Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реализм вашего истинного «я»





Христианин может быть реалистом. Это означает, что вы не должны бояться самых худших, самых урод­ливых, самых мучительных вещей. Вам не следует стесняться выражать свои чувства: грусть, печаль, обиду, одиночество, внутреннюю борьбу и даже де­прессию — те чувства, о которых нужно говорить вслух. Вы не гарантированы от депрессии. Даже Илия после своего величайшего триумфа возопил: «Доволь­но уже, Господи; возьми душу мою».

Есть суровая честность во всем, что касается жизни Иисуса: каждая эмоция была явственно обозначена и выражена — без всякого стыда, чувства вины или соб­ственной ущербности. Равняйтесь на Иисуса, а не на свое мифическе супер «я». Никогда не бойтесь про­явить свои истинные чувства и быть самим собой в Иисусе Христе.

Когда вы тратите время и энергию, пытаясь до­стичь совершенства, вы лишаете себя возможности расти и дружить с Богом. Вы не позволяете Богу при­нять и полюбить ваше истинное «я», за которое умер Иисус. А ведь это — ваша истинная сущность, кото­рую Бог знает и видит. Ваше супер «я» — это иллюзия, созданная вашим воображением, ложный образ, идол. Я не уверен, что Бог вообще видит ваше супер «я». В Иисусе вы можете быть только самим собой, и не должны сравнивать себя ни с кем другим. Господь хо­чет исцелить и изменить вас, чтобы ваше истинное «я» могло вырасти, чтобы вы превратились в ту личность, какой вас задумал Бог.

Супер «я» умирает очень трудно, а супер «я» верую­щего — еще труднее. Если вы чувствуете, что изо всех сил цепляетесь за свое мифическое «я», то, надеюсь, услышите голос Святого Духа: «Оставьте его! Откажи­тесь от него!». И тогда начнется целительный процесс становления вашего истинного «я».

Перестав тратить духовную энергию на создание фальшивого супер «я», направив ее на то, чтобы в со­трудничестве со Святым Духом расти и мужать, вы об­ретете свободу в Иисусе Христе, избавитесь от ненуж­ных «я должен» и «я обязан», перестанете зависеть от одобрения или неодобрения окружающих и не будете больше казнить себя за то, что не дотягиваете до вами же выдуманного идеала.

Как перестать сравнивать себя с идеалом? У меня есть для вас замечательная весть: на кресте Иисус Христос — истинный Совершенный Человек — пере­дал вам в дар все Свои совершенства. Благодать запол­нила пропасть между вами и Богом!

Павел сказал об этом так: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Коринфянам 1:30).

 

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Унывает во мне душа моя... Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.

Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» (Псалом 41:6-8, 4).

 

Глава 10

Мифы и истины о депрессии

Депрессия — состояние, хорошо знакомое многим христианам. Вы спросите: «Как же так — «унылый христианин»? Эти два слова противоречат друг другу, они не сочетаются. Если человек истинно рожден в Духе, исполнился Духа, то разве может он унывать? Если христианин страдает от депрессии, — значит, что-то не в порядке, значит, у него с Господом есть не­решенные вопросы. Должно быть, в жизнь этого чело­века просочился грех».

Как лихо придумано! И главное — доходчиво. Но ни Писание, ни религиозный опыт, ни принципы психологии не подтверждают данного вывода. Да и в жизни праведников такого не случалось!

Давно вы читали псалмы Давида?

«Что унываешь ты, душа моя?» (Псалом 41:6).

«Унывает во мне душа моя» (Псалом 41:7).

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» (Псалом 42:5).

Или слова Илии: «Господи, возьми душу мою...» (3 Царств 19:4).

Или слова Ионы: «Лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).

Или слова Иисуса в Гефсимании, когда Он страдал и молился? «Душа Моя скорбит смертельно» (Матфея 26:38).

Можно ли лучше сказать о депрессии — угнетенном состоянии духа, при котором человек испытывает крайнее отчаяние? Во многих псалмах описывается вы­ражение лица впавшего в депрессию человека. И как точно описывается! Подавленный и угнетенный, он выглядит несчастным. Он озабочен, обеспокоен, гру­стен, как будто несет на своих плечах всю тяжесть мира.

