквально, т.е. каждый человек, не зависимо от пола, гражданства и т.п., имеет право на жизнь.

• Расширительное толкование – предполагает более широкое по сравнению с текстом правового предписания смысловое содержание нормы права. К примеру, в ст. 120 КРФ определяется, что «судьи независимы…». Названное положение следует толковать расширительное. В данном случае, независимыми являются не только должностные лица – судьи, но и другие участвующие в отправлении правосудия субъекты – народные и присяжные заседатели.

• Ограничительное толкование – предполагает более узкое по сравнению с текстом правового предписания смысловое содержание нормы права. К примеру, в ст. 60 КРФ определяется, что «гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности». Названное положение следует толковать ограничительно. При достижении 18-летнего возраста свои права и обязанности могут самостоятельно в полном объеме осуществлять не все граждане страны, а только те, которые обладают полной дееспособностью.

Толкование по субъекту:

Толкование по субъекту предполагает выяснение юридической силы акта толкования права (интерпретационного акта) в зависимости от правового статуса субъекта, осуществляющего толкование. Вилами толкования по субъекту являются:

• Официальное толкование – осуществляется компетентными государственными органами. Акты официального толкования обладают юридической силой и используются в процесс правового регулирования. В частности Постановление Пленума Верховного Суда РФ, касающиеся разъяснения сущности и содержания нормативно-правовых актов, используются в правоприменительное деятельности органов правосудия. Видами официального толкования являются:

1. аутентичное (авторское) толкование – предполагает разъяснение смысла правовых актов органами, непосредственно издающими данные акты. К примеру, аутентичное толкование Указов Президента России может осуществляться самим Президентом;

2. делегированное (легальное) толкование – предполагает разъяснение смысла правового акта органом (должностным лицом), не имеющим непосредственного отношения к изданию самого акта, однако уполномоченным осуществлять его толкование. К примеру, в ст. 125 КРФ определяется, что «Конституционный суд РФ … дает толкование КРФ».

• Неофициальное толкование осуществляется общественными организациями и отдельными гражданами (юристами, политиками и др.). акты, полученные в результате неофициального толкования не обладают юридической силой и их использование в процессе правового регулирования не допускается. Видами неофициального толкования являются: обыденное, профессиональное, доктринальное (научное) толкование.

1. Обыденное толкование предполагает разъяснение смысла правового акта лицами, не имеющими специальной юридической подготовки (толкование правовых актов, осуществляемое журналистами);

2. Профессиональное толкование предполагает разъяснение смысла правовых актов лицами, имеющими специальную юридическую подготовку (толкование правовых актов, осуществляемое следователями, адвокатами и т.д.);

3. Доктринальное (научное) толкование предполагает разъяснение смысла правового акта видными учеными-юристами, являющимися признанными авторитетами в определенной области юриспруденции (авторские комментарии к кодексам).

 

 

76. Акты толкования права: понятие, особенности, виды.

 

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; б) правоприменительные акты; в) правотолкующие (интерпретационные) акты; г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искаженным, ибо если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.

Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.;

6) их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.

Последний пункт нуждается в пояснениях. Дело в том, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ). Однако такое мнение разделяется далеко не всеми (возражающих, пожалуй, большинство), и оно (мнение), как представляется, ближе к истине.

С теоретической, да и практической точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наделены правотворческими функциями, их дело - не творить, а толковать и применять право. Что же касается актов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин "нормативное" используется здесь условно, лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле.

Виды актов толкования. По форме выражения они могут быть устными и письменными; по отраслям права - уголовными, гражданскими, административными и т.д.; по юридической природе - нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными; по субъектам эти акты выступают как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.

Многообразие актов толкования обусловлено многообразием юридических норм, а в конечном счете - общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издания подобных актов на всех уровнях государственного управления. Потребность в толковании возникает всюду, где действует, функционирует право.

 

77. Правовые отношения: понятие, признаки, классификации.

 

Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Правовые отношения имеют следующие признаки:

1. правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;

2. правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;

3. для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;

4. правовые отношения охраняются государством;

5. индивидуализированность субъектов правоотношений;

6. наличие идеологического и общественного характера.

Виды правовых отношений, как правило, различаются:

1. по своему функциональному назначению;

2. своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

3. субъектному составу;

4. характеру выполнения юридических обязанностей;

5. составу их участников;

6. длительности.

Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:

1. государственно-правовые отношения;

2. гражданско-правовые отношения;

3. уголовно-правовые отношения и др.

По своему функциональному назначению они делятся:

1. на р<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.