Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюция форм социальной организации общества догосударственного периода. Характерные признаки социальной власти в догосударственном обществе.





Анализируя данные исторической науки, необходимо отметить, что основной социальной ячейкой первого (догосударственного) периода развития общественной организации является большая семья (родовая община). Тесная связь родственников позволяла сообща противостоять влиянию окружающей среды, и чем более неблагоприятно было это влияние, – тем более сплочённым должен был быть (и был!) род. Полигамный брак, свойственный этому периоду развития общества (и отмечаемый сегодня у наших биологических предков – приматов), объективно сформировал принцип отслеживания родства по материнской линии. Историки обозначают этот период социальной организации как «материнскую семью» или «матриархат».

Усложнение социально-экономической и социально-культурной деятельности человека (переход от присваивающей к производящей культурно-экономической деятельности) и, как следствие, – к моногамному браку, – обозначил второй период эволюции социальной организации, обозначаемый как «отцовская семья» или «патриархат», при котором степень родства отслеживалась по мужской линии.

Исследуя формы неполитической социальной организации этого этапа развития общества, нужно сказать, что матриархату соответствовала ранняя родовая община (первобытное человеческое стадо), а патриархату – поздняя родовая община. При этом, в рамках поздней родовой общины, выделяются: родовая (семейная) и племенная (клановая) формы социальной организации.

Характеризуя отличительные признаки ранней родовой общины от поздней следует обратить внимание на тот факт, что в поздней общине родство устанавливалось не только в виде непосредственного (биологического) родства, но и в виде нормативного идеолого-религиозного родства, при котором члены рода (объединения близких биологических родственников) считали себя происходящими от общего мифического предка (племя медведей, волков, черепах и т.д. и т.п.).

Взаимодействие общинников в различной совместной деятельности привело к формированию феномена власти, то есть – к появлению в общине особых отношений, при которых одни члены общества наделялись правом формулировать общую волю, а другие – обязанностью исполнять её. При этом власть в родовой общине ещё не имела политической природы. Вожди, старейшины, служители архаического культа не имели ещё силы для навязывания своей воли. Они были лишь «первыми среди равных» и не обладали ни силой, ни привилегиями. Общее согласие всего рода, основанное на добровольном признании за властным субъектом каких-либо исключительных качеств: силы или мудрости, организаторских способностей или знания ритуальных обрядов, – было основой совместной деятельности людей. В.П.Алексеев, в своей монографии, указывает, что, несмотря на наличие наделенных временной (в период охоты, например) властью лиц, наказания использовались редко, так как индивидуально необособленный человек первобытного общества не отделял себя от общины и не мог идти наперекор ей.

Совместное проведение экономически необходимых работ (возведение ирригационных сооружений, культовых построек, совместная оборона или организация военных походов), брачные союзы и т.д. способствовали объединению несколько родов в братства (фратрии), в которых строгое разграничение между «родственниками» и «союзниками» постепенно исчезало. Объединения фратрий (по тем же причинам) привело к формированию социальной организации клана (племени) и союза племён, в которых значительно усилилось значение именно нормативно-социальных связей. В частности, Д.Ф.Купер отмечал, что представители почти исчезнувшего племени могикан, уже не являясь ни властвующими в союзе племён, ни сильными союзниками продолжали сохранять идеолого-религиозное превосходство в союзе делаварских племён.

Схематично формы социальной организации догосударственного общества и этапы её эволюции можно изобразить следующим образом:

 
 

 


Несмотря на очень длительный период эволюции и выделение названных этапов (матриархат – патриархат), родовая община сохраняла общие принципы своей социальной организации, главными из которых были:

- принцип реальной или мифической родственной связи между членами группы, выразившийся в формировании семейной общины, фратрии, клана;

- принцип формирования и функционирования неполитической непосредственно общественной, коллективно-потестарной власти;

- уравнительный принцип распределения материальных благ, обеспечивающих выживание всего сообщества.

Усложнение социально-производственной и социально-культурной деятельности привело к тому, что упорядочивания общественных отношений исключительных личных качеств властвующего стало недостаточно. Необходимым стало использование и применение специальных знаний, которые, в тех условиях, могли быть переданы только устным путем через воспитание биологического наследника или образование замкнутых корпораций социальных субъектов – хранителей социально-значимого знания.

