Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Древняя Русь (VI – IX вв.). Феодальная раздробленность на Руси





Семинар № 1

Древняя Русь (VI – IX вв.). Феодальная раздробленность на Руси

1. Происхождение восточных славян. Быт, нравы и обычаи славян в догосударственный период

2. Занятия славян

3. Зарождение русского государства. Норманнская теория

4. Политическая раздробленность Руси: причины, содержание, последствия

5. Особенности территориального расположения, экономического и социально-политического развития Новгородской республики, Владимиро-Суздальского княжества и Галицко-Волынской земли

Литература:

1. Вернадский, Г.В. Древняя Русь. - Тверь; М., 1996.

2. Вернадский, Г.В. Киевская Русь. - М., 1998.

3. Данилевский, И.Н. Проблемы генезиса восточных славян // Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.): Курс лекций. - М., 1998.

4. Карамзин, Н.М. История государства Российского: XII томов в 3-х книгах. Книга 1. - М., 2003.

5. Ключевский, В.О. Русская история: Полный курс лекций в двух книгах. Книга первая: Лекции I-XLIII. - М., 2002.

6. Петрухин, В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ-ХI веков. - М., 1995. Гл. 1-2.

7. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Ч. 1-2 / С.Ф. Платонов. - М., 1994.

8. Седов, В.В. Русский каганат IX века // Отечественная история. 1998. № 4. С. 3-15.

9. Фроянов, И.Я. Древняя Русь. - М., 1995.

 

Практические задания

1. По мнению академика Б.А. Рыбакова, праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса располагалась так: ее западная половина подпиралась с юга европейскими горами (Судетами, Татрами, Карпатами), а на Севере доходила почти до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси.

Какой из двух подходов к прародине славян (миграционный или автохтонный) иллюстрирует мнение историка. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Византийский историк Маврикий Стратег отмечал следующую особенность славян:

«Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»

Чем, по вашему мнению, было продиктовано такое поведение славян? Может ли оно помочь в определении общественного строя, существовавшего у славян в эту эпоху?

 

3. Прочитайте текст «Русской Правды» и составьте таблицу «Социальная структура древнерусского общества по «Русской правде».

Категория населения Социальный статус Источник статуса Размер виры Правовой статус
Князь        
Боярин        
Дружинник        
Людин        
Смерд        
Рядович        
Закуп        
Холоп        
Изгой        

4. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика русских княжеств»

Княжество Особенности географического положения Политический строй Экономика Основные князья и правящие династии
Положительные стороны Отрицательные стороны      
Киевское княжество          
Ростово (Владимиро)- Суздальское          
Галицко-Волынское          
Новгородская земля          
Псковская земля          
Черниговская земля          

Семинар № 2

Семинар № 3

Россия в XVII – XVIII вв.

1. Эволюция российской государственности. Движение к абсолютизму

2. Народные движения в XVII веке в России (Соляной и Медный бунты, восстание под предводительством С. Разина, Соловецкое восстание)

3. Церковная реформа и церковный раскол

4. Послепетровская Россия. Дворцовые перевороты, их причины, социально-политическая сущность, последствия

 

Литература:

1. Анисимов, Е.В. Елизавета Петровна. - М., 2002.

2. Буганов, В.И. Мир истории в XVII столетии. - М., 1989.

3. Волкова, И.В., Курукин, И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России //Вопросы истории. 1995. № 5 – 6.

4. Демидова, Н.Ф., Морозова, Л.Е., Преображенский, А.А. Первые Романовы на российском престоле. - М., 1996.

5. Каменский, А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиция и модернизация. - М., 1999.

6. Мизун, Ю.В., Мизун, Ю.Г. Тайны русского раскола. - М., 2002.

7. На российском престоле: монархи российские после Петра Великого. - М., 1993.

8. Павленко, Н.И. Вокруг трона: Птенцы гнезда Петрова. Страсти у трона. - М., 1999.

