|
Иные характеристики содержания программы
Педагогическая диагностика
| Критерии оценивания
| Развитие познавательно-исследовательской деятельности
| Приобщение к социокультурным ценностям
| Формирование элементарных математических представлений
| Ознакомление с миром природы
| Умеет выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма. величина).
| Умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
| Имеет элементарные представление о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности.
| Имеет представление о правилах поведения в общественных местах.
| Сравнивает количество предметов в группах до пяти на основе счёта, приложением, наложением.
| Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, а также шаре, кубе.
| Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении.
| Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток.
| Умеет замечать и называть изменения в природе. Устанавливает простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.
| Знает и называет некоторые растения и животных, знает, какую пользу они приносят человеку. Знает об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.
| Низко формализованные
|
Наблюдение, игра, беседа.
| Сроки проведения
| Ноябрь
Апрель
| | | | | | | | | | | |
Педагогическая диагностика
| Критерии оценивания
| Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
| Ребёнок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
| Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
| Ознакомление с миром природы
| Умеет делиться с товарищем, даёт правильную оценку хороших и плохих поступков.
| здороваться, прощаться, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за услугу, не вмешиваться в разговор взрослых
| Имеет первоначаль
ное представле
ние о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.).
| Свободно ориентируется в помещениях детского сада. Умеет бережно относиться к вещам, ставит их на место.
| Умеет самостоятельно одеваться. Раздевать
ся, складыва
ет и убирает одежду, приводит её в порядок.
| Самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончанию работу. Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.
|
Соблюдает элементарные правила безопасности.
| Соблюдает элементарные правила дорожного движения, различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение, понимает значение сигналов светофора. Узнаёт и называет некоторые дорожные знаки.
| Низко формализованные
|
Наблюдение, игра, беседа.
| Сроки проведения
| Ноябрь
Апрель
| | | | | | | | | |
Организационный раздел
Данная программа рассчитана на детей 4-5 лет. Объем образовательной нагрузки дозируется, не превышает максимальную нагрузку допустимую правилами и нормами нагрузки по действующему СанПиН 2.4.1.3049-13. Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности – не более 20минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная область
| Периодичность
| Интеграция
| Формирование элементарных математических представлений
| 1 раз в неделю
|
| Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с миром природы. Приобщение к социокультурным ценностям
| 1 раз в неделю
| Социально –коммуникативное развитие
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
Название раздела (предмета, дисциплины, образовательной области) учебного курса
| Материалы, оборудование
| Учебно-наглядные пособия
|
ФЭМП
| Раздаточный счетный материал, индивидуальные наборные карточки, геометрические фигуры,
| Наглядный счетный материал
Набор геометрических фигур
|
Познавательное развитие. Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Ознакомление с природным окружением. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы.
| Муляжи овощей
Муляжи фруктов
Фигурки диких животных
Фигурки домашних животных
| Наглядно- дидактические пособия
· Животные жарких стран
· Животные средней полосы
· Ягоды садовые
· Ягоды лесные
· Деревья
· Домашние животные
· Фрукты
· Рептилии
· Космос
· Птицы
· Цветы
Книга –раскладушка по правилам дорожного движения
Дорожные знаки
Дидактические куклы (врач, повар, Буратино, интерактивная кукла, кукла в национальной чувашской одежде, матрешка)
Чувашский и Российский флаги
Посуда с чувашским орнаментом
Салфетки с чувашской вышивкой
|
3.1 Календарно-тематический план по образовательной области
Познавательное развитие.
Формирование элементарных математических представлений в средней группе
Месяц
| Название раздела
| Тема недели
| Совместная образовательная
деятельность
| Программное содержание
| Сентябрь
|
Познание. ФЭМП
| Детский сад
| · Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько.
· Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
· Упражнять в определении пространственных направлений от себя и назывании их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.12-13).
|
| Игрушки
| · Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.
· Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр. 13-14).
|
| Осенние цветы
| · Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
· Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сранвения словами: длинный – короткий, длинне – короче, широкий – узкий, шире – уже.
· Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.14-15).
|
| Ягоды
| · Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
· Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сранвения словами: длинный – короткий, длинне – короче, широкий – узкий, шире – уже.
· Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь).
(И.А. Помораева, В.А. Позина стр.).
|
| Овощи
| · Упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме, определяя их равенство
· или неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.
· Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)
(И.А. Помораева, В.А. Позина стр.).
| Октябрь
Ноябрь
| Познание. ФЭМП
| Овощи
| · Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
· Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
· Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.15-17).
|
| Фрукты
| · Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».
· Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем.
· Закреплять умение различать левую и правую руки, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево, направо, слева, справа.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.17-18).
| Познание. ФЭМП
| Грибы
Я вырасту здоровым
| · Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
· Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче, широкий – низкий, выше – ниже.
· Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.18-19).
|
| Осень
| · Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».
· Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
· Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.19-21).
|
| Деревья осенью
Мой дом, мой город
| · Закреплять умение считать в пределах 3, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
· Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы, обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.21-22).
|
|
| Посуда
Тайны леса
| · Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
· Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
· Развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей. (стр.23-24).
