|
Древняя Русь (VI – IX вв.). Феодальная раздробленность на РусиСтр 1 из 4Следующая ⇒ Семинар № 1 Древняя Русь (VI – IX вв.). Феодальная раздробленность на Руси 1. Происхождение восточных славян. Быт, нравы и обычаи славян в догосударственный период 2. Занятия славян 3. Зарождение русского государства. Норманнская теория 4. Политическая раздробленность Руси: причины, содержание, последствия 5. Особенности территориального расположения, экономического и социально-политического развития Новгородской республики, Владимиро-Суздальского княжества и Галицко-Волынской земли Литература: 1. Вернадский, Г.В. Древняя Русь. - Тверь; М., 1996. 2. Вернадский, Г.В. Киевская Русь. - М., 1998. 3. Данилевский, И.Н. Проблемы генезиса восточных славян // Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.): Курс лекций. - М., 1998. 4. Карамзин, Н.М. История государства Российского: XII томов в 3-х книгах. Книга 1. - М., 2003. 5. Ключевский, В.О. Русская история: Полный курс лекций в двух книгах. Книга первая: Лекции I-XLIII. - М., 2002. 6. Петрухин, В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ-ХI веков. - М., 1995. Гл. 1-2. 7. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Ч. 1-2 / С.Ф. Платонов. - М., 1994. 8. Седов, В.В. Русский каганат IX века // Отечественная история. 1998. № 4. С. 3-15. 9. Фроянов, И.Я. Древняя Русь. - М., 1995.
Практические задания 1. По мнению академика Б.А. Рыбакова, праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса располагалась так: ее западная половина подпиралась с юга европейскими горами (Судетами, Татрами, Карпатами), а на Севере доходила почти до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Какой из двух подходов к прародине славян (миграционный или автохтонный) иллюстрирует мнение историка. Аргументируйте свою точку зрения. 2. Византийский историк Маврикий Стратег отмечал следующую особенность славян: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?» Чем, по вашему мнению, было продиктовано такое поведение славян? Может ли оно помочь в определении общественного строя, существовавшего у славян в эту эпоху?
3. Прочитайте текст «Русской Правды» и составьте таблицу «Социальная структура древнерусского общества по «Русской правде».
4. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика русских княжеств»
Семинар № 2 Семинар № 3 Россия в XVII – XVIII вв. 1. Эволюция российской государственности. Движение к абсолютизму 2. Народные движения в XVII веке в России (Соляной и Медный бунты, восстание под предводительством С. Разина, Соловецкое восстание) 3. Церковная реформа и церковный раскол 4. Послепетровская Россия. Дворцовые перевороты, их причины, социально-политическая сущность, последствия
Литература: 1. Анисимов, Е.В. Елизавета Петровна. - М., 2002. 2. Буганов, В.И. Мир истории в XVII столетии. - М., 1989. 3. Волкова, И.В., Курукин, И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России //Вопросы истории. 1995. № 5 – 6. 4. Демидова, Н.Ф., Морозова, Л.Е., Преображенский, А.А. Первые Романовы на российском престоле. - М., 1996. 5. Каменский, А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиция и модернизация. - М., 1999. 6. Мизун, Ю.В., Мизун, Ю.Г. Тайны русского раскола. - М., 2002. 7. На российском престоле: монархи российские после Петра Великого. - М., 1993. 8. Павленко, Н.И. Вокруг трона: Птенцы гнезда Петрова. Страсти у трона. - М., 1999. 9. Соловьев, В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. - М., 1994. 10. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России 1725 – 1825 гг. - М., 1991. 11. Талина, Г.В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. - М., 1996. 12. Эйдельман, Н.Я. Твой восемнадцатый век. - М., 1991. Практические задания 1. Заполните таблицу: укажите направление деятельности указанных приказов.
2. Прочтите отрывок из сочинения историка Д.Иловайского. «____________, в миру Никита, был сын одного крестьянина Нижегородской области (мордовского происхождения) и родился в начале Смутного времени. С детства он уже показал присутствие сильной воли, необыкновенные способности и наклонность к монашеской жизни. Мальчик выучился грамоте, что было редкостью в крестьянском быту; но гонения, которые он терпел в своей семье от мачехи, не остались без дурного влияния на его характер. По просьбе родственников Никита женился, а грамотность доставила ему место священника. Прожив десять лет с женой и потеряв всех детей, Никита убедил жену вступить в монастырь, а сам ушел в скиты на Белом море и там постригся. Слава о его уме и строгой иноческой жизни скоро достигла Москвы; набожный Алексей Михайлович перевел ______________ архимандритом в один из московских монастырей, часто призывал его во дворец для беседы и вообще начал показывать ему большое доверие». О каком церковном деятеле идет речь в документе? Что вам известно о его дальнейшей жизни и деятельности? 3. Заполните таблицу «Народные движения «бунташного века»
4. Ответьте на вопрос: «Укажите признаки, по которым можно судить о начавшемся в середине XVII века процессе преобразования Российского государства из сословно-представительной монархии в абсолютную».