Другой распространенный симптом депрессии — слезы. «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь,» — восклицает псалмопевец (Псалом 41:4). Уди­вительно точное психологическое описание! Зачастую депрессия сопровождается потерей аппетита. Вы про­сто не можете есть. Пища не проходит в горло, и ва­шей едой становятся слезы. «Слезы мои были для ме­ня хлебом» — и кое-кто из нас может добавить: «и су­пом, и гарниром, и салатом, и десертом». В чем дело? Вы не можете остановить слезы, упиваетесь отчаяни­ем, что усиливает депрессию.

В Писании больше доброты и реализма, чем в сло­вах иных христиан. Оно ясно говорит: верующий вполне может испытывать депрессию. Жизнеописания праведников свидетельствуют о том же. Мы часто ссылаемся на «альдерсгейтский опыт» Джона Уэсли, приведший к его обращению. Но я могу привести ряд цитат, смысл которых, кажется, сводит его на нет. Ведь и Уэсли доводилось испытывать депрессию, сомне­ния, бывать в подавленном настроении.

«Сэмуэль Бренгль. Портрет пророка» — это исто­рия великого праведника, члена Армии спасения. Классические работы Бренгля о святости были пере­ведены на сотни языков и помогли миллионам верую­щих обрести себя во Христе.

Автор так писал о Бренгле: «Затем началась борьба с чувствами, процесс мышления затруднился, насту­пило состояние меланхолии» (с. 213). В своем письме Бренгль отмечал: «Мои нервы потрепаны, измотаны, истощены. И меня охватило такое уныние и такая де­прессия, которых раньше у меня не было, хотя депрес­сия — моя хорошая знакомая» (с. 214). В более поздние годы Бренгль получил травму головы: на уличном ми­тинге какой-то пьяный бросил в него кирпичом. Последствия травмы усилили депрессию, с которой он боролся на протяжении всей жизни и которая, по его словам, была «его хорошей знакомой». Но легко ли при этом найти другого такого праведника, как Сэмуэль Бренгль?

Прежде чем вступить в борьбу с депрессией, чело­век обязан признать ее существование. Каждый хри­стианин, желающий быть честным в отношении своих чувств, должен сказать: «Да, депрессия — и моя хоро­шая знакомая. Я понимаю, о чем вы говорите».

Отрицая факт депрессии, верующие лишь добавля­ют себе неприятностей. К депрессии присоединяется еще и чувство вины. Соответственно, проблема удваи­вается. Можно сказать, что пребывать в глубокой де­прессии — все равно, что нести тяжелейший эмоцио­нальный груз. Такое же ощущение, не так ли? Тащить на горбу 100 кг нелегко, однако сил хватит. Если же до­бавляется еще и чувство вины, потому что вы себе го­ворите: «Я грешен, ибо у меня депрессия», то вы удва­иваете нагрузку, и такое уже никто не выдержит.

Депрессия — не всегда признак духовного бессилия. Главы Писания повествуют о том, что некоторые герои испытывали тяжелейшие депрессии в моменты эмоци­ональной разрядки после величайших духовных взле­тов. Именно так было в жизни Илии. Что случилось после величайшего в его жизни триумфа над пророка­ми Ваала на горе Кармил? Мы видим его сидящим в одиночестве под можжевеловым кустом, просящим Господа взять его душу. То же произошло и с Авраамом (см. Бытие 15). То же происходит со многими из нас. Депрессия — некий эмоциональный ответный удар на­шего естества. Как сильная отдача при выстреле из оружия крупного калибра. Это реакция организма или скорее уравновешивающий механизм, действующий, по словам Клайва Льюиса, в соответствии с «законом перепадов» в человеческой личности.

К сожалению, в этот момент некоторые друзья- христиане становятся нам злейшими врагами, засы­пая нас ошибочными и даже вредными советами. Есть христиане, которые плохо понимают, что такое де­прессия: их организм ей не подвержен, они не способ­ны понять тех, кто от нее страдает. Особенно тяжело, если два таких разных человека становятся мужем и женой. Если у мужа хорошее настроение, а у жены по­давленное, то ему трудно до конца понять ее эмоции и настроение. И будет вдвойне жестоко, если муж взва­лит душевный груз на жену, когда она пребывает в депрессии. Или наоборот.