9. Соловьев, В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. - М., 1994.

10. Со шпагой и факелом: Дворцовые перевороты в России 1725 – 1825 гг. - М., 1991.

11. Талина, Г.В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. - М., 1996.

12. Эйдельман, Н.Я. Твой восемнадцатый век. - М., 1991.

Практические задания

1. Заполните таблицу: укажите направление деятельности указанных приказов.

Разрядный  
Поместный  
Ямской  
Разбойный  
Челобитный  
Земской  
Новой четверти  

 

2. Прочтите отрывок из сочинения историка Д.Иловайского.

«____________, в миру Никита, был сын одного крестьянина Нижегородской области (мордовского происхождения) и родился в начале Смутного времени. С детства он уже показал присутствие сильной воли, необыкновенные способности и наклонность к монашеской жизни. Мальчик выучился грамоте, что было редкостью в крестьянском быту; но гонения, которые он терпел в своей семье от мачехи, не остались без дурного влияния на его характер. По просьбе родственников Никита женился, а грамотность доставила ему место священника. Прожив десять лет с женой и потеряв всех детей, Никита убедил жену вступить в монастырь, а сам ушел в скиты на Белом море и там постригся. Слава о его уме и строгой иноческой жизни скоро достигла Москвы; набожный Алексей Михайлович перевел ______________ архимандритом в один из московских монастырей, часто призывал его во дворец для беседы и вообще начал показывать ему большое доверие».

О каком церковном деятеле идет речь в документе? Что вам известно о его дальнейшей жизни и деятельности?

3. Заполните таблицу «Народные движения «бунташного века»

Название восстания и год Причины Социальные силы и предводители Требования Результаты
         
         
         
         
         
         

4. Ответьте на вопрос: «Укажите признаки, по которым можно судить о начавшемся в середине XVII века процессе преобразования Российского государства из сословно-представительной монархии в абсолютную».

 

Семинар № 4

Семинар № 5

Россия в начале XX века

1. Государственный строй России: самодержавие, его институты и социальная база. Николай II

2. Первая российская революция: причины, характер, этапы, итоги

3. Россия в первой мировой войне. Февральская революция

4. Россия в 1917 году: от Февраля к Октябрю, приход большевиков к власти

Литература:

1. Аврех, А.Я. Царизм накануне свержения. - М., 1989.

2. Власть и реформы: От самодержавия к советской России. - СПб., 1996.

3. Ганелин, Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформа и революция. - СПб., 1991.

4. Данилов, Ю.М. На пути к крушению: Очерки из последнего периода русской монархии. - М., 1992.

5. Искендеров, А.А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. 1993. № 3,5,7; 1994. № 1,6,7.

6. Модернизация: зарубежный опыт и Россия /Отв. ред. Красильщиков В. А. - М., 1994.

7. Пушкарев, С.Г. Россия 1801 – 1917: власть и общество. - М., 2001.

8. Шамбаров, В.Е. Государство и революции. - М., 2001.

9. Шанин, Т. Революция как момент истины. 1905 – 1907 гг. – 1917 – 1922 гг. - М., 1997.

10. 1917 год в судьбах России и мира. Октябрьская революция. От новых источников к новому осмыслению. - М., 1998.

Практические задания

1. Назовите фамилию исторического деятеля.

а)

- «византиец» – прозвал его Н.Н. Львов, известный общественный деятель;

- человеком хитрым, злопамятным, двуличным рисовал его бывший главнокомандующий русской армией во время японской войны А.Н. Куропаткин;

- человеком ничтожным, слабовольным, глупым, недостаточно подготовленным к чрезвычайно трудной роли монарха великой державы считали его простые обыватели.

б)

- родился в семье богатого еврейского землевладельца из числа колонистов в Херсонской губернии;

- один из организаторов Октябрьских событий 1917 г., создатель Красной Армии, основатель Советского государства;

- после прихода большевиков к власти занимал посты наркома иностранных дел, наркома по военным и морским делам, председателя Революционного Военного Совета республики;

- умер в Мексике в 1940 году.