Семинар № 4 Семинар № 5 Россия в начале XX века 1. Государственный строй России: самодержавие, его институты и социальная база. Николай II 2. Первая российская революция: причины, характер, этапы, итоги 3. Россия в первой мировой войне. Февральская революция 4. Россия в 1917 году: от Февраля к Октябрю, приход большевиков к власти Литература: 1. Аврех, А.Я. Царизм накануне свержения. - М., 1989. 2. Власть и реформы: От самодержавия к советской России. - СПб., 1996. 3. Ганелин, Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформа и революция. - СПб., 1991. 4. Данилов, Ю.М. На пути к крушению: Очерки из последнего периода русской монархии. - М., 1992. 5. Искендеров, А.А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. 1993. № 3,5,7; 1994. № 1,6,7. 6. Модернизация: зарубежный опыт и Россия /Отв. ред. Красильщиков В. А. - М., 1994. 7. Пушкарев, С.Г. Россия 1801 – 1917: власть и общество. - М., 2001. 8. Шамбаров, В.Е. Государство и революции. - М., 2001. 9. Шанин, Т. Революция как момент истины. 1905 – 1907 гг. – 1917 – 1922 гг. - М., 1997. 10. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция. От новых источников к новому осмыслению. - М., 1998. Практические задания 1. Назовите фамилию исторического деятеля. а) - «византиец» – прозвал его Н.Н. Львов, известный общественный деятель; - человеком хитрым, злопамятным, двуличным рисовал его бывший главнокомандующий русской армией во время японской войны А.Н. Куропаткин; - человеком ничтожным, слабовольным, глупым, недостаточно подготовленным к чрезвычайно трудной роли монарха великой державы считали его простые обыватели. б) - родился в семье богатого еврейского землевладельца из числа колонистов в Херсонской губернии; - один из организаторов Октябрьских событий 1917 г., создатель Красной Армии, основатель Советского государства; - после прихода большевиков к власти занимал посты наркома иностранных дел, наркома по военным и морским делам, председателя Революционного Военного Совета республики; - умер в Мексике в 1940 году. в) - студент юридического факультета Казанского университета, исключенный из него за участие в студенческих волнениях; - публицист, философ и теоретик марксизма; - революционер, один из главных организаторов и руководителей вооруженного восстания 1917 года; - основатель Советского государства; - первый глава правительства большевиков 2. Решите кроссворд.
По горизонтали: 3) Автор аграрной реформы в России и роспуска II Государственной думы. 6) Событие, произошедшее в 1905 – 1907 гг. в России. 8) Градоначальник Петербурга, получивший свою должность после «Кровавого воскресения». 9) Документ, подписанный царем 17 октября 1905 г., даровавший гражданам свободы личности, совести, слова, собраний. 10) Броненосец, команда которого приняла участие в событиях революции 1905 – 1907 гг. 12) Как можно охарактеризовать социально-политическую ситуацию в стране накануне революции? 13) Партия большевиков. По вертикали: 1) Пост министра внутренних дел после 9 января 1905 г. получил …. 2) Этот орган власти впервые появился в России после событий 17 октября 1905 г. 4) Император России, в правление которого произошла первая русская революция. 5) Этот документ Николай II подписал на имя Булыгина с предписанием подготовить закон о законосовещательной думе. 7) Главными пережитками феодализма в России в начале XX столетия являлись сословное деление, отсутствие собственности крестьян на землю и абсолютная …. 11) Социалистическая партия, применявшая террор как средство борьбы. 14) Главный военный прокурор России, убитый террористами в декабре 1906 г. 3. Найдите и исправьте ошибки: После поражения России в русско-японской войне в стране нарастает политический кризис. Все чаще происходят события, заставляющие говорить о приближении революции. Усиливается террористическое движение, в июле 1904 года эсером Е. Сазоновым был убит министр внутренних дел П.А. Столыпин. 