Это неправда, что неподверженный депрессии че­ловек — более духовен. Клайв Льюис однажды сказал: половина наших добродетелей — это всего лишь про­явления естественных свойств нашего характера, а не признак духовности.

 

Депрессия и чувство вины

В депрессию может перерасти ощущение вины за совершенный грех: вы знаете, что ослушались Бога, провинились перед Ним. Однако я пишу не об этом. Вы спросите: «Как мне распознать депрессию, став­шую результатом греха?» Это хороший вопрос, осо­бенно если вы перфекционист, человек болезненно совестливый, серьезно относящийся к своим обязан­ностям, постоянно испытываете беспокойство, нелов­кость за свои поступки и чувство вины. Позвольте мне познакомить вас с общим принципом, который, я ду­маю, окажется полезен. Конкретное, определенное ощущение вины, явно привязанное к конкретному поступку или помыслу, — это и есть истинное и досто­верное чувство вины. Оно вызывает определенные эмоции — чувство вины и депрессию, которые явля­ются результатом реального проступка.

Но если вы в чем-то вините себя напрасно, испы­тываете безосновательную тревогу — это, вне всякого сомнения, признаки псевдовины или обычной де­прессии эмоционального характера. Греховность мо­жет привести к депрессии, но не всякая депрессия — результат греховного поступка. Корни депрессии очень глубоки и запутанны: многие обиды и травмы детства люди приносят с собой во взрослую жизнь.

 

Депрессия и личность

Депрессия связана с особенностями личности, конституцией человека, его характером, функциони­рованием желез внутренней секреции, эмоциональ­ным складом, с тем, как он привык проявлять свои чувства. Как христиане, мы должны понять и принять все это. Если каждый из нас будет руководствоваться здравым смыслом, как герои старого детского стишка, то нам станет только лучше.

Джек Спрэт ест только постную еду;

Его жена лишь жирную предпочитает.

Живут они в согласье и в ладу,

Тарелки чистыми все время оставляют.

Удивительно глубокий анализ структуры личности, хотите — верьте, хотите — нет. По своему складу Джек Спрэт и миссис Спрэт абсолютно разные. Не пытай­тесь принудить их есть одинаково или жить одинако­во. Это будет насилием над их личностями. Они оба добропорядочные люди, и мы полагаем, сильно любят друг друга, хотя по природе своей они разные. Я же­лаю, чтобы побольше проповедников, учителей, благовестников и особенно родителей постигли благой здравый смысл этого детского стишка.

Кто-то скажет: «Постойте. Вы забыли: когда мы рождаемся во Христе, мы становимся новыми людь­ми, все старое умирает. Разве перерождение и освяще­ние не меняет склад характера?» На что я отвечаю: «Нет! Слава Богу, не меняет!»

Рождение свыше не меняет ваш характер. Оно мо­жет заложить в вас, как любил выражаться Освальд Чамберс, «расположение духа Христова», но оно не меняет ваш изначальный характер. Вы стали христиа­нином, но это не означает, что вы перестали быть са­мим собой. После своего обращения Павел так и ос­тался Павлом. Петр остался Петром, а Иоанн — Иоан­ном. Ни один из них не стал кем-то другим. По Божь­ему плану не бывает двух одинаковых предметов. Нет двух одинаковых снежинок. С помощью единства многообразия Бог демонстрирует чудо Своего про­мысла. Мы все разные по характеру и складу лично­сти. Мы каждый по-своему видим и чувствуем, реаги­руем и интерпретируем увиденное.

Апостол Павел напоминает нам: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Коринфянам 4:7). Есть люди нервного склада, по природе своей по­стоянно испытывающие состояние тревоги и страха. Они крайне впечатлительны, их легко задеть за живое, им свойственны частые смены настроений. Подчас мне кажется, что Павел был одним из них. Будучи сильной личностью, Павел все же пришел в Коринф «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Корин­фянам 2:3). Он был легковозбудимым молодым чело­веком, «от вне — нападения, внутри — страхи» (2 Ко­ринфянам 7:5).