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.23-24).
| НОЯБРЬ
|
| Мой дом, мой город
Тайны леса
| · Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
· Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
· Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.
(И.А.Помораева, В.А.Позина, стр24-25)..
|
| Птицы перелетные
Зима
| · Познакомить с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?».
· Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
· Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
(И.А.Помораева, В.А.Позина, стр.25-27).
| Познание. ФЭМП
| Домашние животные
Зима
| · Продолжать учить считать в пределах 5, знакомить с порядковым значением числа 5, отвечать на вопросы на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
· Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения выражениями, например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки».
· Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
(И.А.Помораева.В.А.Позина. стр.28-29).
| Декабрь
|
| Дикие животные
| · Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
· Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – узкая дорожка».
· Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).
(И.А.Помораева, В.А.Позина. стр.29-30).
| Познание. ФЭМП
| Одежда
| · Продолжать формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5), закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
· Познакомить с цилиндром, учить различать шар и цилиндр.
· Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
(И.А.Помораева, В.А.Позина, стр.30-31).
|
| Зима
| · Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу.
· Продолжать уточнять представления о цилиндре, закреплять умение различать шар, куб, цилиндр.
· Закреплять представление о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
(И.А. Помораева, В.А. Позина,стр.32.)
| Познание. ФЭМП
| Новый год
| · Закреплять умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов на основе счета.
· Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине), обозначать результаты сравнения соответствующими выражениями, например: «Длинная и широкая – большая дорожка, короткая и узкая – узкая дорожка».
· Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).
(И.А.Поморанева, В.А. Позина,)
| ДЕКАБРЬ
|
| Повторение темы
| · Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу и названному числу.
· Познакомить со значением слов далеко – близко.
· Развивать умение составлять целостное изображение предмета из его частей.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.33).
| Январь
| Познание. ФЭМП
| Зимующие птицы
| · Упражнять в счете звуков на слух в пределах 5.
· Уточнить представления о значении слов далеко – близко.
· Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
(И.А.Помораева, В.А.Позина,стр.33-34).
|
| Кто живет в воде
| · Упражнять в счете звуков в пределах 5.
· Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
· Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрический фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
(И.А.Помораева, В.А. Позина, стр.35).
| Познание. ФЭМП
| Транспорт
| · Упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
· Объяснить значение слов вчера, сегодня, завтра.
· Развивать умение сравнивать предметы по их пространственному расположению (слева, справа, налево, направо).
(И.А.Помораева,В.А. Позина, стр.36-37).
| Февраль
| Познание. ФЭМП
| Труд земной
| · Продолжать упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 5.
· Закреплять представления о значении слов вчера, сегодня, завтра.
· Учить сравнивать три предмета по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: широкий, уже, самый узкий, самый широкий.
(И.А.Помораева, В.А. Позина,стр.37-39).
|
| Познание. ФЭМП
| Комнатные растения
| · Учить считать движения в пределах 5.
· Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
· Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий, шире, самый широкий.
(И.А. Помораева, В.А. Позина.стр.39-40).
| Познание. ФЭМП
| Моя Республика
| · Учить считать движения в пределах 5.
· Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.
· Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.
(И.А. Помораева, В.А. Позина.стр.39-41).
| Познание. ФЭМП
| День защиты отечества
| · Учить воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
· Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
· Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь.
(И.А. Помораева, В.А. Позина,стр.40-41).
| Март
|
| Наши мамы
| · Упражнять в умении воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5).
· Учить двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо).
· Закреплять умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.41-42).
|
| Явления природы
| · Закреплять умение двигаться в заданном направлении.
· Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).
· Учить сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, больше.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.42-43).
| Познание. ФЭМП
| Весна
| · Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.
· Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
· Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.44-45).
|
| Любимая сказка
| · Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).
· Упражнять в умении сравнивать 4-5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.
· Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.
(И.А. Помораева, В.А. Позина, стр.45-46).
| Познание. ФЭМП
| Профессии
| · Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).
· Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.
· Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
(И.А.Помораева, В.А. Позина,стр.46-47).
| АПРЕЛЬ
| Животные Африки
| · Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов.
· Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий.
Упражнять в умении находить одинаковые игрушки по цвету или величине
| Апрель
| Познание. ФЭМП
| День космонавтики
| · Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
· Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.
· Совершенствовать представления о значении слов далеко - близко.
(И.А.Помораева, В.А. Позина, стр.47-48).
|
| Посуда, мебель
| · Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на
· вопросы «Сколько?», «Который по счету?» и т. д.
· Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
· Совершенствовать умение устанавливать последовательность частей суток: утро, вечер, ночь.
(И.А. Помораева, В.А. Позина,стр.48-50).
|
| Насекомые
| · Упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 5).
· Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом.
· Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
(И.А. Помораева, В.А. Позина,стр.50-51).
| Май
| Познание. ФЭМП
| О Родине, День Победы
| · Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).
· Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, больше.
· Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные направления относительно себя соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
(И.А. Помораева, В.А.Позинастр.51-52).
|
| лето
| Работа по закреплению программного материала.
|
4.
Календарно – тематический план
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|