9 января 1905 года священник Георгий Гапон организовал шествие рабочих к Зимнему дворцу, чтобы вручить царю петицию с требованием о введении в стране конституции. Рабочих встретили ружейные залпы, погибло около 1200 человек. Жестокая расправа всколыхнула страну. Начались забастовки, страна фактически вступила в революцию. 14 июня 1905 года вспыхнуло восстание моряков на броненосце «Потемкин», возглавленное П.П. Шмидтом. Начались волнения в Царстве Польском. В августе 1905 года министр внутренних дел А.Г. Булыгин опубликовал Манифест о создании нового законодательного органа – Думы, а зимой 1905 года начались выборы в нее. 17 октября 1905 года царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», где вводились основные политические свободы – собраний, союзов, печати и прочие. Россия стала конституционной монархией. Однако революция только шла на подъем. В октябре 1905 года началась Всероссийская политическая стачка, а кульминацией событий стало декабрьское вооруженное восстание в Москве. В апреле 1906 года открылась I Государственная дума, но она оказалась столь радикальна, что премьер-министр С.Ю. Витте распустил ее. II Дума начала свою деятельность в феврале 1907 года, в обстановке, когда революционное движение пошло на убыль. Премьер-министр С.Ю. Витте организовал военно-полевые суды, которые без следствия казнили более 2 тысяч человек. Однако II Дума оказалась не менее радикальной, чем I, что предопределило и ее роспуск. 3 июня 1907 года был опубликован новый избирательный закон, который повышал имущественный ценз для избирателей. Закон был введен без одобрения Думы; тем самым нарушался Манифест 17 октября и положение Основных законов России. 3 июня Дума была распущена, революция закончилась. 4. Заполните таблицу «Альтернативы общественного развития России в 1917 г.».
5. Прочтите фрагмент из обращения «Рабочим, солдатам, крестьянам!» и назовите дату его принятия. «Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Семинар № 6 Семинар № 7 Семинар № 8 Семинар № 9 От СССР к новой России 1. Необходимость перестройки в СССР. Реформы 1985 – 1991 гг.: основные направления, итоги и последствия 2. Внешняя политика СССР в середине 80-х – начале 90-х гг. XX века. «Новое политическое мышление» 3. Усиление политического размежевания и августовские события 1991 года. Крушение КПСС и распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств 4. Российская Федерация в 90-е гг. XX в. – начале XXI в.
Литература: 1. Горбачев, М.С. размышления о прошлом и будущем. - М., 1998. 2. Грачев, А.С. Горбачев: психологический портрет человека, политика, лидера. - М., 2001. 3. Данилов А.А. Россия в 90-е годы XX века. М., 2002. 4. История современной России: 1985 – 1994. - М., 1995. 5. Кара – Мурза, С. Манипуляция сознанием. - М., 2000. 6. Перестройка. Десять лет спустя (апрель 1985 – апрель 1995). - М., 1996. 7. Печенев В. Взлет и падение Горбачева: Глазами очевидца. - М., 1996. 8. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2-х тт. - М., 1997. 9. Современная политическая история России. 1985 – 1998 гг.: Хроника и аналитика. - М., 1999. 10. Согрин, В.В. Политическая история современной России 1985 – 2001: От Горбачева до Путина. - М., 2001. 11. Столяров, К.А. Распад. От Нагорного Карабаха к Беловежской Пуще. - М., 2001. 12. Фроянов, И.Я. Погружение в бездну (90-е годы: распад СССР). - М., 2001.
Практические задания 1.Выберите из предложенного перечня факторов те, которые, на ваш взгляд, в первую очередь определили необходимость перестройки в середине 80-х гг.: - вступление экономики в стадию стагнации; - невысокий уровень жизни большинства населения; - отсутствие свободного волеизъявления народа в ходе выборов; - искажение и умалчивание многих страниц истории страны и партии; - деградация партийно-государственной власти, потеря ею авторитета и уважения; - жесткая централизация жизни, приведшая к подавлению самостоятельности регионов, экономической и политической инициативы в народе и партии; - подавление инакомыслия в стране, сверхбдительная цензура и пропаганда вместо информации; - изоляция от внешнего мира, невероятная в мирное время милитаризация страны. Аргументируйте свой выбор.