в)

- студент юридического факультета Казанского университета, исключенный из него за участие в студенческих волнениях;

- публицист, философ и теоретик марксизма;

- революционер, один из главных организаторов и руководителей вооруженного восстания 1917 года;

- основатель Советского государства;

- первый глава правительства большевиков

2. Решите кроссворд.

 

                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       

 

По горизонтали:

3) Автор аграрной реформы в России и роспуска II Государственной думы.

6) Событие, произошедшее в 1905 – 1907 гг. в России.

8) Градоначальник Петербурга, получивший свою должность после «Кровавого воскресения».

9) Документ, подписанный царем 17 октября 1905 г., даровавший гражданам свободы личности, совести, слова, собраний.

10) Броненосец, команда которого приняла участие в событиях революции 1905 – 1907 гг.

12) Как можно охарактеризовать социально-политическую ситуацию в стране накануне революции?

13) Партия большевиков.

По вертикали:

1) Пост министра внутренних дел после 9 января 1905 г. получил ….

2) Этот орган власти впервые появился в России после событий 17 октября 1905 г.

4) Император России, в правление которого произошла первая русская революция.

5) Этот документ Николай II подписал на имя Булыгина с предписанием подготовить закон о законосовещательной думе.

7) Главными пережитками феодализма в России в начале XX столетия являлись сословное деление, отсутствие собственности крестьян на землю и абсолютная ….

11) Социалистическая партия, применявшая террор как средство борьбы.

14) Главный военный прокурор России, убитый террористами в декабре 1906 г.

3. Найдите и исправьте ошибки:

После поражения России в русско-японской войне в стране нарастает политический кризис. Все чаще происходят события, заставляющие говорить о приближении революции. Усиливается террористическое движение, в июле 1904 года эсером Е. Сазоновым был убит министр внутренних дел П.А. Столыпин.

9 января 1905 года священник Георгий Гапон организовал шествие рабочих к Зимнему дворцу, чтобы вручить царю петицию с требованием о введении в стране конституции. Рабочих встретили ружейные залпы, погибло около 1200 человек. Жестокая расправа всколыхнула страну. Начались забастовки, страна фактически вступила в революцию.

14 июня 1905 года вспыхнуло восстание моряков на броненосце «Потемкин», возглавленное П.П. Шмидтом. Начались волнения в Царстве Польском.

В августе 1905 года министр внутренних дел А.Г. Булыгин опубликовал Манифест о создании нового законодательного органа – Думы, а зимой 1905 года начались выборы в нее.

17 октября 1905 года царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», где вводились основные политические свободы – собраний, союзов, печати и прочие. Россия стала конституционной монархией.

Однако революция только шла на подъем. В октябре 1905 года началась Всероссийская политическая стачка, а кульминацией событий стало декабрьское вооруженное восстание в Москве.

В апреле 1906 года открылась I Государственная дума, но она оказалась столь радикальна, что премьер-министр С.Ю. Витте распустил ее.

II Дума начала свою деятельность в феврале 1907 года, в обстановке, когда революционное движение пошло на убыль. Премьер-министр С.Ю. Витте организовал военно-полевые суды, которые без следствия казнили более 2 тысяч человек. Однако II Дума оказалась не менее радикальной, чем I, что предопределило и ее роспуск.

3 июня 1907 года был опубликован новый избирательный закон, который повышал имущественный ценз для избирателей. Закон был введен без одобрения Думы; тем самым нарушался Манифест 17 октября и положение Основных законов России. 3 июня Дума была распущена, революция закончилась.

4. Заполните таблицу «Альтернативы общественного развития России в 1917 г.».

  Временное правительство Петроградский Совет депутатов Генерал Л.Г. Корнилов Большевики
Вопрос о власти        
Вопрос о земле        
Вопрос о мире        

5. Прочтите фрагмент из обращения «Рабочим, солдатам, крестьянам!» и назовите дату его принятия.

«Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

 

 

Семинар № 6

Семинар № 7

Семинар № 8

Семинар № 9

От СССР к новой России

1. Необходимость перестройки в СССР. Реформы 1985 – 1991 гг.: основные направления, итоги и последствия

2. Внешняя политика СССР в середине 80-х – начале 90-х гг. XX века. «Новое политическое мышление»

3. Усиление политического размежевания и августовские события 1991 года. Крушение КПСС и распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств

4. Российская Федерация в 90-е гг. XX в. – начале XXI в.

 

Литература:

1. Горбачев, М.С. размышления о прошлом и будущем. - М., 1998.

2. Грачев, А.С. Горбачев: психологический портрет человека, политика, лидера. - М., 2001.

3. Данилов А.А. Россия в 90-е годы XX века. М., 2002.

4. История современной России: 1985 – 1994. - М., 1995.

5. Кара – Мурза, С. Манипуляция сознанием. - М., 2000.

6. Перестройка. Десять лет спустя (апрель 1985 – апрель 1995). - М., 1996.

7. Печенев В. Взлет и падение Горбачева: Глазами очевидца. - М., 1996.

8. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2-х тт. - М., 1997.

9. Современная политическая история России. 1985 – 1998 гг.: Хроника и аналитика. - М., 1999.

10. Согрин, В.В. Политическая история современной России 1985 – 2001: От Горбачева до Путина. - М., 2001.

11. Столяров, К.А. Распад. От Нагорного Карабаха к Беловежской Пуще. - М., 2001.

12. Фроянов, И.Я. Погружение в бездну (90-е годы: распад СССР). - М., 2001.

 

Практические задания

1.Выберите из предложенного перечня факторов те, которые, на ваш взгляд, в первую очередь определили необходимость перестройки в середине 80-х гг.:

- вступление экономики в стадию стагнации;

- невысокий уровень жизни большинства населения;

- отсутствие свободного волеизъявления народа в ходе выборов;

- искажение и умалчивание многих страниц истории страны и партии;

- деградация партийно-государственной власти, потеря ею авторитета и уважения;

- жесткая централизация жизни, приведшая к подавлению самостоятельности регионов, экономической и политической инициативы в народе и партии;

- подавление инакомыслия в стране, сверхбдительная цензура и пропаганда вместо информации;

- изоляция от внешнего мира, невероятная в мирное время милитаризация страны.

Аргументируйте свой выбор.

 

2.Определите, о каком историческом деятеле сказаны эти слова:

«Мы собрались здесь для того, чтобы почтить память величайшего человека человечества, гражданина не только нашей страны, но и всего мира, человека, в общем-то, двадцать первого века. Такого, каким должен быть человек в будущем. Потому и не поняли его в этом веке. Многие.

Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, т.е. человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего. И, как всякий пророк, он не был понят и был изгнан из своего города…

Сейчас мы говорим… прости и прощай. В старом и новом значении этого слова».

(Знамя. 1990. № 2. С. 3.)

 

3. Объясните, почему:

- в конце 80-х гг. в стране возникло забастовочное движение;

- была отменена 6-я статья Конституции СССР;

- по-новому стали строиться отношения государства и церкви;

- М. Горбачев был избран Президентом СССР на Съезде народных депутатов СССР, а не в результате всенародного голосования.

 

4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы:

Резолюция ХIХ Всесоюзной конференции КПСС «О гласности» (извлечение)

«Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления и аккумулирования всего многообразия существующих в советском обществе интересов, социалистического плюрализма мнений, действенный путь укрепления интернационализма и воспитания социалистического патриотизма, утверждения гуманистического облика социализма.