То же можно сказать и о молодом предстоятеле церкви — Тимофее. Создается впечатление, что все Второе Послание к Тимофею было написано Павлом, чтобы вывести Тимофея из состояния депрессии. Биограф Бренгля назвал его «меланхоликом от приро­ды». Люди, склонные к самокопанию и крайне мни­тельные, чаще всего переживают самые тяжелые фор­мы депрессии.

Неспособность реально признать собственную де­прессию — главная причина большинства депрессий. Если мы считаем, что связи между естественным (на­шим характером и складом личности) и сверхъесте­ственным (нашей духовной жизнью) не существует, то мы серьезно ошибаемся. Наши чувства, наша вера со­существуют в рамках одной личности — нашей. Бог не подойдет к нам тайной тропкой, ведущей и обход на­шей личности, или напролом, или по запасной колее.

Он не станет сверлить отверстие в вашем черепе, что­бы через него влить Свою благодать. Склад вашей личности, в которую входит вера, — это еще и вмести­лище ваших чувств.

Возможно, мы сможем понять это, если представим себе внушительного вида, крупный, дорогой видео­центр, состоящий из телевизора, магнитофона и радио. Это красивый прибор. Но случись что-то неладное с транзисторами огромного агрегата — аудиосистема вы­йдет из строя. Почему? Каждый компонент — часть единого механизма. Если где-то происходит размыка­ние, портится конденсатор или транзистор, то это вли­яет на работу всех узлов. Почему? Они функционируют в одной системе.

Источники депрессий могут находиться за предела­ми чисто духовной сферы. Депрессия наступает пото­му, что вышло из строя какое-то «оборудование» — возможно, в узле физического самочувствия или в блоке балансировки эмоций и личности. Транзисторы испортились, связь нарушилась, и это отразилось на духовной жизни.

Вот что писал о себе Бренгль, этот великий верую­щий: «И меня охватило такое уныние и такая депрес­сия, которых раньше у меня не было... Казалось, что Бога не существует. Смерть казалась моей бесконечной целью. Жизнь потеряла свою славу, прелесть и смысл... Молитва не приносила облегчения; казалось, что я уте­рял дух и силу молитвы» («Портрет пророка», с. 214).

Используя предыдущий пример, можно сказать: с нашим передатчиком ничего не случилось; Божья лю­бовь продолжала поступать. Радиостанция транслиро­вала прекрасную музыку, телевизионный передатчик посылал точное изображение, но мы не слышали зву­ка, и экран телевизора «рябил». Почему? Потому что произошли неполадки в принимающем блоке.

То же случилось с Бренглем. Он был очень мудрым человеком. Несмотря на бунт своих чувств, он осозна­вал, что Бог есть. В каждом предложении он использу­ет слово «казалось». «Казалось, что Бога не существу­ет... Смерть казалась моей целью». Это сам Бренгль выделил курсивом слово «казалось»!

Вам случалось переживать момент полной переме­ны чувств? Вечером вы ложились спать, и все было прекрасно. На следующее утро вы просыпались, и не было ничего прекрасного. Вы не можете понять, от­чего это произошло. Вчера вы были счастливы. Вы предвкушали наступление великого дня. Но что-то случилось, и ваше отношение изменилось. Ваши чув­ства, действия и восприятие действительности сегод­ня совершенно иные. Дело в том, что вы никогда не бываете один. Бог рядом, но и сатана не дремлет. Сатана сидит на краю вашей кровати и старается раз­глядеть щель, через которую можно проникнуть в ва­шу личность. Почему? Потому что сатана — житель духовного мира, он знает то, что нам с вами еще пред­стоит узнать: то, что влияет на ваше физическое со­стояние, может повлиять и на духовное. Поэтому он старается превратить эмоциональную депрессию в депрессию духовную. Сатана всем своим естеством желает вашего духовного поражения. Он хочет, чтобы ваши вышедшие из строя эмоции вывели из строя ве­ру. Он в курсе ваших немощей; он видит глубины ва­шего духа и старается пробраться в самый центр ва­шего естества.

Знаете, как сатана добивается победы? Он хочет вывести вас из игры. Он хочет, чтобы депрессия фи­зиологическая вылилась в духовное поражение, со­мнение, упадок духа.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.