Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Авторский замысел и символика названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Жанровое своеобразие. Основные комические приемы создания образов «мертвых душ». Особенности сюжета и композиции.





В названии поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” отражается главная идея произведения. Если понимать название поэмы буквально, то можно увидеть, что в ней содержится суть аферы Чичикова: Чичиков покупал души умерших крестьян.
Но на самом деле в названии заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома “Мертвых душ”. Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе Н. В. Гоголь хотел показать страшную российскую действительность, воссоздать “ад” современной жизни, во втором и третьем томах — духовный подъем России.
В себе самом Н. В. Гоголь видел писателя-проповедника, который, рисуя картину возрождения России, выводит ее из кризиса.

Мир “Мертвых душ” разделяется на два мира: мир реальный, где главное действующее лицо — Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, в котором главный герой — сам Н. В. Гоголь.

В реальном мире “Мертвых душ” есть только два героя, у которых по-настоящему живая душа, это — Чичиков и Плюшкин.

Жанровое своеобразие: Жанровое определение “поэма”, под которой тогда однозначно понималось лиро-эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и романтическое по преимуществу, принималось современниками Гоголя по-разному. Одни нашли его издевательским. Гоголь сумел перемешать черты, присущие разным жанрам, и гармонично соединить их под одним жанровым определением “поэма”: начиная с заглавия, аналогия со странствиями Одиссея очевидна. Одной из самых ярких аналогий с поэмой Гомера является появление Чичикова у Коробочки. Если Чичиков — Одиссей, странствующий по свету, то Коробочка предстает перед нами, пусть в таком необычном виде, нимфой Калипсо или волшебницей Цирцеей: “Ах, сударь-батюшка, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи. Где так изволил засалиться?” — такими словами приветствует Коробочка Чичикова, и так, только превратив их в настоящих свиней, встречает спутников Одиссея Цирцея. Пробыв у Коробочки около суток, Чичиков сам превращается в борова, поглощая пироги и прочие яства. Надо заметить, что Коробочка (кстати, единственная женщина среди помещиков) проживала в своем отдаленном поместье, напоминающем заброшенный остров Калипсо, и продержала Чичикова у себя дольше всех помещиков.

Особенности сюжета и композиции: Поэма имеет кольцевую "композицию", Она обрамляется действием первой и одиннадцатой глав: Чичиков въезжает в город и выезжает из него. Экспозиция, традиционно располагающаяся в начале произведения, в "Мертвых душах" перенесена в ее конец. Таким образом, одиннадцатая глава является как бы неформальным началом поэмы и формальным её концом. Поэма же начинается с развития действия: Чичиков начинает свой путь к "приобретению". Построение "Мертвых душ" отличается логичностью и последовательностью. Каждая глава завершена тематически, она имеет свое задание и свой предмет изображения. Кроме того, некоторые из них имеют сходную композицию, например, главы, посвященные характеристикам помещиков. Они начинаются с описания пейзажа, усадьбы, дома и быта, внешности героя, затем показан обед, где герой уже действует. И завершение этого действия - отношение помещика к продаже мертвых душ. Такое построение глав давало возможность Гоголю показать, как на почве крепостничества складывались разные типы помещиков и как крепостное право во второй четверти XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку.

Глава с Плюшкиным выдела отдельно (есть вступление и заключение, показ. Путь Плюшкина к омертвленному состоянию, он выделяется из всех помещиков)

В контексте всего произведения, в понимании его замысла, в композиции и развитии сюжета большое значение имеют лирические отступления и вставные новеллы. Очень важную роль играет "Повесть о капитане Копейкине". Не связанная по своему содержанию с основным сюжетом, она продолжает и углубляет основную тему поэмы - тему омертвения души, царства мертвых душ. В других лирических отступлениях перед нами появляется писатель-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей ответственности, страстно любящий свою Родину, и страдающий душой от безобразия и беспорядков, которые окружают его и которые творятся повсюду на его любимой и многострадальной Родине.

Замысел II тома «Мертвых душ» в контексте нравственно-религиозной проблематики позднего творчества Н.В. Гоголя. Утопическая программа писателя и ее воплощение в сюжете и системе образов II тома. Причины незавершенности поэмы.

Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду"-I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" -II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

Писатель решил выразить в поэме мысль о возможности нравственного совершенствования русского человека и преобразования жизни в существующих социальных рамках. Не­приглядные герои I тома в дальнейшем должны были прийти к ду­ховному просветлению и перерождению.

Выра­жая неудовлетворенность своими предшествующими произведения­ми, „населенными" в основном отрицательными персонажами, писа­тель мечтал о положительном герое, который „умел бы нам сказать... всемогущее слово: „вперед!", и пытался в его изображении опереться на саму жизнь.

Но там же содержались и религиозно-патриархальные идеи Гоголя о возможности христианского единения крестьян и помещиков.

Но наряду с яркими реалистическими образами там возникли надуманные, искусственные фигуры:

идеального помещика Костанжогло (Устами Костанжогло Гоголь говорит о крестьянстве как самом здоровом сословии. Тема труда занимает во II томе большое место. Вдохновленным гимном ему звучат слова Костанжогло, речь Костанжогло о роскошно плодоносящей земле, о крестьянском труде, лежащем в основе национального богатства, принадлежит к лучшим местам поэмы. Вместе с тем Костанжогло остается помещиком-крепостником, считающим, что мужика нужно держать в руках; исповедуя принцип пользы, он из „всякой дряни" умеет извлечь выгоду и дает Чичикову советы, как разбогатеть.

добродетельного откупщика Муразова (нажившего „безукоризненно честным" путем милли­онное Состояние, которое он употребляет для добрых дел.)

, которые должны были, по замыслу писателя, воплотить здоровое начало русской национальной жизни.

Одним из главных идеальных героев II тома, по-видимому, должен был быть генерал-губернатор.. Весьма примечательна его речь перед чиновниками, которой заканчиваются уцелевшие фрагменты II тома и которая наглядно свидетельствует о сложности гоголевской позиции. В речи нарисована страшная картина России, вакханалия взяточничества, беззаконие, коррупция, разложение бюрократического аппарата и выражено неверие в возможность его усовершенствования прави­тельственными мерами.

Гоголь остался недоволен и новой редакцией II тома. Он не видел в нем той высшей правды, к которой стремился, не мог не понимать, что и в художественном отношении том остался непревзойденным. 12 февраля 1852 г. писатель сжег рукописи II тома «Мертвых душ» (до нас дошла только часть черновых вариантов). Через 10 дней он умер.

Во II томе раскрывается не менее широкая, но более детализи­рованная, чем в I, картина русской жизни. Гоголь показывает рождение чувства глубокой неудовлетворенности у лучших предста­вителей дворянства, появление своего рода „отщепенцев", людей, уже начавших „выламываться" из своей среды. Таков Тентетников. По свидетельству друзей Гоголя, в последней (сожженной) редакции он был сделан лицом „в высшей степени симпатичным". Гоголь якобы развил мотив участия Тентетникова в политическом кружке и ссылки в Сибирь. Но можно с уверенностью отметить новые тенденции в гоголевском реализме. В лице таких героев, как Тентетников, Платонов, Хлобуев, писатель обращается к изображению слож­ных, противоречивых характеров и душевных движений.

для объяснения концепции трёхтомного замысла своей поэмы Гоголь публикует "Выбранные места из переписки с друзьями"

вообще МД - утопическая религиозно-нравственная концепция возрождения человеческой души

тут надо сказать о том, что это шло вразрез со взглядами Белинского, который буквально раскатал его в своём письме
он задумывал трёхтомник, ну вы в курсе
типа ад, чистилище, рай

письмо было как раз после выхода "Выбранных мест.."

Система взглядов Гоголя представляла собой русский консерватизм. Это идеологическая программа, цель которой - опора на традиции, их сохранение. Важно отметить, что в этом нет стремления противостоять новому, а есть стремление сохранить преемственность между старым и новым

Мысль позднего Гоголя: не надо менять общество, заниматься искусственной ломкой общ-полит и гос строя - надо менять внутр строй человека







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.