Гласность во всех сферах жизни – одно из основных условий дальнейшего углубления процесса перестройки. Ее необратимости… Гласность должна служить целям консолидации всех общественных сил вокруг идей и принципов перестройки…

Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство граждан. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой информации. Непременными требованиями в этой сфере должны стать высокая идейность и нравственность, компетентность, строгое соблюдение профессиональной этики, безусловная достоверность информации, права гражданина, подвергнутого критике, на публикацию обоснованного ответа в том же органе печати… Никто не имеет монополии на истину, не должно быть монополии и на гласность…

Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для проповеди войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирования гласностью.

(ХIХ Всесоюзная конференция КПСС. Стенографический Отчет. – М., 1988. Т.2. С. 166-170.)

Какие положения из резолюции вы бы поддержали и почему? Существует ли на ваш взгляд, связь между политической гласностью и изменениями в общественном сознании? Если да, то в чем она проявилась в годы перестройки? Ответ обоснуйте конкретными фактами.

5. Оценивая основной результат сдвигов на международной арене в 1985-1990 гг., М.С. Горбачев в июле 1990 г. заявил, что»холодной войне», продолжавшейся 40 лет, положен конец.

Как вы считаете, какие факторы определили окончание «холодной войны»? каков вклад СССР и США в этот процесс? Способствовало ли окончание «холодной войны» «бархатным революциям» в Европе? Ответ обоснуйте.

 

 

Семинар № 1

Древняя Русь (VI – IX вв.). Феодальная раздробленность на Руси

1. Происхождение восточных славян. Быт, нравы и обычаи славян в догосударственный период

2. Занятия славян

3. Зарождение русского государства. Норманнская теория

4. Политическая раздробленность Руси: причины, содержание, последствия

5. Особенности территориального расположения, экономического и социально-политического развития Новгородской республики, Владимиро-Суздальского княжества и Галицко-Волынской земли

Литература:

1. Вернадский, Г.В. Древняя Русь. - Тверь; М., 1996.

2. Вернадский, Г.В. Киевская Русь. - М., 1998.

3. Данилевский, И.Н. Проблемы генезиса восточных славян // Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ-ХII вв.): Курс лекций. - М., 1998.

4. Карамзин, Н.М. История государства Российского: XII томов в 3-х книгах. Книга 1. - М., 2003.

5. Ключевский, В.О. Русская история: Полный курс лекций в двух книгах. Книга первая: Лекции I-XLIII. - М., 2002.

6. Петрухин, В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IХ-ХI веков. - М., 1995. Гл. 1-2.

7. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Ч. 1-2 / С.Ф. Платонов. - М., 1994.

8. Седов, В.В. Русский каганат IX века // Отечественная история. 1998. № 4. С. 3-15.

9. Фроянов, И.Я. Древняя Русь. - М., 1995.

 

Практические задания

1. По мнению академика Б.А. Рыбакова, праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса располагалась так: ее западная половина подпиралась с юга европейскими горами (Судетами, Татрами, Карпатами), а на Севере доходила почти до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси.

Какой из двух подходов к прародине славян (миграционный или автохтонный) иллюстрирует мнение историка. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Византийский историк Маврикий Стратег отмечал следующую особенность славян:

«Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»

Чем, по вашему мнению, было продиктовано такое поведение славян? Может ли оно помочь в определении общественного строя, существовавшего у славян в эту эпоху?

 

3. Прочитайте текст «Русской Правды» и составьте таблицу «Социальная структура древнерусского общества по «Русской правде».

Категория населения Социальный статус Источник статуса Размер виры Правовой статус
Князь        
Боярин        
Дружинник        
Людин        
Смерд        
Рядович        
Закуп        
Холоп        
Изгой        

4. Составьте таблицу «Сравнительная характеристика русских княжеств»

Княжество Особенности географического положения Политический строй Экономика Основные князья и правящие династии
Положительные стороны Отрицательные стороны      
Киевское княжество          
Ростово (Владимиро)- Суздальское          
Галицко-Волынское          
Новгородская земля          
Псковская земля          
Черниговская земля          

Семинар № 2







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.