2.Определите, о каком историческом деятеле сказаны эти слова: «Мы собрались здесь для того, чтобы почтить память величайшего человека человечества, гражданина не только нашей страны, но и всего мира, человека, в общем-то, двадцать первого века. Такого, каким должен быть человек в будущем. Потому и не поняли его в этом веке. Многие. Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, т.е. человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего. И, как всякий пророк, он не был понят и был изгнан из своего города… Сейчас мы говорим… прости и прощай. В старом и новом значении этого слова». (Знамя. 1990. № 2. С. 3.)
3. Объясните, почему: - в конце 80-х гг. в стране возникло забастовочное движение; - была отменена 6-я статья Конституции СССР; - по-новому стали строиться отношения государства и церкви; - М. Горбачев был избран Президентом СССР на Съезде народных депутатов СССР, а не в результате всенародного голосования.
4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы: Резолюция ХIХ Всесоюзной конференции КПСС «О гласности» (извлечение) «Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления и аккумулирования всего многообразия существующих в советском обществе интересов, социалистического плюрализма мнений, действенный путь укрепления интернационализма и воспитания социалистического патриотизма, утверждения гуманистического облика социализма. Гласность во всех сферах жизни – одно из основных условий дальнейшего углубления процесса перестройки. Ее необратимости… Гласность должна служить целям консолидации всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки… Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство граждан. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой информации. Непременными требованиями в этой сфере должны стать высокая идейность и нравственность, компетентность, строгое соблюдение профессиональной этики, безусловная достоверность информации, права гражданина, подвергнутого критике, на публикацию обоснованного ответа в том же органе печати… Никто не имеет монополии на истину, не должно быть монополии и на гласность… Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для проповеди войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирования гласностью. (ХIХ Всесоюзная конференция КПСС. Стенографический Отчет. – М., 1988. Т.2. С. 166-170.) Какие положения из резолюции вы бы поддержали и почему? Существует ли на ваш взгляд, связь между политической гласностью и изменениями в общественном сознании? Если да, то в чем она проявилась в годы перестройки? Ответ обоснуйте конкретными фактами. 5. Оценивая основной результат сдвигов на международной арене в 1985-1990 гг., М.С. Горбачев в июле 1990 г. заявил, что»холодной войне», продолжавшейся 40 лет, положен конец. Как вы считаете, какие факторы определили окончание «холодной войны»? каков вклад СССР и США в этот процесс? Способствовало ли окончание «холодной войны» «бархатным революциям» в Европе? Ответ обоснуйте.
Семинар № 1 Древняя Русь (VI – IX вв.). Феодальная раздробленность на Руси 1. Происхождение восточных славян. Быт, нравы и обычаи славян в догосударственный период 2. Занятия славян 3. Зарождение русского государства. Норманнская теория 4. Политическая раздробленность Руси: причины, содержание, последствия 5. Особенности территориального расположения, экономического и социально-политического развития Новгородской республики, Владимиро-Суздальского княжества и Галицко-Волынской земли Литература: 1. Вернадский, Г.В. Древняя Русь. - Тверь; М., 1996. 2. Вернадский, Г.В. Киевская Русь. - М., 1998. 3. Данилевский, И.Н. Проблемы генезиса восточных славян // Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.): Курс лекций. - М., 1998. 4. Карамзин, Н.М. История государства Российского: XII томов в 3-х книгах. Книга 1. - М., 2003. 5. Ключевский, В.О. Русская история: Полный курс лекций в двух книгах. Книга первая: Лекции I-XLIII. - М., 2002. 6. Петрухин, В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ-ХI веков. - М., 1995. Гл. 1-2. 7. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Ч. 1-2 / С.Ф. Платонов. - М., 1994. 8. Седов, В.В. Русский каганат IX века // Отечественная история. 1998. № 4. С. 3-15. 9. Фроянов, И.Я. Древняя Русь. - М., 1995.
Практические задания 1. По мнению академика Б.А. Рыбакова, праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса располагалась так: ее западная половина подпиралась с юга европейскими горами (Судетами, Татрами, Карпатами), а на Севере доходила почти до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси. Какой из двух подходов к прародине славян (миграционный или автохтонный) иллюстрирует мнение историка. Аргументируйте свою точку зрения. 2. Византийский историк Маврикий Стратег отмечал следующую особенность славян: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?» Чем, по вашему мнению, было продиктовано такое поведение славян? Может ли оно помочь в определении общественного строя, существовавшего у славян в эту эпоху?
3. Прочитайте текст «Русской Правды» и составьте таблицу «Социальная структура древнерусского общества по «Русской правде».
4. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика русских княжеств»
Семинар № 2 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|