Одновременно, важно отметить, что современная наука убедительно опровергает высказанную Ф.Энгельсом мысль о том, что первобытный строй был примитивным коммунизмом. Коллективистко-самоуправляющаяся организация была характерно только для наиболее раннего этапа развития первобытного общества и, по мере его развития, полное самоуправление и коллективное решение всех вопросов переходило к форме единоличного властного решения в конкретных делах и коллективного решения только по наиболее важным для существования всего рода вопросам (переселение, начало войны и т.п.). Этот факт доказывает, что в этом типе общества власть изменяла свою форму, переходя от коллективистско-потестарной формы существования к потестарно-политической.

Довольно сложной для понимания студентов является отграничение социально-властной структуры протогосударства от собственно государственной организации. Несколько «забегая вперёд» отметим, что критерием этого отличия выступает не характер самой власти (в протогосударстве она уже является публично-политической), а способ её формализации. Власть в протогосударстве легализуется ещё с помощью традиционных (общесоциальных) норм: обычаев, мифов, норм первичных религий. Государственная же власть легализует себя с помощью ею же установленных формализованных источниках позитивного права.

Как отмечалось в предыдущей лекции, обществу свойственна не только особая система социальных институтов (социальная организация), но и особая система регулирования складывающихся между членами социума отношений.

Несложные отношения первобытного общества регулировались, главным образом, обычаями, то есть вошедшими в привычку (в силу длительного употребления и воспитания на примерах) моделями действий и поступков.

При этом следует подчеркнуть, что обычаи первобытного общества имели нерасчленённо-комплексный (синкретический) характер. Это проявлялось в том, что они выступали одновременно как модели экономической деятельности, требования морали, образцы культового поведения и т.д. В современной российской науке они получили название «мононорм».

Мононормы изначально были обусловлены «естественной» (генетической) природой человека. Как справедливо замечал тот же Ф.Энгельс человек – это «наиболее общественное из всех животных», поэтому доминирующей чертой первобытного мышления (как и бытия!) был специфический природный (генетический) коллективизм, в рамках которого еще нет места индивидуальному обособлению и соответствующим ему формам интеллектуальной деятельности и психологическим переживаниям. Синкретическое мышление первобытного человека действовало по принципу «всё во всём». Например, охотничья добыча добывалась предками (духами племени и т.п.) и только руками охотника. Поэтому, экономические, религиозные, социально-организационные и моральные правила поведения были для человека того времени едины.

Естественная социальность и коллективистская природа человека вела так же и к тому, что права и обязанности в мононормах не корреспондировались различным людям, а сливались воедино в одном коллективном субъекте – роде, фратрии, клане и т.п. Иными словами субъективные социальные права и объективные социальные обязанности в мононормах сливались и составляли единую категорию – долг. Только уже на стадии перехода к поздней родовой общине в социуме выделилось средство вменения обязанностей отдельному лицу (вначале в виде запрета «табу», а затем – и в виде позитивного обязывания). При этом права, которым должны были корреспондироваться индивидуальные запреты и обязанности, оставались за коллективными субъектом – общиной (родом, фратрией и т.п.). Следует отметить, что в общественной психологии даже сравнительно развитых государственно-организованных обществ, длительное время продолжал существовать этот принцип. Например, в традиционной русской политико-правовой мысли он выразился в следующем тезисе: «За грехи князя Бог казнит землю, за грехи земли – Бог казнит князя».

Права, принадлежащие коллективному субъекту общественных отношений, и понятие долга объективно вело к тому, что у человека того периода просто не возникало мысли о том, что можно не подчиниться, нарушить сложившийся обычай социального поведения. Освященное опытом предшествующих поколений поведение было единственно возможным для общинника, не слишком обременённого собственной волей и самосознанием. Иными словами, веления родовой (племенной) власти исполнялись добровольно (если, конечно, можно считать добровольностью объективное отсутствие поведенческой альтернативы).

Исходя из сказанного, основными признаками мононорм первобытного общества можно считать:

- их естественная природа, обеспечивающая включение человеческого сообщества в реальный мир, частью которого ощущал себя человек;

- их источником был весь род, как коллективный обладатель разума (воли), опыта и силы;

- права и обязанности в мононормах не разделялись и формализовались в категории «долг»;

- мононормы исполнялись добровольно.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.